Автор: Поченчук Дмитрий Викторович
Должность: учитель - предметник ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Конспект урока по ОБЗР (профориентационный компонент курса)
Тема: «Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу»
Дата публикации: 24.07.2025
Раздел: среднее образование
Поченчук Дмитрий Викторович
учитель- предметник ОБЗР
МБОУ «СОШ №24»,г.Абакан
Конспект урока по ОБЗР (профориентационный компонент курса)
Тема: «Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу»
Цель - сформировать представления о процессе профессионального самоопределения учащихся в соответствии с
индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
сформулировать основные правила выбора профессии;
стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
помочь в отношении профессионального самоопределения;
расширить знания подростков о мире профессий.
Оказать помощь в профессиональном самоопределении учащимся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, опросник Голланда.
Этап урока
Ход урока
Примечания
Вступление
Каждому когда-то предстоит задуматься о выборе профессии. И путь
этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а
50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. Самое
главное не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит
очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и
счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек
выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
Целеполагание
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к
профессиональной деятельности человека: профессия, специальность,
квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими
словами? (варианты ответов детей)
Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите,
насколько вы оказались близки к истине.
Профессия - трудовая деятельность человека, которая дает ему
средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - уровень профессионального мастерства.
Должность - место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику
человека.
Как же стать квалифицированным специалистом? В первую очередь,
ребята, конечно же, нужно определиться, чем вы хотите заниматься и в
какой области развиваться. О том, как сделать правильный выбор
будущей профессии, как вы уже догадались, мы с вами сегодня
поговорим.
Способы выбора
профессий
Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни
каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая
деятельность. Какие способы выбора профессии вам известны?
(варианты ответов детей).
1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя
себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную
профессию, которая будет приносить ему не только средства к
достойному существованию, но и радость труда. Какие минусы этого
способа выбора?
На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, родственников.
В каком случае возможен этот способ выбора?
Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся
из поколения в поколение.
В чём минусы этого способа?
Не учитываются индивидуальные особенности человека.
А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести
формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться
при выборе профессии?).
Д: (варианты ответов детей).
3 способ
– изучение себя, своих интересов, склонностей – своих
желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти,
внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё
необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь
выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к
возможным трудностям.
Опросник
Голланда
У: Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды,
как вы сами уже сказали, очень важно учитывать свои способности и
склонности. Для этого их можно проанализировать при помощи
различных психологических тестов и опросников.
С одним опросником мы уже знакомы. Опросник психолога Голланда.
Его методика позволяет соотнести ваши склонности, способности и
интеллект с той сферой профессий, в которой вы могли бы полностью
раскрыться и реализоваться.
Согласно опроснику Голланд выделяет 6 типов личностей:
реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный,
предприимчивый и артистичный. В нашем классе нашлись
представители 5 типов (нет предприимчивого). Давайте кратко
охарактеризуем каждый тип.
Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная
стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа
занимаются конкретными объектами и их практическим
использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают
предпочтение труду, требующему моторных навыков, ловкости,
конкретности. Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер.
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных
проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую
силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные
ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный
взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна
несоциальность, оригинальность.
Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное
творчество, фотография, театр .
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые
позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной
средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных
контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны
приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в
стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают
проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение
общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной
деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и
ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием
общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм,
исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит
стереотипичный, практический и конкретный характер. Профессии –
машинопись, бухгалтерия, программирование
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие
ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность,
реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия,
связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой
концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает
руководящие роли,в которых может удовлетворять свои потребности в
доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель.
Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он человек
аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают
теоретические и в некоторой степени эстетические ценности.
Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации
связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие
абстрактного мышления.
Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном.
Работа в группе
Конечно, при выборе профессии нужно руководствоваться не только
внутренними, но и внешними условиями. Для этого я предлагаю вам
поработать в группах. Вы сидите в группе согласно результатам
опросника. Перед вами лежат листы с подробным описанием типа
личности и профессий, которые ей соответствуют. Перед вами задача
составить профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или
иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и
требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с
предложенным планом:
Какие требования предъявляются к должностным обязанностям
работника;
Какие требования предъявляются к рабочему месту;
Опишите возможные пути дальнейшего профессионального
маршрута работника;
Какие
существуют
варианты
профессионального
обучения,
переобучения, повышения квалификации и др.;
Какие учебные предметы будут приоритетны для данной области.
(варианты ответов детей и их обсуждение)
Мы можем с вами сделать вывод, что при выборе профессии нужно
учитывать и такие факторы как условия и место работы, график,
материальное поощрение, возможности роста и обучения.
Физкультминутка
Игра крокодил. Сейчас у вас появится возможность стать актёрами
пантомимы. Каждая группа изобразит заданную профессию, используя
только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой
специальности, диджей). Догадайтесь о какой профессии идет речь.
Формула выбора
Современные специалисты по профориентации вывели формулу,
которая помогает принять решение. Обратите внимание на доску. Перед
вами три слова: могу, хочу, надо. Если поставить между этими словами
знак плюс, то у нас получится формула, которая и приведет нас к
осознанному выбору профессии.
Как объяснить эту формулу?
- хочу - все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - все, что мне по силам, по способностям;
- надо-все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
Осознанный выбор такой выбор, при котором человек учитывает и
личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности
общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
С компонентами “могу” и “хочу” мы с вами уже разобрались, но как вы
понимаете составляющее “надо”? Каким образом вы можете учитывать
нужды общества и страны при выборе своей профессии?
(варианты ответов детей (профессии, которые актуальные в данное
время, профессии будущего, незаменимые профессии, устаревшие
профессии).
В первую очередь необходимо учитывать актуальность той или иной
профессии. Для этого существует рынок труда, где можно посмотреть,
какие вакансии предлагают работодатели. Так же популярные издания и
научные центры ежегодно публикуют списки профессий будущего .
(вместе с детьми можно по ссылкам перейти на эти списки, обсудить
необычные профессии, если хватит время)
Игра в слова
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Вам необходимо переставить
буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия
профессий. Заодно обсудим актуальность этих профессий.
Рвач
➙
в - медицинский работник (врач).
Сопло
➙
п - дипломатический представитель (посол).
Терка
➙
а - театральная и кинематографическая профессия (актер).
Марля
➙
м - «разноцветный» рабочий (маляр).
Фиакр
➙
ф - волшебная цирковая профессия (факир).
Кредитор
➙
д - руководитель предприятия (директор).
Старина
➙
с - младший медицинский рабочий (санитар).
Водосток
➙
с -животноводческая профессия (скотовод).
Авдотка
➙
а - юридическая профессия (адвокат).
Травинка
➙
а -продавец старины (антиквар).
Альков
➙
к - мастер ручной ковки (коваль).
Вывод
Выбор профессии очень важное событие в жизни каждого человека. Но
какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания,
полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить
область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.
Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо
заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы
иметь опыт, нужно ошибаться.»
Рефлексия
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые более точно
передают их состояние на уроке.
Раздражение, злость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука,
тревога, радость, покой, уверенность ,наслаждение,неуверенность.