Напоминание

Методические подходы к разработке, организации и проведению виртуальных экскурсий с дошкольниками.


Автор: Митрохович Татьяна Ивановна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 36 "Поиск"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Методические подходы к разработке, организации и проведению виртуальных экскурсий с дошкольниками.
Дата публикации: 24.02.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические подходы к разработке, организации и проведению

виртуальных экскурсий с дошкольниками.

Старший воспитатель высшей категории

Митрохович Татьяна Ивановна

МКДОУ д/с № 36 «Поиск»

г. Новосибирск

Экскурсия как форма работы с детьми известна и используется ещё с 19 века.

Елизавета Николаевна Водовозова - ученица и последовательница К.Д.

Ушинского одна из первых в дошкольной педагогике предложила использовать

экскурсии в работе с дошкольниками. Один из основателей первого детского

сада в России Яков Миронович Симонович организовывал с детьми экскурсии к

реке, в парки. Эти экскурсии сопровождались собиранием различных предметов и

растений. В 20 веке экскурсию как форму работы с дошкольниками

рассматривали Елизавета Ивановна Тихеева, Полина Григорьевна Саморукова,

Софья Алексеевна Веретенникова. Они разработали методику проведения

природоведческих экскурсий с детьми. Е.И. Тихеева так же рассматривала

экскурсию и как метод ознакомления дошкольников с окружающим миром. Она

предложила такую форму экскурсии как экскурсия – осмотр. Такую форму она

предлагала использовать при осмотре некоторых предметов, например, рояля,

окна. В конце 20 века и 21 веке шагнули вперёд информационные технологии и

появились, так называемые виртуальные экскурсии.

Этот вид экскурсии особенно стал актуален в связи с пандемией

короновирусной инфекции. Невозможно стало организовать обычные экскурсии

даже по тем местам и объектам, которые были традиционными в работе с

дошкольниками: это экскурсии на кухню и прачечную детского сада, в школу, на

почту, в библиотеку и другие места. Мы начали разрабатывать виртуальные

экскурсии в 2020-2021 году. В детском саду был проведён конкурс виртуальных

экскурсий «Сибирь мой край родной …». Педагогам было предложено

разработать экскурсии по следующим номинациям: «Детский сад у нас хорош»,

«Мои любимые Родники», «Наш Калининский район», «Новосибирск – моя малая

Родина», «Путешествуем по Новосибирской области», «Путешествуем по

Сибири». В результате у нас появилось 17 виртуальных экскурсий.

Мне хотелось бы остановиться на тех методических подходах, которых мы

придерживаемся в нашем детском саду, разрабатывая виртуальные экскурсии.

Обратимся к определениям, что же такое экскурсия. Слово «экскурсия»

происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX

веке и первоначально означало «выбегание, военный набег».

Вот такие определения слова «экскурсия» приводят в своей книге

«Введение в

экскурсоведение» Санкт-Петербург 2015 год В.И. Аксельрод и Г.А. Лескова.

«Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия –

проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав».

По мнению Ивана Михайловича Гревса

(1860–1941) историка и краеведа

центральный признак экскурсии – путешественность. Без путешествия,

передвижения в новое место – нет экскурсии.

Ученик Гревса Николай Павлович Анциферов в (1889–1958), давал такое

определение «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение

определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию».

По мнению видного учёного и методиста экскурсионного дела рубежа XX–XXI

веков Б.В. Емельянова «Экскурсия – методически продуманный показ

достопримечательных мест, памятников истории и культуры в основе которого

лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также

умелый рассказ о событиях, связанных с ними».

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся

от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих

объектов.

Преимуществами являются доступность и возможность увидеть те места,

которые детям в силу тех или иных причин в реальности посетить

затруднительно, возможность повторного просмотра, наглядность – объекты,

которые можно увидеть крупным планом или отдельные интересные фрагменты

объектов, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Мы, разрабатывая свои виртуальные экскурсии,

основывались на том

утверждении, что

виртуальная экскурсия – это прежде всего экскурсия.

Следующие авторы печатных изданий по экскурсоведению В.И. Аксельрод,

Г.А. Лескова, Л.С. Косова, Т.Н. Индисова, Б.В. Емельянов выделяют в экскурсии

7 основных признаков.

Разрабатывая, организуя и проводя виртуальные экскурсии с детьми, мы

ориентировались на эти признаки.

1.Протяженность по времени проведения. В нашем случае, длительность

экскурсии не должна превышать длительность НОД для определённой возрастной

категории детей. Дети должны понять и почувствовать, что отправились на

экскурсию. Она должна остаться и сохраниться в памяти детей именно как

экскурсия. Поэтому мы рассматриваем экскурсию как форму образовательной

деятельности, которой посвящено всё время, отведённое образовательной

деятельности, а не часть его.

2. Наличие экскурсантов. В нашем случае это группа или подгруппа детей.

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. Даже в виртуальной

экскурсии желательно присутствие экскурсовода. Только педагог может заметить

первые признаки «угасания» внимания детей в ходе экскурсии.

Акцентированным показом с помощью указки отметить те или иные особенности

объекта, например, на башне Тобольского кремля показать бойницы или

стрельницы. Только наличие настоящего, а не виртуального экскурсовода, сможет

обеспечить взаимодействие между педагогом и детьми во время экскурсии. У нас

есть варианты и озвученных экскурсий, но в основном они для детей

подготовительной группы.

Однако, демонстрируя такие экскурсии детям, мы пришли к выводу, что в

озвученных экскурсиях больше минусов, чем плюсов. Если во время экскурсии у

детей возникли вопросы и появились эмоции, они стремятся показать свои

эмоции и задать вопросы сразу. Однако если экскурсия озвучена не по отдельным

слайдам, а целиком, то ответить на вопросы детей и поддержать их эмоции

педагог не может. А значит и исчезает взаимодействие и возможность детей стать

активными участниками данной экскурсии. Лучше показали себя экскурсии,

озвученные по слайдам, тогда педагог имеет возможность приостановить ход

экскурсии и дать ответы на вопросы детей, или провести, например, физминутку,

если видит, что дети начали отвлекаться.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на

месте их расположения. Объектов не должно быть много. Чем младше дети, тем

меньше объектов демонстрируется на одном слайде. Здесь педагогами

учитываются особенности детского восприятия.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту,

пусть, и виртуальному. У детей в ходе виртуальной экскурсии должно сложиться

впечатление перемещения (путешествия) от одного объекта к другому. Это может

быть экскурсия по кухне (когда мы перемещаемся виртуально из одного

помещения кухонного блока в другое), это путешествие по центральной улице

Калининского района – ул. Б. Хмельницкого (мы перемещаемся по улице от

самого её начала и до самого конца, рассматривая по пути интересные объекты),

это экскурсия по территории детского сада (мы рассматриваем те интересные

сюжетные ландшафтные композиции, которые были созданы на территории

детского сада летом), мы перемещаемся по городам Новосибирской области в

экскурсии «Старшие братья Новосибирска», мы переходим из одного зала в

другой в экскурсии «Экскурсия в краеведческий музей села «Ордынское», или

узнаём, какие города находятся на реке Обь в ходе экскурсии «Путешествие по

Оби».

Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее логический

путь следования, способствующий раскрытию темы. Основные требования,

которые должны быть учтены при составлении маршрута экскурсии - это показ

объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для

раскрытия темы экскурсии.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. Все

наши экскурсии имеют тему, которая раскрывается перед детьми в течение всего

времени экскурсии. И эта тема проходит через основные компоненты экскурсии:

показ и рассказ. Именно темой экскурсии определяется – как показать объект,

какую часть информации дать детям в данном случае. Весь рассказ и показ

должен «работать» на основную тему экскурсии. Тема экскурсии представляет

собой соединение целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и

логическая завершенность. Каждая такая подтема должна восприниматься

детьми не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции. (Например,

в нашем случае виртуальная экскурсия «Путешествие по Оби» это тема, а

подтемы это путешествие по городам, стоящим на реке Обь, или «Экскурсия в

школу» - это тема, а перемещение из одних помещений школы в другие - это

подтемы).

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование

объектов, ответы на вопросы). В каждой нашей экскурсии предусматривается

активное участие детей:

- вопросы и задания к детям в ходе экскурсии. Так в ходе виртуальной

экскурсии «Старинные города Сибири» детям при показе объектов и рассказе

задавались вопросы. Пример вопросов.

«Всего в Тобольском кремле было сооружено девять башен – шесть круглых,

две квадратные, а одна, имела первоначально восьмигранную форму.

Для верхнего и нижнего боя в башнях были устроены узкие щелевидные

бойницы, а посредине – круглые отверстия - стрельницы.

Ребята, как вы думаете, почему эти отверстия назывались стрельницы?»

«Ребята, посмотрите внимательно на героев из удивительной сказки, которую

написал Петр Ершов. Попробуйте, глядя на персонажей догадаться, что это за

сказка».

- это наглядные анимационные задания после экскурсии («Экскурсия на

кухню, «Экскурсия по Михайловской набережной», «Старшие братья

Новосибирска»). Пример задания детям. Что можно приготовить в кастрюле?»

Картинки с правильными ответами «убегают в кастрюлю», неправильные

остаются на месте.

- это просто вопросы к детям после завершения экскурсии (это экскурсии по

ул. Тюленина, «Путешествие по Оби»);

Пример вопросов.

1.

Как называется сибирская река, одна из крупнейших рек в мире, по которой

мы сегодня путешествовали?

2.

Как образуется река Обь?

3.

Как называется первый город, который мы встретили, путешествуя по Оби?

4.

В каком городе построен самый длинный метромост в мире?

5.

Как называется город, который находится непосредственно на Полярном

круге?

- загадки (экскурсия «Скульптуры на ул. Б. Хмельницкого», «Экскурсия в

школу»);

Пример загадок.

Отгадав загадки, вы узнаете, о каких скульптурах идет речь.

1.

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья… (Яблоко)

2.

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор … (Айболит)

- двигательные задания (Танец «Стирка» после экскурсии в прачечную).

По мнению В.И. Аксельрода и Г.А. Лесковой отсутствие хотя бы одного из

названных выше семи признаков лишает права называть проводимое

мероприятие экскурсией!!!

Значит и в виртуальной экскурсии должны присутствовать эти признаки.

В экскурсии, как и в любой другой образовательной деятельности с детьми

педагоги используют разнообразные методы и приёмы. В.И. Аксельрод, Г.А.

Лескова, Л.С. Косова, Т.Н. Индисова, Б.В. Емельянов в своих работах выделяют

множество приёмов, что бы экскурсия прошла успешно. Некоторые их них наши

педагоги используют при организации виртуальных экскурсий с детьми

дошкольного возраста. Выделим следующие.

- Название экскурсии. Название экскурсии должно выражать смысл, быть

точным, не допускающим двоякого толкования. Иногда, чтобы привлечь

внимание детей к экскурсии, педагоги используют образные названия. Например,

у нас есть экскурсии с такими названиями «Старшие братья Новосибирска», «Как

бельё становится чистым».

- Создание мотивации для совершения той или иной экскурсии.

- Краткое сообщение маршрута экскурсии. Так, например, перед началом

виртуальной экскурсии по улицам Б. Хмельницкого и С. Тюленина воспитатели

сообщают, что сегодня они прогуляются по улицам от того места, где начинается

улица и до того места, где она заканчивается.

- Появление героя (персонажа, сопровождающего детей во время экскурсии)

и опосредованное общение с ним. Так в экскурсии на кухню детского сада

детей виртуально сопровождала Маша – персонаж мультфильма «Маша и

медведь», в экскурсии по Михайловской набережной детей сопровождал

Годовичок – символ Новосибирска, в экскурсии по улице Б. Хмельницкого детей

сопровождал символ Калининского района - снегирь.

- Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном и более

полном восприятии детьми экскурсионного объекта. Педагог может рассказать

детям из какого материала изготовлен объект, где он расположен, как

расположен, дать описание каким-либо деталям, на которые дети в первый

момент восприятия могут и не обратить внимание.

Такой приём использует воспитатель в экскурсии «Скульптуры на улице Б.

Хмельницкого». Пример описания скульптуры доктор Айболит. «Маленький

доктор Айболит в круглых очках, с зонтиком в руках. На халате три пуговицы, в

виде таблеток, в кармане выглядывает фонендоскоп. Скульптура наклонена под

углом – доктор как бы интересуется здоровьем пациента».

- Прием объяснения – наиболее часто этот прием используется педагогами в

природоведческих экскурсиях, экскурсиях по общественным местам или

объектам. В наших экскурсиях можно увидеть такой приём на примере

объяснения детям, что такое герб в виртуальной экскурсии «Старшие братья

Новосибирска».

- Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в

сознании детей зрительный образ, т. е. выступает в роли зрительно

воспринимаемой информации. Например, в экскурсии «Путешествие по городам

Сибири» педагог использует цитату из сказки А.М. Волкова «Волшебник

изумрудного города» при знакомстве детей с изумрудным замком в городе

Томске. Пример

«А самое знаменитое деревянное здание Томска - Изумрудный замок. Эта

деревянная постройка выкрашена в изумрудные цвета. Ребята, давайте вспомним,

в какой сказке встречаются изумрудные дома? (Выслушиваю варианты ответов

детей)

В книге «Волшебник Изумрудного города» читаем: «Блеск Изумрудного

города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы

великолепные дома, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была

из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды».

- Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа

экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. В

наших экскурсиях примером может служить экскурсия «Старинные города

Сибири» где на протяжении всей экскурсии детям задаются вопросы. Также

вопросы педагог задаёт и в конце экскурсии для закрепления материала.

Примеры вопросов были приведены выше.

- Прием заданий. В наших экскурсиях мы часто используем этот приём в

качестве закрепления, того материала, с которым детьми познакомились в ходе

экскурсии. Задача этого приема–заинтересовать детей, заставить их задуматься,

активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.

Варианты заданий были описаны выше.

- Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме

сообщаются факты и примеры, неизвестные детям. Этот прием используется

педагогом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту,

сделать восприятие наблюдаемого более эффективным. Например, в виртуальной

экскурсии «Путешествие по Оби», когда идёт небольшой рассказа о

Новосибирске дети узнают тот факт, что Новосибирский метромост – это самый

длинный в мире мост, по которому ходят поезда метро. Его общая длина

составляет 2145 метров.

- Прием соучастия. Задача этого приема–помочь детям стать участниками того

события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например,

обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на

набережной» или «Мы сядем в поезд (автобус) и оправимся на экскурсию…»

- Прием отступления или как его ещё называют по-другому «прием

освежающего отступления», состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод

уходит от темы. Его задача снять усталость. Он может быть напрямую и не связан

с темой экскурсии. У нас это часто бывает физминутка, пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз, чтение короткого шуточного стихотворения.

- Прием контраста - когда показываются фотографии объекта (места) в

настоящее время и каким был объект раньше. Прием построен на сравнении

зрительно воспринимаемой информации. Так во время виртуальной экскурсии по

улице Б. Хмельницкого воспитатель показывает детям фото как выглядел Дворец

культуры им. М. Горького раньше. Дети находят отличия.

-

Прием обыгрывания какой-либо вещи–символа, связанного с темой

экскурсии. Например, в виртуальной экскурсии «Старшие братья Новосибирска»

воспитатель показывает детям настоящую карту Новосибирской области - карту

предстоящего путешествия.

- Логический переход. Главная особенность логического перехода состоит в том,

он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа.

Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными

объектами и словесно излагаемыми основными вопросами. Например, сейчас мы

отправимся в следующий пункт нашего путешествия город Искитим (из

экскурсии «Старшие братья Новосибирска»).

- Прием панорамного показа. Это фото или видео съёмка, как говорят, с высоты

птичьего полёта. Пример такого показа можно наблюдать в ходе наших

экскурсий по улице Б. Хмельницкого, по улице Тюленина, а также во время

экскурсии «Путешествие по Оби».

Фото ул. Б. Хмельницкого

Фото на месте слияния рек Бии и Катуни.

- Приём первого объекта. Важно, чтобы наиболее ярким было впечатление,

которое производит на детей первый объект. Неожиданность, новизна

зрительного материала вызывают интерес, нужные эмоции. Поэтому, например,

экскурсию по старинным городам Сибири, педагог начинает с показа

величественного Тобольского кремля.

Все наши экскурсии используются в образовательной деятельности с детьми. В

Рабочей программе воспитания МКДОУ д/с № 36 «Поиск» разработан модуль

«Краеведение». Реализуя данный модуль, мы показываем наши виртуальные

экскурсии, а также презентации, посвящённые родному краю «Новосибирской

области» и Сибири в целом. К каждой виртуальной экскурсии у нас разработаны

и составлены путеводители, поэтому любой педагог может провести ту или иную

экскурсию. Показ экскурсий мы проводим во вторую половину дня в

логопедических кабинетах, где у нас установлены Смарт доски.

Литература

«Введение в экскурсоведение» под общей редакцией В.И. Аксельрода и Г.А.

Лесковой. СПб.: Издательство, 2015 г. – 128 с.

Т.Н. Индисова «Подготовка и проведение экскурсий». Методическое пособие.

Великий Устюг: 2016 г. – 240 с.

Л.С. Косова «Экскурсоведение» Учебно-методическое пособие. Томск:

Издательский дом Томского государственного университета, 2014 г. – 58 с.



В раздел образования