Напоминание

ПРЕДМЕТ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (отделение эстрадного вокала)


Автор: Ермакова Юлия Анатольевна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБУДО "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8" ИМ.А.А.БАБАДЖАНЯНА
Населённый пункт: РОССИЯ, г. ВОРОНЕЖ
Наименование материала: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема: ПРЕДМЕТ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (отделение эстрадного вокала)
Дата публикации: 24.06.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отдел по культуре

администрации Рамонского муниципального района Воронежской области

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Рамонская детская школа искусств»

Рамонского муниципального района Воронежской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

учебного предмета

«СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

(ОТДЕЛЕНИЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА)

Срок реализации программы – 4 года.

Разработано: Ермаковой Юлией Анатольевной,

преподавателем по классу хореографии

(преподаватель высшей категории)

2022 год

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- срок реализации учебного предмета;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию

учебного предмета;

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цели и задачи учебного предмета;

- обоснование структуры программы учебного предмета;

- методы обучения;

- описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

- сведения о затратах учебного времени;

- годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- методические рекомендации педагогическим работникам;

- методические рекомендации по годам обучения;

- рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

VI. Список рекомендуемой методической литературы

Образовательная программа

«Сценическое движение»

(отделение эстрадного вокала)

I.

Пояснительная записка

Музыка – это неотъемлемая часть жизни человека. Именно через движение многие дети

воспринимают и понимают музыкальное искусство. Способность создавать музыкально-

двигательный образ развивается путем целенаправленной организации движений детей.

Программа «Сценическое движение для вокалистов» направлена на обучение учащихся

основам музыкально- пластического искусства, на развитие их общефизических,

артистических, исполнительских способностей, необходимых музыканту - исполнителю.

Занятия по данному направлению привлекают детей и родителей своей экспрессивностью,

устойчивой и крепкой связью между ритмом и движением, красочностью сценических

образов, удивительным перевоплощением, эмоциональным настроем.

Ребенок, обучающийся по данной программе должен стать художником, создающим

сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике,

жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить юных исполнителей

владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы

сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним

аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным,

осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными

сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.

Юные вокалисты вследствие закрепощенности и отсутствия навыков актерского

мастерства выглядят на сцене, неубедительно, а зачастую и просто беспомощно.

Актерское или сценическое мастерство – один из способов в корне изменить такую картину.

Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли

выступающего, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено

вокалистом как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении,

ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста,

умение выстраивать пластическую фразу на основе хорошо освоенных навыков - вот

слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.

Выразительность вокалиста на сцене зависит от его способности чувствовать движение.

Чувство движения - это слияние ряда психофизических качеств,

которые

проявляются

видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через

амплитуду, скорость, силу и

четкость

линий движения.

Чувство движения - это навык,

который формируется и совершенствуется через сознательное

отношение к процессу построения образа на сцене.

Цели программы:

-

обучить основам сценического движения;

-

дать базовые представления о музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах,

средствах музыкальной выразительности;

-

дать представления об основных стилевых направлениях в музыкальном искусстве;

сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений сольно и в

ансамбле;

-

обучить правилам сценического поведения.

-

Изучение приемов актерского мастерства с целью использования разноплановых

выразительных средств в сценической работе артиста-вокалиста.

Воспитательные задачи:

-

воспитать художественный вкус и уважение к искусству, способность разбираться в

разнообразных явлениях музыкальной жизни;

- воспитать личностные качества, – такие как трудолюбие, стремление к непрерывному

самосовершенствованию, воля, усидчивость, способность к систематическим занятиям, умение

себя контролировать, – необходимых музыканту-исполнителю; воспитать коммуникативные

навыки.

Развивающие задачи:

- развить музыкальные способности (музыкальное мышление, слух, память, чувство

метроритма, творческие навыки, и т. д.);

- развить пластику, моторику, координацию движений;

- развитие навыков сценического движения;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развить умения ориентироваться в пространстве;

- развить артистичность, творческое воображение и фантазию;

- развитие способности к импровизации;

развить такие качества личности, как целеустремленность, самообладание, уверенность в себе.

Срок реализации программы – 4 года.

Форма и режимы занятий -

Программой предусмотрена групповая и индивидуальная формы обучения.

Режим занятий:

первый год – 34 часа (1 час в неделю).

второй год – 34 часа (1 час в неделю).

третий год – 34 часа (1 час в неделю).

четвертый год – 34 часа (1 час в неделю).

Методическое обеспечение программы:

Обеспечение программы методическими видами продукции:

•Записи музыкальных композиций;

•Материалы к развитию импровизации.

Рекомендации по организации занятий:

Программа предусматривает различные формы проведения занятий - теоретические и

практические.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:

• словесные (беседа, рассказ-объяснение);

• наглядные (демонстрация педагогом, показ действия, показ упражнения, показ видеозаписей);

• практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение приёмами работы);

• разучивание (повторение упражнения, анализ выполненных движений);

• закрепление материала.

По

организации

деятельности:

предусматриваются различные формы подведения итогов:

наблюдение за деятельностью учащихся;

зачетные занятия за первое полугодие и по окончании учебного года;

концерты;

участие в конкурсах различного уровня вокального направления.

Дидактический материал представлен:

1. Диски DVD

Лекционный материал представлен:

1. Беседы о видах сценического движения.

2. Беседы об истории танца.

Материально-техническое оснащение занятий:

1. Хореографический зал;

2. Зеркала;

3. Акустическая система;

4. Компьютер;

5. Радиомикрофоны, шнуровые микрофоны;

6. Хореографическая форма.

Ожидаемый результат освоения программы:

К

концу

обучения

обучающийся

будет

знать:

-

базовые представления о музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах,

средствах музыкальной выразительности;

- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;

- правила сценического поведения.

-

основы сценической речи и сценического движения.

будет

уметь:

-

скоординировано двигаться под музыку различных современных направлений;

- создать на сцене образ в соответствии с содержанием песни;

- инсценировать исполняемые вокальные произведения сольно и в ансамбле.

-

использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и

ансамблевыми произведениями, в сценических выступлениях;

Способы определения результативности:

-

анализ творческих достижений и самостоятельной практической деятельности

обучающихся;

-

педагогическое наблюдение за взаимоотношениями обучающихся в коллективе;

- оценка уровня подготовки учащихся в процессе отчетных мероприятий;

- беседы с родителями.

Форма подведения итогов реализации программы:

концерт, открытый урок

II.Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

(Первый год обучения)

Содержание

первого

года

обучения:

1.

Вводное занятие

Теория. Важность сценического движения для учащихся вокального коллектива.

Программа первого года обучения: цели и задачи обучения, основные темы занятий.

Организационные моменты: расписание занятий: день, время, номер кабинета;

нормы гигиены, внешний вида ребенка: требования к репетиционной одежде,

танцевальной обуви, прическе. Правила поведения в репетиционном зале, за

кулисами, на сцене. Инструктаж по охране труда.

Практика. Знакомство с детьми в игровой форме. Проведение входного

мониторинга. Упражнения, направленные на развитие чувства ритма, взаимосвязи

музыки и движений.

2.

Взаимосвязь музыки и сценического движения:

Тема №1 «Развитие музыкальности»

Способствование становлению музыкально-эстетического сознания через

возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.

Тема №2 «Ритмичность»

Ритм, как организующее начало в музыке. Развитие пластики и выразительности

движений в тесной взаимосвязи с музыкой. Координация слуховых и мышечных

ощущений.

Тема №3 «Основы музыкального вкуса»

Формирование музыкально-культурного кругозора личности.

Тем №4 «Совершенствование навыков основных движений»

Различные виды ходьбы, бега, подскоков, галоп, выполняемых под музыку 2/4, ¾ на

сцене.

Тема №5 «Средства музыкальной выразительности»

Практика. Принцип контраста. Восприятие динамических оттенков как способ

выражения характера музыки. Ощущение роли темпа и его изменений.

Тема №6 «Упражнения на определение отличий музыки от других звуков».

Теория. Беседа о музыке.

Практика. Свойства музыкальных звуков. Ритмические упражнения.

Тема №7 «Музыкально-двигательная разминка»

Теория. Мелодия и движение. Значение музыкально-двигательной разминки. Группы

мышц. Суставы. Распределение нагрузок.

Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц., на растяжку, на

развитие мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов.

Тема №8 «Пространственные упражнения»

Теория. Координация. Пространственная ориентация и ее значение в исполнении

танцевальных композиций. Правила перестроений.

Практика. Упражнения на перестроения: в колонну, в шеренгу, в круг, в

полукруг, в пары. Размещение в «шахматном порядке».

Тема №9 «Ритмопластика»

Цель ритмопластики:

1) раскрепощение, снятие зажимов;

2) развитие пластичности (через движение, танец к зрителю);

3) вживание в роль;

4) синхронизация работы в коллективе, взаимопонимание в движениях и поведении.

Теория. Взаимосвязь ритма, мелодии, динамики, темпа, характера

произведений и движений.

Практика.

Передача музыкальных образов в движении. Упражнения на отработку

движений с учетом характера и темпа произведений. Отработка танцевальных

комбинаций в соответствии с размером музыкального фрагмента.

Тема №10 «Основы танца»

Теория. Танцевальные стили. История возникновения танца. Классический, народный,

современный танец.

Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций.

Тема №11 «Инсценировка вокальных номеров»

Теория. Сценический этикет. Роль сценического костюма. Характеристика

музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа.

Импровизация.

Практика. Разучивание фрагментов номера.

Соединение движений в танцевальные композиции. Самостоятельное использование

музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.

Исполнение вокальных номеров.

Выступления на конкурсах, концертах.

Тема №12 «Танцевальная лексика».

Определение танцевальной лексики.

Танцевальное движение. Свойства движения.

Рефлекторные движения. Жесты. Танцевальные движения.

Тема №13 «Динамика сценического пространства. Рисунок танца».

Теория. Понятие «рисунок танца». Его значение и роль в вокально-хореографической

постановке.

Практика. Композиция танца. Логика развития рисунка танца. Взаимоотношение рисунка

и музыкального материала в танце. Динамика сценического пространства.

Тема №14 «Влияние художественного образа на рисунок и текст постановки».

Теория. Средства музыкальной выразительности.

Значение

выразительной пластики. Мимика в танце. Музыкальное вступление.

Практика. Работа

над

выразительной

пластикой,

мимикой

в

произведении.

Упражнения и игры на

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Исполнение

произведения целиком.

Тема №15 «Пантомима как неотъемлемая часть работы над эмоционально –

выразительной основой вокально-хореографического номера».

Практика. Связь сценического образа с музыкой.

Основные параметры образа: динамика, характер, особенности.

Обобщение образов через развитие наблюдательности, воображения, умения

выявлять главное.

Тема №16 «Хореографический образ и актерское мастерство исполнителей в

вокально-хореографическом номере».

Практика. Процесс создания хореографического образа включает в себя несколько

этапов:

1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.

2. Рождение в сознании автора художественного замысла, в котором сконцентрированы

общие черты будущего произведения.

3. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем - исполнителем.

Тема 17 «Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции».

Практика. Развитие речевого дыхания позволяет:

1.Ускорить процесс постановки автоматизации звуков речи при исполнении вокального

номера.

2. Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе.

3.Соеденить процессы речи, дыхания и движений.

Тема 18 «Основные законы драматургии в вокально –хореографическом

произведении».

Теория. Понятие «драматургия». Драматургия в различных видах искусств. Функции

драматурга в хореографическом произведении.

Практика. Опыт хореографической драматургии. Пять составных частей

хореографического произведения. Законы драматургии и их применения в

хореографическом искусстве.

Программа хореографического произведения.

Тема 19 «Законы композиции».

Теория. Определение композиции. Четыре принципа композиционного построения.

Практика. Принцип композиционной целостности. Принцип единства. Принцип

подчинение второстепенного главному. Соотношение формы и содержания.

Тема 20 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».

Тема 21 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической

постановке».

Тема 22 «Концертная и конкурсная деятельность».

Ожидаемые

результаты

1

года

обучения:

В результате освоения программы 1 года обучения, учащиеся будут

знать:

- основы сценического движения;

- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминке,

о музыкальных формах;

- основу распределения сценического пространства;

- смогут сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений

сольно и в ансамбле;

-правила сценического поведения, приемов актерского мастерства.

уметь:

-передавать музыкальный образ в движении в соответствии с содержанием песни;

-исполнять танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных

номеров;

-ритмично двигаться под музыку.

Формы

контроля

освоения

образовательной

программы:

-текущий: опрос, анализ выступлений, наблюдение.

-промежуточная аттестация: концерт.

Учебно-тематический план

(Второй год обучения)

Содержание

программы

второго

года

обучения:

Тема 1 «Вводное занятие»

Теория. Танцевальная музыка.

Практика. Упражнения на определение характера танцевальной музыки.

Тема 2 «Музыкально-двигательная разминка»

Теория. Значение музыкально-двигательной разминки. Растяжка. Равновесие.

Правильное дыхание.

Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц., на растяжку, на развитие

мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов, на правильное

дыхание.

Упражнения и игры на снятие мышечного зажима.

Тема 3 «Пространственные упражнения»

Теория. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно.

Асинхронные построения.

Практика. Упражнения на перестроения: в две колонны, в две шеренги, в два круга, в

два полукруга, «Круг в круге», построение квадратом, асинхронные перестроения.

Размещение в «шахматном порядке». Свободное размещение в пространстве, положения

в парах.

Тема 4 «Ритмопластика»

Теория. Темпо-ритм сценического действия. Пластичность. Двигательные навыки. Жесты.

Практика. Передача музыкальных образов в движении. Упражнения и игры на развитие

ритмичности и пластики движений, на отработку двигательных навыков, жестов.

Тема 5 «Основные виды танца при исполнении вокального номера»

Теория. Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы.

Музыкальный размер. Сильная доля.

Танцевальный, крестный шаг.

Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций. Музыкальное

прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

Тема 6 «Инсценировка вокальных номеров»

Теория. Беседа о характере произведений. Понятие о поведении на сцене. Сценический

этикет. Различие между сценическим движением актера и хореографией.

Практика. Разучивание фрагментов номера. Соединение движений в танцевальные

композиции. Самостоятельное использование музыкально- двигательной деятельности в

импровизациях. Исполнение вокальных номеров. Выступления на конкурсах, концертах.

Тема 7 «Художественный образ в музыкальном произведении»

Теория. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни.

Художественный образ и его создание.

Понятие «характер исполняемого номера».

Практика. Работа над выразительной пластикой, мимикой в произведении.

Исполнение этюдов на заданную тему.

Тема 8 «Хореографический текст в вокальном произведении»

Практика. Создание хореографического текста это сложный творческий

процесс, который требует от балетмейстера и вокалиста:

1.

Понимание смысла каждого движения, умение сочетать и соединять движения в

нужной последовательности, чтобы стали ясны: тема, идея, образ произведения.

2.

Музыкальная грамотность.

3.

Умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и

создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

Тема 9 «Взаимовлияние драматургии и сценического образа»

Практика. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и

ступени перед кульминацией (развитие действия) и кульминация, и развязка. В

хореографическом произведении одно движение рождает другое, они

логически связаны и составляют единое целое, единую, логически

развивающуюся фразу, предложение. При сочинении хореографического

текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений и логикой

развития рисунка танца.

Тема 10 «Костюм и его значение в работе над сценическим образом»

Тема 11 «Работа балетмейстера с музыкальным материалом»

Практика. Анализ музыкального произведения, выбранный для постановки, в

свою очередь включает в себя:

восприятие музыкального материала;

рассмотрение драматургии музыкального произведения;

выявление средств музыкальной выразительности;

определение формы музыкального произведения, его

стилевых особенностей.

Тема 12 «Сочинение этюдов на предложенном материале»

Практика. Каждому ученику предстоит выступать не только в роли

сочинителя композиции, но и ее исполнителя. Нужно найти соответствующую

задуманному образу походку, манеру поведения, точные жесты, мимику, темп,

ритм - внутреннюю музыкальность всей линии поведения.

Тема 13 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».

Тема 14 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической

постановке».

Тема 15 «Концертная и конкурсная деятельность».

Ожидаемые

результаты

2

года

обучения:

В результате освоения программы 2 года обучения учащиеся будут

знать:

- основы сценического движения;

- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминки, о

музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах, средствах музыкальной

выразительности;

- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;

- сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений сольно

и в ансамбле;

- правила сценического поведения, приемов актерского мастерства с целью

использования разноплановых выразительных средств в сценической работе артиста-

вокалиста.

уметь:

-передавать музыкальный образ в движении в соответствии с содержанием песни;

-исполнять танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных

номеров;

-исполнять этюды на заданную тему;

-ритмично двигаться под музыку.

Формы

контроля

освоения

образовательной

программы:

-текущий: опрос, анализ выступлений, наблюдение.

-промежуточная аттестация: концерт.

Учебно-тематический план

(Третий год обучения)

Содержание программы третьего года обучения:

Тема 1 «Вводное занятие»

Теория.

Мюзикл.

Практика. Прослушивание. Упражнения на определение танцевальной музыки.

Тема 2 «Музыкально-двигательная разминка»

Теория. Повороты. Вращения. Прыжки. Подскоки. Галоп. Хлопки.

Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц., на растяжку, на развитие

мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов. Упражнения и игры на

снятие мышечного зажима. Упражнения на повороты, вращения, прыжки, подскоки.

Хлопки в различных ритмических рисунках.

Тема 3 «Пространственные упражнения»

Теория. Пространственная ориентация и ее значение в исполнении танцевальных

композиций. Правила перестроений. Сужение и расширение круга.

Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Фигурная маршировка с

перестроением. Перестроение из одной геометрической фигуры в другую.

Тема 4 «Ритмопластика»

Теория. Темпо-ритм сценического действия. Пластичность. Двигательные навыки.

Жесты.

Практика. Передача музыкальных образов в движении. Упражнения и игры на развитие

ритмичности и пластики движений, на отработку двигательных навыков, жестов.

Упражнения и игры на ориентировку в пространстве. Разучивание и отработка

ритмопластических движений, сопровождающих исполняемые песни. Упражнения на

развитие пластики.

Тема 5 «Основы танца»

Теория. Массовый танец. Переходный танец. Смена ритма и стиля шага.

Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций. Музыкальное

прослушивание для создания ритмического и танцевального образа. Танцевальные шаги

в образах, в разных стилях танца. Ритмические упражнения, приучающие обучающихся к

активному восприятию музыки.

Тема 6 «Инсценировка вокальных номеров»

Теория. Характер движений. Драматические средства выразительности в пении и развитие

актерского темперамента. Связь различных видов и типов сценического движения с

задачами вокального исполнения.

Практика. Разучивание фрагментов номера. Соединение движений в танцевальные

композиции.

Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в

импровизациях. Исполнение вокальных номеров. Выступления на конкурсах, концертах.

Тема 7 «Художественный образ произведения»

Теория. Связь мимики, пластики и характера произведения. "Открытое лицо". Практика.

Упражнения на совершенствование осанки и походки. Музыкальные этюды,

направленные на развитие фантазии.

Игровые тренинги, направленные на развитие мимики, пантомимики и созданию образа.

Выполнение упражнений на развитие сценического воображения.

Тема 8 «Работа вокалиста над ролью в музыкальном произведении»

Практика. Освоение артистического метода работы над ролью. Создание логики действий

художественного образа. Овладение характерностью. Партитура действия.

Тема 9 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».

Тема 10 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической

постановке».

Тема 11 «Концертная и конкурсная деятельность».

Ожидаемые

результаты

3

года

обучения:

В результате освоения программы 3 года обучения, учащиеся будут

знать:

- основы сценического движения;

- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминки, о

музыкальных формах, о происходящих в музыке процессах, средствах музыкальной

выразительности;

- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;

- сформировать навыки инсценирования исполняемых вокальных произведений сольно

и в ансамбле;

- правила сценического поведения;

- приемы актерского мастерства для использования разноплановых выразительных

средств в сценической работе артиста-вокалиста.

уметь:

- передавать музыкальный образ в движении в соответствии с содержанием песни;

- исполнять танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных

номеров;

-исполнять этюды на заданную тему;

-ритмично двигаться под музыку.

Формы

контроля

освоения

образовательной

программы:

-текущий: опрос, анализ выступлений, наблюдение.

-промежуточная аттестация: концерт.

Учебно-тематический план

(Четвертый год обучения)

Содержание программы четвертого года обучения:

Тема 1 «Вводное занятие»

Теория. Джаз.

Практика. Прослушивание. Упражнения на определение танцевальной музыки.

Тема 2 «Музыкально-двигательная разминка»

Теория. Акробатика. Акробатические трюки.

Практика. Упражнения на разогрев различных групп мышц, на растяжку, на развитие

мышечного чувства и чувства равновесия, подвижности суставов. Упражнения и игры на

снятие мышечного зажима.

Тема 3 «Пространственные упражнения»

Теория. Пространственная ориентация и ее значение в исполнении танцевальных

композиций. Правила перестроений. Ориентация в зале, определение основных точек в

пространстве.

Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Фигурная маршировка с

перестроением. Тренаж на развитие ловкости, подвижности, музыкальности,

пластичности не только внешней, но и внутренней, а также разноритмической реакции,

скорости, четкости и внимания.

Тема 4 «Ритмопластика»

Теория. Сценические прыжки. Поклоны.

Практика. Передача музыкальных образов в движении.

Упражнения и игры на развитие ритмичности и пластики движений, на отработку

двигательных навыков, жестов, поклонов, прыжков.

Разучивание и отработка ритмопластических движений, сопровождающих

исполняемые песни. Упражнения на развитие пластики.

Тема 5 «Основы танца»

Теория. Эстрадный танец.

Практика. Разучивание танцевальных элементов, комбинаций эстрадного танца.

Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

Танцевальные шаги в образах. Ритмические упражнения, приучающие обучающихся к

активному восприятию музыки.

Тема 6 «Инсценировка вокальных номеров»

Теория. Сценическая культура исполнителя. Работа над созданием образа для

конкретного номера. Образ и музыка. Правила построения на сцене и за кулисами.

Практика. Упражнения на совершенствование вокально-двигательной координации,

создания образа в песне.

Разучивание фрагментов номера.

Работа над сценическим образом в песне.

Выступления на конкурсах, концертах.

Тема 7 «Художественный образ произведения»

Теория. Представление о внешнем виде исполнителя и сценическом макияже. Вокально-

двигательные комбинации. Стиль. Стилевое поведение.

Практика. Упражнения на совершенствование осанки и походки. Музыкальные этюды,

направленные на развитие фантазии. Игровые тренинги, направленные на развитие

мимики, пантомимы и создания образа. Выполнение упражнений на развитие

сценического воображения.

Тема 8 «Влияние художественного образа на рисунок и текст постановки».

Теория. Средства музыкальной выразительности.

Значение

выразительной пластики. Мимика в танце. Музыкальное вступление.

Практика. Работа

над

выразительной

пластикой,

мимикой

в

произведении.

Упражнения и игры на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Исполнение

произведения целиком.

Тема 9 «Рисунок танца, как одно из выразительных средств в хореографии»

Практика. Распределение танца на сценической площадке.

Принципы приемлемые для рисунка танца:

1.

яркое выявление на сцене танцевального текста;

2.

каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть

им подготовленным;

3.

принцип сочетаемости движений совместно с рисунком танца;

4.

принцип контрастности в рисунке танца (чередование сложных и простых

движений);

5.

принцип логической последовательности развития (от простого к сложному).

Приемы характерные для рисунка танца:

1.

произвольное изменение ракурса;

2.

взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала;

3.

распределение танца по сценической площадке;

4.

изменения уровня пространства;

5.

работа со светом.

Тема 10 «Сочинение этюдов на предложенном материале»

Практика. Каждому ученику предстоит выступать не только в роли

сочинителя композиции, но и ее исполнителя. Нужно найти соответствующую

задуманному образу походку, манеру поведения, точные жесты, мимику, темп,

ритм - внутреннюю музыкальность всей линии поведения.

Тема 11 «Репетиции и постановка вокально-хореографического номера».

Тема 12 «Работа над исправлением ошибок в вокально-хореографической

постановке».

Тема 13 «Концертная и конкурсная деятельность».

Ожидаемые

результаты

4

года

обучения:

В результате освоения программы 4 года обучения учащиеся будут

знать:

- основы сценического движения;

- базовые представления о значении музыкально-двигательной разминки, о музыкальных

формах, о происходящих в музыке процессах, средствах музыкальной выразительности;

- основные стилевые направления в музыкальном искусстве;

- правила сценического поведения;

- приемы актерского мастерства с целью использования разноплановых выразительных

средств в сценической работе артиста-вокалиста.

уметь:

- передавать музыкальный образ в соответствии с содержанием песни;

- исполнять

танцевальные элементы, комбинации в процессе исполнения вокальных

номеров;

- скоординировано двигаться под музыку различных современных направлений;

- инсценировать исполняемые вокальные произведения сольно и в ансамбле;

- использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и ансамблевыми

произведениями, в сценических выступлениях.

Формы

контроля

освоения

образовательной

программы:

-текущий: опрос, анализ работ, наблюдение.

-промежуточная аттестация: концерт.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного

предмета, который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное

исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и

стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской

деятельности ДШИ.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Основы исполнительской подготовки (эстрадный

вокал)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую

аттестацию учащихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах,

контрольных уроках, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов. Контрольные

уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов,

исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной

аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного

времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных академических концертов,

представляющих собой концертное исполнение программы. Учащиеся на выпускном концерте

должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения эстрадным вокалом

для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и

форм зарубежных и отечественных композиторов.

Критерии оценок

По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте выставляется оценка

по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии

оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное

исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе

обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими

недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно:

недоученный текст, слабая техническая подготовка,

малохудожественное исполнение, отсутствие свободы вокального

аппарата

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие

домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных

занятий

«зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на

данном этапе обучения

Данная система оценки качества исполнения является основной.

При выведении переводной оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика;

- оценка на академическом концерте;

- другие выступления учащегося в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

- периодичность занятий - каждый день;

- количество занятий в неделю – 1 или 2 раза (0,5 ч. или 1 академический час в неделю).

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку

домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного

общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции

и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности учащегося

Учащийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для

здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться

в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь учащемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества

времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные

виды заданий:

- распевки и вокальные упражнения (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на

это примерно треть времени);

- разбор новых танцевальных движений и комбинаций;

- выучивание наизусть вокального и стихотворного текста, необходимого на данном этапе

работы;

- работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным

преподавателем на уроке);

- доведение произведения до концертного вида;

- пропевание программы целиком перед зачетом или концертом;

- повторение ранее пройденных произведений.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и

фиксирует их в дневнике.

VI. Список методической литературы

1. Л. Степанова Танцы народов России. Репертуарный сборник № 14. – М., 1973 (Б-

ка в помощь художественной самодеятельности)

2. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Учебно-

методическое пособие). – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

3. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). –

М., Профиздат, 1976.

4. Захаров Р. «Сочинение танца: страницы педагогического опыта». – М., 1983

5. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе:

Учеб. Пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. – М.:

Просвещение, 1984

6. Константиновский В., «Учить прекрасному». – М., Изд-во «Молодая гвардия», -1973.

7. Эфрос А.В. «Репетиция – любовь моя». – М., 1993, кн. 1

8. Эфрос А.В. «Профессия – режиссер». – М., 1993, кн. 2

9. «Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла:

сборник научных трудов» - М., 1989

10. Якобсон П.М. «Психология художественного творчества». – М., 1971



В раздел образования