Автор: Шошина Наталья Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности 6-7 лет».
Дата публикации: 24.05.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год.
«Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент
комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к
школе группы компенсирующей направленности 6-7 лет».
Составила: воспитатель
Шошина Наталья Вячеславовна
г. Дзержинск
2021 г.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы:
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую
зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, психологи и педагоги
рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического
развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей
совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. С анатомической точки зрения,
около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти
руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно
связано с развитием мелкой моторики.
Необходимо отметить, что весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук),
лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения.
Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и
речевой, и кинестетический анализаторы).
И одним из способов развития моторики в работе с детьми является пальчиковая гимнастика в
речевом сопровождении. При выполнении данного комплекса упражнений педагог решает
следующие задачи:
повышать речевую активность;
активно развивать общую, мелкую моторику и координацию движений;
нормализовать речевое дыхание;
уточнять артикуляцию имеющихся звуков, создавать базу для успешной постановки и
автоматизации нарушенных звуков.
Использование пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной
активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковая
гимнастика, речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации
движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в
школе. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, систематически используемая в
непосредственно-образовательной (которая используется в качестве физкультминутки) и в
совместной деятельности, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон
коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Пальчиковые игры и
упражнения способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже
постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
Задачи:
Работа с детьми:
систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей;
систематизировать использование пальчиковой гимнастики на занятиях, в режимных
моментах как один из элементов преодоления у детей тяжелых нарушений речи;
Работа педагога (воспитателя)
разработать перспективный план работы с детьми на тему: «Пальчиковая гимнастика с
речевым сопровождением как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей
подготовительной к группе к школе компенсирующей направленности 6-7 лет».
Подбор игр и материалов для оснащения РППС.
продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций
из интернета, самообразования.
Работа с родителями
Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью
обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук, дать
знания родителям о значимости пальчиковой гимнастики;
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей,
приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковой
гимнастики).
Источники самообразования.
Литература (методическая, художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных
ресурсах.
Ожидаемые результаты:
-повышение профессионального уровня;
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- развитие общей, мелкой моторики и координации движений детей с ТНР;
- повышение речевой активности детей;
Планируемые результаты:
Разработка перспективного плана на учебный год с детьми подготовительной к школе группы
с ТНР на тему: «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением как элемент
комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности 6-7 лет».
Оформление информационной папки по тема: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика!»
Составление рекомендаций для родителей.
Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
Индивидуальные консультации и беседы с родителями по теме самообразования.
Составление памяток для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики с
речевым сопровождением».
Выступление на педсовете по теме: : «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
как элемент комплексной работы по преодолению ТНР у детей подготовительной к школе
группы компенсирующей направленности 6-7 лет».
Мастер-класс для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым
сопровождением».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2022 учебный год.
План работы
Месяц
Цель
Деятельность
воспитателя с
детьми
Взаимодействие с
родителями
Обогащение
РППС
Сентябр
ь
Проведение
диагностики
речевого развития
детей.
Изучение
литературы по
проблеме и
имеющегося опыта.
Разработка
перспективного
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Вышел дождик
на прогулку».
«Осенние листья».
Оформление
информационной
папки по теме :
«Для чего нужна
пальчиковая
гимнастика!»
Игры с
мелкими
предметами
(конструктор,
мозайка, пазлы
и т.д. )
плана на учебный
год по теме:
«Пальчиковая
гимнастика с
речевым
сопровождением как
элемент
комплексной работы
по преодолению
ТНР»;
Подбор игр и
материалов для
оснащения РППС.
Октябрь
Развитие общей и
тонкой моторики,
координации
движений,
координации речи с
движением, развития
подражательности и
творческих
способностей детей.
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Компот».
«Апельсин».
«Капуста».
«Я перчатку надеваю»
Игры с предметами
(конструктор,
мозайка, пазлы,
шнуровки. )
Игры с массажными
мячиками.
Индивидуальные
консультации
«Пальчиковая
гимнастика и развитие
речи детей».
Картотека
пальчиковых
игр по
лексическим
темам.
Ноябрь
Побуждать детей
выполнять игровые
задания, развивать
мелкую моторику
рук, тем самым
развивать речь
детей.
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Новые
кроссовки».
«Сколько обуви у
нас».
Упражнение с
массажными
мячиками «Весёлые
ножки».
«Помощники».
Информация на
стенде: «Развитие
мелкой моторики детей
дома».
Пальчиковый
театр
«Животные».
Декабрь
Продолжать
развивать общую,
мелкую моторику и
координацию
движений, повышать
речевую активность.
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Птички»
« Снежок»
« Ёлочка»
« Подарки».
Рисование
нетрадиционным
способом (с
помощью мятой
бумаги).
Беседа с родителями на
тему:
«Пальчиковая
гимнастика дома».
Шаблоны для
упражнений на
обведение
контуров
предметов,
штриховку,
раскрашивание,
рисование по
клеткам и
трафаретам.
Январь
Продолжать
совместную работу с
родителями
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
Привлечь родителей
к созданию игр с
предметами домашнего
Пальчиковый
театр .
по развитию мелкой
и общей моторики,
которая
положительно
влияет
на развитие
речи детей.
«Снежинки»
«Кто же это? »
«Повар»
«Мы во двор пошли
гулять».
Оригами «Кораблик».
обихода: » (прищепки,
пуговицы, кнопки,
липучки, шнурки)
Февраль
Продолжать
совместную работу с
родителями
по развитию мелкой
и общей моторики,
которая
положительно
влияет на развитие
речи детей.
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Сидит белка на
тележке»
«Как у нас семья
большая»
«Дудочка»
«Буренка»
Оригами «Самолет».
Игры в
конструктор (мелкий
и крупный).
Составление и
распространение
памяток, буклетов для
родителей по теме
самообразования.
Шаблоны
для упражнений
«Нарисуй по
контуру».
Март
Развивать
общую, мелкую
моторику и
координацию
движений, повышать
речевую активность.
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Жил да был один
налим».
«Рыбка».
«Как у нас семья
большая».
«Я выросла
Лепка из соленого
теста.
Индивидуальные
консультации для
родителей
«Пальчиковые игры
дома».
Д/и
«Крышечки».
Д/и
«Клубочек».
Апрель
Продолжать
развивать общую и
тонкую моторику,
координацию
движений,
координацию речи с
движением,
развивать
подражательность и
творческие
способности детей.
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Кап, кап…».
«Дрозд –
дроздок».
«Ласточка».
Упражнение с
маленькими
пластмассовыми
крышками
«Ходилочка».
Рисование с
использование
нетрадиционных
техник рисование
ватными палочками и
мятой бумаги.
.
Рекомендаций для
родителей «Как
проводить
пальчиковую
гимнастику с
ребенком».
Картотека
пальчиковой
гимнастики для
родителей.
Д/и
«Ходилки».
Май
Разучивание
новых пальчиковых
игр.
Выступление на
педсовете по теме:
«Пальчиковая
гимнастика с
речевым
сопровождением как
элемент
комплексной работы
по преодолению
ТНР».
Мастер-класс для
педагогов
«Использование
пальчиковой
гимнастики с
речевым
сопровождением».
Составление
памяток для
педагогов
«Использование
пальчиковой
гимнастики с
речевым
сопровождением».
Разучивание
пальчиковых игр с
детьми.
«Зелёный
попугай».
«В саванне».
«Где обедал
воробей? ».
«Люблю по городу
гулять...
Игры в
конструктор (мелкий
и крупный).
Выставка рисунков.
«Мир глазами детей».
Рисование
нетрадиционным
способом.
Совместная
деятельность родитель-
ребенок.
Изготовлени
е игр-шнуровок
своими руками.
Список литературы:
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр ,упражнений ,физкультминуток, пальчиковой
гимнастики.Изд2-е ,дополнительное.-СПб.:ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.
Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование
коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО
для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в
соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018