Напоминание

Системы работы классного руководителя по формированию культуры безопасности


Автор: Новикова Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Системы работы классного руководителя по формированию культуры безопасности
Дата публикации: 22.10.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

на тему: «Системы работы классного

руководителя по формированию

культуры безопасности»

Проблема создания безопасной среды в школе носит, безусловно,

комплексный и многоуровневый характер. И все же причины произошедших

в последнее время трагедий заключены не столько во внешней организации

системы безопасности (иногда сводимой к «механической» защите – охране

школ), сколько находятся в умах самих школьников. И потому лежат, прежде

всего, в плоскости воспитания. Как хорошо известно, воспитание

подрастающего поколения во все времена у всех народов считалось

важнейшей проблемой. Его значение для судьбы отдельной личности, целого

народа и всей человеческой цивилизации невозможно переоценить. Что

угрожает безопасности детей и подростков в школе? Совокупность угроз

можно разделить на две основные категории: угрозы внешние (всё, что

связано с риском физического воздействия со стороны старших: физическое

насилие, приобщение к наркотикам и.т.д., а также непредвиденные

проявления в виде стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций) и угрозы

внутренние (всё, что угрожает безопасности детей в связи с их возрастными

и индивидуально-психологическими особенностями). Любая травма ребёнка

– это стресс для родителей. Если ребёнок получил травму в школе, то

переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, и

классный руководитель. Учащиеся 8 кл

. (14-16

лет) – это самый

травмируемый возраст, что связано с повышенной эмоциональностью детей

и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. В этом

возрасте подростки становятся капризными, раздражительными, часто

вступают в конфликт с окружающими. У них часто формируется неприятие

раннее беспрекословно выполняемых требований, доходящее до упрямства,

что приводит к нарушению правил поведения, а, значит, и к травмам. Риск

возникновения травм обусловлен недисциплинированностью учащихся,

неумением распознать травмоопасную ситуацию, необученностью

навыкам поведения, физической слабостью, индивидуальными

особенностями развития. Поэтому работа классного руководителя должна

строиться в нескольких направлениях.

1.

Изучение индивидуально-психологических особенностей

учащихся класса (дневник наблюдения, проведения диагностик,

«Социометрия», «Социализированность личности», диагностик на

определение уровня конфликтности, межличностных отношений,

уровня воспитанности, интеллекта). Как правило, дети, получающие

травмы, имеют высокую склонность к риску, двигательно

расторможены, возбудимы, эмоционально неустойчивы,

предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут

себя в стрессовых ситуациях. Это дети с низкими качественными

характеристиками внимания и недостаточной координацией. Чаще

других подвержены травмам дети со сниженным интеллектом, с

нарушением функций контроля собственного поведения, а также дети,

плохо ориентирующиеся в пространстве из-за нарушений в здоровье.

Именно такие дети входят в группу риска и должны находится на

контроле не только у классного руководителя, но и у психолога и

медика. Профилактическую работу нужно проводить, учитывая

выявленные индивидуально-психологические особенности.

Целесообразны тренинговые занятия, которые помогают отработать

навыки поведения в типовых жизненных ситуациях. Тренинги «Мы,

наши права и наши обязанности», «Я и моя безопасность», к/ч

«Конфликты и пути их преодоления».

2.

Сплочение классного коллектива. Часть травм возникает от

действий окружающих, они содержат элемент насилия с

целенаправленным стремлением причинить боль и показать своё

превосходство перед одноклассниками. Поэтому задача классного

руководителя – сплочение классного коллектива через вовлечение всех

учащихся во внеклассные мероприятия (экскурсии, поездки, праздники

и.т.д.) и проведение тематических классных часов «Какой у нас

коллектив», «Учимся прощать», «Планета друзей» (ролевая игра).

Такие классные часы необходимо проводить не менее одного раза в

четверть.

3.

Разъяснительная работа. Пропаганда, воспитание и образование

в области безопасности. Инструктажи и беседы: «Правила поведения

в школе и общественных местах», «Правила поведения на дорогах»,

«Правила поведения на водоёмах, во время пожара». Такие беседы

проводятся каждую четверть перед каникулами, а также перед

поездками, экскурсиями, спортивными мероприятиями, праздниками.

Важно использовать активные методы работы: составление памяток и

рекомендаций по безопасному поведению на воде, в лесу, в походе, в

быту и.т.д., анализ конкретных ситуаций, просмотр видеофильмов,

проведение викторины «Пожарный эрудит» и к/ч «Культура поведения

в школе», «Устав школы – основной закон для школьников» и др.

4.

Пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой. Люди,

занимающиеся физкультурой, имеют преимущества: они здоровее

психически, менее подвержены стрессу, а, значит, и травме. Задача

классного руководителя – вовлекать всех учащихся в День здоровья,

спортивные соревнования, спортивные секции. Физические

упражнения благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат, а

это самый распространённый вид травмы в школе. Тематические

классные часы «В здоровом теле – здоровый дух», «Спорт – это жизнь»

и др.

5.

Работа с родителями. Существуют травмы, которые обусловлены

недосмотром родителей, отсутствием их контроля. На родительских

собраниях беседы о поведении детей в школе и вне школы и о

требованиях к одежде, обуви учащихся, индивидуальные беседы с

родителями о поведении учащихся, дежурство родителей на

внеклассных мероприятиях.

Только работа с классом по всем направлениям может снизить травматизм

среди учащихся.

Профилактика ДДТТ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема

всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах

необходимо начинать с самого раннего возраста.

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и

дисциплинированных участников дорожного движения.

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более

опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы

многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что

почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под

машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение

скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами

с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге,

как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки,

стереотипы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

1.

Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко

идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку

останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её

осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время

движения).

2.

Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия

(наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из

транспортного средства или осматривать проезжую часть).

3.

Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная

территория – место для игр).

4.

Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая

часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще

всего со всевозможными нарушениями).

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен

такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость;

неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование

условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении,

которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым;

переоценка своих возможностей; специфичность реакции на

приближающийся автомобиль и др.

Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге

может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим

личным своим примером.

Несколько советов родителям.

По дороге в школу или из него проводите беседы с детьми о безопасном

поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов,

докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет

видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза

надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду

неоновых цветов с отражающими полосками или специальными

отражателями.

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и

дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий,

несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это

происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения

на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий

этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство

дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил

безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Решающая роль школы в предупреждении детского травматизма, связанного

с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно

здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и

водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного

безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители,

особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают

правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами

нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая

работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их

элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования

психолого-педагогических знаний о воспитании детей.

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-

транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30 тыс.

человек, получают ранения свыше 180 тыс. чел. Ежегодно под колесами

автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся

инвалидами.

В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей

становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах,

в общественном транспорте, что должно стать естественной и неотъемлемой

частью всего учебно-воспитательного процесса школы.

Мир ребенка... Это особый, ни с чем не сравнимый, удивительный мир. И

как же бывает страшно и горько, когда в этот мир безжалостно врывается

несчастье.

Если в ДТП гибнет человек - это всегда трагедия, но когда обрывается

жизнь ребенка, то это не только огромная беда, но и всегда наша вина, вина

взрослых.

Ребенок не виноват, что его взрослые не научили, не предупредили, не

досмотрели, не уберегли. И в ответе за это в первую очередь родители.

Как же помочь им, нашим озорным, неосторожным, стремительным, не

знающим страха детям стать дисциплинированными, культурными и

внимательными пешеходами?

Начинать знакомство детей с правилами дорожного движения следует с

раннего возраста. Знание ПДД в этом случае сохраняется на всю жизнь. Дети

в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им, копируют их.

Поэтому родители должны не только хорошо знать правила дорожного

движения, соблюдать их, но и убедиться, что их дети владеют необходимыми

навыками поведения на улице.

Доверить ребенку самостоятельно проводить время на улице можно лишь

тогда, когда родители твердо уверены, что ребенок знает и выполняет

основные правила безопасного поведения на дорогах.

В нашей республике постоянно растет автомобильный парк, повышается

плотность транспортных потоков, интенсивность движения. За руль

автомобиля, другого личного транспорта ежегодно садятся десятки тысяч

новых водителей. В связи с этим особое значение приобретает проблема

обеспечения безопасного поведения на дорогах. Данной проблеме

традиционно уделяется первостепенное внимание. Правила дорожного

движения едины для взрослых и детей. Анализ результатов тестирования

детей и педагогов по ПДД показал, что до сих пор в выполнении ПДД

допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является

одной из достаточно важных проблем. С каждым годом увеличивается

количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы

хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-

транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием

детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной

опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам

дорожного движения без должного внимания.

Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны

прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое

поведение им привьют в школе. Бывает зачастую и так, что именно родители

подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в

местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние

сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-

транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-

15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного

движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок

в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке

на городских магистралях.

В разгар летних каникул многие дети отправляются отдыхать за пределы

своего населённого пункта и попадают совсем в другую, непривычную для

них обстановку. И если ребенок достаточно хорошо разбирается в Правилах

дорожного движения, родители могут быть спокойны за него.

Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный

подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги излишне

строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет

заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации.

Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент,

когда он ничем не занят и его внимание в вашем распоряжении. Перед

объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть малыш

почувствует свою значимость. Его внимание возле дороги должно быть

просьбой, а не требованием. Он должен понимать, что за него переживают и

ему грозит опасность. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения

наказания или упреков.

Еще одна распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со

мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как

перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается

повторить этот трюк.

Дети часто бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный

ответ: "Так быстрее!"

Попробуйте задать своему ребенку вопрос "Чем опасен бег через

проезжую часть?" Что они вам скажут? Часто дети дают ответы типа

"Водитель может наехать", "Можно споткнуться". Но это не самое главное.

"Можно не заметить машину" - вот самый важный и правильный ответ.

Во время бега наш мозг не воспринимает столько предметов, сколько во

время спокойного состояния, а мозг ребенка вообще не способен

регулировать движение более трех предметов, тогда как мозг взрослого

фиксирует движение до 10 предметов. А может ли мы смотреть по сторонам

во время бега? Конечно, нет!

Поэтому так важно выработать у детей устойчивый навык при переходе

продолжать наблюдать за дорогой в обе стороны! Ведь улица непрерывно

меняется.

Стоявшая машина может поехать, медленно ехавшая - ускорить движение.

Следовавшая прямо - неожиданно повернуть. Скрытая за другой стоявшей

машиной или за углом - вынырнуть. Поэтому наблюдение надо дублировать.

Делать при беге это не возможно, тот, кто бежит, взглядом устремлен вперед

и практически не может смотреть по сторонам.

Зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Снежный накат, гололед, даже

просто мокрый асфальт, политый или посыпанный противогололедными

реагентами, многократно увеличивают тормозной путь. Остановить

движущуюся машину становится в десятки раз сложнее!

Значит, только спокойный переход, только шагом, предельное внимание на

ней! Натренированная до автоматизма привычка поможет вашему ребенку

безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в

руках. Эта привычка станет просто охранной грамотой на дороге.

Давайте же будем больше любить и себя, и своих близких и больше ценить

наше здоровье и жизнь, чтобы с нами никогда не приключилось беды на

дороге.

Дети понимают, как беззащитны они в нашей взрослой жизни. И ждут, что

мы, взрослые, придем им на помощь...

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения

ребёнка на дороге:

своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами

только в объёме, необходимом для усвоения;

для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во

дворе, на дороге;

объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он

видит;

когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;

указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;

закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы

дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные

переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в

детский сад);

развивать пространственное представление (близко, далеко, слева,

справа, по ходу движения, сзади);

развивать представление о скорости движения транспортных средств

пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);

не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее

вреден, чем беспечность и невнимательность;

читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности

движения.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других

взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному

поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.



В раздел образования