Автор: Ляхонова Мария Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Истра, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Личность учителя в современной школе
Дата публикации: 24.10.2023
Раздел: полное образование
Личность учителя в современной школе.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире! От
наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас
много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме,
индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том,
что учитель должен быть оптимистом...
В своем Послании президент отметил: "Уже в школе дети должны
получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые
стандарты.
Сегодня в школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У школы
по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого
пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч-
пенсионного возраста.
Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и
практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная
работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию
меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя?
Чистый лист... Ручка... В голове столько мыслей и слов, кажется, что там
целый вулкан противоречий! И все это вызвано всего лишь одним словом
«учитель». Казалось бы, откуда берется это смятение? Ведь с учителем
каждый из нас знаком с малых лет, но все-таки нам трудно сказать, каким
должен быть современный учитель. Существует огромное количество
мнений, но к общему до сих пор не пришли. Тогда каким же должен быть
учитель будущего? Мне кажется, этот вопрос вызывает еще больше споров и
неопределенности, но он актуален и серьезен. Учитель будущего... На наш
взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее,
и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил:
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые
все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти
вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
-Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который
распределяется на «нечеловеческое» количество детей.
-Хронически больные школой.
-Знающие, что лучшее средство от старости – общение с детьми.
Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая
работа. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее.
За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и
обид и уже добрые, согревающие душу моменты.
Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников.
Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог
получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу
и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали
как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое
влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель
занимает далеко не последнее место.
Настоящий учитель – это учченик своих учеников. Что же потребует
будущее?
Современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с
каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации
растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в
жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и
жизни, жизненной позиции, всему лучшему. «Учитель будущего должен
идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная
черта.
Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно
сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости
работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок,
после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех
моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.
Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного
учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия
для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания,
заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в
разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать
условия для развития творческих способностей, развивать у учеников
стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно
мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к
изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за
школьной партой ребят.
Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы,
которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их
для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а
рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет,
правильно организовывает.
Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с
учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать
каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин,
который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен
учиться у своих учеников.
Ведь учитель: - это человек, который стоит между наукой и маленькой
личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только
большой багаж знаний дает право учить других.
Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим
ученикам.
Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом
качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он
артист, художник, потребуется – писатель, певец.
Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники
осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.
Что же такое профессионализм?
Профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык
с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой
предмет.
Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в
процесс обучения свои инновации.
Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясня
ет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам.
Профессиональный учитель – это компетентный учитель, желающий учит
ь, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.
Профессиональный учитель – это грамотный педагог, знающий свой пред
мет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его
ученикам.
Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми
человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь
ученику в трудную минуту.
Профессиональный учитель – это учитель, умеющий вести урок
нестандартно.
Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в
рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек,
который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а
не останавливается на достигнутом.
Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответст
венность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.
Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему
предмету, но и жизни, духовный наставник.
Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас.
Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут
формировать представление о преподавателе у следующего поколения.
Современный учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в
сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть
роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию.
Немаловажная задача - заинтересовать каждого ученика своим
предметом, найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя
глубоких знаний и любви к предмету. Подавляющее большинство учеников
смотрят телевизоры, пользуются сотовыми телефонами, компьютерами,
Интернетом, им уже сегодня не стоит труда обладать информацией. Значит, к
уровню образованности учителя современного предъявляются еще более
высокие требования.
Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить
учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее
анализа и грамотного использования.
Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь
каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и
стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно
оценивать свои поступки, результаты своего труда.
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и
коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что
современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и
внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с
применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому
материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется
возможность шире реализовать свои творческие возможности.
У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику,
уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка.
Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У
каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель
должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен
видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его
сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе,
переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен
индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в
деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и
реализовывать свои возможности.
Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные
требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому,
воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся
педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки,
которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам.
Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными
усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно
рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение
ученика.
1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет
находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди
малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть
идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть
разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего
предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека,
понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и
иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться
просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его
способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом
своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так
заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием,
чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали
следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии –
медиа-презентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не
было скучно на уроке.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни
благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в
отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети
снисходительны к взрослым.
7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте
свое учительство как продолжение детства.
8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его
природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что
угрожает здоровью людей и его здоровью.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть
ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с
детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…
11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи
прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут
подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется
и сам источник красивого.
12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное
прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество
«образцового» педагога.
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям
надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не
воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе
испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их
любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке
солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку
своего тепла, любви другим.
Современный учитель – это волшебник, друг, наставник, творец,
человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен
быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию.
Педагог должен быть, прежде всего, ЧЕЛОВЕКОМ, личностью.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в
атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда
вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – еще не
признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим
выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней
добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и
интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в
ней интересен ребенку.
Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные,
успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные,
человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности;
тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники;
любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и
само слово!