Автор: Ведь Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 13"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: Поэтапно – творческий перспективный план по самообразованию воспитателя
Тема: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 23.11.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 13»
Поэтапно – творческий перспективный план по самообразованию
Ф.И.О. педагога: Ведь Ольга Викторовна
должность: Воспитатель
на 2024 – 2025 учебный год
Тем: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Человек, который верит в сказку,
однажды в неё попадает,
потому что у него есть сердце…
(Сергей Королёв)
Пояснительная записка
Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной
системы. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно- образователь-
ного процесса. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические
наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому
к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.
Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему
школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с
детьми – использование сказки. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным
чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?..Правда, мы привыкли к чудесам. И не-
которые из нас хотят чего-то нового, неожиданного…А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать
его прелесть. Открыть своё сердце навстречу добру учит сказка.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошколь-
ной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре
внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка. Сказка как жанр художественной литературы находит
применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-
педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали,
что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно до-
школьный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Сейчас многие педагоги в своей практике сталки-
ваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.
Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогод-
нюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение яв-
ляются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая
2
исключает нравоучительность и включает игровое общение. При использовании сказкотерапии создаётся коммуникативная направленность
каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в
сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного,
слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоцио-
нально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству. Умственное развитие детей от трех до шести лет
характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда,
когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он
это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Актуальность.
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного
речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют
психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганиза-
ции поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов па-
мяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей те-
мы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или быто-
вого характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет-
стве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овла-
дения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры.
Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической
речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенство-
вания взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть
терапия).
3
Исходя из этого, поставила перед собой цель: повысить профессиональную компетентности педагога по вопросу развития речевой
системы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Для достижения цели определены, следующие задачи:
Изучение методической литературы по данной теме.
Применение полученных знаний в работе с детьми.
Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
Обобщение опыта работы по данной теме.
Работа ведется по направлениям:
Чтение, прослушивание сказок.
Рассказывание сказки.
Анализ сказки.
Рисование сказки.
Инсценировка сказки.
Сочинение сказок.
Работа с родителями.
Форма работы:
Чтение, прослушивание сказок.
Рассказывание, пересказ по опорному плану.
Обсуждение и словесный анализ;
Рисование сказки и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением
смысла изображаемых событий.
Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия.
Театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек.
Дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические
упражнения на релаксацию)
Сочинение собственных сказочных сюжетов.
4
Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, пере-
путывание сюжетов)
Подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д
Предполагаемый результат:
Знание определенных сказочных сюжетов.
Умение понимать сюжетную линию сказки.
Развивается речь детей.
Умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения.
Выражать свои мысли и чувства в речи.
Умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме.
Развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Представление результата и распространение опыта:
Творческий отчет.
Образовательный процесс можно осуществлять:
• В ходе непосредственно образовательной деятельности;
• В режимных моментах;
• В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
• При организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Формы и методы работы с родителями
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
Срок реализации темы самообразования: 1 год
5
Перспективный план по самообразованию на 2024-2025 год
Месяц
Дети
Педагоги
Родители
Оборудование /практический
выход
1
2
3
4
5
Сентябрь
Октябрь
Изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публика-
ций в журналах и Интернет-ресурса на выбранную тему по самообразова-
нию.
Подбор дидактических игр и упражнений. Подбор русских народных ска-
зок, соответствующих лексическим темам недели.
Консультация для родителей: «Развитие
речи детей дошкольного возраста через
сказкотерапию»
Список рекомендованных произведений
для домашнего чтения.
Уточнение информации по выбранной
теме
Дидактическая подборка практическо-
го материала
Развивать интерес к прослушиванию
произведений.
Ноябрь
Чтение русских народных
сказок.
Игры с кубиками: «Собери
сказку»
Рассматривание игрушек и
иллюстрации к сказкам.
Список рекомендованных
произведений для домашнего
чтения.
Проведение индивидуальных
консультаций и бесед для
родителей.
Памятка для родителей по обучению
связной речи.
Список рекомендованных произведений
для домашнего чтения.
Проведение индивидуальных
консультаций и бесед для родителей.
Пополнение библиотеки группы но-
выми красочными книгами с русски-
ми народными сказками, дисками.
Обучить связному последовательному
пересказу с наглядной опорой в виде
сюжетных картинок из сказки,
отображающих последовательность
событий.
Декабрь
Чтение русских народных
сказок.
Инсценировка сказки «Зимовье
зверей»
Консультация: «Игры (дидактические и
лексико – грамматические, влияющие на
развитие связной речи детей».
Список рекомендованных произведений
Обучить связному последовательному
пересказу с наглядной опорой в виде
сюжетных картинок из сказки,
отображающих последовательность
6
Настольно – печатные игры по
мотивам сказок (разрезные кар-
тинки, лото).
для домашнего чтения.
событий.
Январь
Чтение русских народных
сказок.
Инсценировка сказки «Три
медведя»
Мимика – «Подбери маску».
Этюды «Зеркало»
Консультация «Сказкотерапия или ска-
зочное лечение души»
Консультация для родителей: «Сказко-
терапия , как воспитательная
система ,органичная внутренней среде
человека».
Повышение уровня знаний родителей
в вопросах чтения детям сказок или
иной художественной литературы
Продолжать обучение детей связному
последовательному пересказу с
наглядной опорой в виде сюжетных
картинок из сказки, отображающих
последовательность событий.
Февраль
Чтение русских народных
сказок.
Игры «Придумай сказку»
Пантомимика – игра «Кто как
ходит»
Консультация для родителей: «Список
рекомендованных произведений для
домашнего чтения»
Индивидуальные беседы с родителями.
Обучить связному последовательному
пересказу с наглядной опорой в виде
сюжетных картинок из сказки,
отображающих последовательность
событий.
Март
Чтение русских народных
сказок.
Инсценировка сказки
«Заюшкина избушка»
Моделирование сказки
«Теремок»
Этюды «Зеркало»
Список рекомендованных произведений
для домашнего чтения.
Обучить связному последовательному
пересказу с наглядной опорой в виде
сюжетных картинок из сказки,
отображающих последовательность
событий.
Развивать связную речь.
Развивать фантазию.
Апрель
Чтение русских народных
сказок.
Жесты – этюды на
выразительность жестов.
Список рекомендованных произведений
для домашнего чтения.
Конкурс совместных творческих работ
родителей и детей на тему «Моя люби-
Учить детей обыгрывать знако-
мые сказки.
7
Игры «Придумай сказку»
Настольно-печатные игры по
мотивам сказок (лото, разрезан-
ные картинки)
мая сказка»
Май
Самоанализ плана по самообразованию.
Папка - передвижка«Сказка в воспита-
нии ребенка».
Отчет.
Список литературы,
и нтернет-ресурсов,
используемый в ка-
честве самообразо-
вания по теме.
1.
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. М. Генезис. 2011 г.
2.
Н.А. Сакович Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое посо-
бие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь.
4.
Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2012. – 208 с.
5.
Мазурова, Н. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки / Н. А. Мазурова. Томск, 2013.
6.
Малкина, Л. Г. Сказкотерапия в ДОУ/ Л. Г. Малкина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – №6. – С. 95–101.
7.
Пронина, С. Н. В гостях у сказки / С. Н. Пронина //Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2011. – №5. – С. 78–82.
8.
Светланова, И. А. Психологические игры для детей / И. А.Светланова: Феникс, 2015. – 190 с.
9.
Селевеко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевеко. – М.: Народное образование, 2013. – 256 с.
10.
Соколов, Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо – Пресс, 2011.
Изучение материалов на интернет ресурсах.
Картотека разрабо-
танных мероприя-
тий, пособий.
Пересказ от лица литературного героя;
Словесное рисование;
Психогимнастика;
Д/И (метод) «А что потом»;
Д/И «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
Д/И «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
Д/И «Придумывание кратких историй»;
Д/И «Моделирование»;
Д/И«Сказка про самого себя»;
Д/И «Перевирание сказки»;
Д/И «Бином фантазии»;
Д/И«Сказки по-новому»;
Д/И «Сказка – калька»
8
Анализируя результаты проведенной работы, хотелось отметить, что все сказки соответствовали
возрасту детей, после прочтения сказки обязательно обсуждались её герои, причины их поступков.
В процессе драматизации или сочинения сказок дети раскрепощались, с желанием демонстрирова-
ли свои рисунки и поделки. В период реализации практической работы дети преодолели трудности в об-
щении, поверили в себя, стали хорошо взаимодействовать друг с другом; но также в работе были трудно-
сти: некоторые дети невнимательно слушали сказки, не включались в её обсуждения, так же не было за-
интересованности проявить себя и выполнять задания.
Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку
сказку? ”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от на-
родного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход.
Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем
трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут
пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет ре-
шить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-
лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем
обязательно будет!
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение
качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в кон-
такт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей на-
блюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стрем-
ление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении
школьной программы в будущее.
Таким образом, в результате использования метода сказкотерапии у детей развивается речь, уме-
ние излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказоч-
ного произведения; выражать свои мысли и чувства в речи, умение передавать художественный образ в
рисунке, лепке, аппликации, в словесной форме; развивается творческий потенциал, фантазия, воображе-
ние, способность к словотворчеству.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Сказкотерапия или сказочное лечение души
«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрос-
лее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка ча-
сто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокой-
ства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь свое-
му ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование
поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психоло-
гов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него спосо-
бом. Один из главных таких способов — арттерапия (лечение искусством). Для малышей лучше всего
подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелоди-
ей), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конеч-
но же, сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.
Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а
рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и
нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на
жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он
просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посо-
ветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете
этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со вре -
менем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивает-
ся и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в люби-
мых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая
сказка, и я скажу, кто ты», — так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители мо-
гут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование не помешает. Для
мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказко-
терапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекци-
онные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Со-
чинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких
переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к родителям.
А всем ли полезна сказкотерапия?
Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких де-
тей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не на-
до только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один при-
ем, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конеч-
но, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять
то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения,
обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учиты-
вать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
10
Как сочинить лечебную сказку?
Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по
этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (напри-
мер, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похожде-
ния и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, по-
хожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей
жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы ма-
лыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию,
похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т.п.) и при-
писываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и
способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает ис-
кать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны.
Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомыс-
ленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно по-
слушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не
стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите
сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать
свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отры-
вок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету).
Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего
ребенка. Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых
на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и
необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекват-
ной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.
11
Консультация для родителей
«Развитие речи детей дошкольного возраста через сказку»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего
дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для
развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с
миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через
сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и
трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.
Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать что
такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и
слабого, заботливого и равнодушного, примерить роль родителя, оценить свой поступок со стороны, а
также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир, близких людей. Черствость и
невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не
с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением
вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания. Через
сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях,
возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из
трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях мало
видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она
готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки окружающего
мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма
и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием, когда оно не
свободное и плавное, а зажатое или прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями
речи.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят
от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если
мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в
способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки
будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях,
заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации,
чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес, развилась чувствительность,
то это означает, что у педагогов станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в
спонтанную речь.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается
определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду
в такой, например, области, как развитие фонематического слуха.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети
становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них
формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
12
Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где
сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где
люди живут иными проблемами. И, побывав вместе с ребенком в сказочном мире, вступаем с ним в
чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры – взрослый и детский. Мы возвращаемся из сказки с
добычей, одухотворяющей будничную жизнь.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить
следующими достоинствами:
в сказках нет обучения и нравоучений;
главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.
Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций:
ознакомительную;
коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание
ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь,
фонематический слух, артикуляционная моторика);
интеграционную (ребенок включается в социальную среду)
Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью). Как дует
ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как рычит собака? (р-р-р).
С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к занятиям;
внимание;
память;
воображение;
эстетические чувства;
чувство юмора
Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому
выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и
животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в
них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими
персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают
слушать и читать волшебные сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:
При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и
повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто
требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
13
Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и отрицательные поступки
участников рассказа, сказки.
Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот
не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.
Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его
фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
14
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У РЕБЕНКА
Уважаемые родители!
Помогите, пожалуйста, развить связную речь Вашему ребенку.
Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно. Это научит ребенка слушать, быть усидчивым.
· Разберите новые, непонятные для него слова.
· Попросите пересказать понравившийся эпизод.
· Задавайте вопросы по содержанию текста, выслушивайте полные, а не односложные ответы.
· Рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Можно
попросить нарисовать, что понравилось ребенку.
· Вовлекайте его в беседы.
· Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие.
· Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.
· Не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать. Не торопите
его.
· Проговаривайте (составляйте) небольшие рассказы о событиях из личного опыта. Пусть он делится
ими с другими членами Вашей семьи, воспитателями и друзьями.
· Придумывайте свои концовки к сказкам
· Если Вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто
с Вами не был.
· Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо
внятно, четко и не спеша.
Помните - речь не передается по наследству.
Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: лекси-
ческой стороны, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи, подготовку к обучению гра-
моте.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием
ребенка, под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.
Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 5 – 6 годам. Если этого не произо-
шло, то родители должны обращаться к логопеду ДОУ.
Уважаемые родители! В повседневной жизни, при общении с ребенком, обращайте внимание на
близких ребенку людей, их имена; на самого ребенка, части его тела; предметы быта, игрушки; на пред-
меты, окружающие ребенка дома, во дворе, в саду, парке.
Взрослый должен произносить слова так, чтобы ребенок и слышал слово и видел, как его произносят, т.
е. видел движение губ взрослого.
Выбирая в магазине книгу для своего ребенка, обратите внимание на иллюстрации. Они должны быть яр-
кие, четкие, красочные. Это привлекает внимание, у ребенка возникает интерес и желание узнать, а что –
же там написано? Читайте детям! А беседа по прочитанному и картинкам будет не только развивать речь,
но и расширять кругозор, развивать память и мышление.
Не забывайте похвалить вашего малыша за любые, даже самые незначительные успехи. Помните, что ва-
ше доброе слово поможет ему справиться с любыми трудностями.
15
В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только
при постоянном внимании семьи и детского сада можно добиться положительных результатов.
Упражнения для развития связной речи
Учить подбирать определения и эпитеты («Какие бывают собаки?» – «Большие, служебные…»).
Узнавать предметы по описанию («Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это?» - «Берёза»). Подбирать
действия к предметам и наоборот.
Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
Назвать слова с определённым слогом, звуком.
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами.
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.).
«Длинные и короткие слова» - придумать, проговорить и сравнить слова (например, «пол–потолок» и
т.д.).
«Назови по-своему» - назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ.
«Назови по-разному» - назвать по-разному одну и ту же игрушку.
«А если бы» - помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...».
Переделать известную сказку.
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова).
Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.
Придумать продолжение сказки.
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить).
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
16
Консультация для родителей по теме:
«Дидактические и лексико-грамматические игры, влияющие на развитие речи детей».
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем
в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматическийстрой усваивается ребенком самостоятель-
но, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики доволь-
но сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста
Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не толь-
ко у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. разли-
чать, как надо говорить правильно.
Дидактические и лексико –грамматические игры, влияющие на развитие речи детей.
Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию словесные игры и упражнения способствуют акти-
визации речевого развития детей.
В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в ма-
газин, на даче, перед сном и т. д.
1. «Слово на ладошке»
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.
2. «Объясни словечко»
Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик,
моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).
3. «Что бывает?»
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Красный: …дом, помидор.
Зимняя: …одежда, рыбалка.
Домашнее: …печенье, задание.
4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова»
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:
сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
7. «Посчитай»
Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять
яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.
8.«Скажи наоборот»
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
17
Существительные: смех-, лето-, день-, холод-, север - … и т. п.
Глаголы: пришёл-, нырнул- …
Прилагательные: широкий -, маленький-, богатый -… и т. п.
Наречия: далеко -, высоко- …
9. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексиче-
ской теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ана-
нас).
10. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие
и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонь-
ка, заинька, коровушка.
11. «Отгадай загадку»
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Напри-
мер: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цве-
та, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
12. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок -
яблочное и т. д.
13. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»
14. «Подбери слово»
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
15. «Расскажи стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
16. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по
сказкам.
18
Консультация для родителей
"Сказкотерапия как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто незаинтерисован классически-
ми вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные ро-
маны. Но что это, если не современные сказки?
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся
за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору.
Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между
людьми. Поэтому я считаю сказкотерапию - естественной формой общения и передачи опыта, органич-
ной системой воспитания новых поколений.
На своих занятиях по сказкотерапии я исследую сказочные образы, стараюсь раскрыть секреты
сказкосложения. Эти рекомендации, советы будут полезны и тем, кто предпочитает работать с готовым
материалом, и тем, кто любит сочинять сказки сам. Пусть Сказка, живущая внутри Вас, развернет перед
вами сокровища Вашей души.
Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через
притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окру-
жающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся
люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являют-
ся в данный момент психотерапевтическими.
Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому
творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он
ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем
сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог
смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В
этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотно-
шений в нем.
Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывает-
ся, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно
найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве,
человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы
мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”.
Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказоч-
ные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведе-
нием, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в ре-
альной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Хочется верить, что многие родители, педагоги не просто читают детям сказки, но и совместно
размышляют над ними.
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. В волшебных сказках
на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений ребенок
отвечает на вопрос: “Он становится крепче”. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала
личности. Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе
19
Парацельс волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами
любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины,
духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями.
Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку
об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке,
разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека.
Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое расте-
ние. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему за-
грязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок будет знать.
Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасы-
вая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать,что в воздухе живут маленькие сильфы и
сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушли-
выми газами?
Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.
Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созидани-
ем, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.
Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружа-
ющий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия
средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, не-
что нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности
и аромат Тайны…
Сказкотерапией люди занимались всегда, но называли это иначе.
Этапы в сказкотерапии:
1 этап: устное народное творчество (длится до 11 – 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и
веры в свои силы.
2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма...), ре-
бенок самостоятельно принимает решения.
3 этап: психотехнический. (“Сочини сказку”), ребенок ищет свое место в жизни: “я такой, какой я есть”,
“я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал”, “я несу ответственность за свои дей-
ствия и за то, что происходит со мной”.
4 этап: интегративный. (комплексная концепция), ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочно-
го героя.
Виды сказок:
Дидактические (в форме учебного задания)
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют,
слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника),
дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не
обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных;
бытовые сказки;
20
страшные сказки;
волшебные сказки.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоцио-
нально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не
учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои
симпатии.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и
философии разных культур.
В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок. Которые конструиру-
ются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными “соусами”: анализ, рассказыва-
ние, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медита-
ции, постановка сказок в песочнице ….
Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожито-
го, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки… Процесс позна-
ния а наиболее созвучной нашей Душе образной форме.
Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа.
Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европей-
ских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных
уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэто-
му ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою
очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.
Северные сказки можно разделить на три вида:
Сказки о природе; животных, растениях, явлениях;
Волшебные и фантастические сказки;
Бытовые сказки.
Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или при-
ключение. Героями являются животные, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и по-
ступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием северных наро-
дов, которое досталось от прошлых эпох. Очень распространены так называемые этологические сказки, в
которых древние люди старались объяснить происхождение и особенности того или иного животного,
например, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение.
Этологические сказки родственны легендам о причинах природных явлений. В волшебных сказках эле-
менты фантастики преобладают над реальным изображением жизни, в них наряду с людьми участвуют
чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обста-
новке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями
художественного мышления народа.
Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы
подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым,
авантюрным, сатирическим содержанием.
У северных якутов широким распространением и любовью пользуются сказки о взаимоотношениях бед-
няков и богачей, о взаимоотношении человека с природой.
Особенности сказки:
Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;
Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;
21
Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к
развязке; усвоить определенную терминологию.
Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть вну-
тренний мир и образ мысли человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные)
и индивидуальные (авторские).
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом воз-
расте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру
поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами:
принцами, царевнами, солдатами…
Чем старше становится ребенок. Тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей,
потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно в 5-6 лет ре-
бенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи
и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими
страхами.
Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, пе-
дагоги рассказывают детям сказки, но рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои
особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.
Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет
себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль.
Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в пси-
хологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно
отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную ку-
клу двигаться так, как он считает нужным.
Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его
чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.
“Применение саказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста”
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональ-
ность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта
составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности
неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношения-
ми к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошколь-
ные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.
Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, что "жизненный
путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его
переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое не-
посредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедитель-
но показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к
миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации,
растущей личности.
Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в се-
мье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии
личности. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освое-
22
ния дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), по-
знавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориента-
цию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей се-
мьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком
личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими,
основой для самооценки и чувства самоуважения.
Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных,
эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя должны обеспе-
чить формирование общей гуманистической направленности поведения, основанном на признании само-
ценности каждой жизни и признания права каждого субъекта на позитивное самовыражение.
Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творче-
ской деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по
- разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов.
Исследованием эмоций занимались Г.А. Фортунатов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, Ф.В.
Бассин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.
Проблемы состоят в том: в связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей воз-
никают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни.
Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооцен-
кой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несооб-
разен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности,
"разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо за-
ставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.
Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих
способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К
сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.
Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстег-
неева и т.д.
Анализ результатов деятельности ДОУ показал, что, не смотря на признание большинства педагогов и
психологов значимости данной проблемы, существующий уровень организации работы по эмоциональ-
ному развитию детей дошкольного возраста является недопустимым.
Актуальность темы в том, что, сформировалось и закрепилось противоречие между новыми социально-
педагогическими условиями: между осознанием и признанием большинства ученых-теоретиков и педаго-
гов-практиков; духовно-нравственное обнищание населения; агрессивное поведение молодежи; преобла-
дающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей и отсутствие четких ориентиров по
решению данной проблемы; практика и теория воспитания детей; наблюдение игнорирования родителя-
ми чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных ду-
ховно-нравственной проблеме.
23
Рекомендации для родителей
Что читать с детьми 5-6 лет
С самого раннего детства нас окружают книги. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. С
книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, находить тонкую грань между
добром и злом, любить. А уж, сколько самых разных книг в наше время на полках ма-
газинов! Как же в этом "книжном море" не утонуть? Выбрать те книги, которые действи -
тельно станут нашими друзьями и помощниками в воспитании детей?
С какими же вопросами проблемами нам помогут разобраться книги? Пожалуй, одним из самых важ-
ных является понимание ребёнком того, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Заглянем в типовую
программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посмотрим, что рекомендуют почитать
авторы для формирования морально этических ориентиров у нашего малыша?
С этими непростыми вопросами, мы и постараемся сегодня разобраться.
Русский фольклор
Сказки
"Заяц хвастун" обр. О. Капицы; "Финист -Ясный Сокол", обр. А. Платонова; "Хаврошечка", обр. А.Н.
Толстого.
Фольклор народов мира
Сказки. "Кукушка", ненецк., обр. К. Шаврова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. Б. Заходер. "Собачкины огорчения".
Проза. А. Гайдар. "Чук и Гек" (главы); Ю. Казаков. "Жадный Чик и кот Васька"; К. Паустовский. "Кот-
ворюга".
Литературные сказки
А. Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"; Т. Александрова. "Домовенок Кузька" (главы).
Произведения поэтов и писателей разных стран
Литературные сказки
«Шляпа волшебника" (глава), пер. В. Смирнова.
Часто при чтении книги малыш отождествляет себя с одним из героев и, разделяя его радости и пережи-
вания, постепенно начинает заботиться о других. Не забывайте после завершения чтения произведения
обсудить прочитанное с ребёнком. Задайте вопросы по содержанию текста. Узнайте, что больше всего
понравилось или наоборот огорчило кроху. Провоцируйте ребёнка на самостоятельные высказывания-
рассуждения. "А если бы ты был на месте главного героя, то, как бы поступил в такой ситуации?"
Русский фольклор
Сказки
"Лиса и кувшин", обр. О. Капицы; "Крылатый, мохнатый да масляный", обр. И. Карнауховой; "Царевна-
лягушка", обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
Сказки. "Три золотых волоска Деда- Всеведа", пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К.Я.Эрбе-
на).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия
И. Тургенев. "Воробей".
24
Проза
Л. Толстой. "Лев и собачка", "Косточка".
Литературные сказки
П. Бажов. "Серебряное копытце"; В. Катаев. "Цветик- семицветик".
Произведения поэтов и писателей разных стран
Литературные сказки
А. Линдгрен. "Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел" (главы, в сокр.), пер. со швед. Л.
Лунгиной; X. Мякеля. "Господин Ау" (главы), пер. с фин. Э. Успенского.
Каждый из нас совершает ошибки, а уж когда маленький человечек только начинает познавать мир, то
уберечь его от ошибок и вовсе невозможно. "На ошибках учатся". С этим трудно спорить, вот только
уроки эти уж очень болезненны бывают. Но без ошибок нет жизненного опыта. Как же эти ошибки сде -
лать менее травмирующими? Как научить ребёнка относиться к своим ошибкам даже с юмором? И на
эти вопросы помогут ответить книги:
Русский фольклор
Песенки
"Как на тоненький ледок...", "Как у бабушки козел...",
Сказки
"Заяц- хвастун", "Лиса и кувшин", обр. О. Капицы; "Докучные сказки".
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия
С. Маршак. "Почта".
Проза
Л. Толстой. "Косточка "; Б. Житков. "Как я ловил человечков";
Литературные сказки
В. Бианки. "Сова"; Б. Заходер. "Серая звездочка"; Г. Сапгир. "Как лягушку продавали", "Смеянцы",
"Небылицы в лицах".
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия
А. Милн. "Баллада о королевском бутерброде", пер. с англ. С. Маршака; Дж. Ривз. "Шумный Бабах",
пер. с англ. М. Бородицкой; Д. Чиарди. "О том, у кого три глаза", пер. с англ. Р. Сефа.
Литературные сказки
Р. Киплинг. "Слоненок", пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; Пройслер.
"Маленькая Баба-Яга" (главы), пер. с нем. Ю. Коринца.
"Друг -ценный клад, недругу никто не рад". Сколько мудрости заложено в этой русской пословице. Вос-
питать ребёнка настоящим другом -задача сложная. Уметь дружить с кем-то, а не против кого-то, ува-
жать себя и в тоже время проявлять отзывчивость, видеть несправедливость отношений -вот далеко не-
полный перечень вопросов, на которые легче найти ответы с помощью книги. Читая книги, вы выска-
зываете своё мнение о поведении персонажей, подталкивая ребёнка к размышлению, сопоставлению
книжных и реальных ситуаций.
Русский фольклор
Сказки
"Крылатый, мохнатый да масляный", обр. И. Карнауховой; "Сивка-бурка", обр. М. Булатова; "Хавро-
шечка", обр. А.Н. Толстого; "Никита Кожемяка" (из сборника сказок А.Н. Афанасьева).
Фольклор народов мира
25
Песенки
"Друг за дружкой", таджикск, обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки
"Чудесные истории про зайца по имени Лек", сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В.
Андреева.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия
Б. Заходер. "Собачкины огорчения", "Приятная встреча".
Проза
В. Дмитриева. "Малыш и Жучка" (главы); Л. Толстой. "Лев и собачка"; М. Борисова. "Не обижать Жа-
коню"; С.
Георгиев. "Я спас Деда Мороза"; В. Драгунский. "Друг детства".
Литературные сказки
А. Волков. "Волшебник Изумрудного города" (главы); В. Катаев. "Цветик-семицветик"; А. Митяев.
"Сказка про трех пиратов"; Л. Петрушевская. "Кот, который умел петь".
Произведения поэтов и писателей разных стран
Литературные сказки
А. Линдгрен. "Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел" (главы, в сокр.), пер. со швед. Л.
Лунгиной; Дж. Родари. "Волшебный барабан" (из "Сказок, у которых три конца"), пер. с итал. И.
Константиновой.
"Береги бровь, глаз цел будет". Как же уберечь малыша в первую очередь от него самого? Исследова-
тельский инстинкт заставляет ребёнка "пробовать" всё на себе, что утюг горячий, стекло острое, лёд
скользкий.
Помочь ребёнку "услышать" предостережения родителей помогут такие произведения:
Русский фольклор
Песенки
"Как на тоненький ледок...", "Как у бабушки козел...", "Ты, мороз, мороз, мороз...", "Ранним-рано по-
утру...", "Уж я колышки тешу...", "Николенька гусачок...", "По дубочку постучишь, прилетает синий
чиж".
Сказки
"Царевна- лягушка".
Фольклор народов мира
Сказки
"Кукушка", ненецк., обр. К. Шаврова; "Как братья отцовский клад нашли", молд., обр. М. Булатова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия
Р. Сеф. "Совет".
Проза
В. Дмитриева. "Малыш и Жучка" (главы); Б. Алмазов. "Горбушка"; А. Гайдар. "Чук и Гек" (главы).
Литературные сказки
П. П. Бажов. "Серебряное копытце".
Произведения поэтов и писателей разных стран
Литературные сказки
Р. Киплинг. "Слоненок", пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен.
26
"Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел" (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Вот мы и обозначили некоторые темы, которые нам помогают раскрывать перед нашими детьми книги.
Подобрали рекомендуемые программой произведения. Остаётся только их прочитать и разобраться вме-
сте с детьми "Что такое хорошо, а что такое плохо?", "С кем дружить, а с кем погодить", "Почему так
важно слушаться родителей". И в завершении хочется заметить, что ни смотря на глобальную компью-
теризацию современного общества, книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками. Не
смотря на нестабильность в нашем обществе, нравственно-этические нормы поведения никто не отме-
нял. И, пожалуй, каждый из родителей хотел бы видеть своего ребёнка воспитанным, общительным и
всесторонне развитым.
А как этого достичь? Для начала мы сами должны выполнять те требования, что предъявляем ребёнку.
Мы его первые наставники.
Малыш воспринимает наше поведение, как единственно правильное, и старается его копировать. "Вор-
чанием наскучишь, а примером научишь". Но иногда личного примера родителей недостаточно, и вот
тут на помощь придут книги.
Литературное слово может оказать более сильное воздействие на ребёнка, нежели привычные советы, а
подчас и окрики, одёргивания родителей. Возрастные кризисы заставляют малыша проявлять самостоя-
тельность, отстаивать своё мнение и независимость, а с книгами этого делать не нужно.
27
Папка – передвижка для родителей «Роль сказки в воспитании ребенка»
29