Автор: Орлова Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Изодеятельность как арт-терапия в развитии ребенка дошкольного возраста
Дата публикации: 24.11.2025
Раздел: дошкольное образование
Изодеятельность как арт-терапия в развитии ребенка дошкольного возраста
Изобразительная деятельность – любимое детское занятие. Процесс создания рисунка, коллажа,
поделки приближается у малышей к игре – вначале они просто получают удовольствие от своих
действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в работу
конкретное
содержание;
малыш
начинает
создавать
образы,
отражающие
его
отношение
к
действительности. След на бумаге приобретает для него зрительное значение, а это положительно
влияет на дальнейшее развитие в ИЗО деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисунке создавать
образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Ребенок 4 лет еще не может
передать в рисунке свой замысел. Часто его работы получаются размазанными, тусклыми или грязными,
иногда вообще сложно догадаться, что именно рисовал малыш. Совсем по-другому дело обстоит в
художественно-практической деятельности. Работы получаются более схематичными, но яркими и
красивыми, причем ребенок быстро достигает нужного результата.
В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:
общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);
ознакомление с окружающим (строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);
фэмп (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет,
деление на равные части);
трудовое воспитание (работы детей часто используются в играх детей, для украшения интерьера
кабинета).
Занятия проходят в стиле арттерапии (= лечение искусством). Арттерапия как метод измерения
мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности позволяет выразить
эмоции и иные состояния. Мы используем основную ее функцию – психопрофилактическую – (снятие
психоэмоционального напряжения) – под релаксирующую музыку дети занимаются любимым занятием.
Занятия имеют терапевтический эффект:
успокоение ребенка;
раскрытие его внутреннего мира;
развитие мелкой мускулатуры кисти;
координация межполушарного взаимодействия, т.е. правой и левой руки (правое полушарие –
конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое);
координация руки и глаза;
подготовка руки к письму.
На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:
формирование умений планирования последовательности выполнения;
осуществление контроля на различных этапах работы;
развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.
развитие психических процессов для того чтобы ребенку что-либо изобразить нужно задействовать
все психические процессы:
восприятие (сенсорные эталоны);
память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают
умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры), а
значит и речь ребенка. Доказано, что каждый палец имеет представительство в коре больших
полушарий мозга, которые тесно взаимосвязаны с речевыми зонами => есть все основания считать кисть
руки – как орган речи); внимание; воображение.
Думаю, достаточно аргументов, для того, чтобы дети занимались изобразительной деятельностью.
Занятия предусматривают работу с ножницами (разрезание по прямой, косые срезы, по диагонали, по
сгибу и на глаз, закругление углов). Встречаясь с детьми 2 раза в неделю, очень долго и сложно
осваивается навык овладения ножницами, без вашей помощи ребенку будет очень сложно. Чем больше
изоматериалов у вашего ребенка будет в наличии, тем легче ему будет проявить себя, свое
мироощущение. Можно говорить о том, что занятия изобразительной деятельностью - это особая
ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению
активного и пасивного словаря детей, развивает из мелкую моторику, познавательные психические
процессы.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья
ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор. Помогите вашему
ребенку в этом.
Лепка, рисование и любые виды конструирования из бумаги или природного материала являются
мощным инструментом влияния на развитие детей в руках грамотного педагога. Известно, что ребенок
лучше всего усваивает материал если ему интересен сам объект изучения, а уж сделать интересным
рисование или лепку не так уж и сложно.
Помимо опыта работы с красками, пластилином или природным материалом дети получают знания
о мире вокруг, развивают мелкую моторику пальцев, что благодатно влияет на развитие речи. Именно
поэтому
занятия
по
изодеятельности
зачастую
становятся
основой
для
комплексных
или
интегрированных занятий с элементами ознакомления с природой, развитиея речи и ознакомлениея
детей с окружающим миром.
Помимо этого, занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности помогают
развивать фантазию и воображение детей, а также приучают их к аккуратности, прилежанию и
усидчивости. Грамотно оформленные стенды с выставками детских работ радуют родителей малышей и
позволяют детям почувствовать свою значимость.