Автор: Белоусова Ирина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ гимназия 7
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, ТРУНОВСКИЙ РАЙОН, ДОНСКОЕ
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОМАНДНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дата публикации: 24.06.2025
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОМАНДНОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Белоусова Ирина Васильевна
Аннотация. В статье рассматривается особенности и требования к
результатам
формирования
гражданской
идентичности
в
командной
проектной деятельности старшеклассников, которые могут выступать как
показатели
наличия
у
старшеклассника
российской
гражданской
идентичности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, семейные
ценности, командная проектная деятельность.
FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ CIVIC IDENTITY
WITHIN A TEAM PROJECT ACTIVITY
Belousova Irina Vasilievna
Annotation: The article considers features and requirements to the results of
formation of high school students’ civic identity within a team project activity,
which can be acted as an availability indicator to high school students’ civic
identity.
Key words:
civic identity, patriotism, family values, team project activity.
Формирование гражданской идентичности является одной из
приоритетных
целей
федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования.
Обучение старших школьников в общеобразовательных учреждениях
имеет углубленную направленность в
пополнении знаний в различных
социальных отраслях, как в России, так и за границей. Главным пунктом
воспитательной
и
образовательной
деятельности
в
школах
является
формирование
гражданской позиции подростков, их умение строить
собственную и коллективную, полезную для общества деятельность в
будущем. Они должны знать все свои права и обязанности и уметь защищать
их.
Как мы уже отметили, гражданская идентичность занимает важное место
в
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования, что подразумевает дальнейшее воспитание той личности,
которая любит и гордится своей страной, т.е. ориентируется на ценности
гражданственности.
Поэтому,
в
качестве
соответствующего
средства
формирования
гражданской
идентичности
старшеклассников
может
рассматриваться проектная деятельность.
Проектная деятельность включает в себя идею направленности учебно-
познавательной деятельности учащегося на результат, который получается
при решении поставленной проблемы путем формирования самостоятельной
позиции учащегося и его заинтересованности в участии исследовательской
деятельности.
Как известно, в большинстве школ нашей страны значительная часть
знаний предлагается в готовом виде и не требует дополнительных усилий в
поиске информации, это и является основной трудностью для учащихся -
добывание знаний.
Мы считаем, что лишь творческий подход учителя поможет решить
такого рода проблемы средствами различных современных технологий и
методов обучения. Это даст возможность к реализации использования
полученных знаний в жизни, построения самостоятельной позиции индивида
в конкретной ситуации, развитию универсальных учебных действий, любви
к своей стране и малой родине, патриотизму.
Проектная деятельность сплачивает
ученика и взрослого в
практической деятельности, которые работают на достижение поставленных
целей, т.е. существует некая актуальная социальная проблема, которую
нужно решить.
Любая постановка проблемы в проектной деятельности - это
организация мыслей и мнений учащихся, их общение друг с другом и
творческая направленность к достижению конечного продукта.
Прежде всего, проект – это команда. В команде лучше всего
приобретаются
навыки сотрудничества, доверия друг к другу. Этап
соревнования усиливает и помогает даже ученикам с низкой мотивацией
достичь лучших результатов, решая ту или иную проблему в групповой
работе.
Навыки,
приобретаемые
старшеклассниками
в
этом
виде
деятельности, умение быть ответственными за свою работу и делать анализ
полученных результатов положительно отразится на их жизни в будущем.
С целью формирования основ гражданской идентичности старших
школьников можно использовать различные виды проектов. Одни из самых
популярных: творческие и исследовательские, к которым можно добавить
элементы
ролево-игровых
и
информационно-практико-ориентированных
проектов, чтобы разнообразить реализацию и оформление результатов
проекта.
Также, приветствуется участие семьи в реализации тех или иных
проектов, т.к., на наш взгляд, в современном воспитательном процессе
основным компонентом восприятия основ российской государственной
идентичности является наличие модели сотрудничества учащихся, родителей
и учителей в общеобразовательных учреждениях и внеурочной деятельности.
Если у подростка наблюдаются проблемы, связанные с отсутствием
интереса о происходящем вокруг, в своей стране, и он отказывается
соблюдать определенные правила и обязанности, то, именно совместно,
семья и школа должны ему помочь обрести качества гражданственно-
сформированной
личности.
Участие
в
совместных
проектах
будет
способствовать сближению ребенка и родителей, повысит родительский
авторитет.
К примеру, при реализации проекта «Моя малая родина», в котором
примут участие поделенные на команды старшеклассники, их родители и
педагоги, у старшеклассников сформируется
приумножение семейных
ценностей предыдущих поколений, безусловное понимание ценностно-
смыслового статуса страны через любовь к своей малой родине, а также
желание личности совершенствоваться различных профессиональных сферах
своей малой родины, что поможет привлечь следующее поколение для
усиления развития родного края.
Формами и методами реализации такого проекта, как в учебной, так и
внеурочной деятельности, могут быть:
- тематические классные часы в разной форме проведения;
- работа с архивными документами: сбор газетных, журнальных статей об
интересных людях и событиях школы, района.
- посещение районной библиотеки и краеведческого музея, с целью
получения консультации по интересующим вопросам и проведения бесед,
встреч и тематических праздников.
Отчетом о ходе и результате выполнения проекта может являться
внеклассное мероприятие или защита проекта в урочной деятельности.
Для того чтобы у старших школьников развились необходимые
качества, такие как патриотизм и гражданственность, присущие становлению
сформированности гражданской идентичности личности, то необходимо
продолжать развитие их духовных и семейных ценностей, правильно
выстраивать обучение и запоминание исторических данных страны и малой
родины,
непрерывно
закреплять
патриотические
чувства,
правильно
расставлять приоритеты в социуме.
Таким образом, чтобы усилить воспитание гражданственно
сформированного человека, что является одним из важных компонентов
становления личности старшеклассника, у которого появляется чувство
«взрослости»,
проектная
деятельность
является
одним
из
наиболее
подходящих средств для формирования гражданской идентичности.
Использованная литература:
1. Уткин В.Е. Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных
условиях. Казань, 2001.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. М., 2016