Напоминание

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Попова Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Якутская городская национальная гимназия им. А.Г и Н.К Чиряевых
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дата публикации: 23.10.2025
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития читательских

интересов у младших школьников. Рассматриваются разные методы работы на

уроках и во внеклассной деятельности. Ребята познают этот мир в интенсивно

развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой,

которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в

жизни, сделать, порой , правильный выбор , найти правильное решение.

Ключевые слова: читательский интерес, младший школьный возраст,

развитие интереса, читательская самостоятельность, книги, художественная

литература, работа с библиотекой.

21 век - это век технологий. Как известно, большинство современных

детей мало читают, что является одним из важных проблем общества. Дети

играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, что ведет к снижению уровня

грамотности и интереса к чтению. Актуальность формирование читательских

интересов младших школьников обусловлена исключительной, постоянно

растущей ролью речи в жизни человека, что является универсальным средством

общения, мощным каналом умственного, в широком смысле, духовного

становления личности, важным условием социальной активности каждого

человека.

Развитие

современных

технологий

привело

к

колоссальному

информационному скачку и не может ни играть роль в жизни человека. По

оценке

психологов

ведущее

воздействие

информационная

революция

проявляет на детей школьного возраста. Ребенок быстро утомляется, снижает

свою творческую активность и как результат отказывается от чтения, получив

огромную информационную нагрузку

Выделяют следующие причины снижения читательского интереса:

усиление воздействия средств массовой информации – чтение книг

сменяется длительным сидением перед телевизором, компьютером;

резкое

перемена

общественной

жизни

таким

образом,

что

увеличилось

количество

неблагополучных

семьей,

где

родители

мало

заинтересованы воспитанием ребёнка;

резко уменьшается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым

нарушается регулярное и полное общение с разнообразными книгами в первые

годы обучения;

отсутствие системы целенаправленного развития читательской

деятельности школьников.

Литература и чтение играют большую роль в развитии личности.

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является

мощным средством его формирования. Любовь к литературе пробуждается в

начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени

обучения, когда закладываются основные читательские умения и способности,

необходимо

приобщать

ребенка

к

литературе,

сформировать

у

него

читательский интерес, прочных навыков осознанного чтения, литературного и

нравственно-эстетического становления.

Безусловно, вдумчивое чтение книг, размышление над книгами —

несомненное, общепризнанный способ формирования, совершенствования

чувств и качеств личности.

Поэтому одной из задач начальной школы считается создание условий

для развития читательских интересов и воспитании культуры чтения.

Современная методика преподавания чтению учит правильно и бегло,

выразительно и осмысленно, озвучивать чужую речь – все это лишь

технические условия. Для того чтобы техника чтения превратилась в желание

читать, начинающему читателю должно быть совершенно понятно, что дает

ему лично творческое общение с книгой-собеседником [4, с.18]

Обратимся

к

«Педагогическому

терминологическому

словарю»

Коджаспирова

Г.М.,

КоджаспировА.Ю.

«Интерес

форма

проявления

познавательной

потребности, обеспечивающая

направленность

личности

на понимание целей работы, этим наиболее содействующая ориентировке,

ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению

действительности” [2]

В узком смысле слова - интерес к чтению, т.е. стремление и потребность

воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму

прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых

комплексов. Такого рода заинтересованность свойственен для начинающего

ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, желает

найти значение напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что

научившегося

процессу

раскодирования

отдельных

слов

и

простых

предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед

окружающими еще и еще раз. В широком смысле слова - читательский

интерес,

т.е.

активное

отношение

читателя

к

человеческому

опыту,

заключенному в книгах, и к собственной возможности без помощи других

добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем

умственной

и

эмоциональной

активности,

чтобы

целенаправленно

ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в

тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот

опыт при условии квалифицированного прочтения текста.[3,c. 185]

Чтение-вид коммуникативно-познавательной работы (духовного общения

и

взаимовлияния

людей),

направленной

на

удовлетворение

различных

потребностей

(духовных,

профессиональных,

художественных

и

др.)

средствами печатной информации.

По словам В.А. Сухомлинского«чтение - это окошко, через которое дети

видят, познают мир и самих себя». Действительно, чтение – это уникальный

инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной

литературе.

Это

неисчерпаемый

источник

обогащения

знаниями,

универсальный метод формирования познавательных и речевых способностей

ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных

качеств и развития эстетических чувств. Приобщая ребёнка к чтению, взрослый

не только открывает путь к одному из важных источников информации, но и

защищает его душу, питает ум и сердце, стимулирует к самосознанию,

способствует творческой самореализации личности, её жизнестойкости.

В.А. Сухомлинский писал о том, что "если в начальных классах дети мало

читали, у них складывалась структура малоактивного мозга". По этой причине

основная задача учителя – формирование устойчивого интереса к чтению с

младшего школьного возраста, помощь в становлении самостоятельным

читателем [3].

Теория развития читательской самостоятельности, разработка которой

принадлежит Н. Н. Светловской. Н. Н. Светловская определяет читательскую

самостоятельность

как

"личностное

свойство,

которое

характеризуется

наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и

системы знаний, умений, способностейдающих ему возможность с наименьшей

затратой сил и времени, осуществить свои побуждения в соответствии с

социальной и индивидуальной потребностью[4, с.124]

Читательский интерес – это достаточно сложная сфера направленности

личности,

в

которой

находят

свое

выражение

характер,

нравственно-

эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный

уровень человека.

В своих трудах Н. Н. Светловская существенное внимание уделяет

особенностям восприятия художественной литературы детьми младшего

школьного

возраста:

пониманию

художественного

образа,

характера

литературного

героя.Избирательность

читательского

интереса

дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности

различают художественную и научно-познавательную направленность. В

художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей

фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п.

Н.

Н.

Светловская

рассматривает

читательский

интерес

как

изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности,

группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него

значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его

духовным потребностям, его читательской психологии. В читательском

интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному

прочтению их. Как сравнительно устойчивое свойство личности читательский

интерес создается и выражается посредством неоднократного возникновения и

обобщения временных состояний заинтересованности.

Считаем, что эффективным стимулом в формировании у младших

школьников

заинтересованностью

к

чтению

является его внутреннее

влечение,движущей силой которой является внутренняя желание общения с

хорошей книгой. Её появление в значительном определяет читательскую

судьбу ребёнка. Она наиболее благоприятна для развития личности и во многом

сходится

с

её

необходимостью

в

самоактуализации,

обеспечивающей

удовольствие.

Внутренний мотив к чтению возникает в таком случае, если ребёнок

эмоционально реанирует на происходящие в художественном произведении

события и вместе с персонажами начинает радоваться либо возмущаться,

сопереживать или осуждать.

Поэтому одним из основных факторов в

формировании положительного отношения к чтению детей является грамотное

построение учебного процесса и разнообразие форм деятельности на урочной

деятельности.

Систему деятельности

по

развитию

интереса

к

чтению

младших

школьников можно представить в виде следующей схемы:урок литературного

чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с

родителями.

Урок литературного чтения.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к

чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки.

Значительную

эффективность

имеют

нестандартные

уроки:

сказки,

путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра.

Разные виды работ над текстом содействуютформирования интереса к

чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. К примеру:

инсценирование

текста

или

фрагмента,

выборочное

чтение,чтение

в

лицах,чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с

целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью

нахождения отрывка, который поможет дать ответ на вопрос и т.д.

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного

процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие,

углублению

полученных

знаний,

выявлению

индивидуальных

личных

отличительных черт каждого учащегося, развитию самостоятельности и

творческой активности детей.К ним относятся такие формы работы как:

дискуссия;

коллективное чтение;

беседа;

соревнование чтецов;

реклама книги;

литературный праздник;

литературная игра;

литературная гостиная;

театральный фестиваль;

час "тихого чтения";

литературные конкурсы;

Центральным звеном в работе по формированию читательского интереса

младших школьников является организация литературных игр и литературных

праздников. Я разделила литературные игры следующим образом:

игры и упражнения по развитию речи;

литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды

и т. д.);

литературные викторины;

«стилизованные» игры (КВН, «Сто к одному», «Поле чудес»)

Организация различных формработы с учреждениями культуры:

библиотечные часы, проводимые на базе библиотеки;

экскурсии в музей, посещение выставок;

внутришкольныеконкурсы чтецов;

инсценировки сказок;

посещение театра, кинотеатра;

Организация

разнообразных

форм

работы

с

родителями.

Семья,

безусловно, является значимым фактором, оказывающим большое влияние на

формирование детского чтения. В семье формируется личность ребенка, ее

изначальное отношение к разным видам деятельности, в том числе и к

чтению.Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это

улавливает и впитывает. Эмоции, полученные в собственной семье, остаются

неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в

собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род

профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких

поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг

чтения ребёнка.

Таким образом, детское чтение будет развивать личность ребёнка, если

оно соответствует возрасту и индивидуальным особенностям, обеспечивает

качественный уровень восприятия читаемых произведений, поддерживает

престиж книги, формирует интерес. В основе читательских интересов лежит

потребность, которая определяет интерес к чтению.Уроки литературного

чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут

способствовать

развитию

читательского

интереса,

что

в

итоге

окажет

положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение

младших школьников; изучение лучших произведений,повышение мотивации к

чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

Считаем, что работа по развитию читательского интереса учеников

начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во

внеклассной работе, всовместной работе с библиотекой,в работе с родителями;

Младшие школьники с удовольствием отзываются на эти мероприятия,

которые

удовлетворяют

их

потребности

в

соревновании,

развлечении,

вдохновляют и пробуждают. В игры закладываются задания, обуславливающие

потребность

прочесть

те

или

иные

книги,

обратиться

к

творчеству

определённого писателя, усвоить те или иные знания и т.д. И ребёнок в

соответствии с требованиями игры обращается к книгам. У взрослого создаётся

ощущение успеха: дети читают, значит, цель достигнута.

Прoблему

формирoвания

интереса

к

чтению

мoжно

решить

положительно, если будут учтены:

- структура читательского интереса;

- принципы отбора круга чтения;

- разнообразные формы работы;

- отнoшения, складывающиеся между учителем и учащимися.

Литература:

1.

ЕфросининаЛ.А.Литературное

чтение:

3класс:

рабочая

тетрадь

№1/Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. –112 с.

2.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для

студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский

центр «Академия», 2000. 176 с.

3.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики М..: Академия, 2005. - 288 с

4.

Светловская

Н.Н.,

Пиче-Оол,

Т.С.

Обучение

детей

чтению:

Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н.

Светловская, Т.С. Пиче-Оол. –М.: Издательский центр "Академия",

2001. – 288 с.



В раздел образования