Напоминание

«Роль игры в обучении: как игровые методики развивают навыки у детей дошкольного возраста».


Автор: Ларионова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ № 4
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Роль игры в обучении: как игровые методики развивают навыки у детей дошкольного возраста».
Дата публикации: 23.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ларионова Екатерина Сергеевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ № 4, г. Екатеринбург

Статья

«Роль игры в обучении: как игровые методики развивают навыки у

детей дошкольного возраста».

Аннотация

Статья раскрывает актуальность игры как одно из важнейших средств

умственного и нравственного воспитания в обучении детей дошкольного

возраста. Каждая игра направлена на решение той или иной учебной задачи и

показывает, как игровые методики способствуют развитию мышления,

внимания, памяти. Рассматриваются различные виды игровых методик, такие

как ролевые, дидактические и подвижные игры, и их роль в образовательном

процессе. Особое внимание уделено значению игровой деятельности для

всестороннего развития ребенка и роли педагога в организации игр. Статья

подчеркивает

преимущества

игровых

методов

перед

традиционными

подходами к обучению.

Ключевые слова: игра, игровые методики, дошкольное образование,

развитие навыков мышления, внимания и памяти, обучение через игру.

Игра нужна в процессе обучения для активизации познавательной

деятельности,

повышения

мотивации

и

достижения

конкретных

образовательных

целей.

Игровые

методы

обучения

это

система

педагогических приёмов и технологий, основанная на использовании игр в

образовательном процессе.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Игра, это основной вид деятельности детей дошкольного возраста,

через который они познают мир, осваивают новые навыки и развивают свои

способности.

Почему игра важна в обучении детей?

Игра является естественным способом обучения для детей. Это

активный процесс, в котором ребенок выступает не пассивным потребителем

знаний, а активным исследователем. Через игру дети получают возможность

экспериментировать,

пробовать

разные

роли,

решать

проблемы

и

взаимодействовать с окружающим миром.

Активизация познавательной

деятельности

стимулируют

мыслительную

активность,

заставляют

дошкольников анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Рассмотрим на примере обучения игровые методики, используемые

педагогами,

которые

помогают

сделать

обучение

увлекательным,

интересным и эффективным. В этой статье рассмотрим, как игра развивает у

детей познавательные, развлекательные, эмоциональные и воспитательные

навыки, а также роль педагога в организации игровой деятельности из своего

опыта.

Вот почему так важно построить педагогу в образовательном процессе

организацию работы по театрализованной деятельности в детском саду, в

соответствии с ФГОС и может быть включена во все режимные моменты:

включаться в любую организационную образовательную

деятельность;

в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в

содержание праздников, развлечений и досугов);

осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Важно понимать, что игра для ребенка – это, не просто развлечение, а

основной способ познания мира, позволяющий осваивать новые знания и

навыки в комфортной и безопасной среде.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной,

непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает

детей к общению друг с другом; процесс мышления, внимания и памяти

протекает быстрее; новые навыки воображения усваиваются прочнее

.

Существует

множество

игровых

методик,

которые

активно

применяются в образовательном процессе дошкольных учреждений. Эти

методики можно условно разделить на занятиях в детском саду на несколько

категорий, например:

1. Ролевые игры. В этих играх дети принимают на себя различные

роли, разыгрывая сценки из реальной жизни или воображаемых ситуаций.

Ролевые игры способствуют развитию воображения, учат детей находить

общий язык с окружающими, развивают социальные навыки, такие как

умение вести диалог и решать конфликты.

2.

Дидактические

игры.

Это

специально

разработанные

игры,

направленные

на

обучение

определенным

знаниям

и

навыкам.

Дидактические игры помогают детям развивать логику, математические и

языковые способности. Примеры таких игр: игры на классификацию

предметов, нахождение закономерностей, изучение букв и цифр.

3. Сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети разыгрывают сюжеты,

связанные с различными профессиями, социальными ситуациями или

историческими событиями. Эти игры помогают детям лучше понять

окружающий мир, расширяют их кругозор и способствуют развитию

воображения и креативного мышления.

4. Подвижные игры. Эти игры включают в себя физическую активность

и способствуют развитию не только когнитивных, но и физических навыков.

Дети учатся координировать движения, развивают ловкость, быстроту

реакции, а также командный дух и умение взаимодействовать с другими

детьми.

Как игровые методики развивают навыки у детей?

Игровые методики обладают уникальной возможностью развивать у

детей широкий спектр навыков в процессе увлекательной деятельности.

Рассмотрим, как различные аспекты игры влияют на развитие ребенка.

1. Развитие когнитивных навыков. В играх дети сталкиваются с

задачами, которые требуют применения логического мышления и учатся

находить решения и применять полученные знания.

2. Социальное развитие. Взаимодействие с другими детьми в процессе

игры

помогает

формировать

важные

речевые

навыки,

умение

договариваться, работать в команде, делиться и следовать правилам.

3. Эмоциональное развитие. Игра помогает детям лучше понимать свои

эмоции и управлять ими: могут проигрывать различные жизненные

ситуации,

что

помогает

им

справляться

с

тревогой,

страхами

и

неуверенностью.

4. Физическое развитие. Подвижные игры позволяют детям развивать

координацию движений, силу, гибкость и выносливость. Эти навыки

необходимы не только для физического здоровья ребенка, но и для общего

психического развития и здоровье сбережения.

Какова же роль педагога в организации игровой деятельности?

Педагог играет ключевую роль в организации игровой подготовки: во-

первых, создать условия, во-вторых, предложить детям разнообразные игры,

в-третьих, активного участия и взаимодействия детей и должен:

1. Выбирать игры, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

Игры должны быть интересны и одновременно способствовать решению

образовательных задач.

2. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый

ребенок уникален, и важно, чтобы педагог находил подход к каждому

воспитаннику, помогая ему раскрыть свои таланты и способности.

3. Создавать мотивационную среду. Игровая деятельность должна быть

увлекательной и стимулировать ребенка к активному участию. Для этого

педагог

может

предлагать

интересные

задания,

поощрять

детские

достижения и создавать атмосферу успеха и поддержки.

4. Содействовать развитию самостоятельности. Важно, чтобы дети в

процессе игры имели возможность самостоятельно принимать решения,

находить ответы на вопросы и учиться справляться с трудностями.

Есть

преимущества

игровых

методик

перед

традиционными

подходами:

- естественное развитие навыков, когда дети легче и быстрее усваивают

знания через игру, так как игровой процесс соответствует их возрастным

особенностям и потребностям;

- повышение мотивации к обучению игровой деятельности вызывает у

детей интерес, способствует активному вовлечению в процесс обучения и

делает его радостным и увлекательным;

-

развитие

креативности,

когда

в

процессе

игры

дети

могут

экспериментировать, пробовать новые подходы и находить творческие

решения задач, что способствует развитию воображения и нестандартного

мышления.

В настоящее время в ДОУ есть проблемы внедрения игровых методик в

образовательный процесс: недостаточное количество их разработок или

педагоги могут сталкиваться с рядом трудностей при их внедрении в

образовательный процесс. Рассмотрим некоторые из этих проблем.

1. Недостаток времени. В рамках дошкольного образовательного

процесса

предусмотрено

большое

количество

различных

занятий:

физическая культура, художественно-эстетическое развитие, музыкальные

занятия и многое другое. Иногда педагоги могут испытывать трудности с

тем, чтобы выделить достаточное количество времени для проведения

игровых

занятий,

особенно

если

образовательная

программа

требует

соблюдения четкого расписания.

2. Разные уровни готовности детей. В одной группе могут быть дети с

разными уровнями подготовки. Некоторым детям могут быть слишком

сложны предложенные игры, в то время как другим они покажутся слишком

простыми. Педагогу важно учитывать индивидуальные особенности каждого

ребенка

и

адаптировать

игры

под

их

потребности,

чтобы

каждый

воспитанник был вовлечен в процесс.

3. Недостаток ресурсов. Для проведения некоторых игр могут

потребоваться специальные материалы, которые не всегда есть в наличии.

Это могут быть интерактивные пособия, карточки, игрушки или другие

ресурсы, необходимые для эффективного проведения занятий. В таких

случаях педагогам приходится проявлять креативность и изобретательность,

создавая игры с минимальными ресурсами.

Или другая проблема, что перспективы развития игровых методик в

образовании, когда будущее игрового обучения тесно связано с развитием

цифровых технологий и их частым использованием в образовательный

процесс: интерактивные технологии, виртуальная реальность, игры с

дополненной реальностью. С одной стороны, использование цифровых

технологий расширяет возможности для проведения игровых занятий и

делает процесс обучения еще более интересным и разнообразным, а с другой

стороны дети теряют мотивацию в активности интереса данных игровых

методик: без изучения родного языка и окружающего мира, развития

творческих и художественных навыков у детей.

Заключение

Игровая деятельность – это, один из самых эффективных методов

обучения дошкольников, позволяющий развивать у детей широкий спектр

навыков. Игровые методики помогают детям осваивать знания через

активную и увлекательную деятельность, что способствует формированию у

них познавательных навыков. Педагогам важно активно внедрять игровые

методы в образовательный процесс, создавая для детей мотивационную и

поддерживающую среду, где каждый ребенок может раскрыть свои

способности и таланты, осваивать новые знания.

Список литературы

1. Зайцев, А. Н. Игровая деятельность в дошкольном воспитании. -

СПб.: Детство-Пресс, 2021.

2. Николаева, Т. А. Методика игрового обучения дошкольников. - М.:

Владос, 2020.

3. Давыдова, И. В. Роль педагога в организации игровой деятельности.

- М.: Академия, 2023.



В раздел образования