Автор: Таланова Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 4 г. Аши
Населённый пункт: город Аша
Наименование материала: Конспект познавательного занятия в средней группе
Тема: «Птиц, друзья, оберегайте и всегда им помогайте!»
Дата публикации: 23.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Конспект
познавательного занятия в средней группе
«Птиц, друзья, оберегайте и всегда им помогайте!»
Цель:
Расширять представления детей о разновидностях птиц, их
внешнем виде и особенностях жизни птиц зимой. Познакомить детей с
особенностями
питания
знакомых
птиц:
синица,
снегирь,
воробей,
свиристель. Формировать в детях желание помочь птицам выжить в трудное
для них холодное зимнее время, стремление подкармливать птиц на каждой
прогулке в детском саду, готовить для этого разновидности птичьего корма.
Воспитывать
заинтересованное
отношение
к
живой
природе
и
познавательный интерес.
Словарная работа: синица, воробей, снегирь, свиристель; кормушка.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о птицах,
наблюдения за поведением птиц на зимнем участке, заучивание стихов и
загадок о птицах, чтение художественных произведений о жизни птиц, д/и
«Кто на елку прилетел?», рассматривание цветных моделей знакомых птиц.
Ход занятия:
Ребята, когда сегодня я шла утром на работу, на нашем участке увидела
странное письмо. А где оно лежало, вам подскажет моя загадка:
«В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей».
Про что эта загадка? Как вы узнали, что про птичью кормушку?
Давайте откроем конверт и прочитаем письмо.
«Дорогие ребята группы «Теремок». Большое спасибо, что вы не забыли
про нас. Трудно приходится нам – птицам – в снежную морозную зиму.
Поэтому мы и прилетели поближе к вам, надеясь прокормиться и согреться
возле вас. И мы не ошиблись. Но нас много и не все люди понимают, что
нам нужна их помощь. Расскажите, пожалуйста, всем, как вы о нас
заботитесь. Ваши пернатые друзья».
Вот какое письмо мы с вами получили. В какое время года особенно
трудно прокормиться птицам? Давайте подумаем, а почему?
Детям предлагаются модели зимы и отдельных зимних месяцев.
Воспитатель уточняет ответы детей: зимой все занесено снегом, и птицам
очень трудно найти корм. Нет жуков и червяков, нет других насекомых,
которыми питаются птицы. На деревьях все меньше остается яблок и ягод,
которыми птицы питаются. Поэтому птицам очень холодно и голодно.
Что мы с вами должны сделать? С чего начинается операция
«Подкормка»? Конечно, сначала нужно смастерить кормушки и развесить их
на ветках деревьев, куда прилетают птицы. А из чего можно сделать
кормушки?
Ребята, а вы знаете, какие птицы прилетают на нашу кормушку?
Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте, о какой птице загадка.
«Угадайте, что за птица скачет по дорожке.
Словно кошки не боится, собирает крошки.
А потом на ветку – прыг,
И чирикнет «чик-чирик».
Про кого загадка? Конечно, про воробья.
Слушай следующую загадку:
«Грудка ярче, чем заря у кого? У …..(снегиря).
Следующая загадка:
«Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее?2
(синичка)
А теперь найдите модели тех птиц, про кого я вам читала загадки.
Почему ты выбрал эту модель? Кто изображен на ней? Почему ты так
думаешь? (это снегирь, у него черная шапочка и красная грудка и т.д.)
Физминутка: воспитатель превращает детей в птиц и они изображают
каждый свою птичку.
А теперь давайте подумаем, кого и чем мы с вами сегодня будем
угощать на прогулке, ведь нужно заранее подготовить корм для каждой
птички.
У воспитателя модели птиц и схемы корма. Он предлагает детям
разложить схемы к каждому виду птиц:
Воробью – хлебные крошки;
Синичке – кусочки сала;
Голубям – пшено;
Снегирю – ягоды рябины;
Свиристелям – семена подсолнечника.
А теперь давайте подойдем к нашему «экологическому светофору».
Какие картинки вам не понравились? Почему? На какой знак экологического
светофора мы их поставим? (мальчик стреляет из рогатки в птиц, дети лезут
на дерево, на котором гнездо, взрослые громко включили возле дерева с
птенцами музыку).
А эти картинки на какой знак экологического светофора мы поставим?
Почему? (дети мастерят кормушки, кормят птиц).
А теперь мы с вами подготовим корм для птиц и пойдем на прогулку и
разложим его в кормушки. А хотите знать, что говорят нам птицы, пролетая
над нашим участком?
«По небу весело скользя
летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая,
Спасибо вам великое!».