Напоминание

Личность учителя в современной школе


Автор: Ляхонова Мария Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Истра, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Личность учителя в современной школе
Дата публикации: 24.10.2023
Раздел: полное образование





Назад




Личность учителя в современной школе.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире! От

наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас

много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме,

индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том,

что учитель должен быть оптимистом...

В своем Послании президент отметил: "Уже в школе дети должны

получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в

высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые

стандарты.

Сегодня в школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У школы

по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого

пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч-

пенсионного возраста.

Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и

практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная

работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию

меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя?

Чистый лист... Ручка... В голове столько мыслей и слов, кажется, что там

целый вулкан противоречий! И все это вызвано всего лишь одним словом

«учитель». Казалось бы, откуда берется это смятение? Ведь с учителем

каждый из нас знаком с малых лет, но все-таки нам трудно сказать, каким

должен быть современный учитель. Существует огромное количество

мнений, но к общему до сих пор не пришли. Тогда каким же должен быть

учитель будущего? Мне кажется, этот вопрос вызывает еще больше споров и

неопределенности, но он актуален и серьезен. Учитель будущего... На наш

взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее,

и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил:

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые

все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти

вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.

-Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который

распределяется на «нечеловеческое» количество детей.

-Хронически больные школой.

-Знающие, что лучшее средство от старости – общение с детьми.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая

работа. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее.

За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и

обид и уже добрые, согревающие душу моменты.

Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников.

Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог

получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу

и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали

как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое

влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель

занимает далеко не последнее место.

Настоящий учитель – это учченик своих учеников. Что же потребует

будущее?

Современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с

каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации

растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в

жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и

жизни, жизненной позиции, всему лучшему. «Учитель будущего должен

идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная

черта.

Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно

сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости

работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок,

после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех

моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного

учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия

для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания,

заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в

разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать

условия для развития творческих способностей, развивать у учеников

стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно

мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к

изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за

школьной партой ребят.

Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы,

которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их

для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а

рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет,

правильно организовывает.

Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с

учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать

каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин,

который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен

учиться у своих учеников.

Ведь учитель: - это человек, который стоит между наукой и маленькой

личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только

большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим

ученикам.

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом

качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он

артист, художник, потребуется – писатель, певец.

Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники

осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.

Что же такое профессионализм?

Профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык

с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой

предмет.

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в

процесс обучения свои инновации.

Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясня

ет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам.

Профессиональный учитель – это компетентный учитель, желающий учит

ь, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Профессиональный учитель – это грамотный педагог, знающий свой пред

мет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его

ученикам.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми

человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь

ученику в трудную минуту.

Профессиональный учитель – это учитель, умеющий вести урок

нестандартно.

Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в

рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек,

который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а

не останавливается на достигнутом.

Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответст

венность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.

Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему

предмету, но и жизни, духовный наставник.

Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас.

Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут

формировать представление о преподавателе у следующего поколения.

Современный учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в

сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть

роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию.

Немаловажная задача - заинтересовать каждого ученика своим

предметом, найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя

глубоких знаний и любви к предмету. Подавляющее большинство учеников

смотрят телевизоры, пользуются сотовыми телефонами, компьютерами,

Интернетом, им уже сегодня не стоит труда обладать информацией. Значит, к

уровню образованности учителя современного предъявляются еще более

высокие требования.

Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить

учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее

анализа и грамотного использования.

Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь

каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и

стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно

оценивать свои поступки, результаты своего труда.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и

коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что

современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и

внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с

применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому

материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется

возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику,

уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка.

Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У

каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель

должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен

видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его

сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе,

переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен

индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в

деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и

реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные

требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому,

воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся

педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки,

которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам.

Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными

усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно

рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение

ученика.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет

находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди

малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть

идеальным психологом.

2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть

разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего

предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека,

понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.

3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и

иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться

просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его

способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом

своих учеников.

4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так

заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием,

чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали

следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии –

медиа-презентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не

было скучно на уроке.

5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни

благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.

6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в

отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети

снисходительны к взрослым.

7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте

свое учительство как продолжение детства.

8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его

природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что

угрожает здоровью людей и его здоровью.

9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.

10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть

ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с

детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…

11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи

прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут

подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется

и сам источник красивого.

12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное

прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество

«образцового» педагога.

Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям

надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не

воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе

испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их

любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке

солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку

своего тепла, любви другим.

Современный учитель – это волшебник, друг, наставник, творец,

человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен

быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию.

Педагог должен быть, прежде всего, ЧЕЛОВЕКОМ, личностью.

Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в

атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда

вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – еще не

признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим

выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней

добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и

интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в

ней интересен ребенку.

Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные,

успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные,

человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности;

тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники;

любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и

само слово!



В раздел образования