Напоминание

Комплексный подход в преодолении речевых и не речевых нарушений у дошкольников.


Автор: Хасцаева Рита Дзамболатовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления
Населённый пункт: г.Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: Комплексный подход в преодолении речевых и не речевых нарушений у дошкольников.
Дата публикации: 24.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ И

НЕРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Введение

Речевые

и

неречевые

нарушения

у

дошкольников

требуют

особого

внимания,

так

как

они

могут

негативно

влиять

на

коммуникацию, познавательное развитие и социальную адаптацию

ребенка.

Комплексный

подход,

объединяющий

усилия

логопедов,

психологов, неврологов, педагогов и родителей, позволяет добиться

максимальных результатов в коррекции таких нарушений.

Виды речевых и неречевых нарушений

У детей дошкольного возраста могут встречаться:

Речевые нарушения:

задержка речевого развития (ЗРР),

общее недоразвитие речи (ОНР),

дизартрия,

дислалия,

заикание.

Неречевые нарушения:

проблемы с мелкой и крупной моторикой,

нарушения внимания и памяти,

эмоционально-волевые расстройства,

задержка психического развития (ЗПР).

Часто эти нарушения взаимосвязаны, поэтому коррекционная

работа должна быть направлена на все сферы развития ребенка.

Принципы комплексного подхода

Медико-психолого-педагогическое сопровождение

Обследование у невролога, логопеда, психолога для выявления

причин нарушений.

Разработка индивидуального маршрута коррекции.

Логопедическая коррекция

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Развитие фонематического слуха.

Обогащение словарного запаса.

Постановка и автоматизация звуков.

Психологическая поддержка

Развитие когнитивных функций (память, внимание, мышление).

Коррекция эмоциональных и поведенческих проблем.

Игровая терапия для снижения тревожности.

Нейропсихологические методы

Сенсомоторная коррекция.

Упражнения на межполушарное взаимодействие.

Кинезиологические техники.

Развитие моторных функций

Пальчиковая гимнастика для улучшения мелкой моторики.

Логоритмика (сочетание речи, музыки и движения).

Подвижные игры для развития координации.

Вовлечение родителей

Обучение приемам домашней коррекции.

Создание речевой среды (чтение, беседы, развивающие игры).

Эмоциональная поддержка ребенка.

Эффективные методики

Арт-терапия

(рисование,

лепка)

стимулирует

речь

и

эмоциональное развитие.

Сказкотерапия – помогает в коррекции поведенческих проблем.

Песочная терапия – развивает тактильное восприятие и речь.

Логоритмика – улучшает темпо-ритмическую организацию речи.

Заключение

Комплексный

подход

в

преодолении

речевых

и

неречевых

нарушений

у

дошкольников

позволяет

не

только

скорректировать

имеющиеся проблемы, но и предотвратить их негативное влияние на

дальнейшее обучение в школе. Важно начинать коррекционную работу

как

можно

раньше,

привлекая

специалистов

и

активно

включая

родителей в процесс реабилитации. Только совместные усилия дают

устойчивый положительный результат.

Ключевые слова: речевые нарушения, неречевые нарушения,

дошкольники,

комплексный

подход,

логопедическая

коррекция,

психологическая помощь, нейропсихология.



В раздел образования