Напоминание

Игра в ансамбле гитаристов, как одна из форм заинтересованности обучающихся


Автор: Галаган Светлана Семеновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУДОГС "СДМШ№4"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра в ансамбле гитаристов, как одна из форм заинтересованности обучающихся
Дата публикации: 24.09.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ИГРА В АНСАМБЛЕ

ГИТАРИСТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Введение

В современной системе дополнительного образования одной из ключевых задач

является поддержание устойчивой мотивации и познавательного интереса у

обучающихся. В контексте музыкальной педагогики, где процесс овладения

инструментом сопряжен с необходимостью длительных, зачастую монотонных

тренировок, эта задача приобретает особую актуальность. Индивидуальные

занятия, сфокусированные на решении технических проблем, не всегда способны

обеспечить достаточный уровень вовлеченности. В этом аспекте ансамблевая игра

выступает не просто как дополнение к сольной практике, а как мощный

педагогический инструмент, комплексно воздействующий на музыкальное

развитие и личностное становление обучающегося. Данная методическая

разработка направлена на раскрытие дидактического потенциала гитарного

ансамбля, анализ его структурных компонентов и представление практических

подходов к организации работы, способной вызвать и поддерживать устойчивый

интерес у гитаристов различного уровня подготовки.

Глава 1. Ансамблевая игра как многокомпонентный мотивационный фактор

Мотивация в музыкально-исполнительской деятельности не является однородной;

она состоит из комплекса внутренних и внешних стимулов. Ансамблевая практика

активизирует этот комплекс за счет нескольких взаимосвязанных аспектов.

1.1. Социально-психологический аспект.

Индивидуальные занятия на

инструменте по своей природе могут вызывать чувство изоляции. Ансамбль

создает ситуацию коллективного творчества, в которой обучающийся ощущает

себя частью команды, объединенной общей художественной целью. Это

порождает чувство принадлежности и социальной значимости, что является

мощным внешним стимулом. Внутренне же происходит удовлетворение

фундаментальной потребности в общении и совместной деятельности.

Ответственность перед партнерами за качество исполнения своей партии

дисциплинирует, повышает уровень концентрации и осознанности при работе над

произведением, трансформируя внешнюю необходимость во внутреннюю

установку.

1.2. Когнитивно-исполнительский аспект.

Сольное исполнение ограничивает

звуковую палитру и технические возможности одного инструмента. Ансамбль

открывает доступ к более богатому, многоголосному и фактурно разнообразному

музыкальному материалу. Обучающийся получает возможность участвовать в

исполнении сложных оркестровых произведений, джазовых стандартов или

современных аранжировок, которые недоступны для сольного прочтения. Это

расширяет его музыкальный кругозор, стимулирует интерес к новым жанрам и

формам, дает ощущение причастности к «большой» музыке. Процесс складывания

отдельных партий в единое гармоничное целое представляет собой увлекательную

интеллектуальную задачу, развивающую музыкальное мышление.

1.3. Эмоционально-волевой аспект.

Публичные выступления в составе ансамбля,

в отличие от сольных, переносятся психологически легче. Совместное

преодоление сценического волнения, разделенная с партнерами радость от

успешного концерта или анализ общих неудач создают позитивный

эмоциональный опыт. Этот опыт способствует снижению уровня тревожности,

формированию сценической выдержки и уверенности в себе. Преодоление

технических и ритмических трудностей в коллективной работе воспринимается не

как рутинная обязанность, а как общий вызов, что мобилизует волевые качества и

усиливает вовлеченность.

Глава 2. Дидактические принципы организации гитарного ансамбля

Эффективность ансамбля как формы обучения напрямую зависит от соблюдения

ряда педагогических принципов, обеспечивающих поступательное развитие и

сохранение интереса участников.

2.1. Принцип дифференциации и доступности.

Формирование ансамблевого

репертуара должно основываться на тщательном анализе технических

возможностей каждого участника. Партии должны быть распределены таким

образом, чтобы, с одной стороны, не содержать непреодолимых трудностей,

вызывающих фрустрацию, а с другой – предлагать зону ближайшего развития.

Возможно создание ансамблей, где партии первого гитариста (мелодия, соло)

предназначены для более продвинутых обучающихся, а партии второго и третьего

(аккомпанемент, басовая линия) – для начинающих. Это позволяет включать в

работу гитаристов с разным стажем, обеспечивая каждому посильность задач и

ощущение успеха.

2.2. Принцип синхронизации и метро-ритмической стабильности.

Важнейшим

техническим базисом ансамблевой игры является выработка единого

ритмического пульса. Работа над ритмической координацией должна

предшествовать разучиванию нотного текста. На начальном этапе необходимы

упражнения с использованием метронома: совместное исполнение гамм, простых

ритмических фигур, аккордовых последовательностей. Задачей педагога является

развитие у участников навыка слухового контроля не только за своей партией, но и

за партией партнеров, умения «дышать» вместе, чувствовать общие цезуры и

агогику.

2.3. Принцип целостности и ансамблевого слушания.

Ансамбль – это не сумма

отдельных исполнителей, а единый организм. Необходимо с первых шагов

воспитывать у обучающихся способность воспринимать общее звучание.

Практикуется метод «выхода из ансамбля»: во время исполнения педагог просит

одного из участников временно прекратить играть и только слушать общее

звучание, чтобы понять свою роль в нем. Анализ баланса громкости, единства

штрихов, динамических нюансов и фразировки способствует формированию

художественного мышления, выходящего за рамки технического воспроизведения

нот.

2.4. Принцип репертуарного разнообразия и учета интересов

обучающихся.

Репертуар является ключевым элементом мотивации. Он должен

быть стилистически разнообразен, включать классические произведения,

обработки народных песен, эстрадные и джазовые композиции. Целесообразно

привлекать обучающихся к обсуждению и выбору репертуара, учитывая их

музыкальные предпочтения. Это трансформирует пассивного исполнителя в

активного соучастника творческого процесса. Аранжировка произведений силами

педагога или самих обучающихся (в старших группах) также значительно повышает

степень заинтересованности.

Глава 3. Структура и содержание этапов работы над ансамблевым

произведением

Процесс разучивания произведения в ансамбле требует четкой организации и

может быть разделен на несколько взаимосвязанных этапов.

3.1. Ориентировочный этап.

На этом этапе происходит первое знакомство с

произведением. Педагог исполняет его целиком (или демонстрирует аудиозапись),

давая общее представление о характере, форме, стиле и особенностях фактуры.

Проводится совместный анализ нотного текста: определяются основные темы,

кульминации, цезуры, сложные ритмические и технические места. Обсуждается

художественный замысел и общая концепция исполнения. Этот этап формирует

целостный образ произведения и создает смысловую основу для дальнейшей

работы.

3.2. Этап индивидуальной и групповой проработки партий.

Участники

приступают к разучиванию своих партий индивидуально. Задача педагога –

проконтролировать точность аппликатуры, звукоизвлечения и ритма у каждого.

Параллельно начинается работа в малых группах (дуэты, трио) для отработки

взаимодействия между смежными партиями (например, басовая линия и ритм-

гитара, мелодия и гармонический фон). Особое внимание уделяется синхронности

вступления и снятия звука, точному соблюдению длительностей.

3.3. Этап сводных репетиций и создания ансамблевого единства.

После

уверенного усвоения партий в малых группах проводятся репетиции всего состава.

Основные задачи этого этапа:

Достижение ритмического единства.

Исполнение произведения с метрономом,

акцентирование сильных долей.

Выстраивание динамического баланса.

Определение ведущей партии в каждый

момент времени, подчинение ей остальных голосов. Отработка единых

динамических изменений (крещендо, диминуэндо).

Единство артикуляции и штрихов.

Согласованное применение приема легато,

стаккато, апояндо и тирандо.

Работа над фразировкой.

Совместное определение границ музыкальных фраз,

цезур, «дыхания» между ними.

3.4. Этап художественного воплощения и концертной подготовки.

На

завершающем этапе внимание сосредотачивается на выразительности исполнения.

Проводится детальная работа над агогикой – небольшими отклонениями от темпа

для подчеркивания характера музыки. Отрабатывается сценический вариант:

выход, посадка, начало и окончание исполнения, реакция на возможные сбои.

Психологическая подготовка к публичному выступлению включает создание

позитивного настроя, акцентирование на коллективной ответственности и общем

успехе.

Глава 4. Практические формы и репертуарные решения для гитарных

ансамблей

4.1. Формы ансамблей.

Дуэт:

Наиболее доступная форма, идеальная для начала ансамблевой практики.

Распределение ролей: мелодия и аккомпанемент; два равноправных голоса в

интервальном или имитационном изложении.

Трио:

Классический состав, позволяющий выстраивать полноценную

трехголосную фактуру (мелодия, гармония, бас). Требует более высокого уровня

ритмической дисциплины.

Квартет и более:

Ансамбли расширенного состава, открывающие возможности

для исполнения сложных оркестровых аранжировок. В таких коллективах может

быть введена специализация: соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара (в смешанных

ансамблях).

4.2. Репертуарные рекомендации.

Для начинающих:

Обработки народных песен с простой гармонической

структурой («Во поле береза стояла», «Калинка»). Каноны (например, «Братец

Яков»). Пьесы эпохи Возрождения и Барокко (А. Вивальди, И.С. Бах в упрощенных

переложениях).

Для среднего уровня:

Произведения классиков (Л. Боккерини, М. Джулиани, Ф.

Сор). Эстрадные композиции (The Beatles, Simon & Garfunkel). Простые джазовые

стандарты (Blue Bossa, Autumn Leaves).

Для продвинутых:

Сложные оригинальные сочинения для гитарного ансамбля (М.

де Фалья, Х. Родриго, А. Пьяццолла). Аранжировки фрагментов из симфонической

и оперной музыки. Современные акустические и фингерстайл-композиции.

Глава 5. Критерии эффективности и методы оценки

Оценка эффективности работы гитарного ансамбля не должна сводиться только к

технической безупречности концертного выступления. Критериями успешности

являются, прежде всего, качественные изменения в мотивационной и

образовательной сферах:

Повышение посещаемости и активности на занятиях.

Рост самостоятельности обучающихся в разборе и осмыслении нотного текста.

Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля в коллективе.

Положительная динамика в развитии музыкального слуха, ритма и памяти.

Проявление инициативы в выборе репертуара и обсуждении трактовки

произведений.

Формирование устойчивого интереса к коллективному музицированию как к

постоянной форме творческой деятельности.

Методами оценки, помимо концертных выступлений, могут быть: запись

репетиций с последующим совместным анализом, проведение контрольных

уроков в форме открытых репетиций для родителей, участие в конкурсах и

фестивалях ансамблевой музыки.

Заключение

Игра в ансамбле гитаристов представляет собой высокоэффективную

педагогическую технологию, обладающую значительным мотивационным

потенциалом. Она выводит процесс обучения за узкие рамки индивидуальных

технических студий в пространство живого, осмысленного и социально

ориентированного творчества. Комплексное воздействие ансамблевой практики

на музыкальное развитие, психоэмоциональную сферу и личностные качества

обучающегося делает ее незаменимым элементом современного музыкального

образования. Систематическая и методически грамотно организованная работа в

ансамбле не только решает задачу сиюминутного повышения заинтересованности,

но и закладывает фундамент для долгосрочной увлеченности музыкой, превращая

ее из учебного предмета в неотъемлемую часть жизни обучающегося.



В раздел образования