Напоминание

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Автор: Иващук Наталья Алексевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ №14
Населённый пункт: г. Темрюк
Наименование материала: статья
Тема: ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дата публикации: 24.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В

СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Введение

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями

здоровья

(ОВЗ),

сталкивается

с

комплексом

психологических,

социальных

и

педагогических

трудностей.

Нарушение

детско-

родительских

отношений

в

таких

семьях

может

усугублять

эмоциональное

напряжение,

снижать

эффективность

реабилитационных

мероприятий

и

негативно

влиять

на

развитие

ребенка. Гармонизация этих отношений требует системного подхода,

учитывающего

как

особенности

развития

ребенка,

так

и

психологическое состояние родителей.

Цель

данной

статьи

проанализировать

ключевые

аспекты

гармонизации детско-родительских отношений в семьях с детьми с

ОВЗ,

а

также

предложить

практические

рекомендации

для

специалистов, работающих с данной категорией семей.

1. Особенности детско-родительских отношений в семьях с

детьми с ОВЗ

1.1.

Психологические

факторы,

влияющие

на

взаимодействие

Рождение

ребенка

с

ОВЗ

часто

становится

для

родителей

стрессогенным

событием,

приводящим

к

эмоциональной

дезадаптации. Типичными реакциями являются:

чувство вины и гиперопека – стремление компенсировать

нарушения

ребенка

чрезмерной

заботой,

что

тормозит

его

самостоятельность;

отвержение или эмоциональная холодность – как следствие

неготовности принять диагноз;

симбиотическая

связь

нарушение

личностных

границ,

препятствующее социализации ребенка.

Эти паттерны взаимодействия формируют дисфункциональные

отношения, затрудняющие как развитие ребенка, так и психологическое

благополучие семьи.

1.2. Социальные и экономические трудности

Семьи с детьми с ОВЗ часто сталкиваются с:

финансовыми

ограничениями

(необходимость

дорогостоящей реабилитации);

социальной

изоляцией

(стигматизация,

недостаток

инклюзивных сред);

высокой

нагрузкой

на

родителей,

ведущей

к

эмоциональному

Эти

факторы

косвенно

влияют

на

детско-родительские

отношения, усиливая напряжение и конфликтность.

2. Основные направления гармонизации отношений

2.1. Психологическая поддержка родителей

Коррекция

детско-родительских

отношений

невозможна

без

работы

с

психологическим

состоянием

родителей.

Эффективными

методами являются:

психологическое консультирование – помощь в принятии

диагноза, снижение тревожности;

тренинги

родительской

компетентности

обучение

стратегиям взаимодействия с учетом особенностей ребенка;

группы взаимопомощи – обмен опытом, снижение ощущения

изоляции.

Важно формировать у родителей реалистичные ожидания от

развития

ребенка,

избегая

как

завышенных

требований,

так

и

инфантилизации.

2.2. Развитие коммуникативных навыков у ребенка

Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в выражении эмоций и

потребностей,

что

осложняет

взаимодействие.

Для

улучшения

коммуникации применяются:

альтернативные средства общения (жесты, карточки PECS,

цифровые устройства);

игровая терапия – развитие эмоционального интеллекта

через сюжетно-ролевые игры;

социальные

истории

моделирование

повседневных

ситуаций для обучения адекватным реакциям.

2.3. Формирование адаптивной семейной системы

Гармонизация отношений требует пересмотра семейных ролей и

распределения обязанностей. Ключевые аспекты:

вовлечение

всех

членов

семьи

(включая

сиблингов)

в

процесс воспитания;

гибкость правил – адаптация режима дня и требований к

возможностям ребенка;

поддержание

баланса

заботы

предотвращение

эмоционального выгорания родителей через делегирование задач.

3. Практические рекомендации для специалистов

3.1. Индивидуальный подход к каждой семье

Не существует универсальных стратегий работы – необходимо

учитывать:

тип и степень нарушений у ребенка;

культурные и социальные особенности семьи;

готовность родителей к сотрудничеству.

3.2. Междисциплинарное взаимодействие

Эффективная помощь возможна только при координации усилий:

педагогов

(разработка

индивидуальных

образовательных

маршрутов);

медиков (коррекция сопутствующих заболеваний);

социальных работников (помощь в получении льгот и услуг).

3.3. Профилактика вторичных нарушений

Важно предупреждать:

эмоциональное

выгорание

родителей

(регулярные

психологические разгрузки);

социальную

депривацию

ребенка

(включение

в

инклюзивные программы);

конфликты между членами семьи (семейная терапия).

Заключение

Гармонизация детско-родительских отношений в семьях с детьми

с ОВЗ – сложный, но достижимый процесс. Он требует комплексного

подхода,

включающего

психологическую

поддержку

родителей,

развитие

коммуникативных

навыков

у

ребенка

и

формирование

адаптивной семейной системы. Реализация этих мер способствует не

только

улучшению

внутрисемейного

климата,

но

и

повышает

эффективность реабилитационных мероприятий, обеспечивая ребенку

с ОВЗ максимально возможное качество жизни.

Профессионалам, работающим с такими семьями, важно сочетать

научно

обоснованные

методы

с

гибкостью

и

эмпатией,

поскольку

именно персонализированный подход становится ключом к успешной

гармонизации отношений



В раздел образования