Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


Автор: Белоусова Ирина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ гимназия 7
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, ТРУНОВСКИЙ РАЙОН, ДОНСКОЕ
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОМАНДНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дата публикации: 24.06.2025
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОМАНДНОЙ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белоусова Ирина Васильевна

Аннотация. В статье рассматривается особенности и требования к

результатам

формирования

гражданской

идентичности

в

командной

проектной деятельности старшеклассников, которые могут выступать как

показатели

наличия

у

старшеклассника

российской

гражданской

идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, семейные

ценности, командная проектная деятельность.

FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ CIVIC IDENTITY

WITHIN A TEAM PROJECT ACTIVITY

Belousova Irina Vasilievna

Annotation: The article considers features and requirements to the results of

formation of high school students’ civic identity within a team project activity,

which can be acted as an availability indicator to high school students’ civic

identity.

Key words:

civic identity, patriotism, family values, team project activity.

Формирование гражданской идентичности является одной из

приоритетных

целей

федеральных

государственных

образовательных

стандартов общего образования.

Обучение старших школьников в общеобразовательных учреждениях

имеет углубленную направленность в

пополнении знаний в различных

социальных отраслях, как в России, так и за границей. Главным пунктом

воспитательной

и

образовательной

деятельности

в

школах

является

формирование

гражданской позиции подростков, их умение строить

собственную и коллективную, полезную для общества деятельность в

будущем. Они должны знать все свои права и обязанности и уметь защищать

их.

Как мы уже отметили, гражданская идентичность занимает важное место

в

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования, что подразумевает дальнейшее воспитание той личности,

которая любит и гордится своей страной, т.е. ориентируется на ценности

гражданственности.

Поэтому,

в

качестве

соответствующего

средства

формирования

гражданской

идентичности

старшеклассников

может

рассматриваться проектная деятельность.

Проектная деятельность включает в себя идею направленности учебно-

познавательной деятельности учащегося на результат, который получается

при решении поставленной проблемы путем формирования самостоятельной

позиции учащегося и его заинтересованности в участии исследовательской

деятельности.

Как известно, в большинстве школ нашей страны значительная часть

знаний предлагается в готовом виде и не требует дополнительных усилий в

поиске информации, это и является основной трудностью для учащихся -

добывание знаний.

Мы считаем, что лишь творческий подход учителя поможет решить

такого рода проблемы средствами различных современных технологий и

методов обучения. Это даст возможность к реализации использования

полученных знаний в жизни, построения самостоятельной позиции индивида

в конкретной ситуации, развитию универсальных учебных действий, любви

к своей стране и малой родине, патриотизму.

Проектная деятельность сплачивает

ученика и взрослого в

практической деятельности, которые работают на достижение поставленных

целей, т.е. существует некая актуальная социальная проблема, которую

нужно решить.

Любая постановка проблемы в проектной деятельности - это

организация мыслей и мнений учащихся, их общение друг с другом и

творческая направленность к достижению конечного продукта.

Прежде всего, проект – это команда. В команде лучше всего

приобретаются

навыки сотрудничества, доверия друг к другу. Этап

соревнования усиливает и помогает даже ученикам с низкой мотивацией

достичь лучших результатов, решая ту или иную проблему в групповой

работе.

Навыки,

приобретаемые

старшеклассниками

в

этом

виде

деятельности, умение быть ответственными за свою работу и делать анализ

полученных результатов положительно отразится на их жизни в будущем.

С целью формирования основ гражданской идентичности старших

школьников можно использовать различные виды проектов. Одни из самых

популярных: творческие и исследовательские, к которым можно добавить

элементы

ролево-игровых

и

информационно-практико-ориентированных

проектов, чтобы разнообразить реализацию и оформление результатов

проекта.

Также, приветствуется участие семьи в реализации тех или иных

проектов, т.к., на наш взгляд, в современном воспитательном процессе

основным компонентом восприятия основ российской государственной

идентичности является наличие модели сотрудничества учащихся, родителей

и учителей в общеобразовательных учреждениях и внеурочной деятельности.

Если у подростка наблюдаются проблемы, связанные с отсутствием

интереса о происходящем вокруг, в своей стране, и он отказывается

соблюдать определенные правила и обязанности, то, именно совместно,

семья и школа должны ему помочь обрести качества гражданственно-

сформированной

личности.

Участие

в

совместных

проектах

будет

способствовать сближению ребенка и родителей, повысит родительский

авторитет.

К примеру, при реализации проекта «Моя малая родина», в котором

примут участие поделенные на команды старшеклассники, их родители и

педагоги, у старшеклассников сформируется

приумножение семейных

ценностей предыдущих поколений, безусловное понимание ценностно-

смыслового статуса страны через любовь к своей малой родине, а также

желание личности совершенствоваться различных профессиональных сферах

своей малой родины, что поможет привлечь следующее поколение для

усиления развития родного края.

Формами и методами реализации такого проекта, как в учебной, так и

внеурочной деятельности, могут быть:

- тематические классные часы в разной форме проведения;

- работа с архивными документами: сбор газетных, журнальных статей об

интересных людях и событиях школы, района.

- посещение районной библиотеки и краеведческого музея, с целью

получения консультации по интересующим вопросам и проведения бесед,

встреч и тематических праздников.

Отчетом о ходе и результате выполнения проекта может являться

внеклассное мероприятие или защита проекта в урочной деятельности.

Для того чтобы у старших школьников развились необходимые

качества, такие как патриотизм и гражданственность, присущие становлению

сформированности гражданской идентичности личности, то необходимо

продолжать развитие их духовных и семейных ценностей, правильно

выстраивать обучение и запоминание исторических данных страны и малой

родины,

непрерывно

закреплять

патриотические

чувства,

правильно

расставлять приоритеты в социуме.

Таким образом, чтобы усилить воспитание гражданственно

сформированного человека, что является одним из важных компонентов

становления личности старшеклассника, у которого появляется чувство

«взрослости»,

проектная

деятельность

является

одним

из

наиболее

подходящих средств для формирования гражданской идентичности.

Использованная литература:

1. Уткин В.Е. Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных

условиях. Казань, 2001.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования. М., 2016



В раздел образования