Напоминание

«Игры и упражнения для развития понимания обращенной речи детей с ОВЗ»


Автор: Трофименко Елена Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Игры и упражнения для развития понимания обращенной речи детей с ОВЗ»
Дата публикации: 24.05.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития понимания обращенной речи детей с ОВЗ»

Подготовила:

учитель-дефектолог Трофименко Е.Н.

Частой проблемой, встречающейся у детей с ОВЗ, является нарушение

понимания ребенком речи. Трудности понимания обращенной речи появляются

уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребёнок не понимает названий

предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции.

Почему же так происходит?

Достаточное понимание речи обеспечивается:

1. Достаточным уровнем словарного запаса.

2. Хорошим уровнем произвольности у детей (произвольная организация

своего внимания, и поведения в соответствии с тем, что он слышит, интереса к

речевой ситуации).

У детей с ОВЗ перечисленные навыки находятся, как правило, в остром

дефиците, что неизбежно приводит к трудностям понимания речи. Работа по

преодолению нарушения понимания речи начинается, как только родитель заметил

у своего ребенка трудности такого характера или по рекомендации специалиста.

Эта

работа

должна

проводиться

совместно

с

психологом,

логопедом

и

дефектологом. Специалисты занимаются в саду, родитель занимается дома,

учитывая рекомендации специалистов.

Как же помочь ребенку дома?

Этапы работы над пониманием речи

На подготовительном этапе важно установить эмоциональный контакт с

ребенком, определить сферу его интересов, потребностей и зону ближайшего

развития. Исходя из этого, подбирается речевой материал для занятий. В течение

всего

дня

родителю

необходимо

использовать

эмоционально-смысловые

комментарии. Это позволит акцентировать внимание ребенка на ситуации или речи

взрослого. Комментарий должен базироваться на опыте и интересе ребенка.

Например, можно покатать вместе машинки или покидать друг другу мячик.

Крайне важно вносить смысл в любую деятельность ребенка. Например, ребенок

начинает стучать по столу. Тогда взрослый проговаривает это действие. Например:

«Мастер стучит молотком: тук-тук, он строит дом...» Обязательно на

протяжении

всех

этапов

коррекционной

работы

используется

метод

проговаривания

ситуаций,

установления

причинно-следственных

связей,

проговариваются чувства и эмоции.

1

Основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи

1 этап – отрабатывается словарь имен существительных по темам (важно

убедиться, что ребенок правильно понимает значение каждого слова и может

соотнести его с конкретной картинкой или предметом). Ребёнка обучают

выполнять простые речевые инструкции:

«Дай...», «Покажи...».

Эта работа

проводится на основе отработанных существительных. Сначала используется

помощь взрослого (методом «рука в руке» взрослый помогает ребенку). Не

забываем про эмоциональную составляющую – обязательно хвалим ребенка.

2 этап

– прорабатывается

словарь глаголов.

Сначала водят простые

инструкции: «Иди сюда», «Садись», «Положи», и т.д. Ребенка учат имитировать

действия и движения взрослого, а в дальнейшем уже переходят на картинный

материал.

3 этап – прорабатывается словарь прилагательных.

4 этап – учим строить правильно предложения.

Работа над пониманием речи является необходимой и важнейшей частью

коррекционной программы, базой для формирования всех сторон речи и успешной

коммуникации.

Игры на развитие понимания обращенной речи ребенком

Игра «Игры с картинками»

Оборудование: парные картинки.

Ход игры: подобрать парные картинки: карандаш — карандаши, мяч — мячи,

кубик — кубики, шар — шары, цветок — цветы и т.п. Картинки раскладываются

на столе перед ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и

выполнить

его

просьбу.

Далее

взрослый

просит:

«Возьми карандаш —возьми

карандаши, возьми мяч —

возьми мячи, возьми цветок

— возьми цветы, дай мне

кубик — дай кубики, дай шар

— дай шары, дай гриб — дай

грибы»

Игра «Осенний подарок»

Оборудование:

корзина

с

подарочными

коробочками, в которых спрятаны: орехи,

грибы, ягоды, семена деревьев, листочки и

др., фигурки диких животных.

Ход игры:

В коробочках спрятаны разные

предметы. Это подарки осени. Ребёнок по

очереди открывает коробочки, называет то,

2

что лежит внутри. Если ребёнок не может назвать самостоятельно, то название

произносит взрослый. Просим ребёнка подарить осенние подарки диким животным

по инструкции: «Подари шишку волку» и т. д.

Варианты инструкций: «Осень принесла подарки. Ищи, что там. Это лист, это

орех и т. д. Подари лист зайцу, подари орех белке. Кому ты подарил лист? Кому

ты подарил орех?»

Игра «Фруктовый боулинг»

Оборудование: кегли, корзина с фруктами и

овощами (муляжами).

Ход игры:

Расставляем перед ребенком

кегли. Показываем и называем фрукты, а

потом сбиваем кегли, кидая в них фрукты.

Варианты

инструкций:

«Кидай

грушу;

кидай апельсин; кидай яблоко. Бух! Попала.

Опа! Мимо».

Игра «Выполни команды»

Оборудование:

игрушка

(кукла

или

животное) с гибким телом и конечностями.

Ход игры:

Начните игру так: подберите

подходящую куклу, при помощи которой

можно изобразить различные движения.

«Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать

движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался».

Взрослый выполняет

движение с помощью игрушки, сопровождая его

собственным

показом,

одновременно

называя

словом-действие.

«А теперь давайте поиграем в такую игру:

я буду отдавать команды, а ты выполняй.

Слушай внимательно и не ошибайся! Начали!

Иди! Стой!

Подними руки вверх!

Опусти руки! Сядь!

Встань! Попрыгай! Беги! Похлопай! Потопай!

Поставь руки на пояс!» и т. д.

В этой игре можно использовать простые,

знакомые

детям

движения,

которые

были

отработаны в подражательной игре, когда вы

называли и выполняли движение при помощи

игрушки.

Если ребенок не понимает команды, можно помочь ему – показать нужное

действие или дать команду в виде словосочетания: «пей компот» вместо «пей»,

«спой песенку» вместо «пой» и т. д.

3

Упражнение «Помогаем маме»

Ход игры: Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку.

Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно

лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты

поставил машинку?

Упражнение «В зоопарке»

Ход игры: Можно поиграть в эту игру с

ребенком, рассадив игрушечных зверей на

ковре,

либо

подобрать

картинки

с

изображением разных животных. Взрослый

задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому

дадим морковку? Кому дадим сено? Кому

дадим мясо?» И т.д.

Упражнение «Мы идем гулять»

Ход игры: Собираясь на улицу, каждый

день проговариваем названия предметов и

действий. Вещи, которые нужно одеть на

прогулку, лежат на видном месте. Взрослый

говорит:

«Мы

с

тобой

пойдем

гулять.

(Пауза) Куда мы пойдем? Найди, где у нас

лежит куртка. Нашел? Да, это куртка.

Принеси

сюда

куртку.

Принес?

Давай

наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая

у тебя красивая куртка. А где замочек у

куртки? Вот он замочек. Давай застегнем

замочек, чтобы на улице тебе было тепло.

Смотри как тепло. Ну как, тебе тепло? Да?

А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да

вот она. Принеси сюда. Принес?»

Упражнение «Мы кормим зверей»

Ход игры: Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас

малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает

ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень

голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку.

Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу!

А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А

где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка

ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей

поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда?

4

Рекомендуемая литература

1.

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ раннего

школьного возраста». Издательство: «Ювента», 2015 г. Макарова Н.В. Речь

ребенка от рождения до пяти лет. – СПб. Каро 2004.

2.

Никашина Н. А. «Формирование речи при её недоразвитии» // Методическое

наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М., 2003

3.

Леонтьев А.

А.

Исследования детской

речи

//Основы

теории

речевой

деятельности. — М., 1974. — С. 312 — 317

4.

Писарева Л.Ю. «Система работы по развитию общих речевых навыков у

детей 5-7 лет». – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016. – 112 с.

5.

Сорокина Н.А. «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с

ОНР»: Цветы, ягоды, деревья, грибы: пособие для логопеда / Н.А.Сорокина. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2015. – 71 с.

6.

"Что делать, если ваш ребенок не говорит.

Книга для тех, кому это

интересно" Ольга Грибова. Издательство: «АРКТИ», 2015 г.

7.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

8.

Воробьева, Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи,

мелкой, ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.

5



В раздел образования