Напоминание

Сопровождение детей раннего возраста


Автор: Швецова Жанна Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад Росинка, ЦСРП "Солнечные ладошки"
Населённый пункт: г Новоуральск
Наименование материала: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста при нарушениях сенсорной интеграции
Тема: Сопровождение детей раннего возраста
Дата публикации: 24.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка»

структурное подразделение Центр (служба) ранней помощи

«Солнечные ладошки»

Методическая разработка

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

при нарушениях сенсорной интеграции»

Швецова Жанна Аркадьевна,

педагог-психолог

ВКК

Содержание

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи) 3

2. Сенсорная интеграция в теории и практике 4

2.1. Планируемые результаты по итогу освоения коррекционно-развивающих

занятий по сенсорной интеграции 4

2.2. Теоретические основы сенсорной интеграции, для определения работы в

данном направлении 5

2.3 Психолого-педагогическое сопровождение, виды деятельности при

нарушениях сенсорной интеграции 8

3. Организационно-содержательный раздел 9

4. Результат и профилактика 10

5. Библиографический список использованной литературы 11

Приложение №1 12

Приложение №2 13

2

1. Пояснительная записка

В России в последние десятилетия наблюдается тенденция к росту

количества детей с гиперактивным, плохо контролируемым поведением. Так

по данным российского психологического центра изучения и коррекции

поведенческих реакций почти 20% малышей в России страдают СДВГ. И это

только

зафиксированные

показатели.

Ведь

далеко

не

все

родители

обращаются за помощью к специалистам. Неврологи, психиатры связывают

проявления данного синдрома с трудностями выработки адаптивного ответа

на сенсорные раздражители, искаженное и/или неселективное их восприятие.

Основными факторами в нарушении сенсорной интеграции, по данным

Российского

Государственного

Медицинского

Университета

им.

Н.И.

Пирогова, у детей дошкольного возраста являются: патологии течения

беременности, генетические нарушения, недоношенность, средовой фактор,

постнатальный фактор.

Сенсорная интеграция – это естественный, неврологический процесс

развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь.

Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития человека –

это первые семь лет жизни. Нарушение сенсорной интеграции может

диагностироваться уже в раннем возрасте, когда происходит активное

накопление опыта ощущений и формируются реакции на них.

Выявить нарушение сенсорной интеграции у детей раннего возраста

достаточно сложно, но необходимо для своевременной коррекционной

работы. Трудности диагностики обусловлены отсутствием единого перечня

симптомов. Его создание затруднено из-за сложного взаимодействия

сенсорных систем разной модальности между собой и с другими отделами

мозга.

Специалистами

Центра

(службы)

ранней

помощи

«Солнечные

ладошки» используются различные методы обследования нарушений в

развитии у детей раннего возраста, в том числе нарушений сенсорной

интеграции:

комплексная оценка уровня развития детей (младенческий возраст от 2

до 16 месяцев KID-R и ранний возраст от 14 месяцев до 3 лет 6 месяцев

RCDI);

первичный прием (включающий в себя интервью и обследование по

основным областям жизнедеятельности);

углубленная

оценка

по

домену,

имеющему

ограничение

жизнедеятельности;

интервью

о

повседневных

рутинах,

в

ежедневных

жизненных

ситуациях.

Дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при

аутизме, РАС, ДЦП и при органических повреждениях головного мозга.

При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной

интеграцией необходимы в 100% случаев, так как являются одним из

эффективных методом для развития высших психических функций детей с

3

нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного

мозга.

Учитывая факт, что сенсорные нарушения встречаются у 50% детей

раннего возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка психолого-

педагогической помощи в развитии сенсорной интеграции, актуальность

данного вопроса является очевидной.

Цель: обеспечение сенсорной интеграции в процессе коррекционно-

развивающей работы с детьми раннего возраста.

Задачи:

создавать условия для сенсорной интеграции, стимуляции сенсорных

систем;

развивать нейронные и телесные связи;

создавать условия для положительного эмоционального контакта ребенка

со значимыми взрослыми.

2. Сенсорная интеграция в теории и практике

2.1. Планируемые результаты по итогам освоения коррекционно-

развивающих занятий по сенсорной интеграции

В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и

системные особенности дошкольного образования делают неправомерными

требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных

достижений. Поэтому результаты освоения коррекционно-развивающих

занятий

по

сенсорной

интеграции

представлены

в

виде

возрастных

характеристик и возможных достижений ребенка.

Отличительной особенностью реализации занятий в ранней помощи

является ее ориентированность на активное участие семьи в образовательной

деятельности:

система

работы

построена

таким

образом,

что

родители/законные представители включены во все формы занятий и

осуществляют перенос полученных знаний и навыков в домашние условия

(Приложение №2). Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми

с рисками в развитии, детьми со статусом ОВЗ и детьми-инвалидами и

предусматривают предупреждение вторичных биологических и социальных

отклонений в развитии.

Результатом освоения коррекционно-развивающих занятий является

индивидуальная положительная динамика в коррекции нарушений сенсорной

интеграции различной модальности. Примером таких изменений мы видим:

осознание ребенком своего тела в пространстве;

снижение уровня двигательного беспокойства;

развитие зрительно-моторной координации;

улучшение двигательной координации, моторных навыков;

развитие способности к обучению и коммуникации;

наблюдается

положительная

динамика

в

развитии

слухового

и

зрительного внимания;

4

отмечается

положительная

динамика

в

произвольности

и

последовательности выполнения движений;

активизирована сенсорная активность (зрительное, слуховое, тактильно

кинестетическое восприятие);

сформированы познавательная активность и мотивация к деятельности.

2.2. Теоретические основы сенсорной интеграции, для определения

работы в данном направлении

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной

нервной

системе

процесс

организации

ощущений,

поступающих

одновременно

от

разных

сенсорных

систем

(тактильная

система,

вестибулярный аппарат, проприоцепция, слух, зрение, обоняние и вкус),

который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной

системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное

взаимодействие с окружающей средой.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский

эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики

на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в

Университете

Южной

Калифорнии

в

рамках

своей

диссертации

по

педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно

практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с

помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными

нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и

помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс

«рецептор-рефлекс».

Причины нарушений сенсорной интеграции:

осложнения беременности. Патологии внутриутробного развития/

внутриутробные инфекции;

осложнения во время родов, родовые травмы;

генетические патологии. Расстройство обработки информации от

органов чувств диагностируется при синдроме Дауна, синдроме Вильямса;

патологии в новорожденном/грудничковом периодах;

дефицит сенсорного опыта. Дезинтеграция сигналов от органов чувств

может

быть

спровоцирована

пребыванием

ребенка

в

условиях

с

недостаточной тактильной, визуальной, аудиальной стимуляцией (пример:

дети из домов малютки, долгое время находящиеся одни в кроватке без

игрушек);

средовые факторы (экология);

нарушения нервно-психического развития;

черепно-мозговые травмы;

детский церебральный паралич (ДЦП);

расстройства аутистического спектра (РАС);

врожденный аутизм.

5

Патогенез

Сенсорная

система

состоит

из

трех

звеньев:

рецепторов,

проводниковых путей и отделов коры головного мозга, ответственных за

восприятие, переработку информации. Рецепторы реагируют на изменение

среды, обеспечивают процесс обнаружения стимулов (звука, прикосновения

и т.д). Проводящие волокна передают импульсы от рецепторных клеток к

нейронам мозга. Далее происходит кодирование импульсов, формирование и

опознание образов восприятия (звук «превращается» в мелодию или голос).

Эти сложные процессы реализуются в префронтальной коре, ядрах таламуса,

мозжечке и других отделах головного мозга.

При расстройстве сенсорной интеграции нарушается работа третьего

звена:

неправильно

осуществляется

обработка

информации

от

вестибулярного аппарата, проприорецепторов, органов чувств. Возможны

различные варианты дефицитов. Например, при недостаточной интеграции

информации от проприорецепторов и вестибулярного аппарата сложно

удерживать равновесие, сохранять тонус мышц, координировать движения.

Классификация

Нарушение сенсорной интеграции классифицируется по нескольким

основаниям. В зависимости от интенсивности восприятия сигналов оно

бывает гипо- и гиперреактивным. Согласно модальности стимулов –

аудиальным,

визуальным,

проприоцептивным

и

т.д.

В

психолого-

педагогической практике наиболее распространена классификация на основе

активности и поведения детей с сенсорной дисфункцией:

1.

Снижение регистрации стимулов. Часть импульсов от рецепторов

не

фиксируется

головным

мозгом.

Расстройство

проявляется

малоподвижностью, низкой выносливостью, слабым тонусом мышц. Ребенок

безразличен, апатичен, замкнут.

2.

Повышенная

чувствительность.

Множество

сигналов

регистрируется

мозгом,

затруднено

выделение

важных.

Расстройство

проявляется

невнимательностью,

высокой

отвлекаемостью,

гиперактивностью.

Наиболее

выражены

слуховая

и

оральная

чувствительности.

3.

Поиск ощущений. Интеграция стимулов искажена, возникает

частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен, легко возбудим. Он

часто находится в поиске нового опыта: облизывает предметы, засовывает

пальцы в жидкость, громко стучит.

4.

Избегание

ощущений.

Вариант

искаженного

восприятия

стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется пониженной

активностью, эмоциональной возбудимостью, непереносимостью новых

ощущений. Характерна приверженность ритуалам, стремление оставаться в

знакомой обстановке, в уединении.

Дисфункция

сенсорной

интеграции,

как

правило,

встречается

комплексная, то есть, когда нарушения проявляются в работе нескольких

органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что

6

стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной

интеграции?

Со стороны тактильной системы: реакции отдергивания во время

безопасного касания, отказе от ношения некоторых предметов одежды, в

отказе от умывания или мытья волос, боязни запачкать руки, а также в

избирательном использовании кончиков пальцев для манипулирования

предметами, а не целиком ладонь. Воздержание от игр с пластилином,

тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной

чувствительности, не терпят прикосновений к себе, не любят ходить

босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость

движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм,

детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией

внимания и координацией, излишняя тревожность. Некоторые дети могут

быть

гиперчувствительными

к

вестибулярной

стимуляции

и

демонстрировать вызванное испугом поведение оборонительного характера в

ответ на обычную двигательную активность (раскачивания тела, отодвигание

тела в сторону, атаки ярости, уклонения от безопасных объектов). Также у

таких детей могут быть проблемы в освоении навыка подъема или спуска по

ступенькам; по наклонным или стабильным поверхностям они могут ходить

или ползать с избыточной и заметной осторожностью. В результате эти дети

могут выглядеть напуганными на открытом пространстве. Гипореактивная

вестибулярная система - эти дети активно ищут интенсивные способы

получить раздражение данной сенсорной системы, такие как избыточные

вращения

тела,

подпрыгивания

или

кувыркания.

Такой

ребенок

демонстрирует

знаки,

что

проявляется

в

его

постоянных

попытках

стимулировать вестибулярную систему.

Со стороны проприоцептивной системы: неуклюжесть, тенденция к

падениям, недостаточное понимание положения собственного тела в

пространстве,

странные

позы,

минимальный

период

ползанья

на

четвереньках в раннем возрасте, трудность манипуляции небольшими

предметами (пуговицы, карабины), неряшливость во время приема пищи и

нежелание участвовать в новых двигательных активностях. Еще одним

определением термина «проприорецепция» служит термин «праксис», что

означает «способность к выполнению целенаправленных двигательных

актов».

Для

удовлетворительной

работы

проприорецептивная

система

должна получать точную информацию от других сенсорных систем, и только

после получения информации от сенсорных систем она сможет организовать

данные и эффективно и продуктивно интерпретировать их.

Со стороны слуховой функции:

боязнь громких звуков и шума,

непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные

реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в

людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы:

светобоязнь (предпочтение к

полумраку

и

темноте),

напряжение

при

рассматривании

предметов,

7

неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит

в глаза собеседнику.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к

пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов,

негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

2.3 Психолого-педагогическое сопровождение, виды деятельности

при нарушениях сенсорной интеграции

После проведения всех диагностических процедур, специалистами

Центра

проводится

междисциплинарный

консилиум,

на

котором

определяется траектория сопровождения ребенка и его семьи. В зависимости

от выявленных проблем, на ребенка составляется индивидуальная программа

ранней

помощи

(ИПРП),

учитывающая

способности

и

особенности

конкретного малыша.

Психолого-педагогическое

сопровождение

осуществляется

посредством практико-ориентированных консультаций, игровых сеансов,

игротек, мастер-классов, тренингов. Составляется индивидуальный план

сопровождения семьи.

Ключевая стратегия практико-ориентированных консультаций

организация

активностей,

которые

способны

усилить

ощущения.

Используются

совместные

активности,

состоящие

из

индивидуально

подобранных игры и упражнений, стимулирующие вестибулярный аппарат,

проприоцепторы,

тактильные,

визуальные

и

слуховые

рецепторы.

Специалист следит за реакцией ребенка, усиливая или уменьшая силу

воздействия. Коррекционный комплекс состоит из нескольких блоков:

Вестибулярные, проприоцептивные стимуляции. Проводятся игры с

линейным, угловым перемещением, преодолением сопротивления движению,

изменением скорости. Используются разнообразные качели, платформа-

планер, горки. Таким образом, формируется образ тела, представление о его

положении в пространстве, об активности мышц.

Тактильные

стимуляции. Для

улучшения

интеграции

сигналов,

поступающих через кожу, применяются различные виды прикосновений.

Возможные варианты: растирание щетками, массаж текстурными тканями,

вибраторами. Также нами используются игры в сухом бассейне, пересыпание

круп руками. Основной принцип, который мы учитываем в работе – занятия

должны успокаивать.

Зрительные

стимуляции. Специалистами

проводятся

игровые

упражнения с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопами. Доказала

свою эффективность работа в световой песочнице.

Слуховые

стимуляции. Включают

игры

с

погремушками,

музыкальными

инструментами.

Хороший

эффект

дает

работа

с

аудиозаписями различных звуков (с шумом дождя, пением птиц, голосами).

Малышу вместе с родителями предлагается внимательно прослушать их,

определить источник.

8

Взрослым, сопровождающим ребенка в домашних условиях, мы

рекомендуем стимулировать вкусовые и обонятельные системы. Чтобы

расширить

опыт

восприятия,

выполняются

задания

с

натуральными

продуктами (фрукты, овощи), душистыми растениями, специями. На

начальных этапах предлагается просто побыть вблизи источника аромата,

далее – нюхать его, пробовать на вкус, разделять по группам.

3. Организационно-содержательный раздел

Сроки реализации программы

Занятия проводятся с детьми раннего возраста 1 раза в неделю по 40-60

минут при непосредственном участии родителей (законных представителей).

Срок реализации программы составляет два-три месяца. Если за это время

программа реализована не в полном объеме, то она пролонгируется на

требуемый для получения желаемого результата срок.

Общие положения по проведению занятий:

занятия включают в себя элементы социально - психологического

тренинга, поэтому проводить их надо в специально оборудованном

помещении,

в

котором

участники

могут

свободно

располагаться

и

передвигаться;

психолог

должен

целенаправленно

работать

над

созданием

доверительной

обстановки

для

формирования

положительного

эмоционального контакта ребенка со взрослым;

необходимо

соблюдать

последовательность,

ритуалы

начала

и

окончания

занятия,

обязательно

оставлять

время

на

закрепление

приобретенных навыков.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным

содержанием.

Структура

занятий

разработана

с

учетом

возрастных

особенностей детей раннего возраста.

На занятиях используются следующие приемы работы:

массаж шариками Су-Джок;

краткий лекторий для родителей;

психогимнастика;

телесно-ориентированные практики;

игры в световой песочнице.

Занятия состоят из нескольких частей

Часть № 1. Вводная, ритуал приветствия. Задачи вводной части

занятия

настроить

всех

участников

на

совместную

деятельность,

установить положительный эмоциональный контакт между взрослым и

ребенком через приветствие и совместные упражнения. Обязательным

ритуалом первого этапа является массаж шариками и колечками Су-Джок,

что способствует активизации, улучшению функционального состояния

9

внутренних органов, стимулированию речевых областей коры головного

мозга под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.

Помимо этого, массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного

воспитания, которая способствует повышению физической и умственной

работоспособности ребенка.

Часть № 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая

нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, комплекс

совместных

детско-родительских

телесно-ориентированных

практик,

направленных на коррекцию нарушений сенсорной интеграции. Основная

часть включает упражнения, направленных на развитие потенциала, который

не в полной мере развит у ребенка. Упражнения сенсорно-интегративной

коррекции

вводятся

в

деятельность

ребенка

постепенно.

Начинается

коррекция с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты, а

стимуляция

слабых

каналов

вводится

постепенно.

Упражнения

используются,

как

для

стимуляции

отдельных

сенсорных

каналов

(зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного),

если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в

комплексе.

Часть № 3. Завершающая часть включает ритуал прощания, игры и

упражнения в световой песочнице. На примере упражнений в световой

песочнице

можно

выделить

следующие,

наиболее значимые

задачи,

решаемые с помощью рисования песком.

Во-первых, это способствует

релаксации,

снятию

эмоционального

напряжения,

стабилизирует

психоэмоциональное состояние детей. Также происходит активизация

межполушарного

взаимодействия

(при

рисовании

двумя

руками),

психических процессов, развитие мелкой моторики и повышение тактильной

чувствительности, сенсорной интеграции в целом. Поэтому ритуал прощания

с играми в световой песочнице является важным этапом любой практико-

ориентированной консультации.

Используемое

оборудование:

балансировочные

доски,

горка,

различные тоннели, тяжелые одеяла, массажные коврики и дорожки,

массажные щетки, валики, материалы разной фактуры и плотности, сухой

бассейн с различными сыпучими материалами (песок, камешки, крупы),

тактильные диски, мячи различной текстуры и размера, различного вида

специальные утяжелители (шарфы, жилеты), бусины, колечки, пуговицы,

пластилин, световая песочница, сенсорное яйцо.

4. Результаты и профилактика

Эффективность коррекционно-развивающих мероприятий зависит от

возраста ребенка: чем раньше начаты занятия, тем выше вероятность

положительных изменений. Также важно учитывать причину нарушения

сенсорной интеграции: сенсорный дефицит в опыте корректируется легче,

чем дезинтеграция, вызванная серьезными органическими поражениями

10

мозга. По результатам итоговых оценочных процедур у 100% детей,

прошедших

курс

занятий

по

сенсорной

интеграции,

отмечается

индивидуальная положительная динамика развития:

значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным,

звуковым, слуховым стимулам;

улучшилась осознание своего тела в пространстве;

снизился уровень двигательного беспокойства;

значительно улучшилась двигательная координация;

значительно улучшилась концентрация внимания;

улучшилась способность к обучению и коммуникации;

значительно улучшился эмоциональный фон.

Обязательна профилактика и закрепление полученных результатов в

домашних условиях (Приложение №1), которая заключается в организации

родителями разнообразного взаимодействия ребенка с окружающей средой:

занятия двигательной активностью, манипуляции с предметами различной

текстуры, игры на дифференциацию звуков, зрительных образов и т.д.

5.

Библиографический список использованной литературы

1.

Айрес, Э.Джин. Ребёнок и сенсорная интеграция: понимание скрытых

проблем развития / Э.Джейн Айрес; под ред. Ю. Даре. - М.: Теревинф,

2009 – 270 с.

2.

Банди, Анита. Сенсорная интеграция: теория и практика / Анита Банди,

Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; под редакцией Д.В. Ермолаева. - М.:

Теревинф, 2022. – 766 с.

3.

Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге / Улла Кислинг; под

редакцией Е.В.Клочковой. - М.: Теревинф, 2022 – 235 с.

4.

Миненкова,

И.Н.

Обеспечение

сенсорной

интеграции

в

коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или

множественными нарушениями психофизического развития / И.Н.

Миненкова. – М.: Просвящение, 2007. - 92 с.

11

Приложение №1

Развитие сенсорной интеграции в домашних условиях

Специалистами

Центра,

для

семей

воспитанников,

разработаны

рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на

развитие сенсорной интеграции в домашних условиях:

вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной

коррекции постепенно;

упражнения целесообразно делать регулярно и систематически;

игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный

момент (перед едой, перед началом игровой деятельности, на прогулке);

целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые

достаточно развиты, стимуляцию слабых каналов вводить постепенно;

упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных

сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и

гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы

дезинтеграции, так и в комплексе.

12

Приложение №2

Игры и упражнения для развития вестибулярной и гравитационной

систем в домашних условиях

Основные цели данных упражнений:

– стимулировать вестибулярный аппарат;

- улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и

способность восстанавливать равновесие.

Название

Ход упражнения

Варианты

проведения

Материалы

Качели

(гамак),

сани

Положите ребенка на

качалку, покачайте его

несколько минут (все

делаем

медленно,

в

равномерном

спокойном темпе):

1. вперед-назад

2. из стороны в сторону

3. медленно кружимся

вокруг оси (если нет

противопоказаний).

-используйте одеяло

как сани (положите

ребенка на одеяло и

покатайте

вперед,

назад, в стороны);

- покатайте ребенка

вниз по наклонной

доске

или

любой

плоской

поверхности.

одеяло

Кто

меня

толкнул?

Положите ребенка на

пол

выпрямите

ноги

вперед

и

положите

расслабленные

руки

вдоль

туловища.

«Прошагайте»

пальцами вверх по телу

ребенка от ступней до

плеч. Дойдя до плеч,

слегка

толкните

его

вправо, влево, вперед

или назад.

Наденьте на глаза

повязку, для более

четких

телесных

ощущений.

коврик,

повязка

на

глаза

Мыльные

пузыри

Используйте

мыльные

пузыри,

помогайте

ребенку

ловить

их

сначала левой рукой,

затем

правой.

Это

полезно для развития

вестибулярной

и

гравитационной

системы.

Игры

на

пересечение

срединной

линии

тела.

Например:

правой

рукой,

лопнуть

пузыри

на

левой

ноге и пр.

мыльные

пузыри

13

В

случае

негативной

реакции

нужно

прекратить

занятие.

Возобновляйте его постепенно, позволяя ребенку контролировать процесс.

Он должен сам определить, в каком объеме он способен вытерпеть

вестибулярную стимуляцию.

Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы в

домашних условиях

Общая

цель

данных

упражнений

и

игр

стимулировать

проприоцептивную

систему

(восприятие

сигналов

от

мышц,

связок,

суставов),

улучшить

осознание

тела,

ощущение

положения

тела

в

пространстве и оптимальное приложение силы.

Ход упражнения

Примечания

Материалы

Бинтование

эластичными

бинтами. Ребенок нуждается в

понимании своего тела, его

размеров, пропорций, а также

его возможностей. Бинтование

некоторых частей тела, как

ноги, торс и руки, помогает

нервной системе формировать

представление о своем теле.

Это

поможет

ребенку

собраться,

успокоиться,

почувствовать

себя

и

свое

тело.

Важно бинтовать не сильно

туго, ребенку должно быть

комфортно.

Начинайте

бинтовать

с

конечностей,

сначала

руки,

через

несколько дней ноги и пр.

начните

с

5

минут,

постепенно

увеличивая

время до 30 мин.

Эластичный

бинт

Оденьте утяжелители на руки

ребенка, начните с 5 минут,

увеличивая время до 30 минут.

Делайте это в течении недели.

Затем тоже самое проделайте

с ногами малыша, повторите

это

упражнение

в

течении

недели, если все протекает

благоприятно,

попробуйте

одеть утяжелители на ноги и

руки,

начиная

с

5

минут,

постепенно увеличивая время.

Утяжелители

помогут

ребенку

в

решении

следующих

коррекционно-

развивающих

задач:

усиления чувствительности

конечностей;

уточнения

схемы

тела;

улучшения

координации

движений;

укрепления мышц; развития

выносливости.

Утяжелител

и для ног и

рук

Тяжелое

одеяло

отличный помощник ребенку

для засыпания и игры. Важно

использовать

его

для

засыпания не дольше 1 часа,

как ребенок заснул. Порой

Также

можно

накрывать

ребенку

плечи

или только ноги во время

игры, чтобы облегчить ему

концентрацию внимания на

процессе.

Тяжелое

одеяло

14

хватает

накрыть

только

верхнюю часть тела, не трогая

ноги, чтобы ребенку было под

ним комфортно.

Играть с любыми игрушками

можно так, чтобы рука или

нога

пересекала

среднюю

линию.

Это

важно

для

улучшения

работы

мозга,

помогает созреванию мозга и

его гармоничной работы.

Можно

специально

предлагать ребенку игрушки

так, чтобы ему приходилось

тянуться рукой и пересекать

при этом среднюю линию.

Аналогично

помогать

передвигать

предметы

ногами, планируя сложные

движения в обе стороны.

Игрушки

небольшого

размера

Игры и упражнения для развития тактильной системы в

домашних условиях

Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные

ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые

задания призваны также улучшить способность ребенка к различению

материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы

поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего

мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой,

температурой, весом.

Название

Ход упражнения

Варианты проведения/

примечание

Материалы

Поймай

игрушку

Родитель

касается

мягкой

игрушкой

разных частей тела

ребенка.

Лучше

использовать

игрушки различной

фактуры.

Стимуляция

тактильной

чувствительности,

улучшение внимания и

скорости

реакции

у

ребенка.

Игрушки

различной

фактуры.

Чудесный

мешочек

В

непрозрачный

мешочек

кладут

предметы

разной

формы,

величины,

фактуры (игрушки,

геометрические

фигуры

и

тела,

пластмассовые

буквы и цифры и

др.). Опустите руку

ребенка в мешочек,

Стимуляция

тактильной

чувствительности,

тренировка

дифференциации

собственных

ощущений.

Непрозрачны

й мешочек с

предметами

разной

формы,

величины,

фактуры.

15

ребенок ощупывает

предметы.

Коробка

с

текстурами

Положите карточки

с

текстурами

в

коробку. Попросите

ребенка

достать

карточки,

а

затем

приемом

«рука

в

руке» доставать по

одной

карточке,

трогать

ее,

проводить

по

разным

участкам

тела.

Родители

при

этом

дают описание каждой

карточки: шероховатая,

гладкая,

мягкая,

твердая,

легкая,

тяжелая,

липкая,

скользкая и т.д.

Коробка

из-

под

обуви,

карточки

размером 5x5

см

с

различными

текстурами:

наждачная

бумага,

ткань,

алюминиевая

фольга,

мех,

атлас,

кожа,

вата,

перья,

дерево,

пластик.

Что

в

мешочке?

Ребенку предлагают

небольшие

мешочки,

наполненные

горохом,

фасолью,

бобами

или

крупами:

манкой,

рисом, гречкой и др.

Перебирая

мешочки,

ребенка

развивает

мелкую

моторику

и

тактильные ощущения.

Небольшие

мешочки,

наполненные

горохом,

фасолью,

бобами

или

различными

крупами.

Пальчиков

ый бассейн

Руки

ребенка

погружаются

в

пальчиковый

бассейн из фасоли,

ребенок перебирает

фасоль,

находит

предметы в фасоли

(это

могут

быть

камушки,

шарики,

крупные

пуговицы

и пр.)

Предложите

ребенку

опустить

руки

в

гидрогель,

найти

там

предмет.

Меры

предосторожности:

обязательно

следите,

чтоб ребенок не взял

гидрогель или мелкие

предметы в рот, после

игры сразу моем руки.

Пластиковый

контейнер,

фасоль.

Тактильная

дорожка

Выложите на полу

дорожку

из

различных

материалов:

плотных

ковриков,

упаковочной

пленки, линолеума,

картона

и

т.д.

и

Положите ребенка на

каждый

коврик,

чередуя

тактильные

ощущения всего тела.

Ортопедичес

кие

резиновые

коврики,

куски

картона,

пузырчатой

упаковочной

16

предложите

малышу

по

ней

походить.

пленки,

линолеума,

ткани и т.д.

Сотри

точку

Нарисуйте на руке,

ноге

или

любой

другой части тела

ребенка

точку

мелом, мукой или

пудрой,

а

затем

вместе

стереть

точку

с

помощью

полотенца

или

кусочка

ткани.

Называйте

части

тела,

с

которой

стираете точку.

Меры

предосторожности:

будьте

внимательны

при

занятиях

с

ребенком

на

кожных

покровах, следите, чтоб

не было аллергии или

сыпи.

Мел,

мука,

пудра,

махровая

ткань, клубок

пряжи,

флисовый

мячик,

отрезок ковра

размером

с

ладонь.

Смеси

Ребенок

помещает

руки

в

различные

смеси

и

ощущает

различия

между

ними.

Варианты проведения:

- Спрячьте в различных

материалах предметы и

попросите ребенка их

найти.

Меры

предосторожности:

обращайте

особое

внимание, чтоб ребенок

не чего не положил в

рот.

Возможно,

в

данном

случае,

следует

работать

только

со

съедобными

материалами.

Пальчиковые

краски,

глина,

смесь

песка и муки,

мокрый

песок, земля,

смесь муки и

воды.

Катаем мяч

Положите

ребенка

на

живот.

Прокатите

по

его

телу большой мяч (с

легким

нажимом).

Затем

переверните

его на спину. Еще

раз

прокатите

по

нему мяч.

Большой

надувной

мяч,

гимнастическ

ий мяч или

мяч

для

лечебной

физкультуры,

мягкий валик.

Ручки,

ножки

мы

помоем

Обычно

ребенок

купается

каждый

день.

Эту

активность

тоже

Если ребенку трудно в

первый

момент

привыкнуть

к

губке,

испачкайте его в пене

Силиконовые

губки (лучше

с

высоким

ворсом).

17

важно использовать

для

помощи

ребенку. Поменяйте

обычные

мочалки

на

силиконовые

губки и используйте

их,

чтобы

мыть

ребенка.

Лучше

всего

иметь

3-4

штуки, чтобы двумя

вы

мыли

ребенка

сами, две были ему

для свободной игры.

Протирайте

ребенка,

сжимая

плотно

между

губками его ручки,

ножки,

протирайте

его

кожу

словно

интенсивно

массируете.

для бритья и смывайте

ее с помощью губок.

Жвачка для

рук

Мять,

сжимать,

растягивать

плотную жвачку для

рук

должно

стать

частой

игрой

ребенка.

Эта

игра

нужна для развития

навыка

двигать

осознанно

отдельными

частями тела.

В

жвачку

можно

прятать

фигурки

из

киндер-сюрприза,

чтобы ребенок находил

и доставал ее оттуда.

Жвачка

для

рук

(силиконовая

игрушка,

отдаленно

похожая

на

пластилин

или пластику,

но

имеющая

ряд

отличий

по

своим

физическим и

внешним

свойствам)

Убежище

Не

всякая

деятельность

должна

нагружать

ребенка,

но

и

должно быть место

отдыха, передыха, в

какой-то

степени

убежище.

Для

детей,

у

которых

пониженная

Это может быть

большая

коробка

из-

под

стиральной

машины, или место в

шкафу.

Большая

коробка

18

внутренняя

чувствительность

часто

повышается

внешняя,

кожа

становится

гиперчувствительно

й.

Чтобы

снизить

это

напряжение,

необходимо создать

ребенку

личное

прохладное, темное

место, где ребенок

может

находиться

столько,

сколько

ему надо.

Для

развития

тактильной

системы

целесообразно

использовать

различные виды игр для развития мелкой моторики, любые виды рисования и

раскрашивание, собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать

крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина;

застегивать пуговицы.

Рекомендации по работе с детьми с тактильно-защитным

поведением (защитным поведением по отношению к тактильным стимулам):

Иногда

ребенок

может

некоторое

время

терпеть

тактильную

стимуляцию, прежде чем начнет открыто проявлять признаки защитного

поведения.

Ребенок

может

плохо

осознавать

границы

собственного

тела,

поскольку не чувствует их.

Способность к тактильному различению у разных детей может

находиться на противоположных концах возможного диапазона – от

практически отсутствующей до прекрасно развитой.

Постепенно вводите новые тактильные материалы и позволяйте

ребенку самостоятельно определять, как долго он сможет вытерпеть каждое

упражнение.

Не заставляйте ребенка доводить до конца задание, которое вызывает у

него отвращение. В случае проявлений защитного поведения (уклонение,

гримасы, замыкание в себе, недовольные возгласы) немедленно прекращайте

занятие.

Возобновляйте работу постепенно, применяя достаточно плотный

нажим. Позвольте ребенку выполнять задания в комфортном для него темпе.

19

При нарушении сенсорной чувствительности всегда предупреждайте

ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему

только спереди.

Учите

ребенка

самостоятельным

действиям,

позволяющим

регулировать чувствительность.

Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами,

целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно,

например, прятать под одежду ребенка и искать.

Игры и упражнения для развития слухового восприятия в

домашних условиях

Название

Ход упражнения

Варианты проведения/

примечание

Тихо

и

громко

Поочередно

звучит

то

тихая, то громкая музыка.

На

громкое

звучание

музыки,

громко играть на металлофоне, на

тихое звучание отвечать тихой

игрой на металлофоне

Далеко

близко

Включить приятную, не

громкую музыку и с ней

очень

медленно

то

приближаться,

то

удаляться от ребенка.

Звать

малыша

по

имени,

то

приближаться, то удаляться от

ребенка.

Что

слышится?

Родители

производят

различные шумы и затем

описывают, что это был за

звук. Это

могут

быть

различные

звуки:

переливающейся воды из

стакана

в

стакан;

шуршание

бумагой

тонкой

и

плотной;

разрезание

бумаги

ножницами; упавшего на

стол

ключа,

судейского

свистка,

звонка

будильника и др.

Шумы могут быть записаны на

телефон

и

отражать

шумы

окружающего мира (мурлыкание

кошки, скрип двери, шум машин,

храп, дождь и т.д.

Меры предосторожности:

Обратите внимание, как реагирует

ребенок на резкие звуки, если

реакция

негативная,

то

резкие

звуки не использовать.

Шумящие

коробочки

Ребенку

предлагают

проверить

шумы

всех

коробочек. Затем родитель

или

ребенок

звучат

по

очереди

по

одной

коробочке,

и

родитель

озвучивает,

что

эта

Несколько

коробочек

(можно

использовать

киндер-сюрпризы),

которые заполнены различными

материалами

(железными

пробками,

маленькими

деревянными

брусочками,

камушками, монетками и др.) и

20

коробочка с тихим шумом,

другая с громким.

при сотрясении издают разные

шумы (от тихого до громкого).

Игры и упражнения для развития обонятельной системы в

домашних условиях

Название

Ход упражнения

Варианты

проведения/

примечание

Материалы

Что за запах?

Предложить ребенку

по очереди нюхать

различные продукты

и

предметы.

Родители

называют

объекты,

которые

нюхает

ребенок,

и

говорят

съедобные

они или нет.

Развивать умение

ребенка

определять

по

запаху съедобное

– несъедобное.

Разложены

по

тарелочкам

продукты

питания:

хлеб,

шоколад, фрукты;

предметы

туалета:

мыло,

духи,

зубная

паста.

Коробочки с

запахами

Предложить ребенку

понюхать

не

торопясь, начиная из

далека

все

контейнеры,

приближая и удаляя

их.

Можно

использовать

только съедобные

продукты;

Ароматические

масла.

Происходит

дифференциация

запахов

с

помощью

обоняния.

8 контейнеров из-

под

Киндер-

сюрпризов

с

маленькими

отверстиями

в

каждом,

наполненные

остро пахнущими

веществами

(кофе,

гвоздика,

корица, ванилин,

цедра, чеснок и

т.д.).

Улучшение обоняния можно достигнуть, занимаясь по нескольким

направлениям.

Способствуют

улучшению

обоняния

любые

занятия

физкультурой, так как они улучшают общее кровообращение, может быть

пассивная гимнастика, ЛФК. Но, прежде всего, это относится к гимнастике

лица. Хорошо восстанавливают и улучшают обонятельные способности

упражнения, восстанавливающие местное кровообращение в верхней части

носа. Ускорить этот процесс можно прогреванием верхней части носа.

Упражнение для носовой мышцы (она находится в крыльях носа)

также желательно делать 5 раз с напряжением во время вдоха на 5-6 секунд:

надавите пальцем на кончик носа и, одновременно, носом надавите на палец

с максимально возможной силой и потяните вниз нижнюю губу; движения

быть не должно, не должны двигаться и другие мышцы лица.

21

Упражнение для мышцы гордецов (она – над переносицей) делается

на тех же условиях: положите один или два пальца на середины бровей;

надавите пальцами на брови, а брови со всей силой пытайтесь сдвинуть к

переносице, но брови при этом даже шевелиться не должны. Способствует

улучшению обоняния упражнение дыхания через нос. Выполните это

упражнение, обращая особое внимание на движение воздуха по верхней

части носа, через верхний носовой ход, то есть через область расположения

обонятельных рецепторов.

Игры и упражнения на развитие вкусовой системы в домашних

условиях

Ход упражнения

Примечание

Материалы

Предлагайте ребенку жевать

плотный и тягучий мармелад,

пить

кисель,

жевать

тянущуюся

еду,

прилипающую

к

зубам

и

языку,

а

также

сосать

сосульки, как Чупа-чупс (если

у

ребенка

нет

противопоказаний, и он не

давится)

Усиленное

жевание

и

сосание

помогает

насытить

голодающую

мышечно-суставную

систему

и

сбалансировать

вестибулярную систему.

Жевательные

и

сосательные

движения

производятся

разными

группами

мышц,

и

создают

разный

сенсорный опыт.

Жевательный

мармелад

и

сосульки

22



В раздел образования