Автор: Трофименко Елена Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Игры и упражнения для развития понимания обращенной речи детей с ОВЗ»
Дата публикации: 24.05.2024
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Игры и упражнения для развития понимания обращенной речи детей с ОВЗ»
Подготовила:
учитель-дефектолог Трофименко Е.Н.
Частой проблемой, встречающейся у детей с ОВЗ, является нарушение
понимания ребенком речи. Трудности понимания обращенной речи появляются
уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребёнок не понимает названий
предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции.
Почему же так происходит?
Достаточное понимание речи обеспечивается:
1. Достаточным уровнем словарного запаса.
2. Хорошим уровнем произвольности у детей (произвольная организация
своего внимания, и поведения в соответствии с тем, что он слышит, интереса к
речевой ситуации).
У детей с ОВЗ перечисленные навыки находятся, как правило, в остром
дефиците, что неизбежно приводит к трудностям понимания речи. Работа по
преодолению нарушения понимания речи начинается, как только родитель заметил
у своего ребенка трудности такого характера или по рекомендации специалиста.
Эта
работа
должна
проводиться
совместно
с
психологом,
логопедом
и
дефектологом. Специалисты занимаются в саду, родитель занимается дома,
учитывая рекомендации специалистов.
Как же помочь ребенку дома?
Этапы работы над пониманием речи
На подготовительном этапе важно установить эмоциональный контакт с
ребенком, определить сферу его интересов, потребностей и зону ближайшего
развития. Исходя из этого, подбирается речевой материал для занятий. В течение
всего
дня
родителю
необходимо
использовать
эмоционально-смысловые
комментарии. Это позволит акцентировать внимание ребенка на ситуации или речи
взрослого. Комментарий должен базироваться на опыте и интересе ребенка.
Например, можно покатать вместе машинки или покидать друг другу мячик.
Крайне важно вносить смысл в любую деятельность ребенка. Например, ребенок
начинает стучать по столу. Тогда взрослый проговаривает это действие. Например:
«Мастер стучит молотком: тук-тук, он строит дом...» Обязательно на
протяжении
всех
этапов
коррекционной
работы
используется
метод
проговаривания
ситуаций,
установления
причинно-следственных
связей,
проговариваются чувства и эмоции.
1
Основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи
1 этап – отрабатывается словарь имен существительных по темам (важно
убедиться, что ребенок правильно понимает значение каждого слова и может
соотнести его с конкретной картинкой или предметом). Ребёнка обучают
выполнять простые речевые инструкции:
«Дай...», «Покажи...».
Эта работа
проводится на основе отработанных существительных. Сначала используется
помощь взрослого (методом «рука в руке» взрослый помогает ребенку). Не
забываем про эмоциональную составляющую – обязательно хвалим ребенка.
2 этап
– прорабатывается
словарь глаголов.
Сначала водят простые
инструкции: «Иди сюда», «Садись», «Положи», и т.д. Ребенка учат имитировать
действия и движения взрослого, а в дальнейшем уже переходят на картинный
материал.
3 этап – прорабатывается словарь прилагательных.
4 этап – учим строить правильно предложения.
Работа над пониманием речи является необходимой и важнейшей частью
коррекционной программы, базой для формирования всех сторон речи и успешной
коммуникации.
Игры на развитие понимания обращенной речи ребенком
Игра «Игры с картинками»
Оборудование: парные картинки.
Ход игры: подобрать парные картинки: карандаш — карандаши, мяч — мячи,
кубик — кубики, шар — шары, цветок — цветы и т.п. Картинки раскладываются
на столе перед ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и
выполнить
его
просьбу.
Далее
взрослый
просит:
«Возьми карандаш —возьми
карандаши, возьми мяч —
возьми мячи, возьми цветок
— возьми цветы, дай мне
кубик — дай кубики, дай шар
— дай шары, дай гриб — дай
грибы»
Игра «Осенний подарок»
Оборудование:
корзина
с
подарочными
коробочками, в которых спрятаны: орехи,
грибы, ягоды, семена деревьев, листочки и
др., фигурки диких животных.
Ход игры:
В коробочках спрятаны разные
предметы. Это подарки осени. Ребёнок по
очереди открывает коробочки, называет то,
2
что лежит внутри. Если ребёнок не может назвать самостоятельно, то название
произносит взрослый. Просим ребёнка подарить осенние подарки диким животным
по инструкции: «Подари шишку волку» и т. д.
Варианты инструкций: «Осень принесла подарки. Ищи, что там. Это лист, это
орех и т. д. Подари лист зайцу, подари орех белке. Кому ты подарил лист? Кому
ты подарил орех?»
Игра «Фруктовый боулинг»
Оборудование: кегли, корзина с фруктами и
овощами (муляжами).
Ход игры:
Расставляем перед ребенком
кегли. Показываем и называем фрукты, а
потом сбиваем кегли, кидая в них фрукты.
Варианты
инструкций:
«Кидай
грушу;
кидай апельсин; кидай яблоко. Бух! Попала.
Опа! Мимо».
Игра «Выполни команды»
Оборудование:
игрушка
(кукла
или
животное) с гибким телом и конечностями.
Ход игры:
Начните игру так: подберите
подходящую куклу, при помощи которой
можно изобразить различные движения.
«Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать
движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался».
Взрослый выполняет
движение с помощью игрушки, сопровождая его
собственным
показом,
одновременно
называя
словом-действие.
«А теперь давайте поиграем в такую игру:
я буду отдавать команды, а ты выполняй.
Слушай внимательно и не ошибайся! Начали!
Иди! Стой!
Подними руки вверх!
Опусти руки! Сядь!
Встань! Попрыгай! Беги! Похлопай! Потопай!
Поставь руки на пояс!» и т. д.
В этой игре можно использовать простые,
знакомые
детям
движения,
которые
были
отработаны в подражательной игре, когда вы
называли и выполняли движение при помощи
игрушки.
Если ребенок не понимает команды, можно помочь ему – показать нужное
действие или дать команду в виде словосочетания: «пей компот» вместо «пей»,
«спой песенку» вместо «пой» и т. д.
3
Упражнение «Помогаем маме»
Ход игры: Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку.
Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно
лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты
поставил машинку?
Упражнение «В зоопарке»
Ход игры: Можно поиграть в эту игру с
ребенком, рассадив игрушечных зверей на
ковре,
либо
подобрать
картинки
с
изображением разных животных. Взрослый
задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому
дадим морковку? Кому дадим сено? Кому
дадим мясо?» И т.д.
Упражнение «Мы идем гулять»
Ход игры: Собираясь на улицу, каждый
день проговариваем названия предметов и
действий. Вещи, которые нужно одеть на
прогулку, лежат на видном месте. Взрослый
говорит:
«Мы
с
тобой
пойдем
гулять.
(Пауза) Куда мы пойдем? Найди, где у нас
лежит куртка. Нашел? Да, это куртка.
Принеси
сюда
куртку.
Принес?
Давай
наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая
у тебя красивая куртка. А где замочек у
куртки? Вот он замочек. Давай застегнем
замочек, чтобы на улице тебе было тепло.
Смотри как тепло. Ну как, тебе тепло? Да?
А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да
вот она. Принеси сюда. Принес?»
Упражнение «Мы кормим зверей»
Ход игры: Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас
малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает
ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень
голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку.
Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу!
А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А
где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка
ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей
поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда?
4
Рекомендуемая литература
1.
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ раннего
школьного возраста». Издательство: «Ювента», 2015 г. Макарова Н.В. Речь
ребенка от рождения до пяти лет. – СПб. Каро 2004.
2.
Никашина Н. А. «Формирование речи при её недоразвитии» // Методическое
наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М., 2003
3.
Леонтьев А.
А.
Исследования детской
речи
//Основы
теории
речевой
деятельности. — М., 1974. — С. 312 — 317
4.
Писарева Л.Ю. «Система работы по развитию общих речевых навыков у
детей 5-7 лет». – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016. – 112 с.
5.
Сорокина Н.А. «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с
ОНР»: Цветы, ягоды, деревья, грибы: пособие для логопеда / Н.А.Сорокина. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2015. – 71 с.
6.
"Что делать, если ваш ребенок не говорит.
Книга для тех, кому это
интересно" Ольга Грибова. Издательство: «АРКТИ», 2015 г.
7.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
8.
Воробьева, Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи,
мелкой, ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.
5