Напоминание

"Развитие критического мышления"


Автор: Ложкина Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детской культуры им. А.П. Бринского"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Тренинг для подростков
Тема: "Развитие критического мышления"
Дата публикации: 24.04.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тренинг «Развитие критического мышления»

Цель занятия-тренинга:

-формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих

представлений на практике.

Задачи занятия-тренинга:

- расширить представление подростков о критическом мышлении;

- создать условия для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для

критического мышления.

Необходимое кадровое обеспечение:

Программа может быть реализована силами

педагога-психолога

с

высшим

образованием

по

соответствующей

специальности/направлению.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Проектор или доска с мелом/фломастерами

2. Бумажки-стикеры.

60 шт.

3. Фломастеры/карандаши/ручки

по количеству участников

Ход занятия.

1. Приветствие (2 минуты). Введение.

Ведущий: Критическое мышление как одна из ключевых компетенций, наряду с

креативностью, способностями к кооперации и коммуникации, рассматривается как

основа для эффективного существования человека в современном информационном

пространстве. Проще говоря – это и умение определять, когда, где и какая нам требуется

информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень сложности данных для

каждого конкретного случая. Но такими навыками обладает далеко не каждый человек, да

и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Однако важность умения

мыслить критически неоспоримо (об этом мы еще скажем). Научиться делать это может

каждый, в том числе и вы. И специально для этого мы разработали это занятие.

2 Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

Каждому выдается по стикеру (при желании участника можно получить два). Задача

каждого участника написать на бумажке ассоциацию на словосочетание «критическое

мышление» и передать ее ведущему . Все ассоциации вешаются на доске и делятся

ведущим на два столбика: критическое мышление как позитивное явление и критическое

мышление как негативное явление.

Ведущий предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделены

на две группы. Обсуждение положительных и отрицательных сторон.

По результатам делается вывод о том, что критическое мышление – это использование

таких познавательных (когнитивных) навыков и стратегий, которые увеличивают

вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и

целенаправленностью. Оценочное, рефлексивное, открытое, не принимающее догм,

развивающееся путем построения новой на личный жизненный опыт.

К 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое

наибольшее развитие, стоит отметить, что этот навык развит по-разному.

3. Упражнение «Верю - не верю» (5 мин)

Группа в произвольном порядке делится на четыре части. Ведущий всем участникам

зачитывает первое утверждение из списка и предлагает в группах обсудив, принять

решение о его истинности или ложности. После того как каждая подгруппа

высказывается, ведущий говорит правильный ответ, после чего переходит к следующему

утверждению. Таким образом, участники обсуждают каждое указанное ниже

утверждение.

Утверждения:

- Расстояние между Россией и США - менее 4 километров. (правда)

- С 2003 года официально существует вид спорта, объединяющий бокс и шахматы -

шахбокс. (правда)

- Мёд никогда не портится. (ложь)

- У женщин в среднем IQ выше, чем у мужчин. (правда)

- Генномодифицированные продукты питания меняют днк людей. (ложь)

-У однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев. (правда)

- Самая посещаемая в мире страна – Франция. Она принимает более 81 млн. туристов в

год. (правда)

- Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. (правда)

- Кошки не мяукают друг другу, а делают это специально для людей. (ложь)

- Одним из ингредиентов кока-колы раньше был кокаин. (правда)

4. Упражнение «Качества человека, мыслящего критически» (23 мин)

- Участники по кругу называют по одному качеству, необходимому критически

мыслящему человеку. Ведущий фиксирует их на доске. После этого группе предлагается

выбрать шесть самых важных в этом плане. Потом рисуется диаграмма. Далее ведущий

демонстрирует ранее заготовленную диаграмму (рис. 1), но в рамках упражнения

участники вольны самостоятельно выбирать необходимые качества.

рис.1

Пример диаграммы, которая должна выйти у участников в процессе работы (рис.2)

рис.2

Ведущий: Посмотрите на свою диаграмму и подумайте над тем, какие качества у вас

развиты достаточно хорошо, а какие бы вы хотели развить? Есть ли кто-нибудь, кто бы

хотел поделиться результатами? Что у вас получилось?

5. Подведение итогов занятия (5 мин)

Круг обратной связи. Ведущий: «Вспомните, пожалуйста все что происходило на

сегодняшнем занятии. Что вам понравилось больше всего? Что вы можете использовать в

своей повседневной жизни?».

Список литературы:

1.

Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление:метод,теория,практика:Учебно-

методическое пособие.-М.:МИРОС,2002.

2.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.:

Альянс «Дельта», 2011.

3.

Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2004



В раздел образования