Автор: Подушко Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: Город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе
Дата публикации: 24.08.2025
Раздел: начальное образование
Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе
Подушко Е. П.,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни
человека. Ребята слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на
улице. Они понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и
проявляют
стремление
к
самостоятельному
их
использованию.
Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах
обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно
покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными
приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными
знаками и являются активными участниками торгово-финансовых
взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой
грамотности.
Повышение
финансовой
грамотности
населения
–
одна
из
важнейших
задач
сегодняшнего
времени.
Результаты
обучения
финансовой грамотности заключаются прежде всего в формировании
принципов
разумного
финансового
поведения. Спектр финансовых
вопросов существенно велик, расширяется с каждым годом и
включает
рассмотрение
следующих
вопросов:
макроэкономические
явления
и
процессы;
основы экономического поведения; деньги,
инфляция; доходы и расходы, бюджеты разных уровней; финансовое
планирование;
расчеты
и
платежи,
экономическая
и
финансовая
безопасность;
финансовые
институты;
банки;
рациональное
экономическое поведение; страхование; инвестирование.
Младшие
школьники
знакомятся
с
основами
финансовой
грамотности в процессе социализации. Первые уроки по финансовой
грамотности принято начинать в начальной школе. В этот период
происходит активная социализация ребёнка: он чаще проводит время
без
мамы
с папой
и приобретает
новые
навыки
и умения.
Формирование
знаний
финансовой
грамотности
у обучающихся
в начальной
школе
помогает
уберечь
детей
от многих
ошибок
в отношениях
с деньгами
в будущем,
ведь
о необходимости
долгосрочного планирования и основах семейного бюджета они будут
слышать с детства.
Формировать финансовую грамотность
младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной
деятельности.
Основы
финансовой
грамотности
закладываются
учителем при проведении уроков по
математике, литературному
чтению, окружающему миру, технологии.
Формирование
финансовой
грамотности
младших
школьников на
уроках
математики осуществляется
через
формирование элементарных представлений о видах собственности,
семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и
рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.
Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных
терминов,
составляющих
суть
экономики:
собственность,
производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая
задачи, которые включают в себя величины цены, количества,
стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать
финансовые проблемы. Так, на уроках математики дети закрепляют
понятия
«деньги»,
обучаются
навыкам
предприимчивости,
бережливости, экономии и др.
При изучении произведений А.С. Пушкина «Сказка о золотой
рыбке»,
А.Н.
Толстого «Приключение Буратино», Н.Н. Носова
«Приключение Незнайки» и «Незнайка на луне» младшие школьники
погружаются в решение различных финансовых ситуаций, в которых
оказываются герои сказки, примеряют «на себя» роли, решают
«виртуальные» финансовые
проблемы. Уроки окружающего мира
помогают в значительной степени знакомят с основами денежного
обращения,
экономикой
как
наукой
о
хозяйствовании,
качествами
предпринимателя, факторами производства и пр.
Таким
образом,
необходимо
констатировать
важность
обучения
финансовой грамотности в 1-4 классах. Рекомендуются следующие
виды
занятий:
постановка,
решение,
подведение
итогов
решения
проектных
задач;
проведение
мини-исследований;
осуществление
занятий-игр; оценивание уровня усвоенных знаний.
Подводя итоги, заметим, что данные уроки способствуют
развитию
таких
качеств
ребенка
как
инициативность,
самостоятельность, активность, потребность в познании, творчестве,
позволяют
раскрыть
способности
младших
школьников,
стимулировать их интерес к изучению экономики и практическому
применению обретенных навыков. При этом очень важно учитывать
психолого-педагогические
особенности
ребят,
базирующиеся
на
памяти,
логическом
мышлении,
а
также
адаптивную
интеграцию
методических
материалов
по
финансовой
грамотности
в
учебные
предметы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гловели
Г.Д.,
Гоппе
Е.Е.
Финансовая
грамотность:
материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО,
2018. – 112 с.
2.
Корлюгова,
Ю.Н.,
Гоппе,
Е.Е.
Финансовая
грамотность:
методические
рекомендации
для
учителя.2–3
классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с.