Напоминание

Изодеятельность как арт-терапия в развитии ребенка дошкольного возраста


Автор: Орлова Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Изодеятельность как арт-терапия в развитии ребенка дошкольного возраста
Дата публикации: 24.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изодеятельность как арт-терапия в развитии ребенка дошкольного возраста

Изобразительная деятельность – любимое детское занятие. Процесс создания рисунка, коллажа,

поделки приближается у малышей к игре – вначале они просто получают удовольствие от своих

действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в работу

конкретное

содержание;

малыш

начинает

создавать

образы,

отражающие

его

отношение

к

действительности. След на бумаге приобретает для него зрительное значение, а это положительно

влияет на дальнейшее развитие в ИЗО деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисунке создавать

образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Ребенок 4 лет еще не может

передать в рисунке свой замысел. Часто его работы получаются размазанными, тусклыми или грязными,

иногда вообще сложно догадаться, что именно рисовал малыш. Совсем по-другому дело обстоит в

художественно-практической деятельности. Работы получаются более схематичными, но яркими и

красивыми, причем ребенок быстро достигает нужного результата.

В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:

общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);

воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);

ознакомление с окружающим (строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);

фэмп (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет,

деление на равные части);

трудовое воспитание (работы детей часто используются в играх детей, для украшения интерьера

кабинета).

Занятия проходят в стиле арттерапии (= лечение искусством). Арттерапия как метод измерения

мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности позволяет выразить

эмоции и иные состояния. Мы используем основную ее функцию – психопрофилактическую – (снятие

психоэмоционального напряжения) – под релаксирующую музыку дети занимаются любимым занятием.

Занятия имеют терапевтический эффект:

успокоение ребенка;

раскрытие его внутреннего мира;

развитие мелкой мускулатуры кисти;

координация межполушарного взаимодействия, т.е. правой и левой руки (правое полушарие –

конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое);

координация руки и глаза;

подготовка руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:

формирование умений планирования последовательности выполнения;

осуществление контроля на различных этапах работы;

развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.

развитие психических процессов для того чтобы ребенку что-либо изобразить нужно задействовать

все психические процессы:

восприятие (сенсорные эталоны);

память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);

мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);

речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают

умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры), а

значит и речь ребенка. Доказано, что каждый палец имеет представительство в коре больших

полушарий мозга, которые тесно взаимосвязаны с речевыми зонами => есть все основания считать кисть

руки – как орган речи); внимание; воображение.

Думаю, достаточно аргументов, для того, чтобы дети занимались изобразительной деятельностью.

Занятия предусматривают работу с ножницами (разрезание по прямой, косые срезы, по диагонали, по

сгибу и на глаз, закругление углов). Встречаясь с детьми 2 раза в неделю, очень долго и сложно

осваивается навык овладения ножницами, без вашей помощи ребенку будет очень сложно. Чем больше

изоматериалов у вашего ребенка будет в наличии, тем легче ему будет проявить себя, свое

мироощущение. Можно говорить о том, что занятия изобразительной деятельностью - это особая

ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению

активного и пасивного словаря детей, развивает из мелкую моторику, познавательные психические

процессы.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья

ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор. Помогите вашему

ребенку в этом.

Лепка, рисование и любые виды конструирования из бумаги или природного материала являются

мощным инструментом влияния на развитие детей в руках грамотного педагога. Известно, что ребенок

лучше всего усваивает материал если ему интересен сам объект изучения, а уж сделать интересным

рисование или лепку не так уж и сложно.

Помимо опыта работы с красками, пластилином или природным материалом дети получают знания

о мире вокруг, развивают мелкую моторику пальцев, что благодатно влияет на развитие речи. Именно

поэтому

занятия

по

изодеятельности

зачастую

становятся

основой

для

комплексных

или

интегрированных занятий с элементами ознакомления с природой, развитиея речи и ознакомлениея

детей с окружающим миром.

Помимо этого, занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности помогают

развивать фантазию и воображение детей, а также приучают их к аккуратности, прилежанию и

усидчивости. Грамотно оформленные стенды с выставками детских работ радуют родителей малышей и

позволяют детям почувствовать свою значимость.



В раздел образования