Автор: Митрофанова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №129 "Антошка"
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: Отчет по самообразованию
Тема: " Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего дошкольного возраста"
Дата публикации: 23.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Тема самообразования: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного
возраста»
Раздел
плана
Достигнутый результат
Самореализация
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, куда попадает ребенок в своей жизни
один, без родителей. Стресс, истерики и слезы порой сопровождают малыша в детском саду. Подготовка
к детскому саду имеет очень огромное значение: детские комнаты отдыха, нахождение в гостях у
бабушек, игры с друзьями, чтение специальной литературы (книжек-помощниц), дидактические игры и
т.д.
Работая на первой младшей группе, я пришла к выводу, что дети приходят в сад не подготовленными,
навыки самообслуживания развиты недостаточно. Пространственное и предметное мышление и знание
названий предметов окружающего мира на низком уровне. Поэтому перед воспитателем первой младшей
группы стоят определенные задачи:
1.
Повысить свой уровень путем изучения соответствующей литературы.
2.
Создавать детям эмоционально-комфортную обстановку для общения с детьми и
взрослыми.
3.
Совершенствовать предметную среду в группе.
4.
Развивать навыки разговорной речи детей.
5.
Формировать и развивать культурные и гигиенические навыки детей.
Начала я свое изучение с методических пособий:
Изучение литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира //
Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15
«Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – Владимир БОИУУ, 2001.
3.Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. №2.
4. Рыжова Н.А. Волшебница – вода /Текст/ Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
5. Подьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. –
Волгоград: Перемена, 1995.
6. Интернет ресурсы
На основании пособий и ресурсов интернет я изготовила картотеки-карточки с физкультминутками,
пальчиковыми гимнастиками, опытами, стишками, потешками, дидактических игр. Мною были
изготовлены листочки для игры с детьми из безопасного материала, изготовлено покрытие для стола для
сюжетно-ролевой игры «Правила дорожного движения», с изображением дорог и знаков. Для
закрепления основных цветов были изготовлены ламинированные игры: «Цветные круги на цветных
тарелочках», «Одень девочку по образцу», найти тень и назови предмет», «Животные», игры с
прищепками на формирование хороших и понимании плохих поступков, игра с фасолью в контейнере с
сюрпризами.
Работа с детьми
В начале года велась активная работа на помощь детям в прохождении сложного для детей периода-
адаптации. Для этого использовались разного вида и назначения игрушки, музыкальные инструменты,
мыльные пузыри и воздушные шарики. Детей учили правильно их называть.
Также в течении года ведется работа по формированию и закреплению правил в группе и в детском саду.
Были проведены следующие беседы: «Что такое доброта», «Давайте мириться», «Можно ли драться,
кусаться», «Кто твой друг», «Как зовут маму и папу, бабушку, дедушку, кошку, собаку и т.д.», беседы по
временам года, животным, растениям.
Важным моментом в развитии социально-коммуникативной сферы является чтение сказок, стишков,
потешек и рассматривание иллюстраций к ним. Многие дети с интересом слушают, а потом повторяют
строчки короткого стишка, что способствует развитию голосового аппарата и дополняет имеющийся
словарь. Дети с любопытством рассматривают иллюстрации, картинки и многие называют изображения
на них: деревья, листочки, бабочек, жуков, девочку, мальчика, машинку, и т.д. Многие дети могут назвать
вид животного, его строение.
По сюжетам уже знакомых сказок мы использовали кукольный театр: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк
и семеро козлят». Дети с удовольствием откликались на героев, называя их.
В течении года в качестве ознакомления с бытом, ситуациями в общественных местах использовались
специальные картинки (иллюстрации), а также сюжетно-ролевые игры:
«Семья». С помощью игр закреплялись понятия: родители, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат,
родственники в целом. Также обучали названиям столовых приборов, посуде, правилам поведения за
столом. Учили приглашать детей звать других детей играть за кукольным столом. Учили называть
мебель, отличать стол от стула, приносить стульчики на ковер.
«Магазин». В течении года закрепляли представления детей о продуктах питания, об их названиях.
Учили детей «играть» в магазин, используя игрушечные деньги.
«Парикмахерская». Стремились дать понятие детям о значении услуги и не бояться парикмахера.
«Такси», и т.д. Обогащает словарь и закрепляет значение каждого вида транспорта.
«Больница». Помогает детям справиться со страхом перед приемом у врача, помогает общению с чужими
людьми.
В группе проводились опыты с водой: дети узнали, что вода бесцветная, но ее можно окрасить в любой
цвет. Вода не имеет вкуса, без воды нельзя жить. На воде готовим пищу.
Работа с
родителями
В течении года непрерывно велась ежедневная работа по ознакомлению родителей с особенностями
развития детей 2-3лет. В период адаптации велась работа: Как помочь ребенку преодолеть страх, капризы
и истерики, дневной сон в домашних условиях, чем отвлечь дома ребенка от мультиков, взаимосвязь
рациона питания дома и меню детского сада, как приучить ребенка к горшку, как приучить ребенка
одеваться и раздеваться самостоятельно, что почитать дома ребенку, были предложены сказки-терапии,
Были проведены консультации в течении года: Что должно быть в шкафчике у ребенка, каких предметов
не должно быть, как одевать ребенка в разное время года, значение совместного пребывания на воздухе
вместе с детьми, игры и забавы дома и на улице, значение сказок и иллюстраций для развития речи
ребенка, развитие мелкой моторики на кухне, пальчиковые игры и рисование.
В уголке для родителей обновлялась информация в папках-передвижках.
Работа с
педагогами
Вывод: Социально-коммуникативное развитие играет огромную роль в жизни малыша.
За год дети научились взаимодействовать между собой, научились играть вместе, у многих детей развился и
улучшился навык самообслуживания, повысилась у детей уверенность в своих действиях. Общаясь между
собой, играя, занимаясь некоторые дети расширили свой словарный запас.
В группе есть дети, которые общаются только жестами, звуками, издают звукоподражание.