Автор: Безменова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 "Ласточка"
Населённый пункт: г.Тихорецка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание: «Адаптация к детскому саду в группе раннего возраста»
Дата публикации: 23.08.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3
«Ласточка» города Тихорецка
Родительское собрание на тему:
«Адаптация детей к детскому саду в группе раннего
возраста».
Подготовил
воспитатель: Е.В.Безменова
Задачи:
Образовательная:
- Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном
развитии детей 2 - 3 лет.
- Рассказать об особенностях данного периода развития.
Воспитательная:
- Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного
возраста.
Развивающая:
- Знакомство, установление эмоционального контакта, партнерских
отношений с родителями.
- Показать возможность доверительного отношения к работникам
образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
Повестка дня:
1. Сообщение темы и цели собрания.
2. Знакомство с родителями
3. Возрастные особенности детей
4. Советы и рекомендации по адаптационному периоду
Ход собрания:
Добрый вечер уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, с правилами нашего
учреждения и обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду
Вот об этом мы с вами и поговорим
2. А для начала давайте познакомимся с помощью игры «Волшебный мячик»
Будем передавать этот маленький мяч друг другу, называть своё имя, чей вы
родитель и одним словом охарактеризовать своего малыша.
Вот мы и познакомились.
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную
жизнь, который не всем детям даётся легко .
Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка
безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские,
партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится
социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это
необходимый для всех этап.
Детки к нам пришли очень маленькими и вы конечно же очень волнуетесь,
как он отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными
проблемами, возможно придётся столкнуться вам и малышу и как сделать
процесс адаптации более мягким. И чтобы адаптировать детей необходимо
знать возрастные особенности на этом вопросе мы и остановимся
Дети 1, 5 – 2 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень
короткий период в жизни человека.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е.
ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает
употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная
деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать
разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-
развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть
разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они
предпочитают самостоятельные игры.
Происходит активное формирование речи:
• к 1, 5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
• к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны
быть вопросы «Кто?», «Что? », ребенок начинает употреблять не только
существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.
Формируется фразовая речь;
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет
быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память,
восприятие, мышление и т. д.
Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому
наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления,
а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.
Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета,
постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого
возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши,
пирамидки.
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и
ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего,
это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т. е.
привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки,
картинки и т. д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить
что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и
подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок
начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки»
будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций
зависит от физического комфорта.
А теперь кое – что об адаптации, что же это все таки такое
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним
условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто
проходит с напряжением.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду
пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок
вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"?
С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень
беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,
находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все
мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши,
якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском
организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В
новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-
психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту
особенно в первые дни.
При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:
Кратко охарактеризую каждую степень…
1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3
недели он будет оставаться в детском саду без проблем.
Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней.
2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается
идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого
эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок
становится спокойнее и затем привыкает.
Сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое
время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней,
есть признаки психического стресса.
3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому
саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его
нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова,
демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и
отчужденность.
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся
навыки, может наступить как физическое так и психическое истощение
организма.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,
ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка.
Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких
недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам
действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать. Не травите себе
душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.
Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама
исчезает из поля зрения.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может
отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать,
много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства
любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за
причиненные страдания.
Рекомендации родителям как справиться с этим состоянием
Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте
оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не
показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем,
своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите
много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику
и потом не хотели оттуда уходить
• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно
раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму,
предложенному воспитателем. В первый день- с мамой 8-12. Второй- с 8-10
один. Третий- на сон час.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его
ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время
прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите
просмотр телевизионных передач.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно
раньше обратиться к детскому врачу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько
дней дома и выполнять все предписания.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-
3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы
ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и
теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в
знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок
сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы- МОЖНО
ПРИНЕСТИ.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые
впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа.
Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит,
что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш
привык к новому режиму.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.
Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время
лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы
их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому
старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте,
смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Будьте нежны,
терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с
поступлением в детский сад, удастся избежать.
Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со
временем все наладится.
И в заключении хочется сказать: Старайтесь уделять больше внимания
ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте
домашнюю работу.