Напоминание

"Иммунитет. Виды иммунитета."


Автор: Колосова Рабига Рашидовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: х. Незаймановский, Тимашевский район
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Иммунитет. Виды иммунитета."
Дата публикации: 24.08.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

им. Героя Советского Союза В.Ф. Мируна

муниципального образования Тимашевский район

Открытый урок биологии

«Иммунитет. Виды

иммунитета»

Работу выполнила

учитель химии и биологии

9

МБОУ СОШ №

Колосова Рабига Рашидовна

2023

год

Тема: «Иммунитет. Виды иммунитета».

Цели урока:

1) образовательная: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, о

строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об

особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу

прививок, дать понятие о лечебной сыворотке, вакцине;

2) развивающие: формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника,

дополнительной литературой, развивать логическое мышление, умение сравнивать и

обобщать, развивать умение использовать свои метапредметные компетенции;

3) воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому

образу жизни и пользе профилактических прививок.

Задачи урока:

1) углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные

заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

2) формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами;

извлекать

нужную

информацию;

логически

мыслить,

анализировать,

строить

предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и

письменной форме.

Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

Межпредметные связи: литература, история.

Литература: учебник «Биология 8 класс», авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш, электронный

учебник по анатомии и физиологии человека. - М.: Просвещение, 2004, И.Д.Зверев. Книга

для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-

ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.

Термины: иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, виды иммунитета, вакцина,

сыворотка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности рабочих мест.

2. Мотивация.

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время

чумы» и определите, о чём идет речь?

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Ответ обучающихся (Об эпидемии чумы).

3. Слово учителя

- О каких функциях нашего организма мы будем говорить на уроке, вы поймете чуть позже.

- О них очень часто говорят в последнее время и слово «эпидемия» мы слышим с экранов

телевизоров.

II. Подготовка к изучению нового материала.

1. Историческая справка (вызов).

а) рассказ подготовленных учащихся

- Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась

50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10

млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400

тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой

приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

б) проблемный вопрос:

- Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для

одних и проходили без особых последствий для других?

в) ответы обучающихся (организм использовал защитные свойства)

2. Объяснение учителя:

- Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного. Кожа, а также в

нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки

крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

3. Повторное определение темы:

- Как вы думаете, о каком важном свойстве организма пойдёт речь? (Дети определяют, что

это иммунитет)

- Правильно, сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема

нашего урока «Иммунитет».

4. Индивидуальная опережающая работа у доски с терминами (1 человек)

- Учащийся должен выйти к доске и выписать из параграфа 15 «Иммунитет» все новые

термины, а потом уметь их объяснять (при проверке)

III. Актуализация знаний (повторение ранее пройденного)

1. Индивидуальная работа с интерактивной доской:

а) составление схемы «Внутренняя среда» и объяснение

2. Работа по вариантам (в индивидуальных картах) проверка темы «Внутренняя среда»:

а) закончить предложение;

б) установить соответствие.

3. Самопроверка по ключу (ключ на доске).

Вариант 1. I. 1а, 2б, 3а, 4в. II. 1б , 3г, 5д

Вариант 2. I. 1б, 2в, 3б, 4а. II. 2а, 4в, 5 д.4.

4. Выставление оценок:

а) за работу по вариантам

«5» - 7 правильных ответов;

«4» - 5-6 правильных ответов;

«3» - 3-4 ответа;

Незачёт – менее 3 ответов;

б) за составленную и прокомментированную схему.

(Физминутка под музыку)

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о вкладе ученых в изучение иммунитета (знакомство с новым)

- Наш урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины –

иммунитету

(Демонстрация слайда № 1-4 с темой урока).

- Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков,

простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад

голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью

которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или

микробов.

Среди

микробов

есть

полезные

и

вредные

для

человека.

Попадание

болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое

заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что

заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер,

основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы

повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и

размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма

человека (слайд №5).

2. Работа по проверке усвоения рассказа учителя. (Заполнение индивидуальной карты):

а) дописать вклад ученого в карту.

3. Фронтальная беседа с использованием проблемных вопросов.

- Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма,

но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека

возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на

устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий.

- Что может произойти с болезнетворными бактериями?

- Ответ учащихся (Попавшие в организм болезнетворные бактерии могут встретиться с

защитными силами организма).

- Откуда взялись защитные свойства организма?

(Демонстрация слайда 6-7)

- Попробуйте дать определение, что такое иммунитет?

-

Ответ

учащихся

(1.

Способность

организма

защищать

себя

от

болезнетворных

микроорганизмов

и

вирусов

называется

иммунитетом.

2.

Иммунитет

это

невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.).

- Допишите в индивидуальной карте любую формулировку иммунитета.

- Как вы считаете, есть ли особая защитная система в организме человека?

- Ответы учащихся (Есть защитная система – это иммунная)

- Правильно, это иммунная система.

- Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав

иммунной системы?

3. Работа с учебником (частично – поисковый метод) и заполнение индивидуальной карты

- На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система», используя текст

учебника, и дидактический материал «Человек»

4. Проверка выполнения задания:

а) чтение учащимися своих вариантов ответа:

- Иммунная система в нее входят: красный костный мозг; тимус, или вилочковая (зобная)

железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические узлы; селезенка.

5. Работа с учебником, заполнение карты.

- Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем,

какие виды иммунитета различают. Откройте, пожалуйста, стр.76, прочитайте второй и

третий абзацы.

- Закончите предложения:

1). Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками,

называется…(клеточным)

2). Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических

веществ – антител – называется… (гуморальным)

3). Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

4). Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом).

(Демонстрация портретов ученых)

6. Объяснение учителем физиологической сущности иммунитета.

(Демонстрация слайда)

- Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных

типа иммунных ответов. Ответ первого типа - клеточный, состоит в образовании Т-

лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака»

другим клеткам - В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила

название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» - сами могут убивать зараженные

микробами клетки, атакуя их особыми веществами - перфоринами. Как только Т-лимфоциты

дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ - то есть выработка нужного

антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного

действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

- Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае положительным) помочь

предотвратить заболевание или ослабить его течение?

- Ответы учащихся.

7. Сообщение подготовленного ученика о вкладе Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой.

8. Проблемный вопрос:

- Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

9. Самостоятельная работа с учебником.

- Вклад Л.Пастера в медицину. Стр.77.

10. Работа в группах

- 1 группа.

- Какие прививки делали вам в течение жизни?

- Составление схемы в индивидуальных картах «Виды иммунитета» в индивидуальных

картах с использованием материала учебника с. 76.

- 2 группа

- Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки?

- Составление схемы в индивидуальных картах «Виды иммунитета» в индивидуальных

картах с использованием материала учебника с 76.

11. Проверка выполненной работы.

V. Закрепление.

-

Определить, как хорошо вы разобрались в сегодняшней

теме урока, нам поможет

небольшой тест по теме «Иммунитет».

1. Выполнение теста.

2. Взаимопроверка. (1 вариант: 1а, 2г, 3г, 4в. 5б)

2 вариант: 1б, 2а, 3а, 4г, 5б.)

3. Оценивание тестовой работы.

4. Оценивание учащегося, работавшего с терминами у доски.

5. Выставление оценок за работу на уроке с комментированием.

VI. Рефлексия.

- Что Вы знаете об иммунитете?

- Что нового Вы узнали об иммунитете?

- Что хотели бы узнать?

- С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание:

дифференцированный подход к учащимся с различной учебной

мотивацией.

1. Всем параграф 15, знать термины, уметь составлять схемы.

2. Желающим подготовить информацию о заболеваниях, связанных с ослаблением

иммунитета (аллергия, СПИД, грипп, коронавирус).

3. Составить памятку «Профилактика гриппа» или «Профилактика коронавируса»



В раздел образования