Напоминание

Программа профессионального саморазвития педагога «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности 6-7 лет».


Автор: Шошина Наталья Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности 6-7 лет».
Дата публикации: 24.05.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №124»

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год.

«Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент

комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к

школе группы компенсирующей направленности 6-7 лет».

Составила: воспитатель

Шошина Наталья Вячеславовна

г. Дзержинск

2021 г.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Актуальность выбранной темы:

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую

зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, психологи и педагоги

рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического

развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей

совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. С анатомической точки зрения,

около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти

руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно

связано с развитием мелкой моторики.

Необходимо отметить, что весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук),

лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения.

Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и

речевой, и кинестетический анализаторы).

И одним из способов развития моторики в работе с детьми является пальчиковая гимнастика в

речевом сопровождении. При выполнении данного комплекса упражнений педагог решает

следующие задачи:

повышать речевую активность;

активно развивать общую, мелкую моторику и координацию движений;

нормализовать речевое дыхание;

уточнять артикуляцию имеющихся звуков, создавать базу для успешной постановки и

автоматизации нарушенных звуков.

Использование пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной

активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковая

гимнастика, речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации

движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в

школе. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, систематически используемая в

непосредственно-образовательной (которая используется в качестве физкультминутки) и в

совместной деятельности, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон

коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Пальчиковые игры и

упражнения способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже

постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Задачи:

Работа с детьми:

систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей;

систематизировать использование пальчиковой гимнастики на занятиях, в режимных

моментах как один из элементов преодоления у детей тяжелых нарушений речи;

Работа педагога (воспитателя)

разработать перспективный план работы с детьми на тему: «Пальчиковая гимнастика с

речевым сопровождением как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей

подготовительной к группе к школе компенсирующей направленности 6-7 лет».

Подбор игр и материалов для оснащения РППС.

продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций

из интернета, самообразования.

Работа с родителями

Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью

обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук, дать

знания родителям о значимости пальчиковой гимнастики;

Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.

Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей,

приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковой

гимнастики).

Источники самообразования.

Литература (методическая, художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных

ресурсах.

Ожидаемые результаты:

-повышение профессионального уровня;

-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- развитие общей, мелкой моторики и координации движений детей с ТНР;

- повышение речевой активности детей;

Планируемые результаты:

Разработка перспективного плана на учебный год с детьми подготовительной к школе группы

с ТНР на тему: «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент

комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности 6-7 лет».

Оформление информационной папки по тема: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика!»

Составление рекомендаций для родителей.

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по теме самообразования.

Составление памяток для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики с

речевым сопровождением».

Выступление на педсовете по теме: : «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе

группы компенсирующей направленности 6-7 лет».

Мастер-класс для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым

сопровождением».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 учебный год.

Предполагаемая дата окончания: май 2022 учебный год.

План работы

Месяц

Цель

Деятельность

воспитателя с

детьми

Взаимодействие с

родителями

Обогащение

РППС

Сентябр

ь

Проведение

диагностики

речевого развития

детей.

Изучение

литературы по

проблеме и

имеющегося опыта.

Разработка

перспективного

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Вышел дождик

на прогулку».

«Осенние листья».

Оформление

информационной

папки по теме :

«Для чего нужна

пальчиковая

гимнастика!»

Игры с

мелкими

предметами

(конструктор,

мозайка, пазлы

и т.д. )

плана на учебный

год по теме:

«Пальчиковая

гимнастика с

речевым

сопровождением как

элемент

комплексной работы

по преодолению

ТНР»;

Подбор игр и

материалов для

оснащения РППС.

Октябрь

Развитие общей и

тонкой моторики,

координации

движений,

координации речи с

движением, развития

подражательности и

творческих

способностей детей.

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Компот».

«Апельсин».

«Капуста».

«Я перчатку надеваю»

Игры с предметами

(конструктор,

мозайка, пазлы,

шнуровки. )

Игры с массажными

мячиками.

Индивидуальные

консультации

«Пальчиковая

гимнастика и развитие

речи детей».

Картотека

пальчиковых

игр по

лексическим

темам.

Ноябрь

Побуждать детей

выполнять игровые

задания, развивать

мелкую моторику

рук, тем самым

развивать речь

детей.

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Новые

кроссовки».

«Сколько обуви у

нас».

Упражнение с

массажными

мячиками «Весёлые

ножки».

«Помощники».

Информация на

стенде: «Развитие

мелкой моторики детей

дома».

Пальчиковый

театр

«Животные».

Декабрь

Продолжать

развивать общую,

мелкую моторику и

координацию

движений, повышать

речевую активность.

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Птички»

« Снежок»

« Ёлочка»

« Подарки».

Рисование

нетрадиционным

способом (с

помощью мятой

бумаги).

Беседа с родителями на

тему:

«Пальчиковая

гимнастика дома».

Шаблоны для

упражнений на

обведение

контуров

предметов,

штриховку,

раскрашивание,

рисование по

клеткам и

трафаретам.

Январь

Продолжать

совместную работу с

родителями

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

Привлечь родителей

к созданию игр с

предметами домашнего

Пальчиковый

театр .

по развитию мелкой

и общей моторики,

которая

положительно

влияет

на развитие

речи детей.

«Снежинки»

«Кто же это? »

«Повар»

«Мы во двор пошли

гулять».

Оригами «Кораблик».

обихода: » (прищепки,

пуговицы, кнопки,

липучки, шнурки)

Февраль

Продолжать

совместную работу с

родителями

по развитию мелкой

и общей моторики,

которая

положительно

влияет на развитие

речи детей.

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Сидит белка на

тележке»

«Как у нас семья

большая»

«Дудочка»

«Буренка»

Оригами «Самолет».

Игры в

конструктор (мелкий

и крупный).

Составление и

распространение

памяток, буклетов для

родителей по теме

самообразования.

Шаблоны

для упражнений

«Нарисуй по

контуру».

Март

Развивать

общую, мелкую

моторику и

координацию

движений, повышать

речевую активность.

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Жил да был один

налим».

«Рыбка».

«Как у нас семья

большая».

«Я выросла

Лепка из соленого

теста.

Индивидуальные

консультации для

родителей

«Пальчиковые игры

дома».

Д/и

«Крышечки».

Д/и

«Клубочек».

Апрель

Продолжать

развивать общую и

тонкую моторику,

координацию

движений,

координацию речи с

движением,

развивать

подражательность и

творческие

способности детей.

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Кап, кап…».

«Дрозд –

дроздок».

«Ласточка».

Упражнение с

маленькими

пластмассовыми

крышками

«Ходилочка».

Рисование с

использование

нетрадиционных

техник рисование

ватными палочками и

мятой бумаги.

.

Рекомендаций для

родителей «Как

проводить

пальчиковую

гимнастику с

ребенком».

Картотека

пальчиковой

гимнастики для

родителей.

Д/и

«Ходилки».

Май

Разучивание

новых пальчиковых

игр.

Выступление на

педсовете по теме:

«Пальчиковая

гимнастика с

речевым

сопровождением как

элемент

комплексной работы

по преодолению

ТНР».

Мастер-класс для

педагогов

«Использование

пальчиковой

гимнастики с

речевым

сопровождением».

Составление

памяток для

педагогов

«Использование

пальчиковой

гимнастики с

речевым

сопровождением».

Разучивание

пальчиковых игр с

детьми.

«Зелёный

попугай».

«В саванне».

«Где обедал

воробей? ».

«Люблю по городу

гулять...

Игры в

конструктор (мелкий

и крупный).

Выставка рисунков.

«Мир глазами детей».

Рисование

нетрадиционным

способом.

Совместная

деятельность родитель-

ребенок.

Изготовлени

е игр-шнуровок

своими руками.

Список литературы:

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр ,упражнений ,физкультминуток, пальчиковой

гимнастики.Изд2-е ,дополнительное.-СПб.:ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование

коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО

для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с

тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в

соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018



В раздел образования