Автор: Герасимова Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1 МО г. Братска
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: Методическая разработка для школьников.
Тема: "Календарно - обрядовые праздники детям".
Дата публикации: 23.07.2025
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
преподавателя народного пения
руководителя детского образцового
фольклорного ансамбля «Оберег»
МАУ ДО «ДШИ1» МО г. Братска
Герасимовой Анны Сергеевны.
Методическая разработка
музыкально – игрового урока
«Календарные обряды и праздники детям».
Разработка
предназначена
для
педагогов
дополнительного
образования, воспитателей детских садов, учителей общеобразовательных
школ,
педагогов
организаторов
центров
инклюзивного
образования.
Разработка основана на практическом опыте работы.
Введение.
В настоящее время роль народного творчества и фольклора в целом особенно
актуальна в воспитании подрастающего поколения. Необходимо с детства, в
доступной форме, знакомить детей с национальными традициями и
обрядами. Ведь эта наша история, которая в последствии, также будет
передаваться следующим поколениям. В понимании наших предков, год, как
круг жизни. Все события человека и его семьи размещались по кругу дней
года. Точками и ориентирами годового времени, служили праздники, а самые
большие из них, в народном календаре, были связаны с движением солнца.
Данная разработка познакомит ребят с календарным праздником Масленицы.
Он является завершающей точкой зимних праздников, проводы зимы. Дети
будут вовлечены ни только в познавательный процесс информационно -
теоретической части занятия, но и станут непосредственными участниками
веселых практических заданий и игр.
Задачи:
- знакомство с традициями празднования;
- развитие познавательной активности;
- развитие творческого воображения;
- расширение словарного запаса и кругозора;
- формирование чувства коллективизма и дружелюбия друг к другу;
- воспитание гражданско – патриотических чувств;
- уважение национальных народных традиций.
Оборудование:
компьютер или музыкальный центр (для
музыкального сопровождения) чучело Масленицы, канат, 2 метлы, цветные
деревянные ложки.
Календарный праздник МАСЛЕНИЦА.
Звучит наигрыш на балалайке «Светит месяц».
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем, как по старинному
русскому обычаю зиму – матушку провожали, Масленицу встречали.
Масленичная неделя называется Сырная. Семь денечков, объедалися
блиночков! А как же называются дни масленичной недели и что значит
каждый из них, мы сейчас с вами узнаем?
(Учитель в процессе ознакомления и разучивания дней Масленичной недели,
дает развлекательные и подвижные задания, вовлекая детей в процесс
изучения материала. Дети все вместе повторяют названия каждого дня
Масленичной недели, а учитель поясняет, что же происходило в каждый из
дней)
Учитель:
- Масленичная неделя делится на 2 половины. С понедельника по среду –
узкая Масленица, а уж с четверга широкая.
Понедельник – Встреча. Наряжали чучело из соломы, строили планы на
веселую неделю, праздновали встречу.)
Интерактив (детям предлагается самим нарядить чучело Масленицы под
масленичную песню «А мы Масленицу дожидали»)
Дети все дружно кричат: «Приехала Масленица!»
Вторник – Заигрыш. С самого утра катались с гор, ели блины, звали родных
в гости со словами: «У нас горы готовы и блины испечены, просим
жаловать!»
Для того, чтобы солнцу поскорее прогнать зиму, устраивали катание на
лошадях «по солнышку». Надо было по часовой стрелке проехать вокруг
деревни.
Интерактив (дети встают в две команды друг за другом, играют в игру
«Повозки». В роли лошадиной повозки выступает метла, что особенно
веселит детей. Смысл игры в том, что с каждым кругом присоединяется по
участнику, начиная с одного. В конце заезда «по деревне» в «повозке»
должна оказаться вся команда из пяти человек.
Среда – Лакомка. В этот день ели «от пуза» да приговаривали: «Что есть в
печи, на стол мечи!» Зять (муж дочки) приходил к теще на блины. Кроме
блинов в «Лакомку» готовили пряники, лепешки, яичницу, творог, а
главными напитками были компоты, ягодные чаи, кисель.
Интерактив (к участию приглашаются несколько детей, они играют на
русских ложках) под песню «Ой блины…»
Четверг - Широкий четверг, Разгул. Масленица набирала полную силу. Здесь
было и катание на лошадях и кулачные бои и молодецкие состязания, битва
стенка на стенку, хороводы и веселые песни. С четверга гуляли Широкую
Масленицу.
Интерактив (мальчишки демонстрируют молодецкую удаль, делятся на две
команды
и
играют
в
игру
«Перетягивание
каната»
под
наигрыш
«Камаринской»
Пятница - Тещины вечерки. После «разгульного четверга» зять звал тещу на
блины. В народе говорили: «Не зять бы был, кабы на Сырной, тещу не
угостил». Веселые вечерки были полны забавных заданий, например, на
скорость наколоть дров и забить больше гвоздей в доску. А также пели
веселые частушки. Одну из таких частушек ребята, мы с вами сейчас
выучим:
Интерактив: (дети разучивают и весело исполняют частушку)
Когда б не было воды,
Не было бы рощи,
Когда б не было жены,
Не было бы тещи.
Суббота - Золовкины посиделки. В этот день молодая жена угощала своих
золовок (сестер мужа), должна была им подарить какие -то подарочки. Если
сестры мужа были незамужними, то невестка приглашала незамужних
подруг на застолье, а если замужние, то в дом приглашались семейные пары.
Слово «золовка» от слова «зола». В старину был обычай, после свадьбы,
провести жену брата (невестку) вокруг печки, обсыпать ее золой и
представить домовому, как свою в доме.
Воскресенье - Проводы Масленицы, Прощенное воскресенье. В этот день
был захват ледяной крепости (парни строили ледяной городок из снега и
льда, сажали туда стражу и шли в атаку, в борьбе крепость необходимо было
отстоять), а также проходили различные силовые состязания, катание на
лошадях, веселые игры.
Интерактив (дети встают в большой хоровод и играют в веселую игру на
Масленицу «У Маланьи, у старушки». Выбирают Маланью, она встает в
круг.
Игра «У Маланьи, у старушки…»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке,
Семь дочерей, семь сыновей
Все без бровей (брови прикрываются руками)
С такими глазами (Маланья показывает смешные глаза, все за ней
повторяют)
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой, с такой бородой (водящий строит разные
рожицы, все дети повторяют)
Ничего не ели, целый день сидели, на нее глядели,
Делали вот так (выбирается веселая поза, все игроки ее копируют)
Учитель:
- Самое главное действо в воскресенье – это сжигание чучела Масленицы и
прощание с ней со словами «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Все люди в этот день просили друг у друга прощения и приговаривали: «Бог
простит, и я прощаю».
Интерактив (дети встают в большой хоровод, ходят по кругу весело
скандируя строки из Масленичной песни «Ты прощай, прощай наша
Масленица! Ты прощай, прощай широкая!»
Движение по кругу ускоряется дети весело кричат несколько раз: «Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!»
Учитель:
- Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят! Диги –дон, диги – дон,
убегай скорее вон! С этими словами все весело разбегались от масленичного
костра (на эти слова дети разбегаются в стороны).
Масленица горела и все встречали долгожданную весну!
Занятие окончено.
Заключение.
В процессе педагогики, очень важна увлеченность, для успешного усвоения
любого предмета. Но особое значение она приобретает в области искусства,
где без эмоций, невозможно достичь желаемого результата.
В сегодняшней ситуации в нашей стране, политика государства направлена
на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества
приобретает более сильное значение.
Фольклор – это коллективный разум и огромный жизненный опыт.
Данная методическая разработка была использована на уроке в Центре
инклюзивного
воспитания
в
МБОУ
«СОШ»
№34
г.
Братска.
(благодарственное письмо в приложении)
Ребята познакомились с народными традициями празднования Масленицы,
выучили дни масленичной недели, а также веселую частушку, узнали кто
такие золовка, теща, зять, поиграли, с удовольствием приняли участие в
состязаниях. Такой формат подачи материала очень понравился детям. В
конце урока был опрос по изученной теме. Ребята с интересом тянули руки
и отвечали на вопросы. Материал был усвоен.
Список литературы:
1.
Науменко Г.Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М.1996г.
2.
Аникин В.П. «Русское устное народное творчество». М: Высшая
школа. 2004г
3.
Аникин В.П. «Теория фольклора» курс лекций. М: 2004г
4.
Науменко Г.М. «Русские фольклорные детские игры с напевами». М:
2003г.