Автор: Малахова Ольга Васильевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Особенности профориентационной работы в колледже в условиях цифровизации образования»
Дата публикации: 24.03.2025
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Особенности профориентационной работы в колледже
в условиях цифровизации образования»
Подготовила: Малахова О.В., преподаватель педиатрии
Симферополь, 2025
«
Выбери себе работу по душе,
и тебе не придётся работать
ни одного дня в своей жизни».
Конфуций
В условиях стремительных изменений в структуре экономики и рынка
труда цифровизация становится неотъемлемой частью всех сфер жизни,
включая
профессиональную
ориентацию,
которая
претерпела
ряд
преобразований, став более доступной и эффективной.
Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность
по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в
соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния
здоровья и потребностей развития общества.
Профессиональное самоопределение — процесс и результат обретения
личностью
своего
отношения
к
профессионально-трудовой
сфере
на
основании согласования внутренних возможностей и потребностей с
внешними требованиями.
Профессиональное
самоопределение
тесно
связано
с
процессом
становления «я-концепции», который начинается в старшем подростковом
возрасте и активно продолжается в юности. Представление о своих
профессионально значимых способностях и возможностях («могу») в их
соотнесении с персональными жизненными планами и амбициями («хочу»)
являются важнейшей составляющей «я-концепции».
Идеальная цель профессионального самоопределения ― сформировать у
обучающегося
внутреннюю
готовность
самостоятельно
и
осознанно
планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития
(профессионального, жизненного и личностного).
Центральный момент профессионального самоопределения человека —
его профессиональный выбор.
На профессиональное самоопределение влияют такие факторы, как
2
позиция семьи, сверстников, школьного педагогического коллектива, личные
профессиональные и жизненные планы, способности и их проявления,
информированность о той или иной профессиональной деятельности и
другие.
Таблица 1
Факторы, влияющие на ход профессионального самоопределения и
ошибки выбора профессии
Факторы, влияющие на ход
профессионального самоопределения
Ошибки выбора профессии
1) знания
о
профессиях
и
их
востребованности;
2) склонности, способности и физическое
здоровье;
3) уровень притязаний и самооценка;
4) мнение семьи, сверстников;
5) позиция учителей, профессионалов;
личный профессиональный план
1) отождествление профессии со школьным
предметом;
2) ориентация на мнение случайных людей;
3) выбор
профессии
по
внешнему
впечатлению о ней;
4) выбор профессии за компанию;
5) недостаточный учёт своих способностей;
6) перенос
отношения
к
человеку
на
отношение к его профессии;
7) выбор по принципу престижности;
8) выбор вопреки кому либо;
9) игнорирование
медицинских
противопоказаний;
10) отсутствие запасных вариантов выбора.
Методы профориентации. В соответствии с задачами профориентации
выделяют следующие группы методов:
1) информационно-справочные, просветительские;
2) профессиональной психодиагностики;
3) морально-эмоциональной поддержки;
4) помощи в конкретном выборе и принятии решения.
3
К первой группе относятся: профессиограммы (система признаков,
описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень
норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к
работнику), справочная литература, информационно-поисковые системы;
профессиональная реклама; экскурсии на предприятия и в учебные заведения
(день открытых дверей); встречи со специалистами; профориентационные
уроки; учебные фильмы; средства массовой информации (СМИ); ярмарки
профессий и др.
Вторая
группа:
беседы-интервью,
опросники
профессиональной
мотивации и способностей, личностные опросники, проективные личностные
тесты, метод наблюдения; профессиональные пробы, игры, тренинги,
тренажёры и т.д.
Третья группа: профориентационные вопросы, тренинги общения,
сложные
методы
индивидуальной
и
групповой
психотерапии
(нейролингвистическое программирование, гештальтгруппы, логотерапия и
т. д.), публичные выступления, игры с элементами психотренинга, примеры
самоопределения, праздники труда.
Четвёртая группа: построение цепочки основных ходов, использование
различных схем альтернативного выбора.
Профориентационная работа включает следующие направления:
1) профессиональное
просвещение
―
научно
организованное
информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения
профессий, потребностях рынка труда, ознакомление с профессиями и
специальностями, учреждениями, организациями, а также требованиях
профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности.
2) профессиональная диагностика ― изучение и оценка потенциальных
возможностей
человека
для
установления
степени
соответствия
их
требованиям той или иной профессиональной сферы, конкретной профессии;
3) профессиональная консультация — один из основных инструментов
сопровождения
профессионального
самоопределения;
совместная
4
деятельность консультанта (педагога, психолога, профконсультанта) и
консультируемого, направленная на решение определённого круга вопросов,
связанных с выбором профессии и планированием профессиональной
карьеры;
4) профессиональная
адаптация
―
процесс
приобщения,
приспособления человека к условиям профессиональной деятельности,
предполагающий активную роль человека в процессе освоения новых для
него требований. Результаты профессиональной адаптации: эффективность и
качество
труда;
удовлетворённость
человека
процессом
труда,
его
результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе
(команде).
Профориентация сегодня является важной государственной задачей и
находит своё отражение в нормативно-правовых документах.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» содержит положения ориентации обучающихся,
согласно которым:
1) детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных
программ,
развитии
и
социальной
адаптации,
в
центрах
психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в
том числе ― в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);
2) в
старшей
школе
предусматриваются
индивидуализация
и
профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст.
66.3);
3) дополнительное образование детей направлено, в том числе, на
обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1)
Министерство
просвещения
Российской
Федерации
реализует
профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
С 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации была
внедрена
единая
модель
профориентационной
деятельности
—
5
профминимум,
который включает в себя семь направлений
и является
единым
универсальным
набором
профориентационных
практик
и
инструментов
для
проведения
мероприятий
по
профессиональной
ориентации обучающихся.
Целевой аудиторией профминимума являются
обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Стратегические
направления
цифровой
трансформации
являются
отраслевыми
документами
стратегического
планирования
Российской
Федерации.
Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления
в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере
деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являются:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ г. «О стратегическом
планировании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646
«Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской
Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на
2017-2030 годы».
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О
национальных
целях
и
стратегических
задачах
развития
Российской
Федерации на период до 2024 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490
«О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» и др.
Приоритетами стратегического направления являются сохранение и
усиление традиционных форм образования с помощью информационных
технологий для достижения высокого уровня цифрового развития
6
образовательной деятельности («цифровая зрелость» сферы образования).
Также
в
рамках
реализации
федерального
проекта
«Цифровая
образовательная
среда»
разработана
и
развивается
информационно-
коммуникационная образовательная платформа «Сферум».
В ходе реализации проектов стратегического направления планируется
внедрение следующих технологий:
1) искусственный интеллект;
2) технологии работы с большими данными;
3) системы распределённого реестра;
4) облачные технологии.
Современные цифровые инструменты профориентации.
Цифровизация профориентационной работы
― это совокупность
цифровых
образовательных
ресурсов,
содержащих
всю
необходимую
информацию о профессиях и образовательных организациях, направленная
на помощь абитуриентам с выбором их дальнейшего профессионального
пути.
Во всем многообразии цифровых технологий, которые могут быть так
или
иначе
использованы
в
образовательной
профориентации,
можно
выделить пять основных групп:
1) так называемые ИКТ — массовые общедоступные информационно-
коммуникационные технологии универсального назначения, такие как
офисные программы, графические редакторы, веб-браузеры, средства видео-
конференц-связи, поисковые системы, социальные сети, мессенджеры и т. д.;
2) базовые
и
перспективные
цифровые
технологии,
такие
как
искусственный интеллект или дополненная реальность;
3) специализированные (профессиональные, учебно-профессиональные)
цифровые
технологии,
платформы,
программные
среды,
программно-
аппаратные
комплексы,
тренажёры,
симуляторы
и
т.
п.,
которые
используются технологическом процессе предприятий-работодателей, а
также в практической части обучения в колледжах и вузах;
7
4) EdTech (educatioNal techNologies) — цифровые образовательные
технологии, продукты, ресурсы и сервисы, например МООК (массовые
открытые онлайн-курсы), ЭОР — электронные образовательные ресурсы,
цифровые образовательные платформы и др.;
5) специализированные
продукты,
ресурсы
и
сервисы
профориентационной направленности (сервисы для профориентационной
онлайн-диагностики, региональные профориентационные порталы, онлайн-
игры по самоопределению, цифровой дневник самоопределения и т. д.).
Процессы цифровизации (в том числе в профориентационной работе)
могут иметь разную глубину, принимая вид инструментальной либо
системной цифровой трансформации.
Инструментальная
трансформация
предполагает
использование
цифровых
средств
в
контексте
традиционных
форм
и
методов
профессиональной
ориентации
и
сопровождения
профессионального
самоопределения.
Например:
использование
интернет-сайтов,
«досок
объявлений», порталов кадровых агентств и иных цифровых ресурсов
позволяет
повысить
профориентационную
результативность
профессионального информирования и профессиональной (само) навигации
обучающихся, их родителей; использование социальных сетей, офисных
программ и других общедоступных ИКТ обеспечивает современный уровень
реализации профориентационных проектов, выполняемых школьниками.
Системная (глубинная) трансформация
— путь, основанный на
создании
и
развитии
принципиально
новых
профориентационных
технологий, опирающихся на качественно новые возможности цифровых
средств.
Каждый из этих путей актуализирует определённые риски, важнейшие
среди которых:
1) для инструментальной трансформации ― риск «оцифровки»
неэффективных, устаревших форм профориентационной работы; в данном
случае действует закономерность «автоматизация неэффективных процессов
8
делает их ещё менее эффективными»;
2) для
системной
трансформации
—
риск
дегуманизации
профориентационной
работы,
вытеснения
человека-профориентатора
(наставника,
консультанта)
цифровыми
средствами
и
окончательным
закреплением датацентристских моделей управления профориентацией (в
качестве
ориентиров
принимаются
не
интересы
человека,
его
самоопределение, а набор количественных данных).
Используя те или иные типы цифровых инструментов, можно решать
различные задачи образовательной профориентации, как это показано в
таблице 1.
Некоторые профориентационные задачи, решаемые с использованием
цифровых инструментов
Профориентационные задачи
Цифровые инструменты
1. Профессиональное
информирование
(детей,
родителей,
взрослых
самоопределяющихся,
педагогов-
профориентаторов)
Видео-конференц-связь
(ВКС),
социальные сети, веб-сайты (порталы)
2. Профессиональная ориентация учебного
процесса
(преимущественно
в
рамках
школьных
предметов,
в
том
числе
профильных)
Цифровые
средства
наглядности
и
мультимедиа, профильные сайты
3. Учёт, хранение и анализ данных о
результативности
профессионального
самоопределения (цифровое портфолио)
Базы данных / цифровой след
4. Профессиональная диагностика
Онлайн-опросники (тесты)
5. Дистанционное
профессиональное
консультирование
ВКС, социальные сети
6. Организация
профориентационно
значимых
практических
(в
сети),
ВКС,
облачный
сервис,
видеосервисы,
специализированные сервисы
9
квазипрактических и игровых активностей
7. Профориентационное
онлайн-
наставничество
ВКС,
облачный
сервис,
видеосервисы,
социальные сети
8. Профориентационный нетворкинг РРР
(онлайн-коммуникативные площадки)
ВКС, специализированные сервисы
9. Обучение самоопределению (курсы и
мастер-классы
общих,
в
том
числе
профориентационно
значимых,
компетенций
Видеосервисы, онлайн-курсы
Дальнейшие
перспективы
цифровой
трансформации
профориентационной
работы,
по-видимому,
будут
связаны
с
использованием потенциала наиболее современных цифровых технологий.
Среди них можно выделить следующие:
1. Искусственный интеллект (машинный интеллект, AI — Artificial
INtelligeNce). Технология, позволяющая компьютеру или роботу обучаться
на
собственном
опыте,
адаптироваться
к
задаваемым
параметрам.
Используется как основа технологий распознавания лица, устной речи,
текста, в качестве экспертных систем, персональных цифровых помощников
и т. д.
2. Виртуальная реальность (виртуальная среда, VR — Virtual Reality).
Имитация
трёхмерного
мира,
созданная
цифровыми
средствами
и
передаваемая человеку через его ощущения (зрение, слух, осязание).
Включает в себя: во-первых, трёхмерные изображения (в ряде случаев в
сочетании с имитацией воздействия на другие ощущения человека); во-
вторых, возможность отслеживать движения пользователя (движения головы,
глаз, джойстика и т. д.) для корректировки изображения и имитации реакции
в ответ на действия пользователя.
3. Дополненная реальность (расширенная реальность, AR — Augmented
Reality). Введение в поле восприятия пользователя зрительных или слуховых
данных с целью дополнения сведений об окружающей реальности и
10
улучшения восприятия информации.
4. Цифровой профиль. База данных о физическом или юридическом
лице, включая максимально полную фактическую информацию о его
истории и актуальном состоянии.
5. Цифровой
след.
Технология,
позволяющая
обрабатывать
и
анализировать совокупность данных, которые пользователь генерирует во
время пребывания в цифровом пространстве.
6. Управление большими объёмами данных (Big Data). Технология
обработки структурированных и неструктурированных данных огромных
объёмов и значительного многообразия для получения воспринимаемых
человеком результатов.
Цифровые инструменты по профориентационной работе:
1. «Билет в будущее» является проектом ранней профориентации для
учащихся 6‒11-х классов, федеральным оператором, которого является
Агентство
развития
профессиональных
сообществ
и
рабочих
кадров
«Молодые
профессионалы
(Ворлдскиллс
Россия)»
при
поддержке
Министерства просвещения Российской Федерации.
Целью
проекта
является
формирование
готовности
к
профессиональному
самоопределению
обучающихся
6‒11-х
классов
образовательных организаций.
Педагогам
платформа
позволит
получить
доступ
к
актуальному
контенту и профессиональным технологиям, повысить свою квалификацию,
получить
поддержку
экспертов
(например,
при
разработке
профориентационных уроков), изучить современные сервисы и инструменты
профориентации, разработать свой проект и познакомиться с проектами
других педагогов.
С помощью материалов, представленных на платформе, педагоги смогут
организовать профориентационную работу с обучающимися. Предложить
обучающимся пройти профориентационные тесты, «примерить» актуальные
профессии онлайн в демо-кабинете, изучить профессии будущего в каталоге
11
(содержит
более
трёхсот
профессий),
посетить
профориентационные
мероприятия и пообщаться с профессионалами. Материалы платформы
адаптированы и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме
того, педагоги смогут организовать совместную работу с родителями.
Например, предложить родителям и подросткам пройти двойные тесты,
чтобы соотнести представления о будущей профессиональной траектории.
Планируемые
результаты
проекта:
привлечение
мотивированных
обучающихся
к
производственным
задачам,
повышение
интереса
к
организации.
2. «ПроеКТОриЯ» — профориентационный проект, проводимый при
поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Его основная
цель
—
познакомить
учеников
8‒11-х
классов
с
перспективными
профессиями, а также достижениями отечественной науки и экономики.
3. Платформа IZ-I и её игры — это образовательно-игровая среда,
которая помогает пройти путь личностного самоопределения.
Специалисты по профориентации, психологи, педагоги, нейропсихологи
и другие специалисты, работающие с подростками, смогут использовать
собственные онлайн-форматы для работы с подростками, стать авторами и
экспертами платформы.
Представители вузов и работодателей смогут использовать платформу
для отбора и воспитания «своих» студентов и работников (именно таких, как
нужно профессии), в перспективе — наладят прямой контакт со своей
аудиторией.
4. Цифровая платформа центра опережающей профессиональной
подготовки (ЦОПП).
ЦООП ― организация (структурное подразделение организации, филиал
организации), координирующая развитие и использование ресурсов субъекта
Российской Федерации в целях опережающей профессиональной подготовки,
в том числе профессиональной
ориентации, ускоренной переподготовки,
повышения
квалификации
всех
категорий
граждан
по
наиболее
12
востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на
уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том
числе стандартам «Ворлдскиллс».
5. «Бот знает» — это первый в России чат-бот по профориентации,
создан
на
базе
платформы
«ВКонтакте»,
помогает
выбрать
профессиональное направление, в котором можно развиваться. Существуют
и другие профориентационные чат-боты: ProfiYou, You CaN Bot, Telegram-
бот,
которые
помогают
определить
профессиональные
интересы
и
склонности, а также ускорить обработку результатов тестов, что позволяет
получить быстрые и точные рекомендации по выбору карьеры и др.
Цифровые технологии, которые можно применить для увеличения
потока мотивированных абитуриентов.
На
сайте
колледжа
можно
создать
виртуальный
кабинет
профориентации, который будет включать:
1. Информацию о колледже; условиях приёма, продолжительности
обучения.
2. Информацию о специальности будущей профессии: чем занимается
и где работает медсестра /акушерка /фельдшер, специализация, кому
подойдёт
профессия,
карьера,
востребованность,
зарплата,
будущее
профессии.
3. Онлайн-тестирование
(оцифрованная
версия
традиционных
профдиагностических тестов).
4. Ссылки на апробированные цифровые платформы, которые
помогут с самоопределением и
избежать неприятных ситуаций, когда
выбранная профессия не совпадает с интересами и способностями, а также
построить маршрут развития качеств, необходимых для успешной работы в
желаемой сфере и получить полезную информацию о требованиях и
перспективах в различных профессиональных областях.
5. Виртуальные
профориентационные
экскурсии
(по
аналогии
традиционной профориентационной экскурсии) по кабинетам, библиотеке,
13
спортивному залу и т.д. Видеосъёмку можно производить с учётом 3D-
технологий.
6. Гипертекстовую мультимедийную экскурсию — это программно-
информационный
продукт,
предназначенный
для
интегрированного
представления материалов экскурсии. В данном продукте объединяются
разные
формы
информации:
текст,
иллюстрации,
звуковые
и
видеофрагменты.
7. Записи короткометражных видео
о колледже,
видеообращения
руководителя,
преподавателей, студентов и выпускников, медицинских
работников и т.д.
8. Виртуального помощника —
программный продукт с функцией
голосового или текстового помощника.
Работает на основе встроенного
искусственного
интеллекта
и
способен
самостоятельно
отвечать
на
нестандартные обращения пользователей, поддерживать диалог с клиентом.
9. Виртуальную выставку ―
это публичная демонстрация в сети
Интернет
с
помощью
средств
веб-технологий
виртуальных
образов
специально подобранных и систематизированных носителей информации, а
также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удалённым
пользователям для обозрения, ознакомления и использования.
Таким образом, профориентационная работа в колледже в условиях
цифровизации — это динамичный и многогранный процесс, требующий
сочетания традиционных подходов и современных технологий. Актуальность
этой темы только возрастает с учётом быстро меняющегося рынка труда и
потребностей
молодёжи.
Важно
продолжать
развивать
и
внедрять
эффективные методы профориентации, учитывая современные реалии и
вызовы, чтобы подготовить студентов к успешной профессиональной
деятельности.
14
Источники литературы:
1. Блинов, В. И. Образовательная профориентация: учебное пособие для
СПО / В. И. Блинов, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев. — Санкт-Петербург: Лань,
2024. — 336 с.
2. Зотова, С. С. Самоопределение и профессиональная ориентация
обучающихся: учебно-методическое пособие / С. С. Зотова. — Глазов: ГГПИ
им. Короленко, 2018. — 59 с.
3. Попова,
Е.П.
Организация
и
проведение
профориентационной
деятельности
со
школьниками
и
их
родителями
(законными
представителями) в системе среднего профессионального образования:
методическое пособие. Часть 1 / Е.П. Попова. — Ульяновск: ОГБПОУ УМК,
2020. — 113 с.
4. Цифровые
технологии
в
образовании.
Тенденции,
проблемы,
перспективы:
монография
/
под
общ.
ред.
научного
совета
ГНИИ
«Нацразвитие». ― СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023 ― 80 с.
5. Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт
решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции
(Волгоград, 23 ноября 2023 г.): материалы конференции / под редакцией Т. К.
Смыковской, С. Ю. Глазова. — Чебоксары: , 2023. — 300 с.
15