Автор: Размахнина Альбина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Засопка
Населённый пункт: с.Засопка, Забайкальский край, Читинский район
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников посредством приёмов сказкотерапии на уроках литературного чтения"
Дата публикации: 24.06.2025
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ
СКАЗКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Выполнила: Размахнина Альбина Георгиевна
АКТУАЛЬНОСТЬ. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СТАВЯТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ЗАДАЧУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВАЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНДАМЕНТА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ОДНИМИ ИЗ
ТАКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЯВЛЯЮТСЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – ЭТО СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ УСПЕШНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА В СФЕРЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ИЗУЧАЛИ: М.АРИАРСКИЙ, Б.ТИТОВ, М.ПОПЛАВСКИЙ, В.КИРСАНОВ, Ю.КЛЕЙБЕРГ И ДРУГИЕ.
СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОТРАЖАЕТСЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, НА
ПОВЕДЕНИИ И УМЕНИИ СЕБЯ РЕАЛИЗОВАТЬ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВСЕ ЭТО ПРИДАЕТ ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЮ
УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ И РАБОТАТЬ В ГРУППЕ, БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ ДРУГ К ДРУГУ, УМЕТЬ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ПАРТНЕРА, СВОБОДНО,
ЧЕТКО И ПОНЯТНО ИЗЛАГАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – КАК ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ ФОРМИРОВАТЬ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ
СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПОСРЕДСТВОМ
ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
ЗАДАЧИ:
1.РАССМОТРЕТЬ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
2.ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРИЕМАМ СКАЗКОТЕРАПИИ.
3.ИЗУЧИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПОСРЕДСТВОМ
ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
4. ИЗУЧИТЬ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
5. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
6. ОПИСАТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОЙ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ: АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ , ОБОБЩЕНИЕ. А ТАКЖЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ: НАБЛЮДЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ, БЕСЕДА, ДИАГНОСТИКА, ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ, ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: АНАЛИЗ И
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: РАЗРАБОТКА
КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКИ.
СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
-ВВЕДЕНИЕ;
-ДВЕ ГЛАВЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ТРЁХ ПАРАГРАФОВ;
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
-СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ;
-ПРИЛОЖЕНИЯ.
ТЕРМИН «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
ПОНИМАЕТСЯ, КАК УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, Т. Е.
СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТОВ К
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ ПРИ
ПОМОЩИ АКТИВНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ПРИСВОЕНИЯ
НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Основные
виды УУД
Личностные действия
Регулятивные действия
Познавательные действия
Коммуникативные
действия
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
РАЗДЕЛЕНЫ НА ТРИ ГРУППЫ:
- КОММУНИКАЦИЯ КАК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ;
- КОММУНИКАЦИЯ КАК
КООПЕРАЦИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО;
- КОММУНИКАЦИЯ
ИНТЕРИОРИЗАЦИИ.
СКАЗКА- ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ,
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОЗАИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА, С УСТАНОВКОЙ НА
ВЫМЫСЕЛ.
ПРИЕМЫ СКАЗКОТЕРАПИИ:
- ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОСТЫХ
РАЗГОВОРОВ;
- ОТСУТСТВИЕ НОТАЦИЙ;
- ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ;
- КАК В СКАЗКЕ, ТАК И В ЖИЗНИ;
- РЕПЕТИЦИЯ;
- ДИАГНОСТИКА СКАЗКОЙ;
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К
НОВЫМ СОБЫТИЯМ В ЖИЗНИ.
Принципы коммуникативной
направленности обучения
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети
отвечают, воспринимают, запоминают, описывают,
характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета
общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий
общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда
индивидуальна).
ВЫПУСКНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ДОЛЖЕН ПРОЙТИ 3 УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ:
1. ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ;
2. НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ;
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ:
- АССОЦИАТИВНЫЕ (НА ВООБРАЖЕНИЕ);
- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ (НА СРАВНЕНИЕ);
- РЕЧЕВЫЕ (ЯЗЫК, РЕЧЬ ГЕРОЕВ);
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (В ДРУГИХ ВИДАХ
ИСКУССТВА).
ОБРАЩАЯСЬ К ОПЫТУ ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ,
СТАВИЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. ВЫЯВИТЬ ЗАДАЧИ И ОПРЕДЕЛИТЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУУД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ.
2.УТОЧНИТЬ ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ
ПЕДАГОГОВ ОО ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КУУД.
3.ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ,
ПРОТИВОРЕЧИЯ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ОПЫТЕ
ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ КУУД В МОУ СОШ С.ЗАСОПКА
ПРЕДСТАВЛЕНО В ТАБЛИЦЕ 1 (СМ.С.33).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В
СЕТИ ИНТЕРНЕТ, МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ В ТАБЛИЦЕ 2
(СМ.С.34-38)
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСОВ И ИНИЦИАТИВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДИКА «НЕЗАВЕРШЕННАЯ СКАЗКА» Д.Б.КУЗЬМИНОЙ).
Уровни
В начале исследования (январь)
Кол-во учащихся
%
Высокий
2
14,28
Средний
6
42,86
Низкий
6
42,86
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПО СОГЛАСОВАНИЮ УСИЛИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
(МЕТОДИКА «РУКАВИЧКИ»Г.А.ЦУКЕРМАН).
Уровни
В начале исследования
Кол-во учащихся
%
Высокий
2
14,28
Средний
6
42,86
Низкий
6
42,86
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ-УРОКОВ
Формируемые коммуникативные действия
Сказки
Коммуникативные действия, направленные на
учёт позиции собеседника
«Теремок»,
«Кошкин дом»,
«Незнайка»,
«Волшебник изумрудного города»
Коммуникативные действия, направленные на
кооперацию и сотрудничество
«Конёк- горбунок»,
«Как муравьишка домой спешил»
«Иван царевич и серый волк»
«Бременские музыканты»
Коммуникативно - речевые действия
«Красная Шапочка»
«Алиса в стране чудес»
«Старик Хотабыч»
«Колобок»
«Карлик Нос»
«Крошечка Ховрошечка»
«Мужик и Медведь»
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСОВ И
ИНИЦИАТИВЫ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(МЕТОДИКА «НЕЗАВЕРШЕННАЯ СКАЗКА» Д.Б.КУЗЬМИНОЙ).
Уровни
В конце исследования (май)
Кол-во учащихся
%
Высокий
3
21,43
Средний
8
57,14
Низкий
3
21,43
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПО СОГЛАСОВАНИЮ УСИЛИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
(МЕТОДИКА «РУКАВИЧКИ»Г.А.ЦУКЕРМАН).
Уровни
В конце исследования
Кол-во учащихся
%
Высокий
3
21,43
Средний
6
42,86
Низкий
5
35,71
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО МЕТОДИКЕ
«НЕЗАВЕРШЕННАЯ СКАЗКА» (Д.Б.КУЗЬМИНОЙ)
0
10
20
30
40
50
60
14,28
21,43
42,86
57,14
42,86
21,43
Высокий
Средний
Низкий
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО МЕТОДИКЕ
«РУКАВИЧКИ» Г.А.ЦУКЕРМАН
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
14,28
21,43
42,86
42,86
42,86
35,71
Высокий
Средний
Низкий
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!