Напоминание

Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе


Автор: Подушко Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: Город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе
Дата публикации: 24.08.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе

Подушко Е. П.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 40»

г. Старый Оскол

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни

человека. Ребята слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на

улице. Они понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и

проявляют

стремление

к

самостоятельному

их

использованию.

Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах

обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно

покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными

приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными

знаками и являются активными участниками торгово-финансовых

взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой

грамотности.

Повышение

финансовой

грамотности

населения

одна

из

важнейших

задач

сегодняшнего

времени.

Результаты

обучения

финансовой грамотности заключаются прежде всего в формировании

принципов

разумного

финансового

поведения. Спектр финансовых

вопросов существенно велик, расширяется с каждым годом и

включает

рассмотрение

следующих

вопросов:

макроэкономические

явления

и

процессы;

основы экономического поведения; деньги,

инфляция; доходы и расходы, бюджеты разных уровней; финансовое

планирование;

расчеты

и

платежи,

экономическая

и

финансовая

безопасность;

финансовые

институты;

банки;

рациональное

экономическое поведение; страхование; инвестирование.

Младшие

школьники

знакомятся

с

основами

финансовой

грамотности в процессе социализации. Первые уроки по финансовой

грамотности принято начинать в начальной школе. В этот период

происходит активная социализация ребёнка: он чаще проводит время

без

мамы

с папой

и приобретает

новые

навыки

и умения.

Формирование

знаний

финансовой

грамотности

у обучающихся

в начальной

школе

помогает

уберечь

детей

от многих

ошибок

в отношениях

с деньгами

в будущем,

ведь

о необходимости

долгосрочного планирования и основах семейного бюджета они будут

слышать с детства.

Формировать финансовую грамотность

младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной

деятельности.

Основы

финансовой

грамотности

закладываются

учителем при проведении уроков по

математике, литературному

чтению, окружающему миру, технологии.

Формирование

финансовой

грамотности

младших

школьников на

уроках

математики осуществляется

через

формирование элементарных представлений о видах собственности,

семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и

рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.

Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных

терминов,

составляющих

суть

экономики:

собственность,

производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая

задачи, которые включают в себя величины цены, количества,

стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать

финансовые проблемы. Так, на уроках математики дети закрепляют

понятия

«деньги»,

обучаются

навыкам

предприимчивости,

бережливости, экономии и др.

При изучении произведений А.С. Пушкина «Сказка о золотой

рыбке»,

А.Н.

Толстого «Приключение Буратино», Н.Н. Носова

«Приключение Незнайки» и «Незнайка на луне» младшие школьники

погружаются в решение различных финансовых ситуаций, в которых

оказываются герои сказки, примеряют «на себя» роли, решают

«виртуальные» финансовые

проблемы. Уроки окружающего мира

помогают в значительной степени знакомят с основами денежного

обращения,

экономикой

как

наукой

о

хозяйствовании,

качествами

предпринимателя, факторами производства и пр.

Таким

образом,

необходимо

констатировать

важность

обучения

финансовой грамотности в 1-4 классах. Рекомендуются следующие

виды

занятий:

постановка,

решение,

подведение

итогов

решения

проектных

задач;

проведение

мини-исследований;

осуществление

занятий-игр; оценивание уровня усвоенных знаний.

Подводя итоги, заметим, что данные уроки способствуют

развитию

таких

качеств

ребенка

как

инициативность,

самостоятельность, активность, потребность в познании, творчестве,

позволяют

раскрыть

способности

младших

школьников,

стимулировать их интерес к изучению экономики и практическому

применению обретенных навыков. При этом очень важно учитывать

психолого-педагогические

особенности

ребят,

базирующиеся

на

памяти,

логическом

мышлении,

а

также

адаптивную

интеграцию

методических

материалов

по

финансовой

грамотности

в

учебные

предметы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Гловели

Г.Д.,

Гоппе

Е.Е.

Финансовая

грамотность:

материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО,

2018. – 112 с.

2.

Корлюгова,

Ю.Н.,

Гоппе,

Е.Е.

Финансовая

грамотность:

методические

рекомендации

для

учителя.2–3

классы

общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с.



В раздел образования