Автор: Сулейманова Айтач Теймур Кызы
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «ДС 74 «Земляничка»
Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКС РЕЛАКСАЦИОННЫХ ФИЗ.МИНУТОК «ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИКИ»
Дата публикации: 23.04.2025
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 74 «ЗЕМЛЯНИЧКА»
(МБДОУ «ДС № 74 «ЗЕМЛЯНИЧКА»)
КОМПЛЕКС РЕЛАКСАЦИОННЫХ ФИЗ.МИНУТОК
«ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИКИ»
из опыта работы
воспитателя Сулеймановой
Айтач Теймур кызы
АДАПТАЦИОННЫЕ,
направлены
на
установление
эмоционального
контакта «взрослый-ребенок, адаптации к условиям группы.
«ДАЙ РУЧКУ!»
Цель: установление контакта, развитие эмоционального общения «ребенок –
взрослый».
Атрибуты: браслет/ленточка.
Проведение: воспитатель подходит к ребенку и протягивает ему руку.
- Давай здороваться. Дай ручку! Посмотри какой у меня браслет, а как
блестит. Хочешь дам и тебе его?
Чтобы не испугать ребенка, не следует проявлять излишнюю напористость:
не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким,
спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или
детский стульчик. Необходимо, чтобы взрослый и ребенок находились на одном
уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗОНТИК»
Цель: создание теплых доверительных отношений между воспитателем
ребенком.
Атрибуты: прозрачный зонт.
Проведение:
зонтик помогает отвлечься от переживаний связанные с
расставанием с близкими людьми. Воспитатель с зонтиком в руках завлекает детей,
превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть вместе.
Воспитатель произносит стихотворение, а дети прячутся под зонтик. Между
воспитателем и ребенком устанавливается зрительный контакт. У ребенка уходит
страх перемещения по группе, общения со сверстниками.
Я возьму волшебный зонтик,
Спрячусь в нем, когда раскрою…
Это будет, словно мостик,
Между мною и тобою.
Из-под зонтика посмотрим,
А вокруг совсем не страшно,
Поиграем мы с тобою
Вместе весело попляшем!
Упражнение может применятся как в индивидуальной, так и в групповой
форме.
«ВОЛШЕБНЫЙ КОЛПАЧОК»
Цель:
развитие положительного эмоционального общения ребенка со
взрослым и сверстниками.
Атрибуты: колпачок.
Проведение: воспитатель показывает детям колпачок. Рассказывает, что это
не простой колпачок, а волшебный. У всех, кто его примерит, будет хорошее
настроение.
Дети по очереди надевают колпачок, улыбаются и здороваются. Можно
назвать своё имя. Если ребенок не говорит, то он может помахать ручкой.
Вместо колпачка можно использовать смешные очки, маску, ободок с
ушками.
РЕГУЛИРОВКА
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
И
СВОБОДНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направлены на активизацию и регулировку процессов
возбуждения и торможения ЦНС, активность/расслабление, снятие утомления.
КГН. Подготовка к приему пищи
«ХРЮШКА НЮША УМЫВАЛАСЬ»
Цель:
развивайте интереса к соблюдению культурно гигиенических
процедур.
Проведение:
воспитатель рассказывает стихотворение «Хрюшка Нюша
умывалась», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
Исходное положение: сидя на ковре, спина ровная, ножки выпрямлены и
вытянуты перед собой. Выполняем упражнение в соответствии с текстом
стихотворения.
Хрюшка Нюша умывалась,
Видно в гости собиралась. (растираем ладошки между собой)
Вымыла она ножки, (гладим ножки от кончиков пальцев к бедру)
Вымыла она животик. (гладим животик по часовой стрелке)
Вымыла она шейку, (растираем шейку от ушек к плечам)
Вымыла она щечки. (гладим щечки круговыми движениями)
Вымыла она носик, (гладим носик)
Вымыла она ушки, (растираем ушки)
Улыбнулась и сказала:
Чистой хрюшка
Нюша стала!
Хрюшка Нюша умывалась,
Видно в гости собиралась. (растираем ладошки до тепла между).
«НАДО, НАДО НАМ ПОМЫТЬСЯ!»
Цель:
развивайте интереса к соблюдению культурно гигиенических
процедур.
Проведение:
дети располагаются на ковре,
воспитатель рассказывает
стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
Надо, надо нам помыться! (Шагают)
Где тут чистая водица? (Разводят руки)
Кран откроем - ш-ш-ш (Вращение кистями рук)
Руки моем - ш-ш-ш (Имитируем мытье рук)
Щечки, шейку мы потрем и водичкой обольем.
(имитируем мытье щек и шеи)
Буль - буль - буль - журчит водица (Надуваем щеки)
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли, (Имитация мытья рук)
Нос и щеки не забыли. (Показывает на щеки и нос)
Не ленились вымыть уши (Показывают на уши)
И вытерли все посуши.
Вот так.
«АХ ТЫ, ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ»
Цель:
развивайте интереса к соблюдению культурно гигиенических
процедур.
Проведение:
дети располагаются на ковре,
воспитатель рассказывает
стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
Ах ты, девочка чумазая, (качают головой)
Где ты носик так измазала? (касаются кончика носа)
Кончик носа черный, (качают головой)
Будто закопченный.
- Я на солнышке лежала, (руки над головой, пальцы растопырены)
Нос кверху держала. (голову приподнимают)
Вот он и загорел.
«ГОЛОДНЫЙ ГНОМИК»
Цель: вызвать аппетит перед приемом пищи.
Проведение: воспитатель приглашает детей встать в круг и произносит
слова с одновременным показом движений, дети повторяют.
Мы голодные, как звери, (дети гладят живот)
Открывайте шире двери! (имитирует открытие двери)
На обед идём мы дружно,
Подкрепиться вновь нам нужно! (шагаем на месте)
Открывайте шире двери,
Нас кормите, повара,
Поедим мы на «Ура»! (имитируют как едят)
Сразу станем силачами,
Крепышами – Малышами! (показывают свои мышца)
«ВКУСНЫЙ ОБЕД»
Цель: вызвать аппетит перед приемом пищи.
Проведение:
дети располагаются на ковре, воспитатель рассказывает
стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
Я обед съедаю сам.
Открываю рот и - ам! (имитируют как едят)
Чтобы силы были, супчик мы сварили. (показывает силы, а затем как
суп варят)
Мой хороший аппетит в животе один сидит. (гладят живот)
Ножками топочет - он обедать хочет! (топают ногами)
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
(показывают, как кушают)
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».
«МЫ ПРИХОДИМ В МАГАЗИН»
Цель: вызвать аппетит перед приемом пищи.
Проведение:
воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его
движениями. Дети повторяют слова и движения.
Мы приходим в магазин, (ходьба на месте)
Без лукошек и корзин, (сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)
Чтобы хлеб купить, батон, (загибают пальцы правой и левой руки)
Молока и макарон,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Ряженку, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец, (руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают
пальцы рук)
Всё купили, наконец. (рукопожатие)
«АХ, КАКОЙ ЖЕ УРОЖАЙ»
Цель: вызвать аппетит перед приемом пищи.
Проведение:
воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его
движениями. Дети повторяют слова и движения.
Ах, какой же урожай, (дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай. (правой рукой выполняют хватательное движение и
опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки, (имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей, (наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей. («сорвать огурец» движение зубами с закрытым
ртом)
Срежь капусту, посоли, (правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак,
выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости. (отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску, (имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко. (выполнить наклон туловища вперёд, правую
руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай, (руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай. (руки развести в стороны, направив их движение к
себе)
Подготовка к режимному моменту. Включение в занятие
«АПЕЛЬСИН»
Цель: развитие навыка управления гневом и снижение уровня тревожности у
детей.
Проведение: дети располагаются на стульях в свободной расслабленной
позе, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Воспитатель предлагает ребенку
представить, что у него в правой руке апельсин. Далее, ребенку необходимо сжимая
ладонь имитировать выжимание из воображаемого апельсина сок (рука должна
быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 3 - 5 сек.). Дети разжимают кулачок и
откатывают апельсин (ручка становится теплой... мягкой…отдыхают…). Затем
апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой.
Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
«СМЕНА РИТМОВ»
Цель: активизировать внимание детей перед началом занятия.
Проведение: воспитатель начинает активно хлопать в ладоши и громко, в
такт хлопкам, считать: раз, два. Дети по подражанию присоединяются тоже, все
вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два... Постепенно воспитатель, а
вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее до полной
остановки. После воспитатель снова начинает активно хлопать, затем все
медленнее и медленнее до полной остановки. Дети повторяют.
Упражнение
выполняется
с
чередованием
темпа
быстро/медленно
и
наоборот.
«МЕСИМ ТЕСТО»
Цель:
оказать
помощь
перевозбужденному,
тревожному
ребенку
в
реализации эмоционального выплеска, расслабления.
Атрибуты: газета, тазик(и) в зависимости от количества детей.
Проведение: воспитатель предлагает ребенку замесить импровизированное
тесто и произности:
Тесто я руками мну. (мнет газету руками)
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки. (скатывает комочек)
Превращу я колобки
Скалкой в плоские кружки. (разглаживает газету)
Упражнение выполняется с чередованием темпа быстро/медленно и наоборот
до тех пор, пока ребенок не получит полное психоэмоциональное удовлетворение и
выплеск эмоций.
«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
Цель: активизировать внимание детей, собрать всех в круг перед началом
занятия.
Атрибуты: обруч с ленточками.
Проведение: воспитатель берет в руки обруч с ленточками, продевает через
себя и начинает двигаться вокруг своей оси произнося слова- закличку. Детям
необходимо подойти к воспитателю, взять ленточку и встать в «солнечный круг»
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть. (ходят по кругу)
Только солнце спрячется -
Тучка вся расплачется. (присаживаются на ковер)
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется. (дети встают и начинают прыгать)
Подготовка к режимному моменту. Засыпание/пробуждение
«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»
Цель:
развивать
умение
расслабляться,
снятие
психоэмоционального
напряжения.
Проведение:
воспитатель включает спокойную музыку, дети ложатся
поудобнее в кровати, закрывают глаза. Начинается волшебный сон. Воспитатель
нежным, спокойным голосом читает:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно… глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
«ФЕЯ СНА»
Цель: помочь детям расслабить перед сном.
Атрибуты: волшебная палочка.
Проведение: дети располагаются на коврике на расстоянии друг от друга.
Воспитатель превращается в фею сна. Фея касается плеча одного из играющих
палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит
остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все
спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка).
Далее воспитатель (фея) предлагает «спящим) детям сделать глубокий вдох и
выдох (5-7 раз).
Поле упражнения необходимо исключить активные виды деятельности и
приступить к подготовке ко сну.
«ВОЛШЕБНОЕ ПЕРО»
Цели: развивать умение ребенка чувствовать разные части тела с закрытыми
глазами.
Материалы:
перо (им, воображаемым, могут служить кончики ваших
собственных пальцев).
Проведение: дети располагаются, лежа на ковре. Воспитатель предлагает им
закрыть глаза и поочередно проводит пером по разным частям тела каждого
ребенка. Ребенок, до которого дотронулось перо, называет часть тела, на которой
ощутил прикосновение.
«ПОТЯГУШКИ РОМАШКОВОЕ ПОЛЕ»
Цель: плавное пробуждение детей.
Проведение: воспитатель преступает к постепенному пробуждению детей,
как только большая часть детей проснулась, начинает проговаривать текст. Дети
выполняют движение.
Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто нам так улыбнулся?
Вот проснууууулась,
Потянууууулась, (подтягиваются)
С боку на бок повернуууууулась, (поворачиваются)
На подушку села,
Песенку запела!
Крохотуууули - крохотуууули!
Щёчки - яблочки надууули! (надувают щеки)
Кулачкааами маааашем! (кулаками машут)
«КОТ ПО ИМЕНИ ЩЕКОТ»
Цель: вызвать радостный эмоциональный отклик.
Проведение: воспитатель поет песенку «Кот по имени Щекот» весело, в
достаточно быстром темпе. 1—2-я строка песенки: поем; 3—5-я строка: «ходим»
указательным и средним пальцами по руке, ножке, животику или спинке ребенка; -
6-я строка: ласково щекочем ребенка по ребрышкам. Повторить игру 1—2 раза.
Жил на свете рыжий кот,
Звали все его Щекот.
Он по улицам ходил,
Всех смешил и щекотал.
Хочешь, и к тебе придет?
Щекотушки принесет.
«ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»
Цель:
способствует снятию мышечных зажимов. Развитию тактильных
ощущений.
Проведение: воспитатель предлагает порисовать друг у друга на спине,
мягким прикосновением пальцев. Ребенок может рисовать все что хочет, или то что
попросил другой ребенок.
«ДИСКО»
Цель: вызвать радостный эмоциональный отклик.
Проведение:
дети
располагаются
на
ковре,
воспитатель
предлагает
потанцевать, повеселиться. Играет любимая мелодия, воспитатель показывает
движения, дети танцуют.
«Мы умеем танцевать»
Чтоб научиться танцевать
Надо сначала прямо встать
Немного размяться без сомнения
Ну а после начинать движения
По полу топ-топ
По коленкам шлеп-шлеп
Ножками прыг-прыг
Ручками дрыг-дрыг
Чтоб научиться танцевать
Нужно движения запоминать
Конечно размяться без сомнения
Ну а после начинать движения
Головой тик-так
Хвостиком вот так
Вправо пять, влево пять
Мы умеем танцевать
Все движения повторяй
По полу топ-топ
По коленкам шлеп-шлеп
Ножками прыг-прыг
Ручками дрыг-дрыг
Головой тик-так
Хвостиком вот так
Вправо пять, влево пять
Мы умеем танцевать
Подготовка к режимному моменту. Выход одевание/вход прогулка
«КОЛЯ, КОЛЯ, НИКОЛАЙ, ЗА СОБОЮ УБИРАЙ!»
Цель: развивать умение аккуратно складывать вещи.
Проведение: перед (после) прогулкой дети в группе располагаются в кругу,
воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети
повторяют слова и движения.
Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)
«МОЙДОДЫР»
Цель: развивать умение аккуратно складывать вещи.
Проведение: перед (после) прогулкой дети в группе располагаются в кругу,
воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети
повторяют слова и движения.
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют
шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозить (грозят пальцем, повороты головой в
стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в
стороны)
«ШАПКА ШЕРСТЯНАЯ, НАВЕРХУ ПОМПОН»
Цель: развивать умение аккуратно складывать вещи.
Проведение: перед (после) прогулкой дети в группе располагаются в кругу,
воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети
повторяют слова и движения.
Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают
шапку).
ПСИХОГИМНАСТИКА
-
тренировка узнавания эмоций с помощью
внешних сигналов, понижение эмоционального напряжения, проявление эмоций,
легальное баловство.
«УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: научить распознавать эмоции и уметь передать ее с помощью средств
невербального общения.
Атрибуты: картинки по теме:эмоции.
Проведение:
воспитатель показывает детям картинки с
изображением
различных эмоций. Детям предлагается рассмотреть и определить какая эмоция на
картинке. Затем воспитатель попросит детей показать изображенную на картинке
эмоцию (при необходимости оказывает помощь).
«МИНУТА ШАЛОСТИ»
Цель: психологическая разгрузка.
Проведение: воспитатель по сигналу (звук) предлагает детям пошалить:
каждый делает то, что ему хочется – прыгает, кривляется, танцует и т.п. повторный
сигнал через 30 секунд объявляет конец игры (шалостям)
Игра повторяется 2 – 3 раза.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
-
гармоничное
физическое
развитие
детей
(дыхание, тактильность стоп, мелкая моторика).
«ЛАСКОВЫЙ ВЕТЕРОК»
Цель: снятие напряжения в области мышц лица.
Проведение: Дети располагаются на стульчиках. Воспитатель рассказывает
стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
«К нам в комнату залетел ласковый ветерок.
Закроем глазки.
Ветерок коснулся вашего личика.
Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею.
Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик.
Какой приятный ветерок!
Откроем глазки.
До свидания, ветерок, прилетай к нам еще.
«ХУДОЖНИК-ФАНТАЗЁР»
Цель: укрепление мелкой моторики рук с помощью рисования гуашью.
Проведение: воспитатель предлагает ребятам представить себя на минутку
художниками, взять в руки кисть и палитру и нарисовать… Далее воспитатель
рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют.
Я художник – просто чудо!
В руки кисть беру и краски. (берут кисти в руки)
Рисовать сейчас я буду
Замечательную сказку!
Нарисуют небо я . (размашистые круговые движения кистью на листе)
Вот на нем кружочек солнца.
Травку нарисую я.
Стала травка выше, выше! Вверх и вверх!
«ВСТРЕЧА»
Цель:
вызвать
у детей радостное
настроение,
укреплять
дружеские
отношения и желание общаться друг с другом.
Проведение:
воспитатель предлагает детям повернуться друг к другу и
представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись давно.
Рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют.
Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу.
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто марширую в строе. (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем …
И продолжим отдыхать.
«ШАРОНАДУВАТЕЛЬ»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Проведение: дети располагаются на стульчиках. Воспитатель предлагает
поиграть в игру и раздает детям шарики, зачитывает стихотворение. Дети должны
делать вдохи и выдохи. Воспитатель подсказывает, когда необходимо сделать вдох и
выдох.
Я не летчик, не швея,
Даже не спасатель.
А профессия моя Шаронадуватель!
Я вдыхаю глубоко… (глубокий вдох)
Выдыхаю смело… (выдох)
Разноцветные шары
Делаю умело!
Вот надую шар красивый… (вдох, выдох, вдох, выдох)
Яркий словно огонёк,
Вовсе не опасный.
Вот растет, растет мой шар… (глубокий вдох, выдох)
Наравне со мною стал!
Бах! Бабах! Как сто хлопков! (все делают хлопок в ладоши)
Лопнул шар на сто клочков! (глубокий выдох)
Главное – не унывать!
Будем новый надувать! (все хлопают в ладоши)
«ЕЛОЧКА»
Цель: развитие умения правильно напрягать и расслаблять мышцы стоп.
Проведение:
дети располагаются на ковре.
Воспитатель рассказывает
стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют
Были бы у елочки ножки, (приподнимаются на носки и опускаются на всю
стопу)
Побежала бы она по дорожке. (перекатываются с носка на пятку)
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками. (попают каблучком)
Упражнения могут быть использованы как в индивидуальной, так и в
групповой/подгрупповой форме.