Автор: Богданова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Сычевская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г."
Населённый пункт: с.Сычево Кетовский район ,Курганская область .
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Мини-музей " Русская изба"
Дата публикации: 24.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Проект
мини - музей «Русская изба»
Пояснительная записка.
Актуальность.
Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью,
необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык,
историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он
стремится не только к физическому развитию, но и к духовному
становлению.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже
в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде
детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что
основой духовно-нравственного воспитания является культура общества,
семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет
ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это,
прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима
для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих
культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие
изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой
задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию
личности ребенка.
Главным
направлением
перестройки
дошкольного
образования
становится
гуманизация
педагогического
процесса,
предполагающая
ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с
ним,
творческую
самостоятельность.
Компетентность
педагогического
коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт
и
необходимость
личностного
развития
каждого
ребенка
посредством
различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного
проекта.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только
тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении
нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного
раздела,
нет
соответствующей
развивающей
среды,
и
методического
обеспечения, и именно здесь на помощь приходит мини музей, так как музей
удовлетворяет
познавательные
и
образовательные
потребности
детей.
Создание и активизация работы мини музея являются наиболее оптимальным
средством передачи информации в воспитательно-образовательном процессе.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для
познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более
старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны.
Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного
народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем
любовь к малой и большой Родине.
Данный проект позволит окружить и наполнить жизнь всех его
участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность
поколений.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического
образования,
основанную
на
духовно-нравственном
развитии
детей,
направленную
на
пробуждение
эмоционального
окрашенного
чувства
причастности детей к наследию прошлого. Проект построен по комплексно –
тематическому
принципу:
создание
мини
музея
«Русская
изба»
в
соответствии с темами недели.
Проблема проекта.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов.
Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы
ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи:
«Русская изба». Реализация технологии музейной педагогики в условиях
ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных
проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут
в
старшем
возрасте
наиболее
благодарными
и
восприимчивыми
посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится
познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую
познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также
способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так,
давайте, воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то,
что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому,
что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми
народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой
маленькой планете Земля!
Цель:
Активизировать работу Мини-музея «Русская изба», и как следствие
формировать у дошкольников патриотические чувства, знакомить детей с
жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным
традициям и обычаям.
Задачи:
1) Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее
устройством. Изготовить объемный макет русской избы. Познакомить с
многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и
назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук,
кровля, венец, люлька, лавка и пр.) Привить интерес к предметам старины.
Расширить словарный запас детей.
2
) Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей
страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с
бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами;
развитие речи; формирование представлений об историческом времени,
связи со своими предками.
3)
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной
музыке.
4) Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
традициям, обычаям гостеприимства.
5) Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах
деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
6) Организовывать постоянные (с изменением и дополнением) и временные
выставки тематических материалов, творчества и достижений воспитанников
7) Привлекать воспитанников для демонстрации поделок, сделанных
самостоятельно и с родителями.
8) Организовать знакомство детей с декоративной росписью и прикладным
искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке
(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным
промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской
росписью, Гжель и т.д.
Вид проекта: познавательный, исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Цель: разработка проекта, сбор экспонатов для оснащения.
Срок:
Методы работы:
- Изучение литературы и информации из интернет – ресурсов по данной
теме.
- Привлечение педагогов и родителей для осуществления проекта.
- Оформление наглядного материала для родителей.
- Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?», «Мини – музей в
детском саду», «Предметы быта бабушек и дедушек» и пр.
- Составление перспективно – тематического плана в соответствии с темами
и народным календарём.
-
Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных
педагогами и родителями.
- Составления графика посещения музея детьми.
Основной этап.
Цель: внедрение проекта в образовательную практику.
Срок:
Методы работы:
- Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед,
чтение художественной литературы).
-
Работа
с
родителями
и
воспитателями
(организация
совместной
деятельности родителей и детей).
- Оснащение предметно — развивающей среды (оформление музея в
соответствии с темой).
- Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной
информации детьми при посещении музея.
Обобщающий этап
Срок:
Методы работы:
- Систематизация материалов.
- Анализ проделанной работы.
-
Планирование продолжения деятельности в следующем учебном году.
Перспективный тематический план работы с детьми в мини – музее
«Русская изба».
Средний возраст (4-5 лет)
Месяц
Тема
месяца
Цель
Программное
содержание
Методы и
приемы
Сентябрь
1.Что такое
музей?
2. Знакомство
с мини –
музеем
«Русская
изба»
Познакомить
детей с
этнографическим
музеем.
Формировать
интерес познания о
прошлом. Обогащать
словарный запас
детей: музей,
экспонат, старинные
вещи. Развивать
любознательность.
Воспитывать
бережное отношение
к экспонатам музея
Экскурсия в мини
- музей. Беседа.
Рассказ
воспитателя.
Объяснение.
Словарная
работа.
Показ.
Обобщение.
Октябрь
1.В гостях у
хозяюшки
Знакомство детей
с жилищем
русского народа.
Познакомить детей с
тем, как строили
жилище: вызвать
интерес к
традициям,
уважение к старшим.
Провести словарную
работу: изба, бревно,
мох, наличники,
окна.
Обогащать речь
детей поговорками,
пословицами.
Воспитывать
интерес к познанию
прошлого.
Экскурсия в
мини-музей.
Встреча Хозяйки.
Беседа.
Осмотр избы.
Рассказ
воспитателя.
Объяснение.
Словарная
работа.
Игра.
« Кто быстрей
поможет хозяйке»
Обобщение.
Ноябрь
1.Мир
Знакомство детей
Продолжать
Экскурсия в мини
старинных
вещей
с музейными
экспонатами.
знакомить детей с
домашней утварью.
Расширить знания
детей о старинных
вещах. Активизация
словаря: печь, ухват,
кочерга, коромысло,
рубель, колода,
валик, чело, кут,
матица, люлька,
домашняя утварь.
Дать представление
как этим
пользовались в
хозяйстве.
Формировать
образную речь,
Употреблять в
разговорной речи
поговорки,
пословицы, загадки.
Воспитывать
интерес к народному
быту.
– музей.
Объяснение.
Беседа.
Рассматривание
экспонатов.
Рассказ
воспитателя.
Словарная
работа.
Фольклор.
Игра:
«Кто быстрее
принесет воду на
коромысле».
Обобщение.
Декабрь
1.Вечера
долгие – руки
умелые
(женское
ремесло).
2. Рабочие
руки не знают
скуки
(мужское
ремесло)
Знакомство с
традиционным
женским и
девичьим
ремеслом.
Знакомство с
традиционными
мужскими
ремеслами.
Дать понятие детям,
какое место
занимали орудия
труда в прошлом по
обработке льна,
шерсти,
волокнистых
изделий.
Познакомить детей
со сказкой «Три
дочери».
Воспитывать
трудолюбие.
Познакомить детей с
орудием труда для
сельскохозяйственн
ых работ. Развивать
любознательность.
Воспитывать
уважение к труду
крестьянина.
Экскурсия в мини
– музей.
Словарная работа
детей: прялка,
веретено, гребень,
щетка, трепала,
серп, коса, пила,
колотушка, плуг,
грабли, молот,
клещи,
наковальня,
лемех, кузнец,
хлебороб.
Встреча Хозяйки.
Рассмотреть
экспонаты.
Рассказ
воспитателя.
Объяснения.
Загадки.
Словарная
работа.
Игра:
«Кто быстрей
намотает
клубок».
Чтение сказки
«Три дочери»
Пословицы.
Обобщение.
Дать понятие о
ремеслах:
кузнеца,
хлебороба.
Чтение сказки
«Колосок».
Беседа.
Январь
1.Как ходила
коляда
Знакомство с
календарными
праздниками,
степень участия и
местом детей в
них.
Познакомить детей с
праздником «Зимние
колядки. Святки» и
песенным
материалом «Зимние
поздравительные
песенки»
Формировать у детей
мотивацию к
творческой
деятельности через
импровизацию, игру,
пение, движение и
музицирование на
народных
инструментах.
Экскурсия в мини
– музей.
Словарная
работа: Колядки,
Авсеньки,
Таусеньки,
Карилки,
Виноградье.
Пение муз.
руководителя.
Разучивание
зимних
поздравительных
песенок, игр,
закличек. Участие
в празднике «Как
ходила коляда»
Февраль
1.Посудочка
хороша! (мир
народной
посуды)
Знакомство детей
с предметами
быта, кухонной
утварью.
Познакомить детей с
русской кухней.
Расширять словарь
детей за счет
названий блюд,
посуды: чугунок,
ухват, казан, крынка,
горшок, плошка.
Развивать
познавательную
деятельность.
Воспитывать
интерес к культуре с
кем рядом живешь.
Экскурсия в мини
- музей. Встреча
Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассмотреть
экспонаты.
Пояснение
Рассказ
воспитателя.
Словарная
работа.
Загадки о посуде.
Сказка о чугунке.
Обобщение.
Март
1.От лучинки
до
электричества
Знакомство с
историей
происхождения
электрической
лампы.
Познакомить детей с
различными
источниками света:
лучина, очаг,
керосиновой
лампой, газовый
фонарь,
электрическая
лампа,
энергосберегающая
лампа. Дать
Экскурсия в
мини-музей.
Обогащение
словаря детей:
лучинка, свеча,
керосиновая
лампа,
электричество,
керосин, факел,
копоть.
Рассмотрение
представление как
работает лампа, как
раньше люди жили
без электричества.
Развивать интерес к
познаниям.
Формировать у детей
качества
исследования.
Воспитывать
любознательность.
экспонатов.
Объяснение.
Показ.
Рассказ
воспитателя
(как и с помощью
чего освещали
избу
в старину)
Вопросы: Что
было бы, если не
было
электричества
Игра: « Гори,
гори ясно».
Апрель
1.«Бабушкин
сундук»
(Знакомство с
русскими
народными
играми и
песнями.)
Знакомство с
русскими
народными
играми.
Познакомить детей с
русскими
народными играми,
историей их
возникновения.
Расширять
словарный запас
детей. Воспитывать
интерес к
необычным играм
Экскурсия в
мини-музей.
Объяснение.
Показ.
Рассказ
воспитателя.
Словарная
работа.
Май
1.У нашего
крыльца нет
веселию
конца
Итоговое занятие.
Активизация
музыкального
творчества детей
Познакомить детей с
традициями русских
летних хороводов.
Закрепить навыки
игры на
музыкальных
инструментах.
Сформировать у
детей мотивацию к
творчеству и
сотворчеству через
музицирование, игру
и театрализацию.
Экскурсия в
мини-музей.
Разучивание
песен, хороводов,
игр. Участие в
общем празднике
«Как у нашего
крыльца»
Старший возраст (5-7 лет)
Месяц
Тема
месяца
Цель
Программное
содержание
Методы и
приемы
Сентябрь
1. Милости
просим в
нашу избу
Закрепление знаний
о жилище русской
старины, объясняя
детям назначение
его составных
частей.
Обогащать словарь
детей: терем, горница,
лежанка.
Познакомить детей с
пословицами и
поговорками о
гостеприимстве.
Воспитывать
Экскурсия в
мини-музей.
Рассматривание
го
внутреннего
устройства и
убранства избы (в
т.ч. фото)
уважение к народу с
кем рядом живешь
(алтайцы, удмурты,
татары, марийцы).
Рассказ
воспитателя.
Объяснение
новых слов.
Словарная
работа.
Беседа.
Фольклор
(потешки,
колыбельные,
посиделочные
песни).
Обобщение.
Октябрь
1.Скоро
Покров
Знакомство с
традицией «осенне-
зимние посиделки»
и праздником
«Покрова»
Познакомить детей с
праздником
«Покров».
Формировать у детей
мотивацию к
творческой
деятельности через
импровизацию, игру,
пение, движение и
музицирование на
народных
инструментах.
Активизировать
личностные качества
детей.
Обогатить словарный
запас.
Экскурсия в
мини-музей.
Словарная
работа: Покров,
гуляночка,
засидки,
посиделки и т.д.
Пение муз.
руководителя.
Слушание
записей CD.
Разучивание
круговых,
наборных
хороводов,
кадрилей, игра ну
музыкальных
шумовых
инструментах,
песенок, игр.
Ноябрь
1.Печь –
как мать
родная
Продолжать
знакомство детей с
устройством избы, с
главной ее
достопримечательно
стью- печью.
Дать представление о
том, что печь в избе
выполняла несколько
функций: на ней и в
ней готовили,
заготавливали
продукты на зиму -
сушили ягоды, грибы,
пекли, хлеб, спали,
лечились, даже
парились,
обогревались; о
строительстве печи и
о секретах печника.
Пробуждать детей о
назначение печи,
вспоминая русские
народные сказки:
«Колобок», «Гуси -
Экскурсия в
мини-музей.
Загадка о печи.
Рассказ
воспитателя об
устройстве печи и
ее
предназначении.
Объяснение.
Пословицы.
Вопросы:
В каких сказках
говорилось о
печи?
Словарная
работа.
Поговорки.
Обобщение.
лебеди», « По
щучьему велению».
Обогащать словарь
детей за счет
поговорок и пословиц,
загадок. Воспитывать
уважение к труду
печника.
Декабрь
1.Любят в
праздники
рядиться
наши
русские
девицы
Закрепление знаний
о народном
костюме, а также
приобретение
навыка плетения из
бисера.
Дать представления о
различии и важности
соблюдения обряда
детского, девичьего,
женского и мужского
народного костюма:
(одежда повседневная,
праздничная,
головной убор, обувь,
украшения).
Экскурсия в мини
– музей.
Беседа «И стоит
покрыт ковром
ларь с
хозяйкиным
добром».
Практическое
занятия –
бисероплетение.
Обогащение
словарного
запаса.
Январь
1.Рождеств
о Христово
Знакомство с
календарными
праздниками,
степень участия и
местом детей в них.
Закрепить знания
детей о празднике
«Зимние колядки.
Святки» и песенным
материалом «Зимние
поздравительные
песенки».
Познакомить с
праздником
«Рождество
Христово».
Формировать у детей
мотивацию к
творческой
деятельности через
импровизацию, игру,
пение, движение и
музицирование на
народных
инструментах.
Активизировать
личностные качества
детей.
Экскурсия в мини
–музей.
Словарная
работа: Колядки,
Авсеньки,
Таусеньки,
Карилки,
Виноградье,
Вертеп
Пение муз.
руководителя.
Слушание
аутентичных
записей.
Разучивание
зимних
поздравительных
песенок, игр,
закличек.
Участие в
празднике
«Рождество
Христово».
Февраль
1.Бабушки
н сундук.
Знакомство с
русскими
народными
старинными играми.
Сформировать у детей
мотивацию к
творчеству и
сотворчеству через
музицирование, игру
и театрализацию.
Экскурсия в мини
– музей. Беседа:
Игрушки наших
бабушек.
Ответы детей:
Мои любимые
игрушки. Русские
народные игры
зимой.
Игры-забавы с
домовенком.
Март
1.Как
рубашка в
поле
выросла
Знакомство с
трудом русского
крестьянина
(женские и мужские
обязанности в поле)
Познакомить детей с
орудием труда для
сельскохозяйственных
работ. Формировать у
детей
исследовательские
качества. Развивать
любознательность.
Воспитывать
уважение к труду
крестьянина.
Экскурсия в
комнату русского
быта.
Чтение сказки
«Как рубашка в
поле выросла»
Словарная
работа.
Беседа.
Пословицы о
труде.
Обобщение.
Апрель
1. Русские
промыслы
Знакомство с
различными
промыслами:
дымковская
игрушка,
богородская
игрушка, городец
(предметы мебели),
хохлома (утварь) и
пр.
Уточнить знания
детей о Русских
народных промыслах;
пополнять словарь
новыми словами;
воспитывать желание
узнавать историю
России, через
знакомство с
русскими народными
промыслами.
Экскурсия в
комнату русского
быта.
Рассказ
воспитателя.
Показ
презентации.
Игра «Разрезные
картинки».
Практическое
занятие – роспись
утвари, посуды.
Май
1. Кукла на
Руси
Формировать
представление о
традициях, обычаях,
быте народа на
Руси – через
знакомство детей с
образом народной
(тряпичной ) куклы.
Развивать прикладное
творчество
дошкольников через
познание русских
народных традиций,
носителем, которых
является древнейшая
из игрушек –
тряпичная кукла.
Познакомить с
историей ее
возникновения,
познакомить детей с
изготовлением
традиционной
русской куклы.
Экскурсия в
комнату русского
быта.
Рассказ
воспитателя.
Словарная
работа.
Показ образца.
Практическая
работа –
изготовление
народной куклы.
Работа с родителями:
Сентябрь-
май (2024 -
2025)
Помощь в подборе экспонатов для мини- музея «Русская
изба»
Сентябрь
Вопрос на родительском собрании: «Семейные традиции –
основа уважения в семье» (средние, старшие,
подготовительные группы)
Октябрь
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание в
семье и ДОУ»
Ноябрь
«День открытых дверей», Знакомство родителей с
экспонатами музея.
Литература:
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-
пресс Москва, 2008
- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях»
СПб.: 2002г.
- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для
каждого дома». Азбука – классика.
Т.А
Бударина
и
др.
«Знакомство
детей
с
русским
народным
творчеством»Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
Интернет ресурсы.