Автор: Каменщикова Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Первичная отработка новой лексики на уроках иностранного языка
Дата публикации: 24.08.2024
Раздел: среднее образование
Первичная отработка новой лексики на уроках иностранного
языка
Овладение лексикой является самым важным аспектом изучения любого
иностранного языка. Мы работаем над расширением словарного запаса
практически на каждом уроке. Первичное закрепление является следующим
этапом после введения новых лексических единиц.
Содержанием этого методического процесса является формирование у
учащихся умений и навыков пользоваться словом, как основной языковой и
речевой
единицей.
Для
того
чтобы
обеспечить
прочность
усвоения
учащимися новой лексики, необходимо опираться на все основные виды
памяти (моторную, зрительную, слуховую, ассоциативную). Такая установка
позволяет не только добиться существенного взаимного усиления каждого
отдельного вида памяти (кумулятивный эффект), но и индивидуализировать
обучение, поскольку она дает возможность учесть разный психический склад
учащихся.
В условиях обучения иностранному языку в средней общеобразовательной
школе, задача педагога состоит в том, чтобы добиться полного освоения
лексического
минимума,
предусмотренного
программой,
создания
мобильного словарного запаса, предотвращения его утечки, забывания,
активизации словарного запаса, заложенного в начальной школе и его
адекватного использования в устной речи. Педагог вынужден искать новые,
более эффективные способы и приемы овладения лексическим материалом.
Усилия, затрачиваемые на усвоение слов, определяются их конкретными
свойствами, в частности: совпадение или несовпадение в объеме значений с
родным языком; принадлежность к абстрактному или конкретному понятию;
принадлежность к знаменательному или служебному слову и т.д
Основным средством, с помощью которого осуществляется организация
усвоения новой лексики, являются специально подобранные лексические уп-
ражнения. Конечная цель выполнения этих упражнений состоит в выработке
у учащихся умений и формировании навыков практического использования
соответствующих слов. Достижению этой цели должны быть подчинены
(прямо или косвенно) любые предлагаемые учащимся упражнения.
В данной работе мы рассмотрим предкоммуникативные упражнения или
упражнения первичного закрепления новых лексических единиц.
Для
более
эффективного
запоминания
лексики
необходимо
использовать повторительные упражнения.
- Подставьте слова в кроссворд.
- Подставьте слова в чайнворд
- Вставьте в слова недостающие буквы.
- Проверьте знание слов и словосочетаний друг у друга.
- Прочтите список слов, располагая слова в алфавитном порядке.
- Сгруппируйте новые слова по частям речи.
- Распределите новые слова по подтемам (например: в теме «еда» на овощи,
фрукты, напитки, молочные продукты, мясо\рыба, сладости и т.д.
- Назовите слово (учитель дает дефиницию).
- Составьте слово из переставленных букв.
- Найдите слово (в поле, заполненным буквами найти «спрятанные» слова по
горизонтали, вертикали или по ломаной линии).
Подстановочные и конструктивные упражнения очень важны на этапе
тренировки и закрепления лексики:
- Заполните пропуски в подписях к рисункам словами из списка.
- Подставьте соответствующие слова или словосочетания вместо рисунков в
предложениях.
- Замените русские слова в предложении английскими.
- Исправьте в подчеркнутых словах «опечатки».
- Составьте диалог, используя набор реплик.
- Ответьте на вопрос используя новое слово.
- Найдите соответствия (слова первой колонки соединить с переводом или
дефинициями второй колонки).
Так же тренировочные упражнения можно организовать на базе работы с
текстом:
- Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме.
- Замените подчеркнутые слова в предложении словами из списка.
- Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами,
суффиксами, сложные слова)
- Найдите в тексте слова с общем корнем.
- Найдите в тексте словосочетания со словами из списка.
- Найдите новые слова в тексте.
- Выпишите из текста слова с общим корнем.
- Найдите в тексте синонимы\антонимы к новым словам или
-
Придайте
предложению
противоположный
смысл
употребив
вместо
выделенного слова антоним.
- Распространите предложение за счет определений к выделенным словам
используя новую лексику.
Описанные выше приёмы запоминания и закрепления лексики оживляет
работу
учащихся
на
уроке
английского
языка,
повышает
их
работоспособность
и
позволяет
интенсифицировать
учебный
процесс,
воспитывает интерес учащихся к предмету и положительно воздействует на
эмоциональное состояние школьников, а также
развивают смекалку,
воображение, интуицию, укрепляют память, прочно усваивая изучаемый
лексический материал.
Подводя итог всему сказанному, хочу сказать, что добиться результативной
работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка можно
только, развивая память и логическое мышление обучающегося, повышая его
мотивацию к изучению предмета через определенные приемы и новизну;
работая со словом через принцип функциональности, постоянно обращаясь к
слову т.е. не давая обучающимся его забыть.