Автор: Рахимкулова Элина Зуфаровна
Должность: магистр
Учебное заведение: СФ УУНиТ
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ"
Дата публикации: 22.10.2025
Раздел: высшее образование
КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
У ПОДРОСТКОВ
Рахимкулова Элина Зуфаровна
магистр
Научный руководитель: Газизова Регина Расиховна
канд.психол.наук., доцент
ФГБОУ ВО
«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»
Стерлитамакский филиал УУНиТ, г. Стерлитамак
Аннотация.
В
статье
приведено
определение
«отклоняющееся
поведение»; описаны его причины; охарактеризованы направления работы по
профилактике и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.
Annotation. The article provides a definition of "deviant behavior"; describes
its causes; and outlines the areas of work for the prevention and correction of deviant
behavior in adolescents..
Ключевые слова: отклоняющееся поведение; подростки.
Keywords: deviant behavior; teenagers.
Современное общество столкнулось с нарастающими тенденциями
проявления
отклоняющегося
поведения
среди
подростков.
Именно
в
подростковом
возрасте
наиболее
интенсивно
формируется
характер,
происходит становление своей личности. Родителей и педагогов беспокоит
увеличение обращений числа к психологам, врачам
с жалобами на
подростковую
агрессию,
раннюю
алкоголизацию
и
наркоманию,
компьютерную зависимость. Устойчиво нарушение социальных норм наносит
вред самому подростку, подрывает доверие родных и
учителей. Данным
вопросом занимаются не только близкие люди несовершеннолетнего, но и
юристы,
неврологи,
психиатры,
социологи
и
клинические
психологи.
Проявления
девиантного
(отклоняющегося)
поведения
могут
быть
последствиями
депрессии,
стресса,
внутреннего
напряжения,
тревоги,
неуверенности в себе, неудовлетворенной потребности в
признании и
уважении,
непринятие
со
стороны
родителей,
отсутствие
навыков
саморегулирования.
Общее определение отклоняющегося поведения можно сформулировать
как устойчивое, повторяющееся поведение, которое отклоняется от норм,
признанных в обществе. Примеры такого поведения включают кражи, акты
вандализма,
склонность
к
различным
химическим
и
не
химическим
зависимостям.
Отклоняющееся
поведние
является
более
широким
термином,
включающее
в
себя
весь
спектр
действий,
начиная
от
чрезмерного
употребления алкоголя и курения, заканчивая нарушениями законов и
социальных
норм.
Данное
поведение
направлено
на
удовлетворение
кратковременных потребностей ценой долговременного ущерба организму,
межличностных отношений и психике.
Социолог Э.Дюркгейм доказал, что для любого общества характерен
некоторый процент девиантности, что является нормальным явлением[1].
Навыки критически мыслить ещё не сформированы, поэтому молодые
люди 14–22 лет могут легко поддаваться внушаемости и чужому влиянию [2].
К тому же личности всегда проще скопировать поведение человека из близкого
окружения, особенно ребёнку или подростку. Он наблюдает за другими и
просто заимствует их действия. Для того чтобы поведение отклонилось от
нормы, достаточно, что называется, просто попасть не в ту компанию.
На практике девиантное поведение формируется благодаря влиянию
сразу нескольких факторов. Считается, что основными из них являются
следующие:
воспитание в дисфункциональной семье, где значимые взрослые страдали
зависимостями, в семье присутствовало насилие или, напротив, прибегали к
гиперопеке, попустительству;
неуравновешенность:
лабильность
психических
процессов,
высокий
уровень нервно-эмоциональной возбудимости могут быть обусловлены
темпераментом и характером ребёнка;
высокий уровень агрессии — ребёнок может «считывать» негативный
пример с другого члена семьи или представителей ближайшего окружения,
а также страдать от невозможности удовлетворить свои потребности;
социально-педагогическая
запущенность
или
попросту
нехватка
воспитания, внимания со стороны родителей и педагогов;
любое психологическое неблагополучие — оно может быть вызвано
социально-бытовой неустроенностью, буллингом в детском коллективе;
другие
причины:
незанятость
полезными
видами
деятельности,
безнадзорность и прочее [3].
Работа по профилактике отклоняющегося поведения должна начинаться
до появления первых симптомов и подозрений. Она включает целый комплекс
мероприятий,
нацеленных
на
предотвращение
возможных
рисков
и
минимизацию влияния факторов, провоцирующих данное поведение.
1. Информирование и просветительная работа. Одним из важных
аспектов профилактики является расширение осведомленности подростков,
родителей
и
педагогов
о
факторах
риска
и
механизмах
развития
отклоняющегося поведения. Проводятся лекции, тренинги, терапевтические
группы, вебинары, встречи с психологами и специалистами по детской и
подростковой психиатрии. В ходе таких мероприятий внимание акцентируется
на
важности
раннего
обращения
за
помощью
и
разъясняется
суть
отклоняющегося поведения.
2. Поддерживающая среда и культура заботы о здоровье. Создание
здоровой и комфортной обстановки в школе и семье – ключевой элемент
профилактики. Здесь речь идёт о снижении агрессии и нетерпимости,
повышении толерантности и уважения друг к другу.
3. Развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости. Одной из
главных задач профилактики является укрепление способности подростков
регулировать своё эмоциональное состояние и справляться со стрессом
здоровым образом. Этому способствуют физические упражнения, , арт-терапия,
песочная терапия, йога, дыхательные техники, прогулки на свежем воздухе и
другие здоровые стратегии преодоления стресса.
4.
Межведомственное
сотрудничество
и
координация
усилий.
Эффективная профилактика невозможна без интеграции усилий различных
ведомств
и
институтов
общества.
Государственные
органы
власти,
министерства здравоохранения, образования, правоохранительные органы,
общественные объединения и СМИ должны согласованно взаимодействовать в
деле предупреждения отклоняющегося поведения [4].
Коррекционная работа проводится индивидуально или в малых группах и
основана на современных принципах психотерапии и реабилитации. Целью
вмешательства является изменение патологического стереотипа поведения и
замена его адаптивными моделями реагирования. Основные направления
коррекционного процесса включают следующие мероприятия:
1. Психотерапия. Методики индивидуальной и семейной терапии
применяются широко и доказали свою эффективность. Под руководством
опытных
психологов
подростки
и
их
родители
осваивают
навыки
регулирования эмоций, терпимого отношения друг к другу и повышают навыки
общения. Семейная терапия необходима для исправления дисфункциональных
взаимоотношений внутри семьи и устранения травматических воспоминаний,
вызванных плохим обращением и равнодушием.
2.
Реабилитационные
мероприятия.
Реабилитационный
процесс
направлен на возвращение подростка к нормальной жизнедеятельности,
восстановление утраченных навыков и приобретение новых компетенций.
Широко
применяется
физическая
реабилитация,
включающая
лечебную
гимнастику,
массаж,
водные
процедуры
и
другие
оздоровительные
мероприятия. Трудовая терапия и профессиональная ориентация позволяют
подросткам развить полезные навыки и занять достойное место в обществе.
Творческое выражение (театр, музыка, рисование) помогает молодым людям
раскрыть потенциал и почувствовать ценность своей личности.
3. Общественная интеграция и ресоциализация. Интеграция подростка в
сообщество здоровых сверстников и взрослых, имеющих положительный
пример поведения, даёт мощный импульс к выздоровлению. Создаются
специализированные клубы, кружки, секции, позволяющие наладить дружеские
связи и приобрести опыт конструктивного взаимодействия. Проекты по
занятости
подростков
обеспечивают
дополнительное
пространство
для
самореализации
и
укрепления
чувства
полезности
обществу.
Трудовое
устройство, стажировки, волонтёрство предоставляют подросткам уникальную
возможность ощутить значимость и востребованность [4].
Проблема склонности подростков к девиантному поведению остаётся
значимой и сложной задачей для современного общества. Однако научно
обоснованная система профилактики и коррекции может существенно снизить
риск возникновения таких состояний и сохранить здоровье подрастающего
поколения.
Предупредительные
меры,
включающие
информационную
деятельность, развитие стрессоустойчивости, создание поддерживающей среды
и интеграцию усилий государственных органов и гражданского общества,
являются ключевыми в борьбе с этой проблемой. Специалисты и родители
должны помнить, что любое проявление подросткового кризиса — это сигнал,
который требует внимания к внутреннему миру ребёнка и принятия мер для
своевременного выявления и нейтрализации потенциальных угроз.
Список литературы
1.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.:
Терра-Книжный Клуб, 2008. – 352 с.
2.
Ветрова, Е. В.
Причины
формирования
девиантного
поведения
/
Е. В. Ветрова, А. В. Никишкин, В. М. Ветров // Государственная служба и
кадры. — 2021. — № 5. — С. 197–199.
3.
Лаверычева, И. Г.
Альтруизм
и
эгоизм
как
основа
нравственной
определённости / И. Г. Лаверычева // Вестник Санкт-Петербург. ун-та.
Международные отношения. — 2008. — Сер. 6, Вып. 1. — С. 196–208.
4.
Профилактика
саморазрушающего
поведения
обучающихся:
методические рекомендации / авт.-сост. С.А. Кузикова, Е.В. Куренная. –
Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.