Напоминание

Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа «Определение направлений и расстояния по плану местности»


Автор: Сысоенко Людмила Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Нижне-Калиновская СОШ
Населённый пункт: с.Лысогорка, Кашарского рай-на, Ростовской обл.
Наименование материала: Открытый урок географии
Тема: Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа «Определение направлений и расстояния по плану местности»
Дата публикации: 22.10.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий открытого урока

Тема: Масштаб. Способы определения расстояний на местности.

Практическая работа «Определение направлений и расстояния по плану

местности»

Предмет: География

Класс: 5

Цель: Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.

2. Научить детей пользоваться масштабом; переводить из численного в

именованный и обратно.

3. Закрепить понятие “план местности” и знания о способах изображения

объектов местности на плане.

Задачи:

образовательные: Организовать деятельность учащихся для закрепления

понятия «масштаб», закрепить знания учащихся при решении задач двумя

способами: с помощью определения и пропорций, показать связь математики

с географией.

развивающие:

установление интеграционных связей между понятием

«масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления

учащихся,

умения

сравнивать

и

анализировать,

проводить

аналогии,

применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;

воспитательные: содействовать формированию мировоззренческих понятий

«целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по

различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в

ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества.

Продолжительность: 1 урок – 40 минут

Тип

урока:

урок

повторения

ранее

изученного

материала,

его

систематизация и применение в новых условиях.

Оборудование:

географические

карты,

атласы,

глобус,

карточки

по

географии, линейка.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте,

ребята!

Проверяем

присутствующих

и

отсутствующих. Для успешной работы на уроке мы приготовили все

необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Проверим ваши знания, вам нужно ответить на вопросы.

1. Что значит ориентироваться в пространстве?

(Определять собственное местонахождение в отношении стран света и

окружающей местности).

2. Каково значение компаса, как ориентироваться по компасу?

(Компас – это прибор для определения стран света).

3. Что такое азимут?

(Азимут – это угол между указателем стрелки компаса, ориентированном

на север и направлением на какой-либо удаленный предмет.)

5. Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

(План местности - это чертеж небольшого участка местности с помощью

условных знаков.)

1. Тренировочная работа: На листах лежащих у ребят, замените слова в

приведенном рассказе условными знаками.

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3).

Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался

смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на

просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к

озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы

подошли к дому лесника (11) - цели нашего пути.

Выставляются только хорошие оценки.

2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в

практической жизни человека.

- В каких ситуациях вы можете использовать план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности в жизни?

3.

Сообщение

темы,

цели,

задач

урока

и

мотивация

учебной

деятельности.

Учитель:

Ребята, попробуйте самих определить с каким понятием мы

сегодня с вами познакомимся. А для этого выполним буквенный диктант:

выслушав загадку, учащиеся записывают в тетрадь только первую букву

слова – отгадки.

На слайдах появляется по очереди текст загадок:

1.

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах:

Через сушу, океаны пролегли…(меридианы)

2.

У меня в столе хранится шар земной на ста страницах - (атлас)

3.

Главный город государства,

Хоть республики, хоть царства.

Тут смекалка пригодится:

Вот Москва, она- ….(столица)

4.Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет (школа)

5.Развернули дети голубые сети,

Но за партой, а не в речке,

Не на рыб, а на словечки. (тетрадь)

6.

Так называется угол между направлениями на север и

На какой – либо предмет (азимут)

7.

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша,

В окруженье диких скал,

Это озеро – … (Байкал)

4. Изучение нового материала.

В результате отгадывания загадок узнаем понятие «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане

или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.

Занимаясь

хозяйственной

деятельностью,

человек

с

помощью

схематического рисунка изображал определённую поверхность Земли и

находящиеся на ней объекты, создавая подробный чертёж небольшого

участка местности в уменьшенном виде, т. е. план.

Чтобы на плане или топографической карте изобразить территорию, её

необходимо уменьшить. Масштаб показывает размер уменьшения. Это

величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте

уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности. Масштаб

записывают в виде отношения чисел.

Например, 1:10 000. Это означает, что 1 см на карте соответствует 10

000 см (или 100 м) на местности.

Виды масштаба:

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель -

единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено

изображение, 1:10000 (1 см карты соответствуют 10000 см на местности).

Запомни! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.

Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое

расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке.

Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими

длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности.

Например, в 1 см 5 км.

Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты

для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию,

разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются

соответствующие ему расстояния на местности.

Физкультминутка

Встанем, дети, (встали) скажем тихо:

раз, два, три, четыре, пять. (шагаем)

Приподнялись, (поднялись на носочках)

чуть присели (приседаем)

и соседа не задели, (садимся)

Потянулись(встают на носочки)

Улыбнулись(поворачиваются в стороны)

И на место опустились(ровненько сели)

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Мы изучили новую тему, теперь давайте проверим ваши знания по

этой теме.

1.

Переведите численный масштаб в именованный.

1.

1:200 (в 1 сантиметре 2 м)

2.

1:10000 (в 1 сантиметре 100 м)

3.

1:750000 (в 1 сантиметре 7,5 км)

4.

1:1000000 (в 1 сантиметре 10 км)

1.

Переведите именованный масштаб в численный.

1.

В 1 сантиметре 200 метров (1: 20000)

2.

В 1 сантиметре 1 км (1:100000)

3.

В 1 сантиметре 20 км (1:2000000)

4.

В 1 сантиметре 25 км (1:2500000)

5.

В 1 сантиметре 100 км (1:10000000)

А теперь вернемся к нашим Маршрутным листам. Возьмите ваши линейки и

измерив расстояние между пунктами определите масштаб.

Расстояние между пунктами А и В - переведите численный масштаб.

Расстояние между пунктами В и С - переведите именованный масштаб.

6. Обобщение и систематизация.

Ребята, давайте подведём итог урока.

Учитель: Итак, что же такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?

7. Итог урока.

Учитель: Наш урок завершён. Я довольна, что вы активно работали и

хорошо усвоили тему. Приобретенные на уроке знания помогут вам в

дальнейшем изучении географии.

8. Домашнее задание



В раздел образования