Автор: Колосова Рабига Рашидовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: х. Незаймановский, Тимашевский район
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Иммунитет. Виды иммунитета."
Дата публикации: 24.08.2024
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
им. Героя Советского Союза В.Ф. Мируна
муниципального образования Тимашевский район
Открытый урок биологии
«Иммунитет. Виды
иммунитета»
Работу выполнила
учитель химии и биологии
9
МБОУ СОШ №
Колосова Рабига Рашидовна
2023
год
Тема: «Иммунитет. Виды иммунитета».
Цели урока:
1) образовательная: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, о
строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об
особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу
прививок, дать понятие о лечебной сыворотке, вакцине;
2) развивающие: формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника,
дополнительной литературой, развивать логическое мышление, умение сравнивать и
обобщать, развивать умение использовать свои метапредметные компетенции;
3) воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому
образу жизни и пользе профилактических прививок.
Задачи урока:
1) углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные
заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
2) формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами;
извлекать
нужную
информацию;
логически
мыслить,
анализировать,
строить
предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и
письменной форме.
Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний
Межпредметные связи: литература, история.
Литература: учебник «Биология 8 класс», авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш, электронный
учебник по анатомии и физиологии человека. - М.: Просвещение, 2004, И.Д.Зверев. Книга
для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-
ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
Термины: иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, виды иммунитета, вакцина,
сыворотка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности рабочих мест.
2. Мотивация.
- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время
чумы» и определите, о чём идет речь?
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща тёмная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо всё. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Ответ обучающихся (Об эпидемии чумы).
3. Слово учителя
- О каких функциях нашего организма мы будем говорить на уроке, вы поймете чуть позже.
- О них очень часто говорят в последнее время и слово «эпидемия» мы слышим с экранов
телевизоров.
II. Подготовка к изучению нового материала.
1. Историческая справка (вызов).
а) рассказ подготовленных учащихся
- Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась
50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10
млн человек. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400
тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой
приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".
б) проблемный вопрос:
- Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для
одних и проходили без особых последствий для других?
в) ответы обучающихся (организм использовал защитные свойства)
2. Объяснение учителя:
- Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного. Кожа, а также в
нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки
крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.
3. Повторное определение темы:
- Как вы думаете, о каком важном свойстве организма пойдёт речь? (Дети определяют, что
это иммунитет)
- Правильно, сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема
нашего урока «Иммунитет».
4. Индивидуальная опережающая работа у доски с терминами (1 человек)
- Учащийся должен выйти к доске и выписать из параграфа 15 «Иммунитет» все новые
термины, а потом уметь их объяснять (при проверке)
III. Актуализация знаний (повторение ранее пройденного)
1. Индивидуальная работа с интерактивной доской:
а) составление схемы «Внутренняя среда» и объяснение
2. Работа по вариантам (в индивидуальных картах) проверка темы «Внутренняя среда»:
а) закончить предложение;
б) установить соответствие.
3. Самопроверка по ключу (ключ на доске).
Вариант 1. I. 1а, 2б, 3а, 4в. II. 1б , 3г, 5д
Вариант 2. I. 1б, 2в, 3б, 4а. II. 2а, 4в, 5 д.4.
4. Выставление оценок:
а) за работу по вариантам
«5» - 7 правильных ответов;
«4» - 5-6 правильных ответов;
«3» - 3-4 ответа;
Незачёт – менее 3 ответов;
б) за составленную и прокомментированную схему.
(Физминутка под музыку)
IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о вкладе ученых в изучение иммунитета (знакомство с новым)
- Наш урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины –
иммунитету
(Демонстрация слайда № 1-4 с темой урока).
- Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков,
простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад
голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью
которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или
микробов.
Среди
микробов
есть
полезные
и
вредные
для
человека.
Попадание
болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое
заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что
заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер,
основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы
повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и
размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма
человека (слайд №5).
2. Работа по проверке усвоения рассказа учителя. (Заполнение индивидуальной карты):
а) дописать вклад ученого в карту.
3. Фронтальная беседа с использованием проблемных вопросов.
- Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма,
но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека
возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на
устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий.
- Что может произойти с болезнетворными бактериями?
- Ответ учащихся (Попавшие в организм болезнетворные бактерии могут встретиться с
защитными силами организма).
- Откуда взялись защитные свойства организма?
(Демонстрация слайда 6-7)
- Попробуйте дать определение, что такое иммунитет?
-
Ответ
учащихся
(1.
Способность
организма
защищать
себя
от
болезнетворных
микроорганизмов
и
вирусов
называется
иммунитетом.
2.
Иммунитет
–
это
невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.).
- Допишите в индивидуальной карте любую формулировку иммунитета.
- Как вы считаете, есть ли особая защитная система в организме человека?
- Ответы учащихся (Есть защитная система – это иммунная)
- Правильно, это иммунная система.
- Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав
иммунной системы?
3. Работа с учебником (частично – поисковый метод) и заполнение индивидуальной карты
- На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система», используя текст
учебника, и дидактический материал «Человек»
4. Проверка выполнения задания:
а) чтение учащимися своих вариантов ответа:
- Иммунная система в нее входят: красный костный мозг; тимус, или вилочковая (зобная)
железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические узлы; селезенка.
5. Работа с учебником, заполнение карты.
- Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем,
какие виды иммунитета различают. Откройте, пожалуйста, стр.76, прочитайте второй и
третий абзацы.
- Закончите предложения:
1). Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками,
называется…(клеточным)
2). Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических
веществ – антител – называется… (гуморальным)
3). Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)
4). Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом).
(Демонстрация портретов ученых)
6. Объяснение учителем физиологической сущности иммунитета.
(Демонстрация слайда)
- Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных
типа иммунных ответов. Ответ первого типа - клеточный, состоит в образовании Т-
лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака»
другим клеткам - В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила
название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» - сами могут убивать зараженные
микробами клетки, атакуя их особыми веществами - перфоринами. Как только Т-лимфоциты
дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ - то есть выработка нужного
антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного
действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.
- Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае положительным) помочь
предотвратить заболевание или ослабить его течение?
- Ответы учащихся.
7. Сообщение подготовленного ученика о вкладе Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой.
8. Проблемный вопрос:
- Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?
9. Самостоятельная работа с учебником.
- Вклад Л.Пастера в медицину. Стр.77.
10. Работа в группах
- 1 группа.
- Какие прививки делали вам в течение жизни?
- Составление схемы в индивидуальных картах «Виды иммунитета» в индивидуальных
картах с использованием материала учебника с. 76.
- 2 группа
- Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки?
- Составление схемы в индивидуальных картах «Виды иммунитета» в индивидуальных
картах с использованием материала учебника с 76.
11. Проверка выполненной работы.
V. Закрепление.
-
Определить, как хорошо вы разобрались в сегодняшней
теме урока, нам поможет
небольшой тест по теме «Иммунитет».
1. Выполнение теста.
2. Взаимопроверка. (1 вариант: 1а, 2г, 3г, 4в. 5б)
2 вариант: 1б, 2а, 3а, 4г, 5б.)
3. Оценивание тестовой работы.
4. Оценивание учащегося, работавшего с терминами у доски.
5. Выставление оценок за работу на уроке с комментированием.
VI. Рефлексия.
- Что Вы знаете об иммунитете?
- Что нового Вы узнали об иммунитете?
- Что хотели бы узнать?
- С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание:
дифференцированный подход к учащимся с различной учебной
мотивацией.
1. Всем параграф 15, знать термины, уметь составлять схемы.
2. Желающим подготовить информацию о заболеваниях, связанных с ослаблением
иммунитета (аллергия, СПИД, грипп, коронавирус).
3. Составить памятку «Профилактика гриппа» или «Профилактика коронавируса»