Напоминание

«Особенности профориентационной работы в колледже в условиях цифровизации образования»


Автор: Малахова Ольга Васильевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Особенности профориентационной работы в колледже в условиях цифровизации образования»
Дата публикации: 24.03.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Особенности профориентационной работы в колледже

в условиях цифровизации образования»

Подготовила: Малахова О.В., преподаватель педиатрии

Симферополь, 2025

«

Выбери себе работу по душе,

и тебе не придётся работать

ни одного дня в своей жизни».

Конфуций

В условиях стремительных изменений в структуре экономики и рынка

труда цифровизация становится неотъемлемой частью всех сфер жизни,

включая

профессиональную

ориентацию,

которая

претерпела

ряд

преобразований, став более доступной и эффективной.

Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность

по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в

соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния

здоровья и потребностей развития общества.

Профессиональное самоопределение — процесс и результат обретения

личностью

своего

отношения

к

профессионально-трудовой

сфере

на

основании согласования внутренних возможностей и потребностей с

внешними требованиями.

Профессиональное

самоопределение

тесно

связано

с

процессом

становления «я-концепции», который начинается в старшем подростковом

возрасте и активно продолжается в юности. Представление о своих

профессионально значимых способностях и возможностях («могу») в их

соотнесении с персональными жизненными планами и амбициями («хочу»)

являются важнейшей составляющей «я-концепции».

Идеальная цель профессионального самоопределения ― сформировать у

обучающегося

внутреннюю

готовность

самостоятельно

и

осознанно

планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития

(профессионального, жизненного и личностного).

Центральный момент профессионального самоопределения человека —

его профессиональный выбор.

На профессиональное самоопределение влияют такие факторы, как

2

позиция семьи, сверстников, школьного педагогического коллектива, личные

профессиональные и жизненные планы, способности и их проявления,

информированность о той или иной профессиональной деятельности и

другие.

Таблица 1

Факторы, влияющие на ход профессионального самоопределения и

ошибки выбора профессии

Факторы, влияющие на ход

профессионального самоопределения

Ошибки выбора профессии

1) знания

о

профессиях

и

их

востребованности;

2) склонности, способности и физическое

здоровье;

3) уровень притязаний и самооценка;

4) мнение семьи, сверстников;

5) позиция учителей, профессионалов;

личный профессиональный план

1) отождествление профессии со школьным

предметом;

2) ориентация на мнение случайных людей;

3) выбор

профессии

по

внешнему

впечатлению о ней;

4) выбор профессии за компанию;

5) недостаточный учёт своих способностей;

6) перенос

отношения

к

человеку

на

отношение к его профессии;

7) выбор по принципу престижности;

8) выбор вопреки кому либо;

9) игнорирование

медицинских

противопоказаний;

10) отсутствие запасных вариантов выбора.

Методы профориентации. В соответствии с задачами профориентации

выделяют следующие группы методов:

1) информационно-справочные, просветительские;

2) профессиональной психодиагностики;

3) морально-эмоциональной поддержки;

4) помощи в конкретном выборе и принятии решения.

3

К первой группе относятся: профессиограммы (система признаков,

описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень

норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к

работнику), справочная литература, информационно-поисковые системы;

профессиональная реклама; экскурсии на предприятия и в учебные заведения

(день открытых дверей); встречи со специалистами; профориентационные

уроки; учебные фильмы; средства массовой информации (СМИ); ярмарки

профессий и др.

Вторая

группа:

беседы-интервью,

опросники

профессиональной

мотивации и способностей, личностные опросники, проективные личностные

тесты, метод наблюдения; профессиональные пробы, игры, тренинги,

тренажёры и т.д.

Третья группа: профориентационные вопросы, тренинги общения,

сложные

методы

индивидуальной

и

групповой

психотерапии

(нейролингвистическое программирование, гештальтгруппы, логотерапия и

т. д.), публичные выступления, игры с элементами психотренинга, примеры

самоопределения, праздники труда.

Четвёртая группа: построение цепочки основных ходов, использование

различных схем альтернативного выбора.

Профориентационная работа включает следующие направления:

1) профессиональное

просвещение

научно

организованное

информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения

профессий, потребностях рынка труда, ознакомление с профессиями и

специальностями, учреждениями, организациями, а также требованиях

профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности.

2) профессиональная диагностика ― изучение и оценка потенциальных

возможностей

человека

для

установления

степени

соответствия

их

требованиям той или иной профессиональной сферы, конкретной профессии;

3) профессиональная консультация — один из основных инструментов

сопровождения

профессионального

самоопределения;

совместная

4

деятельность консультанта (педагога, психолога, профконсультанта) и

консультируемого, направленная на решение определённого круга вопросов,

связанных с выбором профессии и планированием профессиональной

карьеры;

4) профессиональная

адаптация

процесс

приобщения,

приспособления человека к условиям профессиональной деятельности,

предполагающий активную роль человека в процессе освоения новых для

него требований. Результаты профессиональной адаптации: эффективность и

качество

труда;

удовлетворённость

человека

процессом

труда,

его

результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе

(команде).

Профориентация сегодня является важной государственной задачей и

находит своё отражение в нормативно-правовых документах.

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» содержит положения ориентации обучающихся,

согласно которым:

1) детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных

программ,

развитии

и

социальной

адаптации,

в

центрах

психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в

том числе ― в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);

2) в

старшей

школе

предусматриваются

индивидуализация

и

профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст.

66.3);

3) дополнительное образование детей направлено, в том числе, на

обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1)

Министерство

просвещения

Российской

Федерации

реализует

профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта

«Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».

С 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации была

внедрена

единая

модель

профориентационной

деятельности

5

профминимум,

который включает в себя семь направлений

и является

единым

универсальным

набором

профориентационных

практик

и

инструментов

для

проведения

мероприятий

по

профессиональной

ориентации обучающихся.

Целевой аудиторией профминимума являются

обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Стратегические

направления

цифровой

трансформации

являются

отраслевыми

документами

стратегического

планирования

Российской

Федерации.

Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления

в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере

деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являются:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ г. «О стратегическом

планировании в Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646

«Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской

Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на

2017-2030 годы».

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О

национальных

целях

и

стратегических

задачах

развития

Российской

Федерации на период до 2024 года».

5. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490

«О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030

года» и др.

Приоритетами стратегического направления являются сохранение и

усиление традиционных форм образования с помощью информационных

технологий для достижения высокого уровня цифрового развития

6

образовательной деятельности («цифровая зрелость» сферы образования).

Также

в

рамках

реализации

федерального

проекта

«Цифровая

образовательная

среда»

разработана

и

развивается

информационно-

коммуникационная образовательная платформа «Сферум».

В ходе реализации проектов стратегического направления планируется

внедрение следующих технологий:

1) искусственный интеллект;

2) технологии работы с большими данными;

3) системы распределённого реестра;

4) облачные технологии.

Современные цифровые инструменты профориентации.

Цифровизация профориентационной работы

― это совокупность

цифровых

образовательных

ресурсов,

содержащих

всю

необходимую

информацию о профессиях и образовательных организациях, направленная

на помощь абитуриентам с выбором их дальнейшего профессионального

пути.

Во всем многообразии цифровых технологий, которые могут быть так

или

иначе

использованы

в

образовательной

профориентации,

можно

выделить пять основных групп:

1) так называемые ИКТ — массовые общедоступные информационно-

коммуникационные технологии универсального назначения, такие как

офисные программы, графические редакторы, веб-браузеры, средства видео-

конференц-связи, поисковые системы, социальные сети, мессенджеры и т. д.;

2) базовые

и

перспективные

цифровые

технологии,

такие

как

искусственный интеллект или дополненная реальность;

3) специализированные (профессиональные, учебно-профессиональные)

цифровые

технологии,

платформы,

программные

среды,

программно-

аппаратные

комплексы,

тренажёры,

симуляторы

и

т.

п.,

которые

используются технологическом процессе предприятий-работодателей, а

также в практической части обучения в колледжах и вузах;

7

4) EdTech (educatioNal techNologies) — цифровые образовательные

технологии, продукты, ресурсы и сервисы, например МООК (массовые

открытые онлайн-курсы), ЭОР — электронные образовательные ресурсы,

цифровые образовательные платформы и др.;

5) специализированные

продукты,

ресурсы

и

сервисы

профориентационной направленности (сервисы для профориентационной

онлайн-диагностики, региональные профориентационные порталы, онлайн-

игры по самоопределению, цифровой дневник самоопределения и т. д.).

Процессы цифровизации (в том числе в профориентационной работе)

могут иметь разную глубину, принимая вид инструментальной либо

системной цифровой трансформации.

Инструментальная

трансформация

предполагает

использование

цифровых

средств

в

контексте

традиционных

форм

и

методов

профессиональной

ориентации

и

сопровождения

профессионального

самоопределения.

Например:

использование

интернет-сайтов,

«досок

объявлений», порталов кадровых агентств и иных цифровых ресурсов

позволяет

повысить

профориентационную

результативность

профессионального информирования и профессиональной (само) навигации

обучающихся, их родителей; использование социальных сетей, офисных

программ и других общедоступных ИКТ обеспечивает современный уровень

реализации профориентационных проектов, выполняемых школьниками.

Системная (глубинная) трансформация

— путь, основанный на

создании

и

развитии

принципиально

новых

профориентационных

технологий, опирающихся на качественно новые возможности цифровых

средств.

Каждый из этих путей актуализирует определённые риски, важнейшие

среди которых:

1) для инструментальной трансформации ― риск «оцифровки»

неэффективных, устаревших форм профориентационной работы; в данном

случае действует закономерность «автоматизация неэффективных процессов

8

делает их ещё менее эффективными»;

2) для

системной

трансформации

риск

дегуманизации

профориентационной

работы,

вытеснения

человека-профориентатора

(наставника,

консультанта)

цифровыми

средствами

и

окончательным

закреплением датацентристских моделей управления профориентацией (в

качестве

ориентиров

принимаются

не

интересы

человека,

его

самоопределение, а набор количественных данных).

Используя те или иные типы цифровых инструментов, можно решать

различные задачи образовательной профориентации, как это показано в

таблице 1.

Некоторые профориентационные задачи, решаемые с использованием

цифровых инструментов

Профориентационные задачи

Цифровые инструменты

1. Профессиональное

информирование

(детей,

родителей,

взрослых

самоопределяющихся,

педагогов-

профориентаторов)

Видео-конференц-связь

(ВКС),

социальные сети, веб-сайты (порталы)

2. Профессиональная ориентация учебного

процесса

(преимущественно

в

рамках

школьных

предметов,

в

том

числе

профильных)

Цифровые

средства

наглядности

и

мультимедиа, профильные сайты

3. Учёт, хранение и анализ данных о

результативности

профессионального

самоопределения (цифровое портфолио)

Базы данных / цифровой след

4. Профессиональная диагностика

Онлайн-опросники (тесты)

5. Дистанционное

профессиональное

консультирование

ВКС, социальные сети

6. Организация

профориентационно

значимых

практических

сети),

ВКС,

облачный

сервис,

видеосервисы,

специализированные сервисы

9

квазипрактических и игровых активностей

7. Профориентационное

онлайн-

наставничество

ВКС,

облачный

сервис,

видеосервисы,

социальные сети

8. Профориентационный нетворкинг РРР

(онлайн-коммуникативные площадки)

ВКС, специализированные сервисы

9. Обучение самоопределению (курсы и

мастер-классы

общих,

в

том

числе

профориентационно

значимых,

компетенций

Видеосервисы, онлайн-курсы

Дальнейшие

перспективы

цифровой

трансформации

профориентационной

работы,

по-видимому,

будут

связаны

с

использованием потенциала наиболее современных цифровых технологий.

Среди них можно выделить следующие:

1. Искусственный интеллект (машинный интеллект, AI — Artificial

INtelligeNce). Технология, позволяющая компьютеру или роботу обучаться

на

собственном

опыте,

адаптироваться

к

задаваемым

параметрам.

Используется как основа технологий распознавания лица, устной речи,

текста, в качестве экспертных систем, персональных цифровых помощников

и т. д.

2. Виртуальная реальность (виртуальная среда, VR — Virtual Reality).

Имитация

трёхмерного

мира,

созданная

цифровыми

средствами

и

передаваемая человеку через его ощущения (зрение, слух, осязание).

Включает в себя: во-первых, трёхмерные изображения (в ряде случаев в

сочетании с имитацией воздействия на другие ощущения человека); во-

вторых, возможность отслеживать движения пользователя (движения головы,

глаз, джойстика и т. д.) для корректировки изображения и имитации реакции

в ответ на действия пользователя.

3. Дополненная реальность (расширенная реальность, AR — Augmented

Reality). Введение в поле восприятия пользователя зрительных или слуховых

данных с целью дополнения сведений об окружающей реальности и

10

улучшения восприятия информации.

4. Цифровой профиль. База данных о физическом или юридическом

лице, включая максимально полную фактическую информацию о его

истории и актуальном состоянии.

5. Цифровой

след.

Технология,

позволяющая

обрабатывать

и

анализировать совокупность данных, которые пользователь генерирует во

время пребывания в цифровом пространстве.

6. Управление большими объёмами данных (Big Data). Технология

обработки структурированных и неструктурированных данных огромных

объёмов и значительного многообразия для получения воспринимаемых

человеком результатов.

Цифровые инструменты по профориентационной работе:

1. «Билет в будущее» является проектом ранней профориентации для

учащихся 6‒11-х классов, федеральным оператором, которого является

Агентство

развития

профессиональных

сообществ

и

рабочих

кадров

«Молодые

профессионалы

(Ворлдскиллс

Россия)»

при

поддержке

Министерства просвещения Российской Федерации.

Целью

проекта

является

формирование

готовности

к

профессиональному

самоопределению

обучающихся

6‒11-х

классов

образовательных организаций.

Педагогам

платформа

позволит

получить

доступ

к

актуальному

контенту и профессиональным технологиям, повысить свою квалификацию,

получить

поддержку

экспертов

(например,

при

разработке

профориентационных уроков), изучить современные сервисы и инструменты

профориентации, разработать свой проект и познакомиться с проектами

других педагогов.

С помощью материалов, представленных на платформе, педагоги смогут

организовать профориентационную работу с обучающимися. Предложить

обучающимся пройти профориентационные тесты, «примерить» актуальные

профессии онлайн в демо-кабинете, изучить профессии будущего в каталоге

11

(содержит

более

трёхсот

профессий),

посетить

профориентационные

мероприятия и пообщаться с профессионалами. Материалы платформы

адаптированы и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме

того, педагоги смогут организовать совместную работу с родителями.

Например, предложить родителям и подросткам пройти двойные тесты,

чтобы соотнести представления о будущей профессиональной траектории.

Планируемые

результаты

проекта:

привлечение

мотивированных

обучающихся

к

производственным

задачам,

повышение

интереса

к

организации.

2. «ПроеКТОриЯ» — профориентационный проект, проводимый при

поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Его основная

цель

познакомить

учеников

8‒11-х

классов

с

перспективными

профессиями, а также достижениями отечественной науки и экономики.

3. Платформа IZ-I и её игры — это образовательно-игровая среда,

которая помогает пройти путь личностного самоопределения.

Специалисты по профориентации, психологи, педагоги, нейропсихологи

и другие специалисты, работающие с подростками, смогут использовать

собственные онлайн-форматы для работы с подростками, стать авторами и

экспертами платформы.

Представители вузов и работодателей смогут использовать платформу

для отбора и воспитания «своих» студентов и работников (именно таких, как

нужно профессии), в перспективе — наладят прямой контакт со своей

аудиторией.

4. Цифровая платформа центра опережающей профессиональной

подготовки (ЦОПП).

ЦООП ― организация (структурное подразделение организации, филиал

организации), координирующая развитие и использование ресурсов субъекта

Российской Федерации в целях опережающей профессиональной подготовки,

в том числе профессиональной

ориентации, ускоренной переподготовки,

повышения

квалификации

всех

категорий

граждан

по

наиболее

12

востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на

уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том

числе стандартам «Ворлдскиллс».

5. «Бот знает» — это первый в России чат-бот по профориентации,

создан

на

базе

платформы

«ВКонтакте»,

помогает

выбрать

профессиональное направление, в котором можно развиваться. Существуют

и другие профориентационные чат-боты: ProfiYou, You CaN Bot, Telegram-

бот,

которые

помогают

определить

профессиональные

интересы

и

склонности, а также ускорить обработку результатов тестов, что позволяет

получить быстрые и точные рекомендации по выбору карьеры и др.

Цифровые технологии, которые можно применить для увеличения

потока мотивированных абитуриентов.

На

сайте

колледжа

можно

создать

виртуальный

кабинет

профориентации, который будет включать:

1. Информацию о колледже; условиях приёма, продолжительности

обучения.

2. Информацию о специальности будущей профессии: чем занимается

и где работает медсестра /акушерка /фельдшер, специализация, кому

подойдёт

профессия,

карьера,

востребованность,

зарплата,

будущее

профессии.

3. Онлайн-тестирование

(оцифрованная

версия

традиционных

профдиагностических тестов).

4. Ссылки на апробированные цифровые платформы, которые

помогут с самоопределением и

избежать неприятных ситуаций, когда

выбранная профессия не совпадает с интересами и способностями, а также

построить маршрут развития качеств, необходимых для успешной работы в

желаемой сфере и получить полезную информацию о требованиях и

перспективах в различных профессиональных областях.

5. Виртуальные

профориентационные

экскурсии

(по

аналогии

традиционной профориентационной экскурсии) по кабинетам, библиотеке,

13

спортивному залу и т.д. Видеосъёмку можно производить с учётом 3D-

технологий.

6. Гипертекстовую мультимедийную экскурсию это программно-

информационный

продукт,

предназначенный

для

интегрированного

представления материалов экскурсии. В данном продукте объединяются

разные

формы

информации:

текст,

иллюстрации,

звуковые

и

видеофрагменты.

7. Записи короткометражных видео

о колледже,

видеообращения

руководителя,

преподавателей, студентов и выпускников, медицинских

работников и т.д.

8. Виртуального помощника

программный продукт с функцией

голосового или текстового помощника.

Работает на основе встроенного

искусственного

интеллекта

и

способен

самостоятельно

отвечать

на

нестандартные обращения пользователей, поддерживать диалог с клиентом.

9. Виртуальную выставку

это публичная демонстрация в сети

Интернет

с

помощью

средств

веб-технологий

виртуальных

образов

специально подобранных и систематизированных носителей информации, а

также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удалённым

пользователям для обозрения, ознакомления и использования.

Таким образом, профориентационная работа в колледже в условиях

цифровизации — это динамичный и многогранный процесс, требующий

сочетания традиционных подходов и современных технологий. Актуальность

этой темы только возрастает с учётом быстро меняющегося рынка труда и

потребностей

молодёжи.

Важно

продолжать

развивать

и

внедрять

эффективные методы профориентации, учитывая современные реалии и

вызовы, чтобы подготовить студентов к успешной профессиональной

деятельности.

14

Источники литературы:

1. Блинов, В. И. Образовательная профориентация: учебное пособие для

СПО / В. И. Блинов, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев. — Санкт-Петербург: Лань,

2024. — 336 с.

2. Зотова, С. С. Самоопределение и профессиональная ориентация

обучающихся: учебно-методическое пособие / С. С. Зотова. — Глазов: ГГПИ

им. Короленко, 2018. — 59 с.

3. Попова,

Е.П.

Организация

и

проведение

профориентационной

деятельности

со

школьниками

и

их

родителями

(законными

представителями) в системе среднего профессионального образования:

методическое пособие. Часть 1 / Е.П. Попова. — Ульяновск: ОГБПОУ УМК,

2020. — 113 с.

4. Цифровые

технологии

в

образовании.

Тенденции,

проблемы,

перспективы:

монография

/

под

общ.

ред.

научного

совета

ГНИИ

«Нацразвитие». ― СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023 ― 80 с.

5. Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт

решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Волгоград, 23 ноября 2023 г.): материалы конференции / под редакцией Т. К.

Смыковской, С. Ю. Глазова. — Чебоксары: , 2023. — 300 с.

15



В раздел образования