Автор: Ермакова Юлия Анатольевна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБУДО "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8" ИМ.А.А.БАБАДЖАНЯНА
Населённый пункт: РОССИЯ, г. ВОРОНЕЖ
Наименование материала: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема: ПРЕДМЕТ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (отделение эстрадного вокала)
Дата публикации: 24.06.2023
Раздел: дополнительное образование
Отдел по культуре
администрации Рамонского муниципального района Воронежской области
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Рамонская детская школа искусств»
Рамонского муниципального района Воронежской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
учебного предмета
«СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
(ОТДЕЛЕНИЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА)
Срок реализации программы – 4 года.
Разработано: Ермаковой Юлией Анатольевной,
преподавателем по классу хореографии
(преподаватель высшей категории)
2022 год
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию
учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- сведения о затратах учебного времени;
- годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- методические рекомендации педагогическим работникам;
- методические рекомендации по годам обучения;
- рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
Образовательная программа
«Сценическое движение»
(отделение эстрадного вокала)
I.
Пояснительная записка
Музыка – это неотъемлемая часть жизни человека. Именно через движение многие дети
воспринимают и понимают музыкальное искусство. Способность создавать музыкально-
двигательный образ развивается путем целенаправленной организации движений детей.
Программа «Сценическое движение для вокалистов» направлена на обучение учащихся
основам музыкально- пластического искусства, на развитие их общефизических,
артистических, исполнительских способностей, необходимых музыканту - исполнителю.
Занятия по данному направлению привлекают детей и родителей своей экспрессивностью,
устойчивой и крепкой связью между ритмом и движением, красочностью сценических
образов, удивительным перевоплощением, эмоциональным настроем.
Ребенок, обучающийся по данной программе должен стать художником, создающим
сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике,
жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить юных исполнителей
владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы
сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним
аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным,
осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными
сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.
Юные вокалисты вследствие закрепощенности и отсутствия навыков актерского
мастерства выглядят на сцене, неубедительно, а зачастую и просто беспомощно.
Актерское или сценическое мастерство – один из способов в корне изменить такую картину.
Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли
выступающего, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено
вокалистом как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении,
ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста,
умение выстраивать пластическую фразу на основе хорошо освоенных навыков - вот
слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.
Выразительность вокалиста на сцене зависит от его способности чувствовать движение.
Чувство движения - это слияние ряда психофизических качеств,
которые
проявляются
видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через
амплитуду, скорость, силу и
четкость
линий движения.
Чувство движения - это навык,
который формируется и совершенствуется через сознательное
отношение к процессу построения образа на сцене.
Цели программы:
-
обучить основам сценического движения;
-
дать базовые представления о музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах,
средствах музыкальной выразительности;
-
дать представления об основных стилевых направлениях в музыкальном искусстве;
сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений сольно и в
ансамбле;
-
обучить правилам сценического поведения.
-
Изучение приемов актерского мастерства с целью использования разноплановых
выразительных средств в сценической работе артиста-вокалиста.
Воспитательные задачи:
-
воспитать художественный вкус и уважение к искусству, способность разбираться в
разнообразных явлениях музыкальной жизни;
- воспитать личностные качества, – такие как трудолюбие, стремление к непрерывному
самосовершенствованию, воля, усидчивость, способность к систематическим занятиям, умение
себя контролировать, – необходимых музыканту-исполнителю; воспитать коммуникативные
навыки.
Развивающие задачи:
- развить музыкальные способности (музыкальное мышление, слух, память, чувство
метроритма, творческие навыки, и т. д.);
- развить пластику, моторику, координацию движений;
- развитие навыков сценического движения;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развить умения ориентироваться в пространстве;
- развить артистичность, творческое воображение и фантазию;
- развитие способности к импровизации;
развить такие качества личности, как целеустремленность, самообладание, уверенность в себе.
Срок реализации программы – 4 года.
Форма и режимы занятий -
Программой предусмотрена групповая и индивидуальная формы обучения.
Режим занятий:
первый год – 34 часа (1 час в неделю).
второй год – 34 часа (1 час в неделю).
третий год – 34 часа (1 час в неделю).
четвертый год – 34 часа (1 час в неделю).
Методическое обеспечение программы:
Обеспечение программы методическими видами продукции:
•Записи музыкальных композиций;
•Материалы к развитию импровизации.
Рекомендации по организации занятий:
Программа предусматривает различные формы проведения занятий - теоретические и
практические.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:
• словесные (беседа, рассказ-объяснение);
• наглядные (демонстрация педагогом, показ действия, показ упражнения, показ видеозаписей);
• практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение приёмами работы);
• разучивание (повторение упражнения, анализ выполненных движений);
• закрепление материала.
По
организации
деятельности:
предусматриваются различные формы подведения итогов:
• наблюдение за деятельностью учащихся;
• зачетные занятия за первое полугодие и по окончании учебного года;
• концерты;
•участие в конкурсах различного уровня вокального направления.
Дидактический материал представлен:
1. Диски DVD
Лекционный материал представлен:
1. Беседы о видах сценического движения.
2. Беседы об истории танца.
Материально-техническое оснащение занятий:
1. Хореографический зал;
2. Зеркала;
3. Акустическая система;
4. Компьютер;
5. Радиомикрофоны, шнуровые микрофоны;
6. Хореографическая форма.
Ожидаемый результат освоения программы:
К
концу
обучения
обучающийся
будет
знать:
-
базовые представления о музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах,
средствах музыкальной выразительности;
- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;
- правила сценического поведения.
-
основы сценической речи и сценического движения.
будет
уметь:
-
скоординировано двигаться под музыку различных современных направлений;
- создать на сцене образ в соответствии с содержанием песни;
- инсценировать исполняемые вокальные произведения сольно и в ансамбле.
-
использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и
ансамблевыми произведениями, в сценических выступлениях;
Способы определения результативности:
-
анализ творческих достижений и самостоятельной практической деятельности
обучающихся;
-
педагогическое наблюдение за взаимоотношениями обучающихся в коллективе;
- оценка уровня подготовки учащихся в процессе отчетных мероприятий;
- беседы с родителями.
Форма подведения итогов реализации программы:
концерт, открытый урок
II.Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
(Первый год обучения)
Содержание
первого
года
обучения:
1.
Вводное занятие
Теория. Важность сценического движения для учащихся вокального коллектива.
Программа первого года обучения: цели и задачи обучения, основные темы занятий.
Организационные моменты: расписание занятий: день, время, номер кабинета;
нормы гигиены, внешний вида ребенка: требования к репетиционной одежде,
танцевальной обуви, прическе. Правила поведения в репетиционном зале, за
кулисами, на сцене. Инструктаж по охране труда.
Практика. Знакомство с детьми в игровой форме. Проведение входного
мониторинга. Упражнения, направленные на развитие чувства ритма, взаимосвязи
музыки и движений.
2.
Взаимосвязь музыки и сценического движения:
Тема №1 «Развитие музыкальности»
Способствование становлению музыкально-эстетического сознания через
возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.
Тема №2 «Ритмичность»
Ритм, как организующее начало в музыке. Развитие пластики и выразительности
движений в тесной взаимосвязи с музыкой. Координация слуховых и мышечных
ощущений.
Тема №3 «Основы музыкального вкуса»
Формирование музыкально-культурного кругозора личности.
Тем №4 «Совершенствование навыков основных движений»
Различные виды ходьбы, бега, подскоков, галоп, выполняемых под музыку 2/4, ¾ на
сцене.
Тема №5 «Средства музыкальной выразительности»
Практика. Принцип контраста. Восприятие динамических оттенков как способ
выражения характера музыки. Ощущение роли темпа и его изменений.
Тема №6 «Упражнения на определение отличий музыки от других звуков».
Теория. Беседа о музыке.
Практика. Свойства музыкальных звуков. Ритмические упражнения.
Тема №7 «Музыкально-двигательная разминка»
Теория. Мелодия и движение. Значение музыкально-двигательной разминки. Группы
мышц. Суставы. Распределение нагрузок.
Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц., на растяжку, на
развитие мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов.
Тема №8 «Пространственные упражнения»
Теория. Координация. Пространственная ориентация и ее значение в исполнении
танцевальных композиций. Правила перестроений.
Практика. Упражнения на перестроения: в колонну, в шеренгу, в круг, в
полукруг, в пары. Размещение в «шахматном порядке».
Тема №9 «Ритмопластика»
Цель ритмопластики:
1) раскрепощение, снятие зажимов;
2) развитие пластичности (через движение, танец к зрителю);
3) вживание в роль;
4) синхронизация работы в коллективе, взаимопонимание в движениях и поведении.
Теория. Взаимосвязь ритма, мелодии, динамики, темпа, характера
произведений и движений.
Практика.
Передача музыкальных образов в движении. Упражнения на отработку
движений с учетом характера и темпа произведений. Отработка танцевальных
комбинаций в соответствии с размером музыкального фрагмента.
Тема №10 «Основы танца»
Теория. Танцевальные стили. История возникновения танца. Классический, народный,
современный танец.
Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций.
Тема №11 «Инсценировка вокальных номеров»
Теория. Сценический этикет. Роль сценического костюма. Характеристика
музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа.
Импровизация.
Практика. Разучивание фрагментов номера.
Соединение движений в танцевальные композиции. Самостоятельное использование
музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.
Исполнение вокальных номеров.
Выступления на конкурсах, концертах.
Тема №12 «Танцевальная лексика».
Определение танцевальной лексики.
Танцевальное движение. Свойства движения.
Рефлекторные движения. Жесты. Танцевальные движения.
Тема №13 «Динамика сценического пространства. Рисунок танца».
Теория. Понятие «рисунок танца». Его значение и роль в вокально-хореографической
постановке.
Практика. Композиция танца. Логика развития рисунка танца. Взаимоотношение рисунка
и музыкального материала в танце. Динамика сценического пространства.
Тема №14 «Влияние художественного образа на рисунок и текст постановки».
Теория. Средства музыкальной выразительности.
Значение
выразительной пластики. Мимика в танце. Музыкальное вступление.
Практика. Работа
над
выразительной
пластикой,
мимикой
в
произведении.
Упражнения и игры на
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Исполнение
произведения целиком.
Тема №15 «Пантомима как неотъемлемая часть работы над эмоционально –
выразительной основой вокально-хореографического номера».
Практика. Связь сценического образа с музыкой.
Основные параметры образа: динамика, характер, особенности.
Обобщение образов через развитие наблюдательности, воображения, умения
выявлять главное.
Тема №16 «Хореографический образ и актерское мастерство исполнителей в
вокально-хореографическом номере».
Практика. Процесс создания хореографического образа включает в себя несколько
этапов:
1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.
2. Рождение в сознании автора художественного замысла, в котором сконцентрированы
общие черты будущего произведения.
3. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем - исполнителем.
Тема 17 «Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции».
Практика. Развитие речевого дыхания позволяет:
1.Ускорить процесс постановки автоматизации звуков речи при исполнении вокального
номера.
2. Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе.
3.Соеденить процессы речи, дыхания и движений.
Тема 18 «Основные законы драматургии в вокально –хореографическом
произведении».
Теория. Понятие «драматургия». Драматургия в различных видах искусств. Функции
драматурга в хореографическом произведении.
Практика. Опыт хореографической драматургии. Пять составных частей
хореографического произведения. Законы драматургии и их применения в
хореографическом искусстве.
Программа хореографического произведения.
Тема 19 «Законы композиции».
Теория. Определение композиции. Четыре принципа композиционного построения.
Практика. Принцип композиционной целостности. Принцип единства. Принцип
подчинение второстепенного главному. Соотношение формы и содержания.
Тема 20 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».
Тема 21 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической
постановке».
Тема 22 «Концертная и конкурсная деятельность».
Ожидаемые
результаты
1
года
обучения:
В результате освоения программы 1 года обучения, учащиеся будут
знать:
- основы сценического движения;
- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминке,
о музыкальных формах;
- основу распределения сценического пространства;
- смогут сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений
сольно и в ансамбле;
-правила сценического поведения, приемов актерского мастерства.
уметь:
-передавать музыкальный образ в движении в соответствии с содержанием песни;
-исполнять танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных
номеров;
-ритмично двигаться под музыку.
Формы
контроля
освоения
образовательной
программы:
-текущий: опрос, анализ выступлений, наблюдение.
-промежуточная аттестация: концерт.
Учебно-тематический план
(Второй год обучения)
Содержание
программы
второго
года
обучения:
Тема 1 «Вводное занятие»
Теория. Танцевальная музыка.
Практика. Упражнения на определение характера танцевальной музыки.
Тема 2 «Музыкально-двигательная разминка»
Теория. Значение музыкально-двигательной разминки. Растяжка. Равновесие.
Правильное дыхание.
Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц., на растяжку, на развитие
мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов, на правильное
дыхание.
Упражнения и игры на снятие мышечного зажима.
Тема 3 «Пространственные упражнения»
Теория. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно.
Асинхронные построения.
Практика. Упражнения на перестроения: в две колонны, в две шеренги, в два круга, в
два полукруга, «Круг в круге», построение квадратом, асинхронные перестроения.
Размещение в «шахматном порядке». Свободное размещение в пространстве, положения
в парах.
Тема 4 «Ритмопластика»
Теория. Темпо-ритм сценического действия. Пластичность. Двигательные навыки. Жесты.
Практика. Передача музыкальных образов в движении. Упражнения и игры на развитие
ритмичности и пластики движений, на отработку двигательных навыков, жестов.
Тема 5 «Основные виды танца при исполнении вокального номера»
Теория. Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы.
Музыкальный размер. Сильная доля.
Танцевальный, крестный шаг.
Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций. Музыкальное
прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.
Тема 6 «Инсценировка вокальных номеров»
Теория. Беседа о характере произведений. Понятие о поведении на сцене. Сценический
этикет. Различие между сценическим движением актера и хореографией.
Практика. Разучивание фрагментов номера. Соединение движений в танцевальные
композиции. Самостоятельное использование музыкально- двигательной деятельности в
импровизациях. Исполнение вокальных номеров. Выступления на конкурсах, концертах.
Тема 7 «Художественный образ в музыкальном произведении»
Теория. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни.
Художественный образ и его создание.
Понятие «характер исполняемого номера».
Практика. Работа над выразительной пластикой, мимикой в произведении.
Исполнение этюдов на заданную тему.
Тема 8 «Хореографический текст в вокальном произведении»
Практика. Создание хореографического текста это сложный творческий
процесс, который требует от балетмейстера и вокалиста:
1.
Понимание смысла каждого движения, умение сочетать и соединять движения в
нужной последовательности, чтобы стали ясны: тема, идея, образ произведения.
2.
Музыкальная грамотность.
3.
Умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и
создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.
Тема 9 «Взаимовлияние драматургии и сценического образа»
Практика. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и
ступени перед кульминацией (развитие действия) и кульминация, и развязка. В
хореографическом произведении одно движение рождает другое, они
логически связаны и составляют единое целое, единую, логически
развивающуюся фразу, предложение. При сочинении хореографического
текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений и логикой
развития рисунка танца.
Тема 10 «Костюм и его значение в работе над сценическим образом»
Тема 11 «Работа балетмейстера с музыкальным материалом»
Практика. Анализ музыкального произведения, выбранный для постановки, в
свою очередь включает в себя:
восприятие музыкального материала;
рассмотрение драматургии музыкального произведения;
выявление средств музыкальной выразительности;
определение формы музыкального произведения, его
стилевых особенностей.
Тема 12 «Сочинение этюдов на предложенном материале»
Практика. Каждому ученику предстоит выступать не только в роли
сочинителя композиции, но и ее исполнителя. Нужно найти соответствующую
задуманному образу походку, манеру поведения, точные жесты, мимику, темп,
ритм - внутреннюю музыкальность всей линии поведения.
Тема 13 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».
Тема 14 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической
постановке».
Тема 15 «Концертная и конкурсная деятельность».
Ожидаемые
результаты
2
года
обучения:
В результате освоения программы 2 года обучения учащиеся будут
знать:
- основы сценического движения;
- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминки, о
музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах, средствах музыкальной
выразительности;
- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;
- сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений сольно
и в ансамбле;
- правила сценического поведения, приемов актерского мастерства с целью
использования разноплановых выразительных средств в сценической работе артиста-
вокалиста.
уметь:
-передавать музыкальный образ в движении в соответствии с содержанием песни;
-исполнять танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных
номеров;
-исполнять этюды на заданную тему;
-ритмично двигаться под музыку.
Формы
контроля
освоения
образовательной
программы:
-текущий: опрос, анализ выступлений, наблюдение.
-промежуточная аттестация: концерт.
Учебно-тематический план
(Третий год обучения)
Содержание программы третьего года обучения:
Тема 1 «Вводное занятие»
Теория.
Мюзикл.
Практика. Прослушивание. Упражнения на определение танцевальной музыки.
Тема 2 «Музыкально-двигательная разминка»
Теория. Повороты. Вращения. Прыжки. Подскоки. Галоп. Хлопки.
Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц., на растяжку, на развитие
мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов. Упражнения и игры на
снятие мышечного зажима. Упражнения на повороты, вращения, прыжки, подскоки.
Хлопки в различных ритмических рисунках.
Тема 3 «Пространственные упражнения»
Теория. Пространственная ориентация и ее значение в исполнении танцевальных
композиций. Правила перестроений. Сужение и расширение круга.
Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Фигурная маршировка с
перестроением. Перестроение из одной геометрической фигуры в другую.
Тема 4 «Ритмопластика»
Теория. Темпо-ритм сценического действия. Пластичность. Двигательные навыки.
Жесты.
Практика. Передача музыкальных образов в движении. Упражнения и игры на развитие
ритмичности и пластики движений, на отработку двигательных навыков, жестов.
Упражнения и игры на ориентировку в пространстве. Разучивание и отработка
ритмопластических движений, сопровождающих исполняемые песни. Упражнения на
развитие пластики.
Тема 5 «Основы танца»
Теория. Массовый танец. Переходный танец. Смена ритма и стиля шага.
Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций. Музыкальное
прослушивание для создания ритмического и танцевального образа. Танцевальные шаги
в образах, в разных стилях танца. Ритмические упражнения, приучающие обучающихся к
активному восприятию музыки.
Тема 6 «Инсценировка вокальных номеров»
Теория. Характер движений. Драматические средства выразительности в пении и развитие
актерского темперамента. Связь различных видов и типов сценического движения с
задачами вокального исполнения.
Практика. Разучивание фрагментов номера. Соединение движений в танцевальные
композиции.
Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в
импровизациях. Исполнение вокальных номеров. Выступления на конкурсах, концертах.
Тема 7 «Художественный образ произведения»
Теория. Связь мимики, пластики и характера произведения. "Открытое лицо". Практика.
Упражнения на совершенствование осанки и походки. Музыкальные этюды,
направленные на развитие фантазии.
Игровые тренинги, направленные на развитие мимики, пантомимики и созданию образа.
Выполнение упражнений на развитие сценического воображения.
Тема 8 «Работа вокалиста над ролью в музыкальном произведении»
Практика. Освоение артистического метода работы над ролью. Создание логики действий
художественного образа. Овладение характерностью. Партитура действия.
Тема 9 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».
Тема 10 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической
постановке».
Тема 11 «Концертная и конкурсная деятельность».
Ожидаемые
результаты
3
года
обучения:
В результате освоения программы 3 года обучения, учащиеся будут
знать:
- основы сценического движения;
- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминки, о
музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах, средствах музыкальной
выразительности;
- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;
- сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений сольно
и в ансамбле;
- правила сценического поведения;
- приемы актерского мастерства для использования разноплановых выразительных
средств в сценической работе артиста-вокалиста.
уметь:
- передавать музыкальный образ в движении в соответствии с содержанием песни;
- исполнять танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных
номеров;
-исполнять этюды на заданную тему;
-ритмично двигаться под музыку.
Формы
контроля
освоения
образовательной
программы:
-текущий: опрос, анализ выступлений, наблюдение.
-промежуточная аттестация: концерт.
Учебно-тематический план
(Четвертый год обучения)
Содержание программы четвертого года обучения:
Тема 1 «Вводное занятие»
Теория. Джаз.
Практика. Прослушивание. Упражнения на определение танцевальной музыки.
Тема 2 «Музыкально-двигательная разминка»
Теория. Акробатика. Акробатические трюки.
Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц, на растяжку, на развитие
мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов. Упражнения и игры на
снятие мышечного зажима.
Тема 3 «Пространственные упражнения»
Теория. Пространственная ориентация и ее значение в исполнении танцевальных
композиций. Правила перестроений. Ориентация в зале, определение основных точек в
пространстве.
Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Фигурная маршировка с
перестроением. Тренаж на развитие ловкости, подвижности, музыкальности,
пластичности не только внешней, но и внутренней, а также разноритмической реакции,
скорости, четкости и внимания.
Тема 4 «Ритмопластика»
Теория. Сценические прыжки. Поклоны.
Практика. Передача музыкальных образов в движении.
Упражнения и игры на развитие ритмичности и пластики движений, на отработку
двигательных навыков, жестов, поклонов, прыжков.
Разучивание и отработка ритмопластических движений, сопровождающих
исполняемые песни. Упражнения на развитие пластики.
Тема 5 «Основы танца»
Теория. Эстрадный танец.
Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций эстрадного танца.
Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.
Танцевальные шаги в образах. Ритмические упражнения, приучающие обучающихся к
активному восприятию музыки.
Тема 6 «Инсценировка вокальных номеров»
Теория. Сценическая культура исполнителя. Работа над созданием образа для
конкретного номера. Образ и музыка. Правила построения на сцене и за кулисами.
Практика. Упражнения на совершенствование вокально-двигательной координации,
создания образа в песне.
Разучивание фрагментов номера.
Работа над сценическим образом в песне.
Выступления на конкурсах, концертах.
Тема 7 «Художественный образ произведения»
Теория. Представление о внешнем виде исполнителя и сценическом макияже. Вокально-
двигательные комбинации. Стиль. Стилевое поведение.
Практика. Упражнения на совершенствование осанки и походки. Музыкальные этюды,
направленные на развитие фантазии. Игровые тренинги, направленные на развитие
мимики, пантомимы и создания образа. Выполнение упражнений на развитие
сценического воображения.
Тема 8 «Влияние художественного образа на рисунок и текст постановки».
Теория. Средства музыкальной выразительности.
Значение
выразительной пластики. Мимика в танце. Музыкальное вступление.
Практика. Работа
над
выразительной
пластикой,
мимикой
в
произведении.
Упражнения и игры на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Исполнение
произведения целиком.
Тема 9 «Рисунок танца, как одно из выразительных средств в хореографии»
Практика. Распределение танца на сценической площадке.
Принципы приемлемые для рисунка танца:
1.
яркое выявление на сцене танцевального текста;
2.
каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть
им подготовленным;
3.
принцип сочетаемости движений совместно с рисунком танца;
4.
принцип контрастности в рисунке танца (чередование сложных и простых
движений);
5.
принцип логической последовательности развития (от простого к сложному).
Приемы характерные для рисунка танца:
1.
произвольное изменение ракурса;
2.
взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала;
3.
распределение танца по сценической площадке;
4.
изменения уровня пространства;
5.
работа со светом.
Тема 10 «Сочинение этюдов на предложенном материале»
Практика. Каждому ученику предстоит выступать не только в роли
сочинителя композиции, но и ее исполнителя. Нужно найти соответствующую
задуманному образу походку, манеру поведения, точные жесты, мимику, темп,
ритм - внутреннюю музыкальность всей линии поведения.
Тема 11 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».
Тема 12 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической
постановке».
Тема 13 «Концертная и конкурсная деятельность».
Ожидаемые
результаты
4
года
обучения:
В результате освоения программы 4 года обучения учащиеся будут
знать:
- основы сценического движения;
- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминки, о музыкальных
формах, о происходящих в музыке процессах, средствах музыкальной выразительности;
- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;
- правила сценического поведения;
- приемы актерского мастерства с целью использования разноплановых выразительных
средств в сценической работе артиста-вокалиста.
уметь:
- передавать музыкальный образ в соответствии с содержанием песни;
- исполнять
танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных
номеров;
- скоординировано двигаться под музыку различных современных направлений;
- инсценировать исполняемые вокальные произведения сольно и в ансамбле;
- использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и ансамблевыми
произведениями, в сценических выступлениях.
Формы
контроля
освоения
образовательной
программы:
-текущий: опрос, анализ работ, наблюдение.
-промежуточная аттестация: концерт.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного
предмета, который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской
деятельности ДШИ.
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Основы исполнительской подготовки (эстрадный
вокал)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах,
контрольных уроках, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов. Контрольные
уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов,
исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных академических концертов,
представляющих собой концертное исполнение программы. Учащиеся на выпускном концерте
должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения эстрадным вокалом
для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и
форм зарубежных и отечественных композиторов.
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте выставляется оценка
по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии
оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения
4 («хорошо»)
Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественное исполнение, отсутствие свободы вокального
аппарата
2 («неудовлетворительно»)
Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие
домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных
занятий
«зачет» (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения
Данная система оценки качества исполнения является основной.
При выведении переводной оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте;
- другие выступления учащегося в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю – 1 или 2 раза (0,5 ч. или 1 академический час в неделю).
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного
общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции
и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности учащегося
Учащийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться
в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь учащемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные
виды заданий:
- распевки и вокальные упражнения (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на
это примерно треть времени);
- разбор новых танцевальных движений и комбинаций;
- выучивание наизусть вокального и стихотворного текста, необходимого на данном этапе
работы;
- работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным
преподавателем на уроке);
- доведение произведения до концертного вида;
- пропевание программы целиком перед зачетом или концертом;
- повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их в дневнике.
VI. Список методической литературы
1. Л. Степанова Танцы народов России. Репертуарный сборник № 14. – М., 1973 (Б-
ка в помощь художественной самодеятельности)
2. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Учебно-
методическое пособие). – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
3. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). –
М., Профиздат, 1976.
4. Захаров Р. «Сочинение танца: страницы педагогического опыта». – М., 1983
5. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе:
Учеб. Пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. – М.:
Просвещение, 1984
6. Константиновский В., «Учить прекрасному». – М., Изд-во «Молодая гвардия», -1973.
7. Эфрос А.В. «Репетиция – любовь моя». – М., 1993, кн. 1
8. Эфрос А.В. «Профессия – режиссер». – М., 1993, кн. 2
9. «Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла:
сборник научных трудов» - М., 1989
10. Якобсон П.М. «Психология художественного творчества». – М., 1971