Напоминание

Мини-музей " Русская изба"


Автор: Богданова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Сычевская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г."
Населённый пункт: с.Сычево Кетовский район ,Курганская область .
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Мини-музей " Русская изба"
Дата публикации: 24.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

мини - музей «Русская изба»

Пояснительная записка.

Актуальность.

Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью,

необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык,

историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он

стремится не только к физическому развитию, но и к духовному

становлению.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже

в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде

детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что

основой духовно-нравственного воспитания является культура общества,

семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет

ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это,

прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима

для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-

новому

начинаем

относиться

к

старинным

праздникам,

традициям,

фольклору,

художественным

промыслам,

декоративно-прикладному

искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих

культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие

изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой

задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию

личности ребенка.

Главным

направлением

перестройки

дошкольного

образования

становится

гуманизация

педагогического

процесса,

предполагающая

ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с

ним,

творческую

самостоятельность.

Компетентность

педагогического

коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт

и

необходимость

личностного

развития

каждого

ребенка

посредством

различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного

проекта.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только

тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении

нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного

раздела,

нет

соответствующей

развивающей

среды,

и

методического

обеспечения, и именно здесь на помощь приходит мини музей, так как музей

удовлетворяет

познавательные

и

образовательные

потребности

детей.

Создание и активизация работы мини музея являются наиболее оптимальным

средством передачи информации в воспитательно-образовательном процессе.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для

познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более

старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны.

Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного

народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем

любовь к малой и большой Родине.

Данный проект позволит окружить и наполнить жизнь всех его

участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность

поколений.

Проект представляет собой систему художественно – эстетического

образования,

основанную

на

духовно-нравственном

развитии

детей,

направленную

на

пробуждение

эмоционального

окрашенного

чувства

причастности детей к наследию прошлого. Проект построен по комплексно –

тематическому

принципу:

создание

мини

музея

«Русская

изба»

в

соответствии с темами недели.

Проблема проекта.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов.

Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы

ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи:

«Русская изба». Реализация технологии музейной педагогики в условиях

ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства

приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных

проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут

в

старшем

возрасте

наиболее

благодарными

и

восприимчивыми

посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится

познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую

познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также

способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так,

давайте, воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то,

что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому,

что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми

народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой

маленькой планете Земля!

Цель:

Активизировать работу Мини-музея «Русская изба», и как следствие

формировать у дошкольников патриотические чувства, знакомить детей с

жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным

традициям и обычаям.

Задачи:

1) Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее

устройством. Изготовить объемный макет русской избы. Познакомить с

многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и

назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук,

кровля, венец, люлька, лавка и пр.) Привить интерес к предметам старины.

Расширить словарный запас детей.

2

) Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей

страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с

бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами;

развитие речи; формирование представлений об историческом времени,

связи со своими предками.

3)

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной

музыке.

4) Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

традициям, обычаям гостеприимства.

5) Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах

деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

6) Организовывать постоянные (с изменением и дополнением) и временные

выставки тематических материалов, творчества и достижений воспитанников

7) Привлекать воспитанников для демонстрации поделок, сделанных

самостоятельно и с родителями.

8) Организовать знакомство детей с декоративной росписью и прикладным

искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке

(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным

промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской

росписью, Гжель и т.д.

Вид проекта: познавательный, исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

Цель: разработка проекта, сбор экспонатов для оснащения.

Срок:

Методы работы:

- Изучение литературы и информации из интернет – ресурсов по данной

теме.

- Привлечение педагогов и родителей для осуществления проекта.

- Оформление наглядного материала для родителей.

- Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?», «Мини – музей в

детском саду», «Предметы быта бабушек и дедушек» и пр.

- Составление перспективно – тематического плана в соответствии с темами

и народным календарём.

-

Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных

педагогами и родителями.

- Составления графика посещения музея детьми.

Основной этап.

Цель: внедрение проекта в образовательную практику.

Срок:

Методы работы:

- Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед,

чтение художественной литературы).

-

Работа

с

родителями

и

воспитателями

(организация

совместной

деятельности родителей и детей).

- Оснащение предметно — развивающей среды (оформление музея в

соответствии с темой).

- Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной

информации детьми при посещении музея.

Обобщающий этап

Срок:

Методы работы:

- Систематизация материалов.

- Анализ проделанной работы.

-

Планирование продолжения деятельности в следующем учебном году.

Перспективный тематический план работы с детьми в мини – музее

«Русская изба».

Средний возраст (4-5 лет)

Месяц

Тема

месяца

Цель

Программное

содержание

Методы и

приемы

Сентябрь

1.Что такое

музей?

2. Знакомство

с мини –

музеем

«Русская

изба»

Познакомить

детей с

этнографическим

музеем.

Формировать

интерес познания о

прошлом. Обогащать

словарный запас

детей: музей,

экспонат, старинные

вещи. Развивать

любознательность.

Воспитывать

бережное отношение

к экспонатам музея

Экскурсия в мини

- музей. Беседа.

Рассказ

воспитателя.

Объяснение.

Словарная

работа.

Показ.

Обобщение.

Октябрь

1.В гостях у

хозяюшки

Знакомство детей

с жилищем

русского народа.

Познакомить детей с

тем, как строили

жилище: вызвать

интерес к

традициям,

уважение к старшим.

Провести словарную

работу: изба, бревно,

мох, наличники,

окна.

Обогащать речь

детей поговорками,

пословицами.

Воспитывать

интерес к познанию

прошлого.

Экскурсия в

мини-музей.

Встреча Хозяйки.

Беседа.

Осмотр избы.

Рассказ

воспитателя.

Объяснение.

Словарная

работа.

Игра.

« Кто быстрей

поможет хозяйке»

Обобщение.

Ноябрь

1.Мир

Знакомство детей

Продолжать

Экскурсия в мини

старинных

вещей

с музейными

экспонатами.

знакомить детей с

домашней утварью.

Расширить знания

детей о старинных

вещах. Активизация

словаря: печь, ухват,

кочерга, коромысло,

рубель, колода,

валик, чело, кут,

матица, люлька,

домашняя утварь.

Дать представление

как этим

пользовались в

хозяйстве.

Формировать

образную речь,

Употреблять в

разговорной речи

поговорки,

пословицы, загадки.

Воспитывать

интерес к народному

быту.

– музей.

Объяснение.

Беседа.

Рассматривание

экспонатов.

Рассказ

воспитателя.

Словарная

работа.

Фольклор.

Игра:

«Кто быстрее

принесет воду на

коромысле».

Обобщение.

Декабрь

1.Вечера

долгие – руки

умелые

(женское

ремесло).

2. Рабочие

руки не знают

скуки

(мужское

ремесло)

Знакомство с

традиционным

женским и

девичьим

ремеслом.

Знакомство с

традиционными

мужскими

ремеслами.

Дать понятие детям,

какое место

занимали орудия

труда в прошлом по

обработке льна,

шерсти,

волокнистых

изделий.

Познакомить детей

со сказкой «Три

дочери».

Воспитывать

трудолюбие.

Познакомить детей с

орудием труда для

сельскохозяйственн

ых работ. Развивать

любознательность.

Воспитывать

уважение к труду

крестьянина.

Экскурсия в мини

– музей.

Словарная работа

детей: прялка,

веретено, гребень,

щетка, трепала,

серп, коса, пила,

колотушка, плуг,

грабли, молот,

клещи,

наковальня,

лемех, кузнец,

хлебороб.

Встреча Хозяйки.

Рассмотреть

экспонаты.

Рассказ

воспитателя.

Объяснения.

Загадки.

Словарная

работа.

Игра:

«Кто быстрей

намотает

клубок».

Чтение сказки

«Три дочери»

Пословицы.

Обобщение.

Дать понятие о

ремеслах:

кузнеца,

хлебороба.

Чтение сказки

«Колосок».

Беседа.

Январь

1.Как ходила

коляда

Знакомство с

календарными

праздниками,

степень участия и

местом детей в

них.

Познакомить детей с

праздником «Зимние

колядки. Святки» и

песенным

материалом «Зимние

поздравительные

песенки»

Формировать у детей

мотивацию к

творческой

деятельности через

импровизацию, игру,

пение, движение и

музицирование на

народных

инструментах.

Экскурсия в мини

– музей.

Словарная

работа: Колядки,

Авсеньки,

Таусеньки,

Карилки,

Виноградье.

Пение муз.

руководителя.

Разучивание

зимних

поздравительных

песенок, игр,

закличек. Участие

в празднике «Как

ходила коляда»

Февраль

1.Посудочка

хороша! (мир

народной

посуды)

Знакомство детей

с предметами

быта, кухонной

утварью.

Познакомить детей с

русской кухней.

Расширять словарь

детей за счет

названий блюд,

посуды: чугунок,

ухват, казан, крынка,

горшок, плошка.

Развивать

познавательную

деятельность.

Воспитывать

интерес к культуре с

кем рядом живешь.

Экскурсия в мини

- музей. Встреча

Хозяйки.

Беседа о блюдах.

Поговорки.

Рассмотреть

экспонаты.

Пояснение

Рассказ

воспитателя.

Словарная

работа.

Загадки о посуде.

Сказка о чугунке.

Обобщение.

Март

1.От лучинки

до

электричества

Знакомство с

историей

происхождения

электрической

лампы.

Познакомить детей с

различными

источниками света:

лучина, очаг,

керосиновой

лампой, газовый

фонарь,

электрическая

лампа,

энергосберегающая

лампа. Дать

Экскурсия в

мини-музей.

Обогащение

словаря детей:

лучинка, свеча,

керосиновая

лампа,

электричество,

керосин, факел,

копоть.

Рассмотрение

представление как

работает лампа, как

раньше люди жили

без электричества.

Развивать интерес к

познаниям.

Формировать у детей

качества

исследования.

Воспитывать

любознательность.

экспонатов.

Объяснение.

Показ.

Рассказ

воспитателя

(как и с помощью

чего освещали

избу

в старину)

Вопросы: Что

было бы, если не

было

электричества

Игра: « Гори,

гори ясно».

Апрель

1.«Бабушкин

сундук»

(Знакомство с

русскими

народными

играми и

песнями.)

Знакомство с

русскими

народными

играми.

Познакомить детей с

русскими

народными играми,

историей их

возникновения.

Расширять

словарный запас

детей. Воспитывать

интерес к

необычным играм

Экскурсия в

мини-музей.

Объяснение.

Показ.

Рассказ

воспитателя.

Словарная

работа.

Май

1.У нашего

крыльца нет

веселию

конца

Итоговое занятие.

Активизация

музыкального

творчества детей

Познакомить детей с

традициями русских

летних хороводов.

Закрепить навыки

игры на

музыкальных

инструментах.

Сформировать у

детей мотивацию к

творчеству и

сотворчеству через

музицирование, игру

и театрализацию.

Экскурсия в

мини-музей.

Разучивание

песен, хороводов,

игр. Участие в

общем празднике

«Как у нашего

крыльца»

Старший возраст (5-7 лет)

Месяц

Тема

месяца

Цель

Программное

содержание

Методы и

приемы

Сентябрь

1. Милости

просим в

нашу избу

Закрепление знаний

о жилище русской

старины, объясняя

детям назначение

его составных

частей.

Обогащать словарь

детей: терем, горница,

лежанка.

Познакомить детей с

пословицами и

поговорками о

гостеприимстве.

Воспитывать

Экскурсия в

мини-музей.

Рассматривание

го

внутреннего

устройства и

убранства избы (в

т.ч. фото)

уважение к народу с

кем рядом живешь

(алтайцы, удмурты,

татары, марийцы).

Рассказ

воспитателя.

Объяснение

новых слов.

Словарная

работа.

Беседа.

Фольклор

(потешки,

колыбельные,

посиделочные

песни).

Обобщение.

Октябрь

1.Скоро

Покров

Знакомство с

традицией «осенне-

зимние посиделки»

и праздником

«Покрова»

Познакомить детей с

праздником

«Покров».

Формировать у детей

мотивацию к

творческой

деятельности через

импровизацию, игру,

пение, движение и

музицирование на

народных

инструментах.

Активизировать

личностные качества

детей.

Обогатить словарный

запас.

Экскурсия в

мини-музей.

Словарная

работа: Покров,

гуляночка,

засидки,

посиделки и т.д.

Пение муз.

руководителя.

Слушание

записей CD.

Разучивание

круговых,

наборных

хороводов,

кадрилей, игра ну

музыкальных

шумовых

инструментах,

песенок, игр.

Ноябрь

1.Печь –

как мать

родная

Продолжать

знакомство детей с

устройством избы, с

главной ее

достопримечательно

стью- печью.

Дать представление о

том, что печь в избе

выполняла несколько

функций: на ней и в

ней готовили,

заготавливали

продукты на зиму -

сушили ягоды, грибы,

пекли, хлеб, спали,

лечились, даже

парились,

обогревались; о

строительстве печи и

о секретах печника.

Пробуждать детей о

назначение печи,

вспоминая русские

народные сказки:

«Колобок», «Гуси -

Экскурсия в

мини-музей.

Загадка о печи.

Рассказ

воспитателя об

устройстве печи и

ее

предназначении.

Объяснение.

Пословицы.

Вопросы:

В каких сказках

говорилось о

печи?

Словарная

работа.

Поговорки.

Обобщение.

лебеди», « По

щучьему велению».

Обогащать словарь

детей за счет

поговорок и пословиц,

загадок. Воспитывать

уважение к труду

печника.

Декабрь

1.Любят в

праздники

рядиться

наши

русские

девицы

Закрепление знаний

о народном

костюме, а также

приобретение

навыка плетения из

бисера.

Дать представления о

различии и важности

соблюдения обряда

детского, девичьего,

женского и мужского

народного костюма:

(одежда повседневная,

праздничная,

головной убор, обувь,

украшения).

Экскурсия в мини

– музей.

Беседа «И стоит

покрыт ковром

ларь с

хозяйкиным

добром».

Практическое

занятия –

бисероплетение.

Обогащение

словарного

запаса.

Январь

1.Рождеств

о Христово

Знакомство с

календарными

праздниками,

степень участия и

местом детей в них.

Закрепить знания

детей о празднике

«Зимние колядки.

Святки» и песенным

материалом «Зимние

поздравительные

песенки».

Познакомить с

праздником

«Рождество

Христово».

Формировать у детей

мотивацию к

творческой

деятельности через

импровизацию, игру,

пение, движение и

музицирование на

народных

инструментах.

Активизировать

личностные качества

детей.

Экскурсия в мини

–музей.

Словарная

работа: Колядки,

Авсеньки,

Таусеньки,

Карилки,

Виноградье,

Вертеп

Пение муз.

руководителя.

Слушание

аутентичных

записей.

Разучивание

зимних

поздравительных

песенок, игр,

закличек.

Участие в

празднике

«Рождество

Христово».

Февраль

1.Бабушки

н сундук.

Знакомство с

русскими

народными

старинными играми.

Сформировать у детей

мотивацию к

творчеству и

сотворчеству через

музицирование, игру

и театрализацию.

Экскурсия в мини

– музей. Беседа:

Игрушки наших

бабушек.

Ответы детей:

Мои любимые

игрушки. Русские

народные игры

зимой.

Игры-забавы с

домовенком.

Март

1.Как

рубашка в

поле

выросла

Знакомство с

трудом русского

крестьянина

(женские и мужские

обязанности в поле)

Познакомить детей с

орудием труда для

сельскохозяйственных

работ. Формировать у

детей

исследовательские

качества. Развивать

любознательность.

Воспитывать

уважение к труду

крестьянина.

Экскурсия в

комнату русского

быта.

Чтение сказки

«Как рубашка в

поле выросла»

Словарная

работа.

Беседа.

Пословицы о

труде.

Обобщение.

Апрель

1. Русские

промыслы

Знакомство с

различными

промыслами:

дымковская

игрушка,

богородская

игрушка, городец

(предметы мебели),

хохлома (утварь) и

пр.

Уточнить знания

детей о Русских

народных промыслах;

пополнять словарь

новыми словами;

воспитывать желание

узнавать историю

России, через

знакомство с

русскими народными

промыслами.

Экскурсия в

комнату русского

быта.

Рассказ

воспитателя.

Показ

презентации.

Игра «Разрезные

картинки».

Практическое

занятие – роспись

утвари, посуды.

Май

1. Кукла на

Руси

Формировать

представление о

традициях, обычаях,

быте народа на

Руси – через

знакомство детей с

образом народной

(тряпичной ) куклы.

Развивать прикладное

творчество

дошкольников через

познание русских

народных традиций,

носителем, которых

является древнейшая

из игрушек –

тряпичная кукла.

Познакомить с

историей ее

возникновения,

познакомить детей с

изготовлением

традиционной

русской куклы.

Экскурсия в

комнату русского

быта.

Рассказ

воспитателя.

Словарная

работа.

Показ образца.

Практическая

работа –

изготовление

народной куклы.

Работа с родителями:

Сентябрь-

май (2024 -

2025)

Помощь в подборе экспонатов для мини- музея «Русская

изба»

Сентябрь

Вопрос на родительском собрании: «Семейные традиции –

основа уважения в семье» (средние, старшие,

подготовительные группы)

Октябрь

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание в

семье и ДОУ»

Ноябрь

«День открытых дверей», Знакомство родителей с

экспонатами музея.

Литература:

- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-

пресс Москва, 2008

- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях»

СПб.: 2002г.

- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для

каждого дома». Азбука – классика.

Т.А

Бударина

и

др.

«Знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством»Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».

Интернет ресурсы.



В раздел образования