Автор: Попова Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Якутская городская национальная гимназия им. А.Г и Н.К Чиряевых
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дата публикации: 23.10.2025
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье раскрываются особенности развития читательских
интересов у младших школьников. Рассматриваются разные методы работы на
уроках и во внеклассной деятельности. Ребята познают этот мир в интенсивно
развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой,
которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в
жизни, сделать, порой , правильный выбор , найти правильное решение.
Ключевые слова: читательский интерес, младший школьный возраст,
развитие интереса, читательская самостоятельность, книги, художественная
литература, работа с библиотекой.
21 век - это век технологий. Как известно, большинство современных
детей мало читают, что является одним из важных проблем общества. Дети
играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, что ведет к снижению уровня
грамотности и интереса к чтению. Актуальность формирование читательских
интересов младших школьников обусловлена исключительной, постоянно
растущей ролью речи в жизни человека, что является универсальным средством
общения, мощным каналом умственного, в широком смысле, духовного
становления личности, важным условием социальной активности каждого
человека.
Развитие
современных
технологий
привело
к
колоссальному
информационному скачку и не может ни играть роль в жизни человека. По
оценке
психологов
ведущее
воздействие
информационная
революция
проявляет на детей школьного возраста. Ребенок быстро утомляется, снижает
свою творческую активность и как результат отказывается от чтения, получив
огромную информационную нагрузку
Выделяют следующие причины снижения читательского интереса:
усиление воздействия средств массовой информации – чтение книг
сменяется длительным сидением перед телевизором, компьютером;
резкое
перемена
общественной
жизни
таким
образом,
что
увеличилось
количество
неблагополучных
семьей,
где
родители
мало
заинтересованы воспитанием ребёнка;
резко уменьшается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым
нарушается регулярное и полное общение с разнообразными книгами в первые
годы обучения;
отсутствие системы целенаправленного развития читательской
деятельности школьников.
Литература и чтение играют большую роль в развитии личности.
Художественная литература обогащает духовный мир человека, является
мощным средством его формирования. Любовь к литературе пробуждается в
начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени
обучения, когда закладываются основные читательские умения и способности,
необходимо
приобщать
ребенка
к
литературе,
сформировать
у
него
читательский интерес, прочных навыков осознанного чтения, литературного и
нравственно-эстетического становления.
Безусловно, вдумчивое чтение книг, размышление над книгами —
несомненное, общепризнанный способ формирования, совершенствования
чувств и качеств личности.
Поэтому одной из задач начальной школы считается создание условий
для развития читательских интересов и воспитании культуры чтения.
Современная методика преподавания чтению учит правильно и бегло,
выразительно и осмысленно, озвучивать чужую речь – все это лишь
технические условия. Для того чтобы техника чтения превратилась в желание
читать, начинающему читателю должно быть совершенно понятно, что дает
ему лично творческое общение с книгой-собеседником [4, с.18]
Обратимся
к
«Педагогическому
терминологическому
словарю»
Коджаспирова
Г.М.,
КоджаспировА.Ю.
«Интерес
–
форма
проявления
познавательной
потребности, обеспечивающая
направленность
личности
на понимание целей работы, этим наиболее содействующая ориентировке,
ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению
действительности” [2]
В узком смысле слова - интерес к чтению, т.е. стремление и потребность
воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму
прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых
комплексов. Такого рода заинтересованность свойственен для начинающего
ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, желает
найти значение напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что
научившегося
процессу
раскодирования
отдельных
слов
и
простых
предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед
окружающими еще и еще раз. В широком смысле слова - читательский
интерес,
т.е.
активное
отношение
читателя
к
человеческому
опыту,
заключенному в книгах, и к собственной возможности без помощи других
добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем
умственной
и
эмоциональной
активности,
чтобы
целенаправленно
ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в
тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот
опыт при условии квалифицированного прочтения текста.[3,c. 185]
Чтение-вид коммуникативно-познавательной работы (духовного общения
и
взаимовлияния
людей),
направленной
на
удовлетворение
различных
потребностей
(духовных,
профессиональных,
художественных
и
др.)
средствами печатной информации.
По словам В.А. Сухомлинского«чтение - это окошко, через которое дети
видят, познают мир и самих себя». Действительно, чтение – это уникальный
инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной
литературе.
Это
неисчерпаемый
источник
обогащения
знаниями,
универсальный метод формирования познавательных и речевых способностей
ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных
качеств и развития эстетических чувств. Приобщая ребёнка к чтению, взрослый
не только открывает путь к одному из важных источников информации, но и
защищает его душу, питает ум и сердце, стимулирует к самосознанию,
способствует творческой самореализации личности, её жизнестойкости.
В.А. Сухомлинский писал о том, что "если в начальных классах дети мало
читали, у них складывалась структура малоактивного мозга". По этой причине
основная задача учителя – формирование устойчивого интереса к чтению с
младшего школьного возраста, помощь в становлении самостоятельным
читателем [3].
Теория развития читательской самостоятельности, разработка которой
принадлежит Н. Н. Светловской. Н. Н. Светловская определяет читательскую
самостоятельность
как
"личностное
свойство,
которое
характеризуется
наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и
системы знаний, умений, способностейдающих ему возможность с наименьшей
затратой сил и времени, осуществить свои побуждения в соответствии с
социальной и индивидуальной потребностью[4, с.124]
Читательский интерес – это достаточно сложная сфера направленности
личности,
в
которой
находят
свое
выражение
характер,
нравственно-
эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный
уровень человека.
В своих трудах Н. Н. Светловская существенное внимание уделяет
особенностям восприятия художественной литературы детьми младшего
школьного
возраста:
пониманию
художественного
образа,
характера
литературного
героя.Избирательность
читательского
интереса
дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности
различают художественную и научно-познавательную направленность. В
художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей
фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п.
Н.
Н.
Светловская
рассматривает
читательский
интерес
как
изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности,
группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него
значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его
духовным потребностям, его читательской психологии. В читательском
интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному
прочтению их. Как сравнительно устойчивое свойство личности читательский
интерес создается и выражается посредством неоднократного возникновения и
обобщения временных состояний заинтересованности.
Считаем, что эффективным стимулом в формировании у младших
школьников
заинтересованностью
к
чтению
является его внутреннее
влечение,движущей силой которой является внутренняя желание общения с
хорошей книгой. Её появление в значительном определяет читательскую
судьбу ребёнка. Она наиболее благоприятна для развития личности и во многом
сходится
с
её
необходимостью
в
самоактуализации,
обеспечивающей
удовольствие.
Внутренний мотив к чтению возникает в таком случае, если ребёнок
эмоционально реанирует на происходящие в художественном произведении
события и вместе с персонажами начинает радоваться либо возмущаться,
сопереживать или осуждать.
Поэтому одним из основных факторов в
формировании положительного отношения к чтению детей является грамотное
построение учебного процесса и разнообразие форм деятельности на урочной
деятельности.
Систему деятельности
по
развитию
интереса
к
чтению
младших
школьников можно представить в виде следующей схемы:урок литературного
чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с
родителями.
Урок литературного чтения.
Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к
чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки.
Значительную
эффективность
имеют
нестандартные
уроки:
сказки,
путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра.
Разные виды работ над текстом содействуютформирования интереса к
чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. К примеру:
инсценирование
текста
или
фрагмента,
выборочное
чтение,чтение
в
лицах,чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с
целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью
нахождения отрывка, который поможет дать ответ на вопрос и т.д.
Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного
процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие,
углублению
полученных
знаний,
выявлению
индивидуальных
личных
отличительных черт каждого учащегося, развитию самостоятельности и
творческой активности детей.К ним относятся такие формы работы как:
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
соревнование чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
час "тихого чтения";
литературные конкурсы;
Центральным звеном в работе по формированию читательского интереса
младших школьников является организация литературных игр и литературных
праздников. Я разделила литературные игры следующим образом:
игры и упражнения по развитию речи;
литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды
и т. д.);
литературные викторины;
«стилизованные» игры (КВН, «Сто к одному», «Поле чудес»)
Организация различных формработы с учреждениями культуры:
библиотечные часы, проводимые на базе библиотеки;
экскурсии в музей, посещение выставок;
внутришкольныеконкурсы чтецов;
инсценировки сказок;
посещение театра, кинотеатра;
Организация
разнообразных
форм
работы
с
родителями.
Семья,
безусловно, является значимым фактором, оказывающим большое влияние на
формирование детского чтения. В семье формируется личность ребенка, ее
изначальное отношение к разным видам деятельности, в том числе и к
чтению.Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это
улавливает и впитывает. Эмоции, полученные в собственной семье, остаются
неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в
собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род
профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких
поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг
чтения ребёнка.
Таким образом, детское чтение будет развивать личность ребёнка, если
оно соответствует возрасту и индивидуальным особенностям, обеспечивает
качественный уровень восприятия читаемых произведений, поддерживает
престиж книги, формирует интерес. В основе читательских интересов лежит
потребность, которая определяет интерес к чтению.Уроки литературного
чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут
способствовать
развитию
читательского
интереса,
что
в
итоге
окажет
положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение
младших школьников; изучение лучших произведений,повышение мотивации к
чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.
Считаем, что работа по развитию читательского интереса учеников
начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во
внеклассной работе, всовместной работе с библиотекой,в работе с родителями;
Младшие школьники с удовольствием отзываются на эти мероприятия,
которые
удовлетворяют
их
потребности
в
соревновании,
развлечении,
вдохновляют и пробуждают. В игры закладываются задания, обуславливающие
потребность
прочесть
те
или
иные
книги,
обратиться
к
творчеству
определённого писателя, усвоить те или иные знания и т.д. И ребёнок в
соответствии с требованиями игры обращается к книгам. У взрослого создаётся
ощущение успеха: дети читают, значит, цель достигнута.
Прoблему
формирoвания
интереса
к
чтению
мoжно
решить
положительно, если будут учтены:
- структура читательского интереса;
- принципы отбора круга чтения;
- разнообразные формы работы;
- отнoшения, складывающиеся между учителем и учащимися.
Литература:
1.
ЕфросининаЛ.А.Литературное
чтение:
3класс:
рабочая
тетрадь
№1/Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. –112 с.
2.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский
центр «Академия», 2000. 176 с.
3.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики М..: Академия, 2005. - 288 с
4.
Светловская
Н.Н.,
Пиче-Оол,
Т.С.
Обучение
детей
чтению:
Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н.
Светловская, Т.С. Пиче-Оол. –М.: Издательский центр "Академия",
2001. – 288 с.