Напоминание

"Календарно - обрядовые праздники детям".


Автор: Герасимова Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1 МО г. Братска
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: Методическая разработка для школьников.
Тема: "Календарно - обрядовые праздники детям".
Дата публикации: 23.07.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

преподавателя народного пения

руководителя детского образцового

фольклорного ансамбля «Оберег»

МАУ ДО «ДШИ1» МО г. Братска

Герасимовой Анны Сергеевны.

Методическая разработка

музыкально – игрового урока

«Календарные обряды и праздники детям».

Разработка

предназначена

для

педагогов

дополнительного

образования, воспитателей детских садов, учителей общеобразовательных

школ,

педагогов

организаторов

центров

инклюзивного

образования.

Разработка основана на практическом опыте работы.

Введение.

В настоящее время роль народного творчества и фольклора в целом особенно

актуальна в воспитании подрастающего поколения. Необходимо с детства, в

доступной форме, знакомить детей с национальными традициями и

обрядами. Ведь эта наша история, которая в последствии, также будет

передаваться следующим поколениям. В понимании наших предков, год, как

круг жизни. Все события человека и его семьи размещались по кругу дней

года. Точками и ориентирами годового времени, служили праздники, а самые

большие из них, в народном календаре, были связаны с движением солнца.

Данная разработка познакомит ребят с календарным праздником Масленицы.

Он является завершающей точкой зимних праздников, проводы зимы. Дети

будут вовлечены ни только в познавательный процесс информационно -

теоретической части занятия, но и станут непосредственными участниками

веселых практических заданий и игр.

Задачи:

- знакомство с традициями празднования;

- развитие познавательной активности;

- развитие творческого воображения;

- расширение словарного запаса и кругозора;

- формирование чувства коллективизма и дружелюбия друг к другу;

- воспитание гражданско – патриотических чувств;

- уважение национальных народных традиций.

Оборудование:

компьютер или музыкальный центр (для

музыкального сопровождения) чучело Масленицы, канат, 2 метлы, цветные

деревянные ложки.

Календарный праздник МАСЛЕНИЦА.

Звучит наигрыш на балалайке «Светит месяц».

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем, как по старинному

русскому обычаю зиму – матушку провожали, Масленицу встречали.

Масленичная неделя называется Сырная. Семь денечков, объедалися

блиночков! А как же называются дни масленичной недели и что значит

каждый из них, мы сейчас с вами узнаем?

(Учитель в процессе ознакомления и разучивания дней Масленичной недели,

дает развлекательные и подвижные задания, вовлекая детей в процесс

изучения материала. Дети все вместе повторяют названия каждого дня

Масленичной недели, а учитель поясняет, что же происходило в каждый из

дней)

Учитель:

- Масленичная неделя делится на 2 половины. С понедельника по среду –

узкая Масленица, а уж с четверга широкая.

Понедельник – Встреча. Наряжали чучело из соломы, строили планы на

веселую неделю, праздновали встречу.)

Интерактив (детям предлагается самим нарядить чучело Масленицы под

масленичную песню «А мы Масленицу дожидали»)

Дети все дружно кричат: «Приехала Масленица!»

Вторник – Заигрыш. С самого утра катались с гор, ели блины, звали родных

в гости со словами: «У нас горы готовы и блины испечены, просим

жаловать!»

Для того, чтобы солнцу поскорее прогнать зиму, устраивали катание на

лошадях «по солнышку». Надо было по часовой стрелке проехать вокруг

деревни.

Интерактив (дети встают в две команды друг за другом, играют в игру

«Повозки». В роли лошадиной повозки выступает метла, что особенно

веселит детей. Смысл игры в том, что с каждым кругом присоединяется по

участнику, начиная с одного. В конце заезда «по деревне» в «повозке»

должна оказаться вся команда из пяти человек.

Среда – Лакомка. В этот день ели «от пуза» да приговаривали: «Что есть в

печи, на стол мечи!» Зять (муж дочки) приходил к теще на блины. Кроме

блинов в «Лакомку» готовили пряники, лепешки, яичницу, творог, а

главными напитками были компоты, ягодные чаи, кисель.

Интерактив (к участию приглашаются несколько детей, они играют на

русских ложках) под песню «Ой блины…»

Четверг - Широкий четверг, Разгул. Масленица набирала полную силу. Здесь

было и катание на лошадях и кулачные бои и молодецкие состязания, битва

стенка на стенку, хороводы и веселые песни. С четверга гуляли Широкую

Масленицу.

Интерактив (мальчишки демонстрируют молодецкую удаль, делятся на две

команды

и

играют

в

игру

«Перетягивание

каната»

под

наигрыш

«Камаринской»

Пятница - Тещины вечерки. После «разгульного четверга» зять звал тещу на

блины. В народе говорили: «Не зять бы был, кабы на Сырной, тещу не

угостил». Веселые вечерки были полны забавных заданий, например, на

скорость наколоть дров и забить больше гвоздей в доску. А также пели

веселые частушки. Одну из таких частушек ребята, мы с вами сейчас

выучим:

Интерактив: (дети разучивают и весело исполняют частушку)

Когда б не было воды,

Не было бы рощи,

Когда б не было жены,

Не было бы тещи.

Суббота - Золовкины посиделки. В этот день молодая жена угощала своих

золовок (сестер мужа), должна была им подарить какие -то подарочки. Если

сестры мужа были незамужними, то невестка приглашала незамужних

подруг на застолье, а если замужние, то в дом приглашались семейные пары.

Слово «золовка» от слова «зола». В старину был обычай, после свадьбы,

провести жену брата (невестку) вокруг печки, обсыпать ее золой и

представить домовому, как свою в доме.

Воскресенье - Проводы Масленицы, Прощенное воскресенье. В этот день

был захват ледяной крепости (парни строили ледяной городок из снега и

льда, сажали туда стражу и шли в атаку, в борьбе крепость необходимо было

отстоять), а также проходили различные силовые состязания, катание на

лошадях, веселые игры.

Интерактив (дети встают в большой хоровод и играют в веселую игру на

Масленицу «У Маланьи, у старушки». Выбирают Маланью, она встает в

круг.

Игра «У Маланьи, у старушки…»

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке,

Семь дочерей, семь сыновей

Все без бровей (брови прикрываются руками)

С такими глазами (Маланья показывает смешные глаза, все за ней

повторяют)

С такими ушами, с такими носами,

С такими усами, с такой головой, с такой бородой (водящий строит разные

рожицы, все дети повторяют)

Ничего не ели, целый день сидели, на нее глядели,

Делали вот так (выбирается веселая поза, все игроки ее копируют)

Учитель:

- Самое главное действо в воскресенье – это сжигание чучела Масленицы и

прощание с ней со словами «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Все люди в этот день просили друг у друга прощения и приговаривали: «Бог

простит, и я прощаю».

Интерактив (дети встают в большой хоровод, ходят по кругу весело

скандируя строки из Масленичной песни «Ты прощай, прощай наша

Масленица! Ты прощай, прощай широкая!»

Движение по кругу ускоряется дети весело кричат несколько раз: «Гори,

гори ясно, чтобы не погасло!»

Учитель:

- Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят! Диги –дон, диги – дон,

убегай скорее вон! С этими словами все весело разбегались от масленичного

костра (на эти слова дети разбегаются в стороны).

Масленица горела и все встречали долгожданную весну!

Занятие окончено.

Заключение.

В процессе педагогики, очень важна увлеченность, для успешного усвоения

любого предмета. Но особое значение она приобретает в области искусства,

где без эмоций, невозможно достичь желаемого результата.

В сегодняшней ситуации в нашей стране, политика государства направлена

на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества

приобретает более сильное значение.

Фольклор – это коллективный разум и огромный жизненный опыт.

Данная методическая разработка была использована на уроке в Центре

инклюзивного

воспитания

в

МБОУ

«СОШ»

№34

г.

Братска.

(благодарственное письмо в приложении)

Ребята познакомились с народными традициями празднования Масленицы,

выучили дни масленичной недели, а также веселую частушку, узнали кто

такие золовка, теща, зять, поиграли, с удовольствием приняли участие в

состязаниях. Такой формат подачи материала очень понравился детям. В

конце урока был опрос по изученной теме. Ребята с интересом тянули руки

и отвечали на вопросы. Материал был усвоен.

Список литературы:

1.

Науменко Г.Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М.1996г.

2.

Аникин В.П. «Русское устное народное творчество». М: Высшая

школа. 2004г

3.

Аникин В.П. «Теория фольклора» курс лекций. М: 2004г

4.

Науменко Г.М. «Русские фольклорные детские игры с напевами». М:

2003г.



В раздел образования