Автор: Ложкина Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детской культуры им. А.П. Бринского"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Тренинг для подростков
Тема: "Развитие критического мышления"
Дата публикации: 24.04.2025
Раздел: дополнительное образование
Тренинг «Развитие критического мышления»
Цель занятия-тренинга:
-формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих
представлений на практике.
Задачи занятия-тренинга:
- расширить представление подростков о критическом мышлении;
- создать условия для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для
критического мышления.
Необходимое кадровое обеспечение:
Программа может быть реализована силами
педагога-психолога
с
высшим
образованием
по
соответствующей
специальности/направлению.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Проектор или доска с мелом/фломастерами
2. Бумажки-стикеры.
60 шт.
3. Фломастеры/карандаши/ручки
по количеству участников
Ход занятия.
1. Приветствие (2 минуты). Введение.
Ведущий: Критическое мышление как одна из ключевых компетенций, наряду с
креативностью, способностями к кооперации и коммуникации, рассматривается как
основа для эффективного существования человека в современном информационном
пространстве. Проще говоря – это и умение определять, когда, где и какая нам требуется
информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень сложности данных для
каждого конкретного случая. Но такими навыками обладает далеко не каждый человек, да
и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Однако важность умения
мыслить критически неоспоримо (об этом мы еще скажем). Научиться делать это может
каждый, в том числе и вы. И специально для этого мы разработали это занятие.
2 Упражнение «Ассоциации» (10 минут)
Каждому выдается по стикеру (при желании участника можно получить два). Задача
каждого участника написать на бумажке ассоциацию на словосочетание «критическое
мышление» и передать ее ведущему . Все ассоциации вешаются на доске и делятся
ведущим на два столбика: критическое мышление как позитивное явление и критическое
мышление как негативное явление.
Ведущий предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделены
на две группы. Обсуждение положительных и отрицательных сторон.
По результатам делается вывод о том, что критическое мышление – это использование
таких познавательных (когнитивных) навыков и стратегий, которые увеличивают
вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и
целенаправленностью. Оценочное, рефлексивное, открытое, не принимающее догм,
развивающееся путем построения новой на личный жизненный опыт.
К 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое
наибольшее развитие, стоит отметить, что этот навык развит по-разному.
3. Упражнение «Верю - не верю» (5 мин)
Группа в произвольном порядке делится на четыре части. Ведущий всем участникам
зачитывает первое утверждение из списка и предлагает в группах обсудив, принять
решение о его истинности или ложности. После того как каждая подгруппа
высказывается, ведущий говорит правильный ответ, после чего переходит к следующему
утверждению. Таким образом, участники обсуждают каждое указанное ниже
утверждение.
Утверждения:
- Расстояние между Россией и США - менее 4 километров. (правда)
- С 2003 года официально существует вид спорта, объединяющий бокс и шахматы -
шахбокс. (правда)
- Мёд никогда не портится. (ложь)
- У женщин в среднем IQ выше, чем у мужчин. (правда)
- Генномодифицированные продукты питания меняют днк людей. (ложь)
-У однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев. (правда)
- Самая посещаемая в мире страна – Франция. Она принимает более 81 млн. туристов в
год. (правда)
- Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. (правда)
- Кошки не мяукают друг другу, а делают это специально для людей. (ложь)
- Одним из ингредиентов кока-колы раньше был кокаин. (правда)
4. Упражнение «Качества человека, мыслящего критически» (23 мин)
- Участники по кругу называют по одному качеству, необходимому критически
мыслящему человеку. Ведущий фиксирует их на доске. После этого группе предлагается
выбрать шесть самых важных в этом плане. Потом рисуется диаграмма. Далее ведущий
демонстрирует ранее заготовленную диаграмму (рис. 1), но в рамках упражнения
участники вольны самостоятельно выбирать необходимые качества.
рис.1
Пример диаграммы, которая должна выйти у участников в процессе работы (рис.2)
рис.2
Ведущий: Посмотрите на свою диаграмму и подумайте над тем, какие качества у вас
развиты достаточно хорошо, а какие бы вы хотели развить? Есть ли кто-нибудь, кто бы
хотел поделиться результатами? Что у вас получилось?
5. Подведение итогов занятия (5 мин)
Круг обратной связи. Ведущий: «Вспомните, пожалуйста все что происходило на
сегодняшнем занятии. Что вам понравилось больше всего? Что вы можете использовать в
своей повседневной жизни?».
Список литературы:
1.
Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление:метод,теория,практика:Учебно-
методическое пособие.-М.:МИРОС,2002.
2.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.:
Альянс «Дельта», 2011.
3.
Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2004