Напоминание

Родительское собрание: «Адаптация к детскому саду в группе раннего возраста»


Автор: Безменова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 "Ласточка"
Населённый пункт: г.Тихорецка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание: «Адаптация к детскому саду в группе раннего возраста»
Дата публикации: 23.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3

«Ласточка» города Тихорецка

Родительское собрание на тему:

«Адаптация детей к детскому саду в группе раннего

возраста».

Подготовил

воспитатель: Е.В.Безменова

Задачи:

Образовательная:

- Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном

развитии детей 2 - 3 лет.

- Рассказать об особенностях данного периода развития.

Воспитательная:

- Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного

возраста.

Развивающая:

- Знакомство, установление эмоционального контакта, партнерских

отношений с родителями.

- Показать возможность доверительного отношения к работникам

образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.

Повестка дня:

1. Сообщение темы и цели собрания.

2. Знакомство с родителями

3. Возрастные особенности детей

4. Советы и рекомендации по адаптационному периоду

Ход собрания:

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, с правилами нашего

учреждения и обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду

Вот об этом мы с вами и поговорим

2. А для начала давайте познакомимся с помощью игры «Волшебный мячик»

Будем передавать этот маленький мяч друг другу, называть своё имя, чей вы

родитель и одним словом охарактеризовать своего малыша.

Вот мы и познакомились.

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную

жизнь, который не всем детям даётся легко .

Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка

безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские,

партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится

социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это

необходимый для всех этап.

Детки к нам пришли очень маленькими и вы конечно же очень волнуетесь,

как он отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными

проблемами, возможно придётся столкнуться вам и малышу и как сделать

процесс адаптации более мягким. И чтобы адаптировать детей необходимо

знать возрастные особенности на этом вопросе мы и остановимся

Дети 1, 5 – 2 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень

короткий период в жизни человека.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е.

ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает

употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная

деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать

разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-

развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть

разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они

предпочитают самостоятельные игры.

Происходит активное формирование речи:

• к 1, 5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

• к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны

быть вопросы «Кто?», «Что? », ребенок начинает употреблять не только

существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

Формируется фразовая речь;

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет

быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память,

восприятие, мышление и т. д.

Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому

наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления,

а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета,

постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого

возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши,

пирамидки.

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и

ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего,

это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т. е.

привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки,

картинки и т. д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить

что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и

подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок

начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки»

будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций

зависит от физического комфорта.

А теперь кое – что об адаптации, что же это все таки такое

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним

условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто

проходит с напряжением.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду

пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок

вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"?

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень

беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,

находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все

мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши,

якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском

организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В

новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-

психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту

особенно в первые дни.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

Кратко охарактеризую каждую степень…

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3

недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается

идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого

эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок

становится спокойнее и затем привыкает.

Сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое

время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней,

есть признаки психического стресса.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому

саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его

нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова,

демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и

отчужденность.

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся

навыки, может наступить как физическое так и психическое истощение

организма.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,

ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка.

Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких

недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам

действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать. Не травите себе

душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.

Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама

исчезает из поля зрения.

Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может

отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать,

много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства

любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за

причиненные страдания.

Рекомендации родителям как справиться с этим состоянием

Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте

оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не

показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем,

своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите

много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику

и потом не хотели оттуда уходить

• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно

раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму,

предложенному воспитателем. В первый день- с мамой 8-12. Второй- с 8-10

один. Третий- на сон час.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его

ослабленную нервную систему.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время

прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите

просмотр телевизионных передач.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском

учреждении.

• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно

раньше обратиться к детскому врачу.

• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько

дней дома и выполнять все предписания.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-

3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы

ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и

теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в

знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок

сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы- МОЖНО

ПРИНЕСТИ.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые

впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа.

Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит,

что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш

привык к новому режиму.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.

Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время

лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы

их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому

старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте,

смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Будьте нежны,

терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с

поступлением в детский сад, удастся избежать.

Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со

временем все наладится.

И в заключении хочется сказать: Старайтесь уделять больше внимания

ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте

домашнюю работу.



В раздел образования