Напоминание

"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Клюева Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 23.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассказывается о математическом развитии детей в

дошкольном возрасте, писаны задачи по формированию элементарных

математических знаний. Ключевые слова: математика, математическое

развитие, способности, дошкольник. Проблема обучения математике в

современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется,

прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее

в различные области знаний. В настоящее время предъявляются высокие

требования к системе воспитания и образования детей. Успехи в школьном

обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в

дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и

познавательной активности ребенка. В нынешнем современном обществе

одним из требований к дошкольному воспитанию является получение детьми

математических знаний и элементарных представлений в детском саду.

Имеющиеся методики и средства формирования элементарных

математических представлений разработаны специально по возрастным

категориям с учётом постепенного развития у дошкольников навыков и

способностей в данном направлении. Математика является самостоятельным

образовательным предметом и рассчитана на развитие интеллектуальных

способностей в зависимости от природного потенциала дошкольников. Роль

математики в развитии элементарных представлений у дошкольников очень

велика. В процессе занятий у ребёнка развиваются и формируются

познавательные и личностные способности. Если ребёнок не достиг того

возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия

не будут играть ни какой роли для его сознания. Возможности ребёнка

определяются его психологией. В современный мир всё чаще входят в

программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.

Способности каждого ребёнка зависят от его индивидуально-

психологических особенностей. Математические способности не могут быть

врождёнными, так как врождённые бывают только анатомически-

физиологические особенности человека. Математические – это специальный

вид способностей, они зависят от интегрального качества ума и развиваются

в процессе математической деятельности. Ещё в раннем детстве малыши

сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству.

В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные

представления и способности ребенка. Первые игрушки напоминают

геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Родители учат

детей называть формы игрушек их величину, количество. Формированию у

ребенка математических представлений способствует использование

разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые

знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,

внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей,

направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Через игровую

деятельность формируются способности различать разные свойства и

особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о

математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание

ребёнка в раннем детстве хаотичное. Родители учат детей сопоставлять,

группировать предметы, называть их своими именами. Доказано, что

ознакомление детей с разными видами математической деятельности в

процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и

отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у

детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение

давало не только непосредственный практический результат (навыки счета,

выполнение элементарных математических операций), но и широкий

развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как

правило, понимают качественные изменения в формах познавательной

активности ребенка, которые происходят в результате формирования

элементарных математических представлений и связанных с ними

логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в

формировании «картины мира» ребенка. Анализ научных исследований

(А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.), педагогического

опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение

дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. В

последние годы в практику введено такое понятие как предматематическая

подготовка. Подготовка ребёнка и его познавательного мира к

математическому образу мышления. Разнообразные способы формирования

познавательной сферы позволяют подготовить ребёнка к изучению предмета

– математики. При организации занятий происходит воздействие на

наглядное и логическое мышление, память, творческое воображение,

восприятие, произвольное внимание дошкольника. Дети в дошкольном

возрасте наблюдают и подражают взрослым, они наблюдают за каждым

действием и внимательно слушают, что говорит воспитатель и это важное

свойство. Детей надо учить самостоятельно действовать, показывать и

рассказывать о своих действиях. Дошкольников надо побуждать к тому,

чтобы они повторяли за воспитателем о свойствах и качествах предметов.

Игры с детьми должны содержать в себе математические действия. В связи с

развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые

усилия в процессе решения математических задач - занятия по математике

приобретают особое значение. Как правило, учебные задачи на занятиях

решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть

организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять

работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует

формированию у них целенаправленности, организованности,

ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего

возраста обеспечивает их всестороннее развитие. Дети приобретают

элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов,

учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и

измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и

общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между ве-

личинами, целым и частями. Среди задач по формированию элементарных

математических знаний и последующего математического развития детей

следует выделить главные, а именно: приобретение знаний о множестве,

числе, величине, форме, пространстве и времени как основах

математиче¬ского развития; формирование широкой начальной ориентации в

коли¬чественных, пространственных и временных отношени¬ях

окружающей действительности; формирование навыков и умений в счете,

вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение

математической терминологией; развитие познавательных интересов и

способностей, ло¬гического мышления, общее интеллектуальное развитие

ребенка. Данные задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на

каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов

самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-

педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в

дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная

детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают

своевременное математическое развитие дошкольника. В процессе

систематического обучения математике дети овладевают специальной

терминологией — названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат,

треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.

п. Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по величине

(размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-

понятиями («больше — меньше», «узкий — широкий» и др.), строить ряды

предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой,

маленький, еще меньше, самый маленький). Однако, для того чтобы ребенок

усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные

представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала

непосредственно — накладыванием, а потом опосредованно — с помощью

измерения. Главной задачей математического развития детей в детском саду

является обучение счету. Основными способами при этом являются

накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает

обучение счету с помощью слов-числительных. На занятиях по математике в

детском саду формируются простейшие виды практической и умственной

деятельности детей. На основе практических действий у детей формируются

такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитатель должен ориентироваться в оценке результатов своей работы

прежде всего на эти показатели, на то, как дети умеют сравнивать,

анализировать, обобщать, делать выводы. Таким образом, родители и

педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих

способностей. Самое главное привить ребенку интерес к познанию. Для этого

занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм

удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых

несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только

игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у

детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В игровой форме

прививание ребенку знания из области математики, развитие памяти,

мышления, творческих способностей способствуют общему

математическому развитию детей дошкольного возраста. В процессе игры

дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и

писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его

родители и педагог.

Список литературы

Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя

детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.:

Просвещение, 1992.-191с. Леушина А.М. Формирование элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие

для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и

психология». - М.: Просвещение, 1979.-368с. Непомнящая Н. Формирование

математических представлений у дошкольников.// Дошкольное

воспитание.1971.№ 4. ТарунтаеваТ.В. Развитие элементарных

математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр. – М.:

Просвещение, 1980. –64с. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в

детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. пед. учеб.

заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 272с. Метлина Л.С.

Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е

изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984. – 256с.

Пожалуйста не забывайте указывть источник:

Бутова Нина Ивановна. Математическое развитие детей дошкольного

возраста // Наука через призму времени.-2024.-№6 (87).



В раздел образования