Автор: Клюева Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 23.10.2025
Раздел: дошкольное образование
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассказывается о математическом развитии детей в
дошкольном возрасте, писаны задачи по формированию элементарных
математических знаний. Ключевые слова: математика, математическое
развитие, способности, дошкольник. Проблема обучения математике в
современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется,
прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее
в различные области знаний. В настоящее время предъявляются высокие
требования к системе воспитания и образования детей. Успехи в школьном
обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в
дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и
познавательной активности ребенка. В нынешнем современном обществе
одним из требований к дошкольному воспитанию является получение детьми
математических знаний и элементарных представлений в детском саду.
Имеющиеся методики и средства формирования элементарных
математических представлений разработаны специально по возрастным
категориям с учётом постепенного развития у дошкольников навыков и
способностей в данном направлении. Математика является самостоятельным
образовательным предметом и рассчитана на развитие интеллектуальных
способностей в зависимости от природного потенциала дошкольников. Роль
математики в развитии элементарных представлений у дошкольников очень
велика. В процессе занятий у ребёнка развиваются и формируются
познавательные и личностные способности. Если ребёнок не достиг того
возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия
не будут играть ни какой роли для его сознания. Возможности ребёнка
определяются его психологией. В современный мир всё чаще входят в
программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.
Способности каждого ребёнка зависят от его индивидуально-
психологических особенностей. Математические способности не могут быть
врождёнными, так как врождённые бывают только анатомически-
физиологические особенности человека. Математические – это специальный
вид способностей, они зависят от интегрального качества ума и развиваются
в процессе математической деятельности. Ещё в раннем детстве малыши
сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству.
В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные
представления и способности ребенка. Первые игрушки напоминают
геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Родители учат
детей называть формы игрушек их величину, количество. Формированию у
ребенка математических представлений способствует использование
разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые
знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Через игровую
деятельность формируются способности различать разные свойства и
особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о
математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание
ребёнка в раннем детстве хаотичное. Родители учат детей сопоставлять,
группировать предметы, называть их своими именами. Доказано, что
ознакомление детей с разными видами математической деятельности в
процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и
отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у
детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение
давало не только непосредственный практический результат (навыки счета,
выполнение элементарных математических операций), но и широкий
развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как
правило, понимают качественные изменения в формах познавательной
активности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними
логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в
формировании «картины мира» ребенка. Анализ научных исследований
(А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.), педагогического
опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение
дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. В
последние годы в практику введено такое понятие как предматематическая
подготовка. Подготовка ребёнка и его познавательного мира к
математическому образу мышления. Разнообразные способы формирования
познавательной сферы позволяют подготовить ребёнка к изучению предмета
– математики. При организации занятий происходит воздействие на
наглядное и логическое мышление, память, творческое воображение,
восприятие, произвольное внимание дошкольника. Дети в дошкольном
возрасте наблюдают и подражают взрослым, они наблюдают за каждым
действием и внимательно слушают, что говорит воспитатель и это важное
свойство. Детей надо учить самостоятельно действовать, показывать и
рассказывать о своих действиях. Дошкольников надо побуждать к тому,
чтобы они повторяли за воспитателем о свойствах и качествах предметов.
Игры с детьми должны содержать в себе математические действия. В связи с
развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые
усилия в процессе решения математических задач - занятия по математике
приобретают особое значение. Как правило, учебные задачи на занятиях
решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть
организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять
работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует
формированию у них целенаправленности, организованности,
ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего
возраста обеспечивает их всестороннее развитие. Дети приобретают
элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов,
учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и
измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и
общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между ве-
личинами, целым и частями. Среди задач по формированию элементарных
математических знаний и последующего математического развития детей
следует выделить главные, а именно: приобретение знаний о множестве,
числе, величине, форме, пространстве и времени как основах
математиче¬ского развития; формирование широкой начальной ориентации в
коли¬чественных, пространственных и временных отношени¬ях
окружающей действительности; формирование навыков и умений в счете,
вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение
математической терминологией; развитие познавательных интересов и
способностей, ло¬гического мышления, общее интеллектуальное развитие
ребенка. Данные задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на
каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов
самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-
педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в
дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная
детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают
своевременное математическое развитие дошкольника. В процессе
систематического обучения математике дети овладевают специальной
терминологией — названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.
п. Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по величине
(размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-
понятиями («больше — меньше», «узкий — широкий» и др.), строить ряды
предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой,
маленький, еще меньше, самый маленький). Однако, для того чтобы ребенок
усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные
представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала
непосредственно — накладыванием, а потом опосредованно — с помощью
измерения. Главной задачей математического развития детей в детском саду
является обучение счету. Основными способами при этом являются
накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает
обучение счету с помощью слов-числительных. На занятиях по математике в
детском саду формируются простейшие виды практической и умственной
деятельности детей. На основе практических действий у детей формируются
такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитатель должен ориентироваться в оценке результатов своей работы
прежде всего на эти показатели, на то, как дети умеют сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы. Таким образом, родители и
педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального
развития ребенка, формирования его познавательных и творческих
способностей. Самое главное привить ребенку интерес к познанию. Для этого
занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм
удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых
несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только
игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у
детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В игровой форме
прививание ребенку знания из области математики, развитие памяти,
мышления, творческих способностей способствуют общему
математическому развитию детей дошкольного возраста. В процессе игры
дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и
писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его
родители и педагог.
Список литературы
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя
детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.:
Просвещение, 1992.-191с. Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и
психология». - М.: Просвещение, 1979.-368с. Непомнящая Н. Формирование
математических представлений у дошкольников.// Дошкольное
воспитание.1971.№ 4. ТарунтаеваТ.В. Развитие элементарных
математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр. – М.:
Просвещение, 1980. –64с. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в
детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. пед. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 272с. Метлина Л.С.
Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е
изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984. – 256с.
Пожалуйста не забывайте указывть источник:
Бутова Нина Ивановна. Математическое развитие детей дошкольного
возраста // Наука через призму времени.-2024.-№6 (87).