Автор: Ларионова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ № 4
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Роль игры в обучении: как игровые методики развивают навыки у детей дошкольного возраста».
Дата публикации: 23.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Ларионова Екатерина Сергеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ № 4, г. Екатеринбург
Статья
«Роль игры в обучении: как игровые методики развивают навыки у
детей дошкольного возраста».
Аннотация
Статья раскрывает актуальность игры как одно из важнейших средств
умственного и нравственного воспитания в обучении детей дошкольного
возраста. Каждая игра направлена на решение той или иной учебной задачи и
показывает, как игровые методики способствуют развитию мышления,
внимания, памяти. Рассматриваются различные виды игровых методик, такие
как ролевые, дидактические и подвижные игры, и их роль в образовательном
процессе. Особое внимание уделено значению игровой деятельности для
всестороннего развития ребенка и роли педагога в организации игр. Статья
подчеркивает
преимущества
игровых
методов
перед
традиционными
подходами к обучению.
Ключевые слова: игра, игровые методики, дошкольное образование,
развитие навыков мышления, внимания и памяти, обучение через игру.
Игра нужна в процессе обучения для активизации познавательной
деятельности,
повышения
мотивации
и
достижения
конкретных
образовательных
целей.
Игровые
методы
обучения
—
это
система
педагогических приёмов и технологий, основанная на использовании игр в
образовательном процессе.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Игра, это основной вид деятельности детей дошкольного возраста,
через который они познают мир, осваивают новые навыки и развивают свои
способности.
Почему игра важна в обучении детей?
Игра является естественным способом обучения для детей. Это
активный процесс, в котором ребенок выступает не пассивным потребителем
знаний, а активным исследователем. Через игру дети получают возможность
экспериментировать,
пробовать
разные
роли,
решать
проблемы
и
взаимодействовать с окружающим миром.
Активизация познавательной
деятельности
стимулируют
мыслительную
активность,
заставляют
дошкольников анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Рассмотрим на примере обучения игровые методики, используемые
педагогами,
которые
помогают
сделать
обучение
увлекательным,
интересным и эффективным. В этой статье рассмотрим, как игра развивает у
детей познавательные, развлекательные, эмоциональные и воспитательные
навыки, а также роль педагога в организации игровой деятельности из своего
опыта.
Вот почему так важно построить педагогу в образовательном процессе
организацию работы по театрализованной деятельности в детском саду, в
соответствии с ФГОС и может быть включена во все режимные моменты:
включаться в любую организационную образовательную
деятельность;
в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в
содержание праздников, развлечений и досугов);
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Важно понимать, что игра для ребенка – это, не просто развлечение, а
основной способ познания мира, позволяющий осваивать новые знания и
навыки в комфортной и безопасной среде.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной,
непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает
детей к общению друг с другом; процесс мышления, внимания и памяти
протекает быстрее; новые навыки воображения усваиваются прочнее
.
Существует
множество
игровых
методик,
которые
активно
применяются в образовательном процессе дошкольных учреждений. Эти
методики можно условно разделить на занятиях в детском саду на несколько
категорий, например:
1. Ролевые игры. В этих играх дети принимают на себя различные
роли, разыгрывая сценки из реальной жизни или воображаемых ситуаций.
Ролевые игры способствуют развитию воображения, учат детей находить
общий язык с окружающими, развивают социальные навыки, такие как
умение вести диалог и решать конфликты.
2.
Дидактические
игры.
Это
специально
разработанные
игры,
направленные
на
обучение
определенным
знаниям
и
навыкам.
Дидактические игры помогают детям развивать логику, математические и
языковые способности. Примеры таких игр: игры на классификацию
предметов, нахождение закономерностей, изучение букв и цифр.
3. Сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети разыгрывают сюжеты,
связанные с различными профессиями, социальными ситуациями или
историческими событиями. Эти игры помогают детям лучше понять
окружающий мир, расширяют их кругозор и способствуют развитию
воображения и креативного мышления.
4. Подвижные игры. Эти игры включают в себя физическую активность
и способствуют развитию не только когнитивных, но и физических навыков.
Дети учатся координировать движения, развивают ловкость, быстроту
реакции, а также командный дух и умение взаимодействовать с другими
детьми.
Как игровые методики развивают навыки у детей?
Игровые методики обладают уникальной возможностью развивать у
детей широкий спектр навыков в процессе увлекательной деятельности.
Рассмотрим, как различные аспекты игры влияют на развитие ребенка.
1. Развитие когнитивных навыков. В играх дети сталкиваются с
задачами, которые требуют применения логического мышления и учатся
находить решения и применять полученные знания.
2. Социальное развитие. Взаимодействие с другими детьми в процессе
игры
помогает
формировать
важные
речевые
навыки,
умение
договариваться, работать в команде, делиться и следовать правилам.
3. Эмоциональное развитие. Игра помогает детям лучше понимать свои
эмоции и управлять ими: могут проигрывать различные жизненные
ситуации,
что
помогает
им
справляться
с
тревогой,
страхами
и
неуверенностью.
4. Физическое развитие. Подвижные игры позволяют детям развивать
координацию движений, силу, гибкость и выносливость. Эти навыки
необходимы не только для физического здоровья ребенка, но и для общего
психического развития и здоровье сбережения.
Какова же роль педагога в организации игровой деятельности?
Педагог играет ключевую роль в организации игровой подготовки: во-
первых, создать условия, во-вторых, предложить детям разнообразные игры,
в-третьих, активного участия и взаимодействия детей и должен:
1. Выбирать игры, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
Игры должны быть интересны и одновременно способствовать решению
образовательных задач.
2. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый
ребенок уникален, и важно, чтобы педагог находил подход к каждому
воспитаннику, помогая ему раскрыть свои таланты и способности.
3. Создавать мотивационную среду. Игровая деятельность должна быть
увлекательной и стимулировать ребенка к активному участию. Для этого
педагог
может
предлагать
интересные
задания,
поощрять
детские
достижения и создавать атмосферу успеха и поддержки.
4. Содействовать развитию самостоятельности. Важно, чтобы дети в
процессе игры имели возможность самостоятельно принимать решения,
находить ответы на вопросы и учиться справляться с трудностями.
Есть
преимущества
игровых
методик
перед
традиционными
подходами:
- естественное развитие навыков, когда дети легче и быстрее усваивают
знания через игру, так как игровой процесс соответствует их возрастным
особенностям и потребностям;
- повышение мотивации к обучению игровой деятельности вызывает у
детей интерес, способствует активному вовлечению в процесс обучения и
делает его радостным и увлекательным;
-
развитие
креативности,
когда
в
процессе
игры
дети
могут
экспериментировать, пробовать новые подходы и находить творческие
решения задач, что способствует развитию воображения и нестандартного
мышления.
В настоящее время в ДОУ есть проблемы внедрения игровых методик в
образовательный процесс: недостаточное количество их разработок или
педагоги могут сталкиваться с рядом трудностей при их внедрении в
образовательный процесс. Рассмотрим некоторые из этих проблем.
1. Недостаток времени. В рамках дошкольного образовательного
процесса
предусмотрено
большое
количество
различных
занятий:
физическая культура, художественно-эстетическое развитие, музыкальные
занятия и многое другое. Иногда педагоги могут испытывать трудности с
тем, чтобы выделить достаточное количество времени для проведения
игровых
занятий,
особенно
если
образовательная
программа
требует
соблюдения четкого расписания.
2. Разные уровни готовности детей. В одной группе могут быть дети с
разными уровнями подготовки. Некоторым детям могут быть слишком
сложны предложенные игры, в то время как другим они покажутся слишком
простыми. Педагогу важно учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка
и
адаптировать
игры
под
их
потребности,
чтобы
каждый
воспитанник был вовлечен в процесс.
3. Недостаток ресурсов. Для проведения некоторых игр могут
потребоваться специальные материалы, которые не всегда есть в наличии.
Это могут быть интерактивные пособия, карточки, игрушки или другие
ресурсы, необходимые для эффективного проведения занятий. В таких
случаях педагогам приходится проявлять креативность и изобретательность,
создавая игры с минимальными ресурсами.
Или другая проблема, что перспективы развития игровых методик в
образовании, когда будущее игрового обучения тесно связано с развитием
цифровых технологий и их частым использованием в образовательный
процесс: интерактивные технологии, виртуальная реальность, игры с
дополненной реальностью. С одной стороны, использование цифровых
технологий расширяет возможности для проведения игровых занятий и
делает процесс обучения еще более интересным и разнообразным, а с другой
стороны дети теряют мотивацию в активности интереса данных игровых
методик: без изучения родного языка и окружающего мира, развития
творческих и художественных навыков у детей.
Заключение
Игровая деятельность – это, один из самых эффективных методов
обучения дошкольников, позволяющий развивать у детей широкий спектр
навыков. Игровые методики помогают детям осваивать знания через
активную и увлекательную деятельность, что способствует формированию у
них познавательных навыков. Педагогам важно активно внедрять игровые
методы в образовательный процесс, создавая для детей мотивационную и
поддерживающую среду, где каждый ребенок может раскрыть свои
способности и таланты, осваивать новые знания.
Список литературы
1. Зайцев, А. Н. Игровая деятельность в дошкольном воспитании. -
СПб.: Детство-Пресс, 2021.
2. Николаева, Т. А. Методика игрового обучения дошкольников. - М.:
Владос, 2020.
3. Давыдова, И. В. Роль педагога в организации игровой деятельности.
- М.: Академия, 2023.