Напоминание

Формирование нравственно - эстетического развития детей в процессе слушания музыки


Автор: Попова Алена Алесеевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская ДШИ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Сунтарский улус село Эльгяй
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование нравственно - эстетического развития детей в процессе слушания музыки
Дата публикации: 23.04.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

Введение

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий.

Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности,

учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем

возрасте.

Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с

раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети

быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в

общении.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее

непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой

опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на

психику,

и

на

физиологию

человека,

что

она

может

оказывать

успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и

отрицательные

эмоции.

Именно

поэтому

при

всем

разнообразии

направлений работы современной школы с большой настойчивостью

утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без

исключения, о его значении для развития мышления, воображения,

внимания, памяти, воли, для воспитания эмоциональной отзывчивости,

душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то

есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

В

методике

слушания

ведущее

место

занимает

выразительное

исполнение

песни,

пьесы

педагогом,

эмоционально

затрагивающее

слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни,

применение игрушек, что позволяет зрительно представить динамику

музыкального образа.

В рамках теории и методики музыкального образования был проведен

ряд исследований по выявлению путей развития музыкальной культуры

учащихся. Так, плодотворно работали в этом направлении Н.А.Терентьева,

В.В.Алеева, Ю.П.Лозицкая. В результате проведенных исследований

авторы пришли к заключению, что, несмотря на теоретическую и

практическую значимость имеющихся методик обучения музыке, они

отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств

обучения

и воспитания. Именно поэтому, как справедливо замечают

В.Г.Ражников, Н.И.Киященко, А.И.Коников, общеобразовательные школы

по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих

музыкально-эстетической культуры учащихся. В частности, более всего

уделяется

внимание

деятельностному

аспекту

-

фрагментарному

включению детей в разные виды музыкальной деятельности. Учитывая

вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и

важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.

Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на

формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и

гармоничному развитию ребенка. Эта задача определяет содержание данной

работы.

Основными

задачами,

поставленными

перед

работой,

являются

следующие:

1.

Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;

2.

Проследить влияние процесса слушания музыки на становление

нравственно – эстетической стороны личности ребенка;

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

1.1. Основные задачи и принципы музыкального образования детей

Музыкальное развитие ребенка оказывает ничем не заменимое на

обогащение

духовного

мира.

Это

процесс

становления

и

развития

музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования

основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм

к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое

воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,

совершенствует мышление, ребенок становится чутким к красоте в

искусстве и жизни.

Ученые доказали, что под действием музыки у ребенка изменяется тонус

мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время

слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга,

улучшается память.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую

помощь

в

полноценном

развитии

ребенка.

Под

влиянием

музыки,

музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно

подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и

свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Можно выделить общие задачи музыкального воспитания:

1.

Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2.

Обогащать

впечатления,

знакомя

детей

с

разнообразными

произведениями.

3.

Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении,

слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных

инструментах.

4.

Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.

5.

Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все

виды музыкальной деятельности.

6.

Развивать творческую активность во всех доступных детям видах

музыкальной деятельности.

Музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и

непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия

музыки – задача сложная.

Работа строится на основных принципах:

1.

Принцип

личностной

направленности

педагога

на

создании

оптимальных условий для музыкального развития;

2.

Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными

особенностями детей;

3.

Интеграции работы в различных направлениях воспитательной

работы и видами музыкальной деятельности детей;

4.

Принцип «от простого к сложному»

5.

Максимального использования развивающего потенциала ребенка в

музыкальном развитии.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают

специфическими возможностями и воздействия на формирование личности

человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю,

что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и

оценки музыкального произведения, его художественного образа.

Основные цели развития у детей музыкального восприятия:

- расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;

- формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;

- развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к

музыкальной культуре;

- развивать слуховое внимание

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как

можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко

чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю

жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.

1.2. Музыкально – эстетическая культура личности

Формирование

личности

сложный,

многозначный

процесс,

выступающий в форме физиологического, психического и социального

становления человека и определяющийся внутренними и внешними

естественными и общественными условиями.

Важнейшей задачей массового музыкально – эстетического воспитания

является

формирование

способностей

воспринимать

и

эстетически

оценивать все явления жизни, действительности и музыкального искусства

в свете эстетического идеала. Характер эстетических идеалов ребенка

является

главным

показателем

уровня

его

оценочных

музыкально-

эстетических

представлений,

то

есть

развитости

его

способностей

эстетического и музыкального восприятия, эстетического и музыкального

вкуса.

Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально-

эстетическая культура личности предстает как часть общей духовной

культуры. В ней выражается способность воспринимать и творить мир

музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения,

соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.

Уровень

музыкальной

культуры

личности

характеризуется

таким

комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения,

навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической

культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и

развитого музыкального сознания.

Музыкально-эстетическая культура личности выступает как единство

способностей,

музыкально-эстетических

знаний,

навыков

поведения,

чувств, оценок и убеждений. Она выражается:

- в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей;

- в содержании эстетических позиций личности, инициативы, установок

на музыкальную деятельность;

- в системности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых

элементах музыкального творчества;

-

в

развитости

чувственно-оценочного

отношения

и

образного

мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных

ценностей,

формировать

через

механизмы

ценностных

ориентаций

восприятие, переживание, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.

Соответственно этим слагаемым музыкально-эстетической культуры

личности выделяются пять ее подсистем или образований. Это сферы

музыкальности,

мотивации,

операциональности,

информационности,

оценочности.

Музыкальность как подсистема культуры личности представляет собой

комплекс

способностей,

которые

обеспечивают

успех

музыкальной

деятельности.

Мотивационная

подсистема

музыкально-эстетической

культуры

личности

включает

в

себя

все

многообразие

установок

личности,

обуславливающих музыкальную деятельность, интересы, убеждения, цели,

планы. При формировании мотивационной сферы личности создаются

предпосылки для развития ее музыкально-эстетической культуры в целом.

Информационная

подсистема

музыкально-эстетической

культуры

личности представляет собой систему всех видов и форм знаний о музыке.

К ним следует отнести музыкальные чувства, восприятия, представления,

понятия, суждения, гипотезы, учения, взгляды, концепции, теории. Все они

являются отражением в музыкальном сознании человека объективных

явлений и свойств, отношений мира музыкального искусства.

Процесс формирования системы музыкальных знаний личности имеет

нравственную и педагогическую направленность и являются процессом

музыкального образования.

Операциональная

подсистема музыкально – эстетической культуры

личности – это совокупность всех видов и форм его музыкальной

деятельности и тех элементов, на основе которых она складывается:

умений, навыков, привычек, способов, приемов и методов. Эта подсистема

музыкально

эстетической

культуры

формируется

в

процессе

музыкального обучения.

Оценочная подсистема музыкально – эстетической культуры личности

содержит

глубоко

личностный

элемент

ценностных

представлений,

формирующихся на основе опыта музыкального восприятия и творчества.

Она связана с формированием музыкально – эстетических оценок, взглядов,

убеждений.

Рассматривая структуру музыкально – эстетической культуры личности,

выделяют два ее основных компонента:

- музыкальная деятельность

- музыкальное сознание.

1.3. Процесс слушания музыки как средство развития

эстетических и нравственных качеств личности

Музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей

человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-

эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие

способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных

формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие

музыкальных

способностей

человека,

воспитание

эмоциональной

отзывчивости

к

музыке,

понимание

и

глубокое

переживание

его

содержания.

В

таком

понимании

музыкальное

воспитание

это

формирование музыкальной культуры человека.

Музыка

сочетанием

своих

выразительных

средств

создает

художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с

переживаниями человека.

Музыка

обладает

могучим

эмоциональным

воздействием,

она

пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так

как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя,

возвышенные эмоции. Музыка стремиться воплотить этико – эстетический

идеал – в этом особенности и ее содержания, особенности ее воздействия на

человека.

Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде

всего с развитием эмоционально – нравственной отзывчивости.

Решающую роль целенаправленном формировании культуры личности

играет

художественная

деятельность,

необходимая

не

только

профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает

формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни

вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое

восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального

опыта детей.

Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как

первоочередная

задача

воспитания.

Если

говорить

об

эстетическом

воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детей способности

воспринимать

прекрасное

в

окружающей

действительности,

в

произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать

действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и

способности самому создавать это прекрасное – это и есть эстетическое

воспитание.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать,

правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности

и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для

познания жизни людей, самой природы;

- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь

эту красоту;

- привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств

– музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

-

развитие

творческих

способностей

детей,

умений

и

навыков

чувствовать и создать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в

быту;

- развития у детей понимания красоты в человеческих отношениях,

желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика

рассматривает

не

только

сущность

объективно

существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности

и

способы

субъективного

отражения

прекрасного

в

окружающей

действительности.

Особенно

этого

отражения

носят

конкретно

чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое

восприятие

характеризуется

целостностью.

Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько

весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются

интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный

опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность

вслушиваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в

жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека

испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным. Оценку

прекрасных явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать

эстетическим

суждением.

Отсюда

особая

близость

нравственного

и

эстетического.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

- развитие у детей патриотизма;

- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со

сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам,

тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде,

трудолюбия;

- формирование умений и навыков трудиться и жить в коллективе,

подчинять свои личные интересы общественным;

- формирование навыков культуры поведения и др.

Таким образом, из учебных дисциплин единственно по-настоящему

воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но

развивает и облагораживает чувства.



В раздел образования