Автор: Кайгородцева Александра Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №6 г.Балтийска
Населённый пункт: город Балтийск, Калининградская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Первые шаги в страну финансовой грамотности" для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 24.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Описание проектной деятельности педагога.
Проект «Первые шаги в страну финансовой грамотности» для детей старшего
дошкольного возраста.
Старший воспитатель Кайгородцева Александра Викторовна
МАДОУ БМР д/с №6
г.Балтийск
Аннотация проекта
Финансовое воспитание и просвещение детей дошкольного возраста -
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое является
социальной проблемой, неотделимой для ребенка с самого раннего возраста.
Дети рано начинают принимать участие в экономической жизни семьи,
сталкиваются с рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в
финансово-экономических отношениях и таким образом усваивают знания об
окружающей жизни на житейском уровне. Но для того, чтобы наполнить
потенциал ребенка таким этическим содержанием как честность, трудолюбие и
доброта, объяснить ребенку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать
и экономить необходимо организовать окружающее воспитательное
пространство, которое будет служить источником полноценного развития, в
процессе которого с помощью педагогов и родителей сформируются
необходимые качества и свойства личности.
Проект по просвещению и воспитанию финансовой грамотности для детей
старшего дошкольного возраста «Первые шаги в страну финансовой
грамотности», разработан в рамках всероссийской недели финансовой
грамотности для детей и молодежи.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников
необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи,
организации материальной стороны окружающего пространства.
Введение
Проект по воспитанию финансовой грамотности дошкольников «Первые
шаги в страну финансовой грамотности» включает следующую информацию:
• актуальность финансового просвещения и воспитания на современном
этапе и социальную значимость,
• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках
предложенного проекта,
• сроки и этапы реализации проекта,
• управление и обеспечение проекта,
• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и
показатели эффективности проекта,
• планируемые мероприятия в рамках проекта,
• заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А
грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования
финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности
и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Важным уроком о деньгах, является умение различать эмоциональные и
товарно - денежные отношения.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем
зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним
будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают
перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма
противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от
экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в
политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее
впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить
зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных
понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания
возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация
дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале
в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать первоначальные
экономические знания и представления о финансовых категориях,
сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать,
как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему
нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
5. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько
сложно его произвести.
6. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
7. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
8. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды
по своему усмотрению.
9. Деньги любят счет.
Цель проекта:
Формирование основ финансовой грамотности детей
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями:
труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными
понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,
носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в
транспорте и т.д.)
-Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы
экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
-Совершенствовать коммуникативные качества детей.
-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых.
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических
отношений посредством игровых действий.
-Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь,
взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Участники проекта:
• дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
• воспитатели групп
• родители.
Сроки реализации проекта: в течение 1 недели
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
«Первые шаги в страну финансовой грамотности».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического
обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме
интеллектуально-познавательной викторины «Знатоки финансовой
грамотности»
Управление и обеспечение проекта
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада
и посредством «познавательных маршрутов».
«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей,
предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью
закрепления полученных в течение дня знаний.
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по
интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с
детьми. А также создание условий для организации самостоятельной
деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр презентаций, мультфильмов
• чтение художественной литературы
• игровые ситуации
• решение проблемных ситуаций
• сюжетно-ролевая игра
• продуктивная деятельность
• экскурсия
• «познавательные маршруты».
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Изображения денежных единиц разных стран, новой европейской
денежной единице.
3. Художественная литература: К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Уроки
тетушки Совы «Что такое деньги?»», «Смешарики. Азбука финансовой
грамотности. Райский остров».
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (магазин)
6.Сюжетные картинки «Необходимые и желательные товары»
6. Сюжетные картины «Путешествие монетки»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Ярмарка», «Рынок»
8. Материалы к изобразительной деятельности.
9. Буклеты для родителей на тему «Финансовое воспитание начинается в
семье»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Финансы- это интересно и увлекательно. Активно использовать в игровой
деятельности основные экономические понятия и категории, которым было
уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена,
товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Сначала
зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и
разумнее тратишь, тем больше можешь купить. Понимать, что расходы семьи
не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их
уменьшить.
4. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые
могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть
использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
5. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в
магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). Контролировать
ответственность за свои поступки, которые могут положительно или
отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
6. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив,
навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие
критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми
рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных
средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том
числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Тема дня
Время
проведения
Мероприятия
Деньги.
Понедельник
1.Просматривание мультфильма «Уроки
Семейный
бюджет.
тетушки Совы «Что такое деньги?»»
2. Проведение беседы о функции и значении
денег, о денежных единицах разных стран, о
новой европейской денежной единице.
3.Изобразительная деятельность «Монетный
двор». Придумывание с детьми денег, их
названия, формы. Проведение конкурса на
лучшее изображение денег. Использование
придуманных денег в играх.
4.Проговаривание народных пословиц и
поговорок о деньгах. Объяснение их
значения.
5. Игровая ситуация «Приключения
монетки» (объяснить каким трудом
зарабатываются деньги и как они приходят в
дом, для чего необходимо получить хорошее
образование, как научиться беречь деньги)
Задание на дом:
1.Придумать название и нарисовать свою
семейную денежную единицу.
2. Познавательный маршрут. Совершить с
родителями познавательную прогулку до
банкомата. Объяснить ребенку
возникновение денег на карточке.
Рынок. Цена.
Вторник
1. Демонстрация презентации на тему «Что
такое рынок?»
2.Рассказ воспитателя о цене товара.
3. Обсуждение темы «Откуда берется цена?»
4. Сюжетно - ролевая игра «Поход за
покупками в продуктовый магазин».
Использование придуманных денег в игре.
Дать возможность детям установить свою
цену на товары.
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Определить какие товары являются
лишними в определенном отделе магазина.
6.Чтение «Муха цокотуха» К.Чуковского.
Обсуждение прочитанного.
Задание на дом:
1. Практическое задание. Изготовить
поделку, рисунок, игрушку для участия в
ярмарке. Помочь установить цену на свою
работу.
2. Познавательный маршрут. Экскурсия с
родителями в супермаркет. Объяснить
ребенку порядок совершения покупки.
Позволить совершить покупку
самостоятельно.
Рассказать о правилах поведения в магазине.
Реклама.
Среда
1. Дискуссия с детьми «Что такое реклама и
для чего она нужна?»
2.Экскурсия. Просматривание рекламы на
баннерах, в газетах и журналах.
3. Предложить детям поиграть в рекламное
агентство и создать свою рекламу для
товара, который они изготовили на ярмарку.
4. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Дети
рекламируют свои товары и стараются
продать по выгодной цене. В игре
используются деньги, которые они
придумали и изготовили.
5. Просмотр мультфильма «Как мужик
корову продавал»
Траты и
сбережения.
Четверг
1. Просмотр мультфильма «Смешарики.
Азбука финансовой грамотности. Райский
остров».
2. Беседа с детьми на тему «Необходимые и
желаемые траты»
3. Игровая ситуация «Семья».
Распределение семейного бюджета на
необходимые траты. Учимся экономить.
4.Изобразительная деятельность «Рисуем
мечту, на которую хотели бы накопить».
Выставка рисунков и их обсуждение.
Домашнее задание:
1. Беседы родителей с детьми на
тему .Семейный бюджет». Дать
возможность детям принять участие в
распределении семейного бюджета.
Итоговое
мероприятие
.
Пятница
Интеллектуальная викторина «Знатоки
финансовой грамотности».
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
-«Дом, где живут деньги» Экскурсия в банк. Где выгоднее хранить деньги, дома или в
банке. Узнаем, что такое сбережения и накопления.
-авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность,
трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать,
милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные
правила финансовой безопасности).
-Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в
краткосрочном периоде).
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской
Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
3. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный
опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус,
2012.-106 с.
4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой
грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), -
Калининград, 2013.-26 с.