Напоминание

"КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ"


Автор: Рахимкулова Элина Зуфаровна
Должность: магистр
Учебное заведение: СФ УУНиТ
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ"
Дата публикации: 22.10.2025
Раздел: высшее образование





Назад




КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

У ПОДРОСТКОВ

Рахимкулова Элина Зуфаровна

магистр

Научный руководитель: Газизова Регина Расиховна

канд.психол.наук., доцент

ФГБОУ ВО

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

Стерлитамакский филиал УУНиТ, г. Стерлитамак

Аннотация.

В

статье

приведено

определение

«отклоняющееся

поведение»; описаны его причины; охарактеризованы направления работы по

профилактике и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.

Annotation. The article provides a definition of "deviant behavior"; describes

its causes; and outlines the areas of work for the prevention and correction of deviant

behavior in adolescents..

Ключевые слова: отклоняющееся поведение; подростки.

Keywords: deviant behavior; teenagers.

Современное общество столкнулось с нарастающими тенденциями

проявления

отклоняющегося

поведения

среди

подростков.

Именно

в

подростковом

возрасте

наиболее

интенсивно

формируется

характер,

происходит становление своей личности. Родителей и педагогов беспокоит

увеличение обращений числа к психологам, врачам

с жалобами на

подростковую

агрессию,

раннюю

алкоголизацию

и

наркоманию,

компьютерную зависимость. Устойчиво нарушение социальных норм наносит

вред самому подростку, подрывает доверие родных и

учителей. Данным

вопросом занимаются не только близкие люди несовершеннолетнего, но и

юристы,

неврологи,

психиатры,

социологи

и

клинические

психологи.

Проявления

девиантного

(отклоняющегося)

поведения

могут

быть

последствиями

депрессии,

стресса,

внутреннего

напряжения,

тревоги,

неуверенности в себе, неудовлетворенной потребности в

признании и

уважении,

непринятие

со

стороны

родителей,

отсутствие

навыков

саморегулирования.

Общее определение отклоняющегося поведения можно сформулировать

как устойчивое, повторяющееся поведение, которое отклоняется от норм,

признанных в обществе. Примеры такого поведения включают кражи, акты

вандализма,

склонность

к

различным

химическим

и

не

химическим

зависимостям.

Отклоняющееся

поведние

является

более

широким

термином,

включающее

в

себя

весь

спектр

действий,

начиная

от

чрезмерного

употребления алкоголя и курения, заканчивая нарушениями законов и

социальных

норм.

Данное

поведение

направлено

на

удовлетворение

кратковременных потребностей ценой долговременного ущерба организму,

межличностных отношений и психике.

Социолог Э.Дюркгейм доказал, что для любого общества характерен

некоторый процент девиантности, что является нормальным явлением[1].

Навыки критически мыслить ещё не сформированы, поэтому молодые

люди 14–22 лет могут легко поддаваться внушаемости и чужому влиянию [2].

К тому же личности всегда проще скопировать поведение человека из близкого

окружения, особенно ребёнку или подростку. Он наблюдает за другими и

просто заимствует их действия. Для того чтобы поведение отклонилось от

нормы, достаточно, что называется, просто попасть не в ту компанию.

На практике девиантное поведение формируется благодаря влиянию

сразу нескольких факторов. Считается, что основными из них являются

следующие:

воспитание в дисфункциональной семье, где значимые взрослые страдали

зависимостями, в семье присутствовало насилие или, напротив, прибегали к

гиперопеке, попустительству;

неуравновешенность:

лабильность

психических

процессов,

высокий

уровень нервно-эмоциональной возбудимости могут быть обусловлены

темпераментом и характером ребёнка;

высокий уровень агрессии — ребёнок может «считывать» негативный

пример с другого члена семьи или представителей ближайшего окружения,

а также страдать от невозможности удовлетворить свои потребности;

социально-педагогическая

запущенность

или

попросту

нехватка

воспитания, внимания со стороны родителей и педагогов;

любое психологическое неблагополучие — оно может быть вызвано

социально-бытовой неустроенностью, буллингом в детском коллективе;

другие

причины:

незанятость

полезными

видами

деятельности,

безнадзорность и прочее [3].

Работа по профилактике отклоняющегося поведения должна начинаться

до появления первых симптомов и подозрений. Она включает целый комплекс

мероприятий,

нацеленных

на

предотвращение

возможных

рисков

и

минимизацию влияния факторов, провоцирующих данное поведение.

1. Информирование и просветительная работа. Одним из важных

аспектов профилактики является расширение осведомленности подростков,

родителей

и

педагогов

о

факторах

риска

и

механизмах

развития

отклоняющегося поведения. Проводятся лекции, тренинги, терапевтические

группы, вебинары, встречи с психологами и специалистами по детской и

подростковой психиатрии. В ходе таких мероприятий внимание акцентируется

на

важности

раннего

обращения

за

помощью

и

разъясняется

суть

отклоняющегося поведения.

2. Поддерживающая среда и культура заботы о здоровье. Создание

здоровой и комфортной обстановки в школе и семье – ключевой элемент

профилактики. Здесь речь идёт о снижении агрессии и нетерпимости,

повышении толерантности и уважения друг к другу.

3. Развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости. Одной из

главных задач профилактики является укрепление способности подростков

регулировать своё эмоциональное состояние и справляться со стрессом

здоровым образом. Этому способствуют физические упражнения, , арт-терапия,

песочная терапия, йога, дыхательные техники, прогулки на свежем воздухе и

другие здоровые стратегии преодоления стресса.

4.

Межведомственное

сотрудничество

и

координация

усилий.

Эффективная профилактика невозможна без интеграции усилий различных

ведомств

и

институтов

общества.

Государственные

органы

власти,

министерства здравоохранения, образования, правоохранительные органы,

общественные объединения и СМИ должны согласованно взаимодействовать в

деле предупреждения отклоняющегося поведения [4].

Коррекционная работа проводится индивидуально или в малых группах и

основана на современных принципах психотерапии и реабилитации. Целью

вмешательства является изменение патологического стереотипа поведения и

замена его адаптивными моделями реагирования. Основные направления

коррекционного процесса включают следующие мероприятия:

1. Психотерапия. Методики индивидуальной и семейной терапии

применяются широко и доказали свою эффективность. Под руководством

опытных

психологов

подростки

и

их

родители

осваивают

навыки

регулирования эмоций, терпимого отношения друг к другу и повышают навыки

общения. Семейная терапия необходима для исправления дисфункциональных

взаимоотношений внутри семьи и устранения травматических воспоминаний,

вызванных плохим обращением и равнодушием.

2.

Реабилитационные

мероприятия.

Реабилитационный

процесс

направлен на возвращение подростка к нормальной жизнедеятельности,

восстановление утраченных навыков и приобретение новых компетенций.

Широко

применяется

физическая

реабилитация,

включающая

лечебную

гимнастику,

массаж,

водные

процедуры

и

другие

оздоровительные

мероприятия. Трудовая терапия и профессиональная ориентация позволяют

подросткам развить полезные навыки и занять достойное место в обществе.

Творческое выражение (театр, музыка, рисование) помогает молодым людям

раскрыть потенциал и почувствовать ценность своей личности.

3. Общественная интеграция и ресоциализация. Интеграция подростка в

сообщество здоровых сверстников и взрослых, имеющих положительный

пример поведения, даёт мощный импульс к выздоровлению. Создаются

специализированные клубы, кружки, секции, позволяющие наладить дружеские

связи и приобрести опыт конструктивного взаимодействия. Проекты по

занятости

подростков

обеспечивают

дополнительное

пространство

для

самореализации

и

укрепления

чувства

полезности

обществу.

Трудовое

устройство, стажировки, волонтёрство предоставляют подросткам уникальную

возможность ощутить значимость и востребованность [4].

Проблема склонности подростков к девиантному поведению остаётся

значимой и сложной задачей для современного общества. Однако научно

обоснованная система профилактики и коррекции может существенно снизить

риск возникновения таких состояний и сохранить здоровье подрастающего

поколения.

Предупредительные

меры,

включающие

информационную

деятельность, развитие стрессоустойчивости, создание поддерживающей среды

и интеграцию усилий государственных органов и гражданского общества,

являются ключевыми в борьбе с этой проблемой. Специалисты и родители

должны помнить, что любое проявление подросткового кризиса — это сигнал,

который требует внимания к внутреннему миру ребёнка и принятия мер для

своевременного выявления и нейтрализации потенциальных угроз.

Список литературы

1.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.:

Терра-Книжный Клуб, 2008. – 352 с.

2.

Ветрова, Е. В.

Причины

формирования

девиантного

поведения

/

Е. В. Ветрова, А. В. Никишкин, В. М. Ветров // Государственная служба и

кадры. — 2021. — № 5. — С. 197–199.

3.

Лаверычева, И. Г.

Альтруизм

и

эгоизм

как

основа

нравственной

определённости / И. Г. Лаверычева // Вестник Санкт-Петербург. ун-та.

Международные отношения. — 2008. — Сер. 6, Вып. 1. — С. 196–208.

4.

Профилактика

саморазрушающего

поведения

обучающихся:

методические рекомендации / авт.-сост. С.А. Кузикова, Е.В. Куренная. –

Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.



В раздел образования