Напоминание

презентация к уроку окружающий мир по теме "Искусственные сообщества", 3 класс


Автор: Жилина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Академический лицей №95 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: презентация к уроку окружающий мир по теме "Искусственные сообщества", 3 класс
Дата публикации: 22.12.2023
Раздел: начальное образование





Назад




03.10.23

Что объединяет картинки

Природное сообщество - совокупность растений,

животных, микроорганизмов, приспособленных

к условиям жизни на определенной территории,

влияющих друг на друга и на окружающую среду

Повторим

Природные сообщества

Естественные-

созданы

природой

Искусственные-

созданы

человеком

лес

пруд

луг

водоём

(болото, река, озеро)

поле

парк

огород

Что общего у этих природных сообществ?

Искусственные сообщества — сообщества

животных и растений, обитающих в условиях,

которые создал и поддерживает для них человек

Пруд - искусственный водоём, созданный для

разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство)

и водоплавающей птицы, а также для эстетики

(декоративный)

стрелолист

кувшинка белая

рогоз

осока,

камыш

Клоп-водомерка

Ж

ук-плавунец

Пиявка

Прудовик и катушка

Р

ыбы

Лягушка

Т

ритон

Утка

Цапля

Выдра

Все обитатели пруда связаны между собой

сложной сетью пищевых отношений

окунь

водоросли

окунь

водоросли

личинка

комара

мотыля

карась

карась

рак

водоросли

Восстановите цепи питания

окунь

цапля

щука

выдра

Пруды создают для разведения рыбы

и водоплавающей птицы.

Поле – это большой участок земли с травянистым

покровом без деревьев и кустарников.

Поле – это тоже природное сообщество, только

искусственное (созданное человеком для

выращивания культурных растений)

Поле – искусственное природное сообщество, (созданное

человеком) образованное культурными травянистыми растениями.

Полевые культуры

Зерновые – для изготовления

муки и круп:

рис, рожь, просо, кукуруза,

пшеница, гречиха, овёс,

ячмень

Технические - для изготовления

масла, крахмала и патоки, спирта,

пряжи и др:

подсолнечник, картофель, лён,

хлопчатник

Овощи для еды: капуста, морковь, свёкла, огурцы, картофель

Природное сообщество - поле

На полях люди выращивают зерновые культуры

рожь, пшеницу, овёс, ячмень, просо, кукурузу,

гречиху

Зерном называют плоды этих растений. Из них

получают главный продукт питания – хлеб,

а также корма для домашних животных

Растут на полях и овощные культуры: капуста,

свёкла, картофель, горох, морковь. Засевают

поля и кормовыми травами: люцерна, люпин.

На некоторых полях выращивают масляничные

и прядильные культуры: лён и хлопок

Вместе с культурными растениями на полях

вырастают сорняки. К сорнякам относятся такие

растения. Как осот, василёк полевой, лебеда,

вьюнок, пастушья сумка, пырей, сурепка

Обилие пищи на полях обеспечивает кормом их

обитателей. Особенно много здесь насекомых –

бабочек, цветочных мух, кузнечиков, пчёл,

шмелей, различных жуков

Есть среди них и вредители. Пищей им служат

листья, стебли, корнеплоды, зёрна полевых

растений.

Колорадский жук – страшный враг картофельных

полей.

Капустная белянка, тля – вредят овощным культурам

Но у растений есть и друзья. Рядом с колонией

тлей можно заметить поедающих их божьих

коровок. Насекомоядные птицы – жаворонок,

серая куропатка – тоже питаются насекомыми-

вредителями. Серая куропатка уничтожает

колорадских жуков и их личинок

Помогают полям грачи, галки, вороны. Когда

вспахивают землю, они выбирают из почвы

насекомых и их личинки

В полях живут и мелкие зверьки – любители

зерна. Это мыши и кроты. За мышами охотятся

ежи, горностаи и хищные птицы – сова,

пустельга, полевой лунь. Живет в полях и заяц-

русак. Цвет шерсти этого зайца к зиме не

меняется

ОБИТАТЕЛИ ПОЛЕЙ (перечисли)

Животные – вредители: колорадский жук, хлебная жужелица, жук-

кузька, тля, бабочка-белянка, саранча, мыши-полёвки

(объедают зерно, растения)

Полезные животные: божьи коровки, пчелы, бабочки (опыляют

растения, повышая урожай);

жаворонок, перепел, серая куропатка, галка, грач, ворона (питаются

вредными насекомыми), канюк, пустельга (питаются вредными

животными), ежи, совы (питаются мышами)

Все обитатели полей связаны между

собой сложной сетью пищевых

отношений

синица

пшеница

ёж

каруста

саранча

мышь

мышь

гусеница

пшеница

орёл

гадюка

ястреб

Поле не может существовать без участия человека.

Для получения высоких урожаев необходимы:

вспашка почвы, полив

обработка от насекомых-вредителей и сорняков,

своевременное внесение удобрений,

проведение снегозадержания зимой,

посев озимых культур.

Травянистые культурные растения, которые высеивают

осенью, называют озимыми (например, рожь и пшеница)

Парк - земельный участок с естественной или

специально посаженной растительностью,

обустроенными дорогами, аллеями, водоёмами,

предназначенный для отдыха. Как правило,

парки содержатся государством

Огород — относительно небольшой участок

земли, предназначенный преимущественно для

выращивания овощей. На огороде могут также

присутствовать посадки ягод и плодовых

деревьев. Обычно огород огорожен забором или

живой изгородью

Обитатели огорода

Животные - вредители

объедают листья, кору,

корни, повреждают цветки

и почки:

гусеницы бабочек, жуки,

тля.

Полезные животные

(насекомоядные) питаются

вредными насекомыми:

Птицы, жабы, лягушки,

божьи коровки и др.

Сорняки - растения,

которые ухудшают

условия роста

культурных растений,

снижают их урожай:

осот, вьюнок, бодяк,

дикая редька.

Культурные растения

нуждаются в

своевременном и

правильном уходе.

Огород не может существовать без участия человека

Отличительные признаки искусственных

сообществ от природных сообществ:

короткий срок формирования,

незамкнутый круговорот веществ,

ограниченное число видов животных

и растений,

быстрое истощение природных ресурсов,

неспособность существования без

вмешательства человека

Домашнее задание:

1.)Подготовиться к проверочной работе

по теме «Природные сообщества (РЛ о

29 .09 и 03.10)

2.) приготовить рассказ о природном

сообществе родного края (по желанию

на отметку) по плану :

1.

Название сообщества

2.

Животные и растения сообщества

3. 2-3 цепи питания

4. Значение сообщества для человека



В раздел образования