Напоминание

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»


Автор: Кузнецова Алина Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2 имени В.В.Разуваева"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению (2 класс)
Тема: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»
Дата публикации: 23.06.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Этапы:

Содержание

УУД

Организационный

момент

-Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Алексеевна, и сегодня урок чтения у вас проведу я.

Присаживайтесь.

-Проверим всё ли готово к уроку: букварь, тетрадь, ручка и карандаш.

-Вижу все готовы, молодцы.

Личностные УУД:

позитивный настрой на урок.

Регулятивные УУД:

стабилизация эмоционального

состояния, контроль

готовности к уроку.

Актуализация

знаний

Этап мотивации и

формулирования

темы и цели

учащимися.

Начнем с речевой разминки.

1.

Прочитаем скороговорку.

Мыла ножки многоножка,

Призадумалась немножко:

Кто бы мне считать помог,

Сколько я помыла ног.

Прочитайте с ускорением, с замедлением, громко, шёпотом

2.

Восстановите текст.

Пошла Муха на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

3.

Учись отчётливо произносить звуки. Договори словечко.

ва – ва – ва – во дворе растет (трава);

но – но – но – завтра мы пойдем в (кино);

ан – ан – ан – собери свой (чемодан);

ин – ин – ин – вы ходили в (магазин)?

-Вспомните, ребята: как называется раздел, который вы изучаете? (И в шутку и всерьёз)

-Вы прочитали уже некоторые произведения этого раздела, скажите, чему они вас научили?

(стихотворение Б. Заходера «Товарищам детям» напомнило нам о том, как важно читать

Регулятивные УУД:

прогнозирование -

предвосхищение результата и

уровня усвоения знаний;

Познавательные УУД:

установление причинно-

следственных связей;

общеучебные действия

постановки и решения

проблем

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество

в поиске и сборе информации

книги, а стихотворение «Что красивей всего» научило видеть то, что весь мир прекрасен)

-А какие прочитанные произведения заставили вас посмеяться, улыбнуться ( сказка Э.

Успенского «Чебурашка»)

- Дети пересказывают отрывок из сказки Э.Успенского «Чебурашка» (2-3 человека)

-Сегодня мы продолжим чтение произведений этого раздела.

-Э. Успенский создал не только произведения о Чебурашке. Он автор замечательных стихов.

С одним из них мы сегодня познакомимся.

- На с. 142 прочитайте название стихотворения. («Если был бы я девчонкой»)

- Выберите из предложенных задач урока задачи, которые мы поставим на этом уроке:

1. Вспомнить биографию Э.Успенского

2. Вспомнить биографию Л.Н. Толстого

3. Прочитать стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой..»

4. Ответить на вопросы к стихотворению.

5. Учиться выразительно читать стихотворение.

Подготовка к

первичному

восприятию

Показываю Портрет Э.Успенского

-Это кто? (Эдуард Николаевич Успенский)

-Что вы о нем можете рассказать? (22 декабря 1937 г- 14 августа 2018 г писатель, сценарист,

автор

детских

книг.Его

популярные

персонажи

— Крокодил

Гена и Чебурашка,

кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин, пес Шарик).

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного детского

поэта 20 века Эдуарда Николаевича Успенского.

- Нам он оставил прекрасные стихи для детей. Он сценарист.

- Кто знает, кого называют сценаристом? (На слайде кадры из мультфильмов)

-Знакомы ли вам эти мультфильмы? Как они называются?

-Э. Успенский написал сценарий для них. (Выставка книг)

-Молодцы!

-Прочитайте название стихотворения.

-Как вы думаете, о чем мечтал герой этого стихотворения? А зачем ему это было нужно?

Сейчас узнаем.

-Рассмотрите иллюстрацию на с. 143

Познавательные УУД

(умение строить речевое

высказывание, анализ

объектов с целью выделения

признаков)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

-Кто изображен на картинке? (мальчик)

-Чем занимается мальчик? (убирается)

-Какое настроение у мальчика? (радостное и веселое)

-Ребята, прежде чем мы познакомимся со стихотворением, давайте немножко отдохнём!

Физкультминутка

ВИДЕО

Первичное

восприятие

- Ребята, давайте прослушаем аудиозапись стихотворения Э. Успенского «Если был бы я

девчонкой».

Коммуникативные УУД

(умение слушать)

Выявление уровня

первичного

восприятия

– Понравилось ли вам стихотворение?(ответы учащихся)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы учащихся)

Познавательные УУД

(умение строить речевое

высказывание, анализ

объектов с целью выделения

признаков)

Этап постановки

учебной задачи

-Ребята, а теперь прочитаем стихотворение и подумаем, что в этом стихотворении в шутку, а

что всерьез.

Познавательные УУД

(умение строить речевое

высказывание, анализ

объектов с целью выделения

признаков)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

Этап

перечитывания и

анализа

-Ребята, прочитайте про себя стихотворение.

Стихотворение.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Регулятивные УУД: развитие

умения принимать и сохранять

информацию, планируя свои

действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД

(умение строить речевое

высказывание, анализ

объектов с целью выделения

признаков)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, сынок!"

-Догадались, от имени кого написано стихотворение? (автор описывает рассуждения

мальчика)

-Перечислите, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой?(Он зря время не терял бы, а

помогал маме: не стал бы прыгать на улице, постирал бы рубашки, вымыл в кухне пол,

подмёл бы в комнате, перемыл чашки, ложки, сам начистил бы картошки, расставил бы свои

игрушки по местам)

- Согласны ли вы с мальчиком, что помогать маме можно только девчонкам? (нет)

-Почему он мечтает стать девчонкой? (хочет помочь маме, чтобы услышать потом от нее

«Молодчина ты, сынок!)

- Что из того, о чем мечтает мальчик, он может сделать? (постирать рубашки, вымыть пол,

подмести в комнате, перемыть чашки, ложки, начистить картошки, расставить по местам

игрушки)

-Откройте рабочую тетрадь на стр. 82. Определите, какой мальчик. Подчеркните нужные

слова.

- Объясните. Почему вы так решили? (лентяй, веселый, любящий маму)

- Как автор относится к своему герою? (с насмешкой)

-Вот ещё одно стихотворение Э. Успенского прочитано. Можно ли сказать, что оно было

шутливым? (да)

-А можно ли сказать, что в нём заключён серьёзный смысл? (да)

-Что важное хотел сказать автор? (что нужно помогать маме, не важно девочка ты или

мальчик)

-Сейчас мы начнем работу над выразительным чтением.

-Что значит читать выразительно? Прочитайте памятку. Она вам поможет прочитать

выразительно и оценить чтение своих товарищей.

1. Читать целым словом и без ошибок.

2. Выбрать нужный тон и темп чтения.

3. Выделить голосом главные слова.

4. Передать своё отношение к тому, что читаешь.

- Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье? Объясните. (веселье)

- Как надо читать это стихотворение: быстро или медленно? Почему? (медленно, тк это

рассуждения мальчика)

- А сейчас мы проведем конкурс чтецов. (Выразительное чтение и оценивание)

Физкультминутка

для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Вторичный синтез.

-Составьте рассказ о том, как вы помогаете маме.

-Какое домашнее дело является вашей обязанностью? (помыть посуду, убраться дома, убрать

свои игрушки, помогать маме)

-Ребят, давайте проверим ваш рассказ.

-Молодцы!

-Ребят, откройте рабочую тетрадь на стр. 81-82

-Ребят, какие же дела можно делать вместе? (Можно вместе убираться в комнате,

распределить

поровну

тяжёлые

сумки,

вместе

собирать

урожай

или

покрасить

и

Регулятивные УУД: развитие

умения принимать и сохранять

информацию, планируя свои

действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД:

задавать существенные

вопросы; общение с соседом

по парте, слушать учителя и

собеседников.

отремонтировать старую скамейку во дворе)Работа в группах.

А теперь откройте рабочие тетради на странице 82.

Каждая группа работает с одной картинкой и составляет один на всех рассказ.

Отчет групп. Оценивание работы в группе.

Итоги урока.

Рефлексия.

Продолжите предложение:

- мы сегодня прочитали…

- стихотворение Успенского научило меня…

- я на уроке с удовольствием…

- мне было трудно….

-У вас на партах лежат смайлики, нарисуйте весёлую улыбку – если вы довольны своей

работай на уроке. Грустная улыбка – если вам было трудно на уроке.

Регулятивные УУД

(выделение и

осознаниеучащимисятого,

чтоужеосвоено;

осознаниекачества и

уровняосвоения)

Класс: 2

УМК:Школа России

Тема: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить со стихотворением Э.Успенского « Если был бы я девчонкой»; выявить главную мысль стихотворения;

совершенствовать навык правильного осознанного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа

чтения и переходом на чтение про себя; Научатся характеризовать их поступки, понимать особенности юмористического

произведения.

Метапредметные:

познавательные: умеют использовать простейшие виды анализа текста, владеют навыками смыслового чтения текста в

соответствии с целями и задачами; регулятивные: научатсяформулировать и удерживать учебную задачу; коммуникативные:

научатся высказывать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные

речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные:научатсяпроявлять художественно-эстетический вкус; осознавать эстетические потребности, ценности на основе

опыта прослушивания.

Оборудование: фоторепродукция : портрет Э.Успенкого, иллюстрация к стихотворению.

Литература: учебник «Литературное чтение» 2 класс 2 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А.

Виноградская, М. В. Бойкина.



В раздел образования