Автор: Кузнецова Алина Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2 имени В.В.Разуваева"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению (2 класс)
Тема: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»
Дата публикации: 23.06.2023
Раздел: начальное образование
Этапы:
Содержание
УУД
Организационный
момент
-Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Алексеевна, и сегодня урок чтения у вас проведу я.
Присаживайтесь.
-Проверим всё ли готово к уроку: букварь, тетрадь, ручка и карандаш.
-Вижу все готовы, молодцы.
Личностные УУД:
позитивный настрой на урок.
Регулятивные УУД:
стабилизация эмоционального
состояния, контроль
готовности к уроку.
Актуализация
знаний
Этап мотивации и
формулирования
темы и цели
учащимися.
Начнем с речевой разминки.
1.
Прочитаем скороговорку.
Мыла ножки многоножка,
Призадумалась немножко:
Кто бы мне считать помог,
Сколько я помыла ног.
Прочитайте с ускорением, с замедлением, громко, шёпотом
2.
Восстановите текст.
Пошла Муха на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
3.
Учись отчётливо произносить звуки. Договори словечко.
ва – ва – ва – во дворе растет (трава);
но – но – но – завтра мы пойдем в (кино);
ан – ан – ан – собери свой (чемодан);
ин – ин – ин – вы ходили в (магазин)?
-Вспомните, ребята: как называется раздел, который вы изучаете? (И в шутку и всерьёз)
-Вы прочитали уже некоторые произведения этого раздела, скажите, чему они вас научили?
(стихотворение Б. Заходера «Товарищам детям» напомнило нам о том, как важно читать
Регулятивные УУД:
прогнозирование -
предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний;
Познавательные УУД:
установление причинно-
следственных связей;
общеучебные действия
постановки и решения
проблем
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации
книги, а стихотворение «Что красивей всего» научило видеть то, что весь мир прекрасен)
-А какие прочитанные произведения заставили вас посмеяться, улыбнуться ( сказка Э.
Успенского «Чебурашка»)
- Дети пересказывают отрывок из сказки Э.Успенского «Чебурашка» (2-3 человека)
-Сегодня мы продолжим чтение произведений этого раздела.
-Э. Успенский создал не только произведения о Чебурашке. Он автор замечательных стихов.
С одним из них мы сегодня познакомимся.
- На с. 142 прочитайте название стихотворения. («Если был бы я девчонкой»)
- Выберите из предложенных задач урока задачи, которые мы поставим на этом уроке:
1. Вспомнить биографию Э.Успенского
2. Вспомнить биографию Л.Н. Толстого
3. Прочитать стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой..»
4. Ответить на вопросы к стихотворению.
5. Учиться выразительно читать стихотворение.
Подготовка к
первичному
восприятию
Показываю Портрет Э.Успенского
-Это кто? (Эдуард Николаевич Успенский)
-Что вы о нем можете рассказать? (22 декабря 1937 г- 14 августа 2018 г писатель, сценарист,
автор
детских
книг.Его
популярные
персонажи
— Крокодил
Гена и Чебурашка,
кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин, пес Шарик).
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного детского
поэта 20 века Эдуарда Николаевича Успенского.
- Нам он оставил прекрасные стихи для детей. Он сценарист.
- Кто знает, кого называют сценаристом? (На слайде кадры из мультфильмов)
-Знакомы ли вам эти мультфильмы? Как они называются?
-Э. Успенский написал сценарий для них. (Выставка книг)
-Молодцы!
-Прочитайте название стихотворения.
-Как вы думаете, о чем мечтал герой этого стихотворения? А зачем ему это было нужно?
Сейчас узнаем.
-Рассмотрите иллюстрацию на с. 143
Познавательные УУД
(умение строить речевое
высказывание, анализ
объектов с целью выделения
признаков)
Коммуникативные УУД
(умение слушать, говорить)
-Кто изображен на картинке? (мальчик)
-Чем занимается мальчик? (убирается)
-Какое настроение у мальчика? (радостное и веселое)
-Ребята, прежде чем мы познакомимся со стихотворением, давайте немножко отдохнём!
Физкультминутка
ВИДЕО
Первичное
восприятие
- Ребята, давайте прослушаем аудиозапись стихотворения Э. Успенского «Если был бы я
девчонкой».
Коммуникативные УУД
(умение слушать)
Выявление уровня
первичного
восприятия
– Понравилось ли вам стихотворение?(ответы учащихся)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы учащихся)
Познавательные УУД
(умение строить речевое
высказывание, анализ
объектов с целью выделения
признаков)
Этап постановки
учебной задачи
-Ребята, а теперь прочитаем стихотворение и подумаем, что в этом стихотворении в шутку, а
что всерьез.
Познавательные УУД
(умение строить речевое
высказывание, анализ
объектов с целью выделения
признаков)
Коммуникативные УУД
(умение слушать, говорить)
Этап
перечитывания и
анализа
-Ребята, прочитайте про себя стихотворение.
Стихотворение.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Регулятивные УУД: развитие
умения принимать и сохранять
информацию, планируя свои
действия в соответствии с ней.
Познавательные УУД
(умение строить речевое
высказывание, анализ
объектов с целью выделения
признаков)
Коммуникативные УУД
(умение слушать, говорить)
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"
-Догадались, от имени кого написано стихотворение? (автор описывает рассуждения
мальчика)
-Перечислите, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой?(Он зря время не терял бы, а
помогал маме: не стал бы прыгать на улице, постирал бы рубашки, вымыл в кухне пол,
подмёл бы в комнате, перемыл чашки, ложки, сам начистил бы картошки, расставил бы свои
игрушки по местам)
- Согласны ли вы с мальчиком, что помогать маме можно только девчонкам? (нет)
-Почему он мечтает стать девчонкой? (хочет помочь маме, чтобы услышать потом от нее
«Молодчина ты, сынок!)
- Что из того, о чем мечтает мальчик, он может сделать? (постирать рубашки, вымыть пол,
подмести в комнате, перемыть чашки, ложки, начистить картошки, расставить по местам
игрушки)
-Откройте рабочую тетрадь на стр. 82. Определите, какой мальчик. Подчеркните нужные
слова.
- Объясните. Почему вы так решили? (лентяй, веселый, любящий маму)
- Как автор относится к своему герою? (с насмешкой)
-Вот ещё одно стихотворение Э. Успенского прочитано. Можно ли сказать, что оно было
шутливым? (да)
-А можно ли сказать, что в нём заключён серьёзный смысл? (да)
-Что важное хотел сказать автор? (что нужно помогать маме, не важно девочка ты или
мальчик)
-Сейчас мы начнем работу над выразительным чтением.
-Что значит читать выразительно? Прочитайте памятку. Она вам поможет прочитать
выразительно и оценить чтение своих товарищей.
1. Читать целым словом и без ошибок.
2. Выбрать нужный тон и темп чтения.
3. Выделить голосом главные слова.
4. Передать своё отношение к тому, что читаешь.
- Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье? Объясните. (веселье)
- Как надо читать это стихотворение: быстро или медленно? Почему? (медленно, тк это
рассуждения мальчика)
- А сейчас мы проведем конкурс чтецов. (Выразительное чтение и оценивание)
Физкультминутка
для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Вторичный синтез.
-Составьте рассказ о том, как вы помогаете маме.
-Какое домашнее дело является вашей обязанностью? (помыть посуду, убраться дома, убрать
свои игрушки, помогать маме)
-Ребят, давайте проверим ваш рассказ.
-Молодцы!
-Ребят, откройте рабочую тетрадь на стр. 81-82
-Ребят, какие же дела можно делать вместе? (Можно вместе убираться в комнате,
распределить
поровну
тяжёлые
сумки,
вместе
собирать
урожай
или
покрасить
и
Регулятивные УУД: развитие
умения принимать и сохранять
информацию, планируя свои
действия в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
задавать существенные
вопросы; общение с соседом
по парте, слушать учителя и
собеседников.
отремонтировать старую скамейку во дворе)Работа в группах.
А теперь откройте рабочие тетради на странице 82.
Каждая группа работает с одной картинкой и составляет один на всех рассказ.
Отчет групп. Оценивание работы в группе.
Итоги урока.
Рефлексия.
Продолжите предложение:
- мы сегодня прочитали…
- стихотворение Успенского научило меня…
- я на уроке с удовольствием…
- мне было трудно….
-У вас на партах лежат смайлики, нарисуйте весёлую улыбку – если вы довольны своей
работай на уроке. Грустная улыбка – если вам было трудно на уроке.
Регулятивные УУД
(выделение и
осознаниеучащимисятого,
чтоужеосвоено;
осознаниекачества и
уровняосвоения)
Класс: 2
УМК:Школа России
Тема: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить со стихотворением Э.Успенского « Если был бы я девчонкой»; выявить главную мысль стихотворения;
совершенствовать навык правильного осознанного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа
чтения и переходом на чтение про себя; Научатся характеризовать их поступки, понимать особенности юмористического
произведения.
Метапредметные:
познавательные: умеют использовать простейшие виды анализа текста, владеют навыками смыслового чтения текста в
соответствии с целями и задачами; регулятивные: научатсяформулировать и удерживать учебную задачу; коммуникативные:
научатся высказывать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные
речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные:научатсяпроявлять художественно-эстетический вкус; осознавать эстетические потребности, ценности на основе
опыта прослушивания.
Оборудование: фоторепродукция : портрет Э.Успенкого, иллюстрация к стихотворению.
Литература: учебник «Литературное чтение» 2 класс 2 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А.
Виноградская, М. В. Бойкина.