Напоминание

«Дидактическая игра как средство познавательной деятельности младших школьников»


Автор: Кашелюк Яна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №34 городской округ Макеевка"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Макеевка
Наименование материала: Статья
Тема: «Дидактическая игра как средство познавательной деятельности младших школьников»
Дата публикации: 24.12.2024
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО

И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Дидактическая игра как средство познавательной деятельности

младших школьников»

Выполнил слушатель группы 3.4.2

«Проектирование учебно-познавательной

деятельности младших школьников»

Кашелюк Я. Н.,учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №34 г. Макеевки»

ОноловаЛ.Ю.,воспитатель группы

продленного дня МБОУ «Школа №1 г.

Ясиноватая»

Динкевич В. А.,учитель физической культуры в

начальных классах. МБОУ «ОШ №64 г.

Макеевки»

Руководитель выпускной работы:

Панкина Виктория Евгеньевна, старший

преподаватель кафедры естественно-

математических дисциплин и методики их

преподавания

Работа допущена/не допущена__________

Донецк, 2022 г.

А

ННОТАЦИЯ

Образование

в

начальной

школе

является

базой,

фундаментом

всего

последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности

универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. В этом и

состоит ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. Сегодня

начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу

формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и

познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные

цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В основе Государственного образовательного стандарта начального общего

образования (далее ГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который

предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий

компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения

универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и

основной результат образования».

Цель работы: определить эффективность организации дидактических игр и их

влияние на познавательную деятельность младших школьников.

Задачи:

изучить

и

проанализировать

психолого-педагогическую,

методическую

литературу по проблеме исследования;

выявить особенности познавательной деятельности детей младшего

школьного возраста;

определить роль игры в активизации познавательной деятельности.

В первом разделе нами проанализирована проблема данной работы с

теоретической точки зрения.

Во втором разделе нами дана характеристика методов, приемов по

организации дидактической игры и её влияния на познавательную деятельность.

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....... 4

Раздел

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………..……6

1.1.Понятие познавательной деятельности у младших школьников в

психолого-педагогической литературе ………………………………..................6

1.2.Психические функции и познавательная активность у детей в младшем

школьном возрасте ……………………………………………………………..9

Раздел

2.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

РАБОТА

ПО

РАЗВИТИЮ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА …………………..13

2.1. Организация эксперимента по развитию познавательной деятельности...13

2.2.Результаты эксперимента по развитию познавательной деятельности…..18

Выводы ……………………………………………….………………………………….21

Список использованнойлитературы……………………………………………...........23

Приложение 1 ……………………………………………………………………. ….….25

Приложение 2 ……………………………………………………………………. ….….26

3

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но

не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной

деятельности

учащихся.

На

данный

момент,

исходя

из

современной

образовательной

практики,

у

большинства

обучающихся

низкий

уровень

познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным

нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее

эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является

активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Одна из

важнейших проблем дидактики – проблема активизации учебно-познавательной

деятельности – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом

плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего

образовательного

процесса,

деятельность

преподавателя

и

учащегося,

а,

следовательно, и результат обучения в целом[3].

Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации

учебной деятельности учащихся. И одним из эффективных средств развития

интереса к учебному предмету является использование на уроках и на внеклассных

занятиях

дидактических

игр

наглядного

и

занимательного

характера,

что

способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает

положительное

отношение

к

выполняемой

работе,

улучшает

общую

работоспособность,

дает

возможность

один

и

тот

же

материал

повторить

разнообразными способами.

Изучение роли игры и ее соотношения с результатами обучения занимает

большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной

положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно

из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой – активное освоение

учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к

учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается [20].

4

В

соответствии

с

актуальностью

проблема

нашего

исследования

сформулирована следующим образом: активизирует ли игра познавательную

деятельность детей младшего школьного возраста?

Таким образом, педагогическая значимость проблемы активизации учебно-

познавательной

деятельности

младших

школьников,

ее

недостаточная

дидактическая

проработанность

определили

выбор

темы

исследования:

«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности

младших школьников».

Цель работы: определить эффективность организации дидактических игр и их

влияние на познавательную деятельность младших школьников.

Задачи:

изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую

литературу по проблеме исследования;

выявить особенности познавательной деятельности детей младшего

школьного возраста;

определить роль игры в активизации познавательной деятельности.

Объект:процесс обучения младших школьников.

Предмет:организация

дидактической

игры

как

средства

активизации

познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Для

решения

поставленных

задач

использовались

следующие

методы

исследования:

теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и

эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный

математический анализ) методы исследования.

Педагогическая значимость проблемы активизации учебно-познавательной

деятельности

младших

школьников,

ее

недостаточная

дидактическая

проработанность.

5

РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.

Понятие познавательной деятельности у младших школьников в

психолого-педагогической литературе

Педагогическая проблема формирования познавательной активности у

учащихся стояла остро всегда. Даже Я.А. Коменский подчеркивал «всеми

возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию

и учению» [10].Согласно мнению С.Л.Рубинштейна, познавательные способности

у детей могут формироваться только при таких обстоятельствах, когда учащиеся

сами будут активно добывать новые знания [7].

Рассмотрим концепции, в которых отражены главные направления по

формированию познавательной деятельности у учащихся:

1.

Концепция развивающего обучения, заложенная Л.В. Занковым, данная

теории направлена на усиление роли начального познавательного развития на

дальнейшее успешное обучение;

2.

Система

развивающего

обучения,

представленная

Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, данная теория направлена на важность

развития понимания обучения для самих учащихся;

3.

Образовательная

система,

предложенная

И.С.Якиманской

данная

теория обуславливает важность и необходимость таких направлений как развитие

индивидуальных и познавательных способностей учащихся начальной школы [17].

Многие исследователи (С.Т. Шацкий, А.М. Макаренко) уделяли большое

внимание познавательному развитию младших школьников и приводили примеры

методических приемов для развития интереса к учению [18].

Ш.А.

Амонашвили

изучал

проблему

развития

интереса

в

обучении

первоклассников. Согласно его исследованиям, интерес к учению воедино связан

со всей жизнедеятельностью младшего школьника [18].

На современном этапе развития образования главное направление указано в

развитии личности, которая будет не просто пользоваться готовыми знаниями, но

6

также уметь их добывать самостоятельно. Прогресс в обществе требует от

школьников широкого интереса к познаниям, или познавательной активности.

Итак, познавательная активность играет в педагогическом процессе главную

роль. При всем многообразии подходов к понятию «познавательная активность»

можно выделить два наиболее популярных:

1.познавательная активность с точки зрения активной деятельности человека;

2.познавательная активность как определенная черта личностного развития.

Г.И.

Щукина,

так

определяет

познавательную

активность

«свойство

личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а

является устойчивой духовной потребностью школьника» [20].

Е. Н. Лекомцева и А. С. Пикина, подчеркивали, что «познавательная

активность младших школьников является важным фактором улучшения и

одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она

стимулирует

развитие

самостоятельности,

поисково-творческий

подход

к

овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [19].

Э.А. Красновский писал «познавательная активность – это проявление всех

сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость

познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и

готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе

обучения» [12].

Ш.И.

Ганелин

подчеркивал

важность

формирования

познавательной

активности поскольку «познавательная активность – это черта личности, которая

проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли

и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [2].

Т.И. Шамова подчеркивала, что «мы не сводим познавательную активность к

простому

напряжению

интеллектуальных

и

физических

сил

ученика,

а

рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в

отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к

эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное

7

время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-

познавательных целей» [15].

Основными

показателями

сформированной

познавательной

активности

учащихся можно назвать понимание важности обучения, осознанность процесса

обучения, в том числе и самостоятельного, творческие качества личности,

прилежание в процессе обучения, умения самостоятельно решать нестандартные

задания и т.д. Важно отметить, что познавательная активность учащихся процесс

динамичный и постоянно меняющийся, требующий постоянных волевых усилий.

Учащиеся на творческом уровне познавательной активности характеризуются

высоким уровнем познавательной активности, они уже автономные участники

образовательного процесса, которые сами проявляют интерес к познанию, в том

числе и к самостоятельному получению знаний. Ученики такого уровня могут

показывать высокие волевые качества, такие как упорство и настойчивость в

получении результата, у них сформированы широкие и стойкие познавательные

мотивы, они могут самостоятельно планировать свою деятельность.

Таким образом, познавательная активность представляет собой двусторонний

взаимосвязанный процесс. C одной стороны, это форма самоорганизации и сфера,

где учащиеся могут реализовать свои способности. C другой стороны – это

результат особых педагогических усилий учителя в организации познавательной

деятельности младшего школьника. Конечным результатом усилий педагога

является

перевод

специально

организованной

активности

ученика

в

его

собственный

интерес.

Активность

личности

формируется

в

результате

взаимодействия внешних (цели, задачи) и внутренних (мотивы, установки,

способности личности) факторов.

8

1.2.Психические функции и познавательная активность у детей в младшем

школьном возрасте

Психологами доказано, что возрастной период 6-10 лет - наиболее важный в

формировании структур мышления детей. Поэтому задача начального обучения

состоит в обеспечении высокого развивающего эффекта обучения, интенсивного

влияния на умственное развитие детей. Умственное развитие включает в себя ряд

психических процессов. Это – развитие наблюдательности и восприятия, памяти,

мышления и, наконец, воображения. Как следует из специальных психологических

исследований, каждый из этих процессов связан с остальными.

В возрасте от 7 до 10 лет происходят значительные сдвиги в развитии

внимания.

Концентрированность

или

интенсивность

внимания

у

младших

школьников может быть достаточно большой. Погруженный в какую-либо работу

ребенок может «не слышать» указаний или вопроса учителя. Но длится такая

сосредоточенность обычно недолго, устойчивость внимания младшего школьника

невелика. Поэтому важно стремиться к известному разнообразию в учебной работе

– однообразная работа утомляет внимание ребенка, интерес к ней падает.

Ребенок успешнее справляется с достаточно сложным заданием, требующим

применения разнообразных приемов и способов работы, чем с простыми, но

однообразными заданиями. Опытные учителя успешно используют эту особенность,

чередуя работу, требующую умственных действий, с выполнением различных

заданий,

где

надо

что-то

рисовать,

сделать

несложный

макет,

составить

графическую схему и т.п. Развитие памяти на первых этапах обучения достигает

уже

довольно

высокого

уровня.

Надо

не

просто

загрузить

свою

память

беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно

было взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать,

что к чему. Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей.

Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?

Задача запомнить и затем воспроизвести материал становится важной сама по

себе для младшего школьника. Он должен запоминать все, что дает учитель,

независимо от того, интересно ему это или нет. Следовательно, ребенок должен

9

иначе, целенаправленно пользоваться памятью, а для этого ему нужно овладеть

определенными приемами запоминания. Память – это не готовая способность. Как и

любой другой психический процесс, она формируется при жизни.

В учении становится очевидной связь памяти и мышления.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее

сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения)

окружающего мира. Сущность его в отражении:

- общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких

свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

- существенных отношений и закономерных связей между предметами и

явлениями.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных

операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и

различие между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой

понимания [1].

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.

Сравнивая,

например,

операции

умножения

и

деления,

треугольник

и

прямоугольник, школьник глубже познает особенности данных понятий.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут

находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный

предмет, отличный от сравниваемых.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие

его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков

в единое целое.

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают

полное и всесторонне знание действительности. Анализ дает знание отдельных

10

элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы,

обеспечивают знание объекта в целом.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах,

определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести

обобщение, т.к. далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто

общие, но и существенные общие признаки.

Некоторые психологи, например, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, различают

два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое)

[21].Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда

объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное

(теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении

скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.

Мышление

у

младшего

школьника

играет

особую

роль

в

развитии

познавательной активности. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление – та функция,

интенсивнейшее

развитие

которой

является

одной

из

самых

характерных

особенностей школьного возраста» [6].Задача психологических исследований

мышления и его развития состоит в том, чтобы раскрыть мыслительную

деятельность как процесс и по возможности выявить его закономерность. Благодаря

переходу мышления на новую и более высокую ступень, происходит перестройка

всех остальных психических процессов, например, память становится мыслящей, а

восприятие - думающим.

В

младшем

школьном

возрасте

происходит

интенсивное

развитие

психических функций, способствующих активизации познавательной деятельности:

Развитие мышления.В младшем школьном возрасте происходит интенсивное

развитие психических функций, способствующих активизации познавательной

деятельности.

У

детей

развивается

мышление.

Следует

отметить,

что

познавательная активность является особенностью здоровой психики ребёнка.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и

построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается

установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может

11

дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном

отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти

вопросы.

Развитие внимания.Познавательная активность ребенка, направленная на

обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых

объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок

занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа.

Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности

(рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако,

такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят

ребенок. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать

внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и

организации высокой мотивации.

Развитие воображения.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем

воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в

игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие

виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка

предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным

действиям воображения.

12

РАЗДЕЛ 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

2.1

.Организация эксперимента по развитию познавательной деятельности

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2021-2022 учебном году с

сентября по ноябрь месяц во 2 классе МБОУ «Школа №1 города Ясиноватая».

Опытная работа проводилась в естественных условиях обучения. С целью

получения

информации

об

изучаемой

проблеме

были

использованы

апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос,

наблюдение за детьми.

На первой неделе обучения с классом была проведена анкета на тему «Как вы

относитесь к учебе по разным предметам» (анкета взята из книги «Управление

образовательными системами»).

Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы1.

Таблица 1 – «Как вы относитесь к учебе по разным предметам»

Отношение

Предметы

Математика

Русский

язык

Чтение

1.

На уроке иногда бывает

интересно.

2.

Учу, потому что надо учиться.

3.

Получаю удовольствие, работая

на уроке, всегда интересно, узнаю

много нового.

4.

С нетерпением жду урока и

стремлюсь узнать больше, чем

требует учитель.

В таблицу внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как

13

изменились результаты после проведения дидактических игр только по математике.

Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке,

которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов

соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.

1.

проявляет ситуативный интерес;

2.

учит по необходимости;

3.

интересуется предметом;

4.

проявляет повышенную познавательную активность.

Результаты

анкетирования

были

занесены

в

сводную

ведомость

и

обработаны. Итоги занесены в таблицу 2 (Приложение 1), высчитан процент от

общего количества учеников (Таблица 3) и показана в виде диаграммы (рисунок

3.1).

Таблица 3 – Уровни сформированности познавательной активности

учащихся до эксперимента(в процентах)

Уровень

Предметы

Математика

Русский язык

Чтение

1.

Проявляет ситуативный

интерес

4 ученика

19%

4 ученика

19%

5 учеников

23.8%

2.

Учит по необходимости

9 учеников

42.8%

10 учеников

47.6%

9 учеников

42.8%

3.

Интересуется

предметом

5 ученика

23.8%

4 ученика

19%

4 ученика

19%

14

4.

Проявляет

повышенную

познавательную

активность.

3 ученика

14.2%

3 ученика

14.2%

3 ученика

14.2%

Рисунок 3.1 – Результаты проверки уровней сформированности познавательной

активности учащихся до эксперимента(в процентах)

На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Анализ

уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность

проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации

познавательной деятельности учащихся на уроках.

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в

течение ряда уроков применяли перечисленные дидактические игры.

1. Игра «Задумай число».

Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 15. Сколько

получилось?( например, 8. Ты задумал число 7.) (15-7=8).

2. Задача – шутка.

Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку.

Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?

15

3. Игра «Стук-стук».

На доске изображена таблица с двумя разрядами:

ДЕСЯТКИ

ЕДИНИЦЫ

Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в

разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число

на карточках с цифрами.

Логические упражнения.

4. Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в

первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько

карандашей в третьей коробке?

5. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один

воробей?

6. Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14

рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида

поймал Костя?(11 ершей, 1 пескаря, 2 окуня).

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?»,

«Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовѐт, которой игрушки не

стало?» многие другие используются на занятиях и в свободное время, с целью

развития у детей внимания, памяти, мышления.

Существует

множество

классификаций

видов

дидактических

игр

по

математике. Например, одна из них: дидактические игры по формированию

математических представлений:

1.Игры на логическое мышление.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. Уже в

дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического

мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество дидактических игр и упражнений для начальной школы,

которые влияют на развитие данного типа мышления.

16

Это такие игры, как «Найди нестандартную фигуру» (рисунок 3.2), «Чем

отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при

выполнении действий.

Рисунок 3.2 – Игра «Найди нестандартную фигуру»

С целью развития логического мышления учащихся используются различные

виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение

пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск

недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе

выбора этой фигуры) и другие.

17

2.2. Результаты эксперимента по развитию познавательной деятельности

В параграфе приведены результаты проведённой опытно-экспериментальной

работы.

После

формирующего

эксперимента

было

проведено

повторное

анкетирование. Результаты были занесены в сводную ведомость и обработаны.

Итоги занесены в таблицу 4 (Приложение 2), высчитан процент от общего

количества учеников (Таблица 5), показано в виде диаграммы (рисунок 3.3).

Таблица 5–Результаты анкетирования

Уровень

Предметы

Математика

Русский язык

Чтение

1.

Проявляет ситуативный

интерес

2 ученика

9.5%

3 ученика

18.75%

3 ученика

18.75%

2.

Учит по необходимости

6 учеников

28,5%

7 учеников

43.75%

4 ученика

25%

3.

Интересуется

предметом

8 учеников

38%

4 ученика

25%

6 учеников

37.5%

4.

Проявляет

повышенную

познавательную

активность

5 учеников

23,8%

2 ученика

12.5%

3 ученика

18.75%

18

Рисунок 3.3 – Результаты проверки уровней сформированности познавательной

активности учащихся после эксперимента (в процентах)

Затем результаты были сравнены и занесены в таблицу 6.

Таблица 6 – Сравнительные результаты анкетирования до и после проведения

экспериментальной работы (в процентах)

Уровень

Предметы

Математика

Русский язык

Чтение

до

после

до

после

до

после

1.

Проявляет

ситуативный интерес

19%

9.5%

19%

18.75

%

23.8

%

18.75

%

2.

Учит по

необходимости

42,8%

28,5%

47.6%

43.75

%

42.8

%

25%

3.

Интересуется

предметом

23.8%

38%

19%

25%

19%

37.5%

4.

Проявляет

повышенную

познавательную

14,2%

23,8%

14.2

%

13.5%

14.2

%

18.75

%

19

активность

Результаты формирующего эксперимента показали, что проведённая работа

дала

положительные

результаты

по

развитию

уровня

сформированности

познавательной активности. Их качество повысилось с38% до 61,8% , что

прослеживается на диаграмме (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Сравнительные результаты проверки уровней сформированности

познавательной активности учащихся до и после проведения экспериментальной

работы (в процентах).

20

ВЫВОДЫ

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в

процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-

педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени

зависит эффективность учебного процесса. Изучив психолого-педагогическую

литературу, нами сделан вывод о том, что:

1) проблема активизации познавательной деятельности не имеет однозначного

решения. Процесс формирования познавательной активности младших школьников

происходит в деятельности, структура которой (содержание предмета, методы

обучения, средства, формы и, наконец, личность учителя) составляет объективную

основу развития познавательной активности;

2) одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности к

учебному предмету математика, а также повышения качества знаний учащихся

является дидактическая игра.

3) учитель начальных классов должен умело и методически правильно

использовать

дидактическую

игру,

способствуя

приобщению

интересов

и

стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путѐм

глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Проанализировав результаты педагогического исследования, проведенного на

базе 2 класса, нами был сделан вывод, что использование дидактических

математических игр необходимо в начальной школе. Нужно разрабатывать целые

комплексы игр по определенным темам, учитывая возрастные особенности младших

школьников, а так же учитывать актуальность сюжета игр, для достижения наиболее

эффективного результата в активизации познавательной деятельности.

По результатам практической части данной работы можно сказать, что

гипотеза о том, что использование дидактических игр на уроках в начальной школе

будет способствовать активизации познавательной деятельности у учащихся, была

подтверждена.

21

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы

для учащихся начальной школы, и использовать их нужно на разных этапах урока,

включать в них различные виды деятельности школьников.

Таким образом, проделанная нами работа, позволяет сделать вывод, что

дидактические игры, используемые в процессе обучения, способствуют активизации

познавательной деятельности младших школьников. Задачи, поставленные в начале

работы, были решены, цель исследования достигнута.

22

Список использованнойлитературы.

1.

Воронов, В.В. Педагогика школы в 2-х томах. – М., 2015. – с.138 – 139.

2.

Гаврилова, Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Ростов н/Д:

Феникс, 2018. –160 c

3.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования

Донецкой Народной Республики, утвержденный Приказами Министерства

образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №

119- НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой

Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 80-НП);

4.

Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: пособие

для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 2017. – 176 с.

5.

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»,

утвержденный

Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной

Республики от 19 июня 2015г.; (с изменениями, внесенными Законами от

04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от

18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от

27.03.2020 № 116-IIНС);

6.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д.:

Феникс, 2015. – 480 с.

7.

Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения

детей

дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова //

Социальная сеть работников дошкольного образования. 2018. 26 сентября.

8.

Игра и школьник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой

деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. :

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 192 с.

9.

Карпова,

Е.В.

Дидактические

игры

в

начальный

период

обучения

/

Е.В.Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 187 с.

23

10.Карсонов, В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной

деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании, 2017. N5. –

С.

11.Коломенских, Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е.А. Панько. –

Минск, Университетское, 2018, – 223с.

12.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2018.

– 665с.

13.Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках

разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа России…» 2015.

14.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа России.

Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 2017.

15.Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе

обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина// Молодой ученый. —

2017. — № 52 (186). — С. 201 – 204

16.Примерная

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682;

17.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /

сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.:

Просвещение, 2018. 112 с.

18.Семёнова,

Н.А.

Формирование

исследовательских

умений

младших

школьников // Дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2017. – 203 с.

19.Сергеева, Е. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с

окружающим миром. [Электронный ресурс] / Е. Сергеева // МААМ.РУ.

Международный образовательный портал. 2019. 3 августа.

20.Сергушина, О.В. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе./

О.В.Сергушина // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2018. № 4 – С. 56 – 57

21.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2019.

264с.

24

Приложение 1

Таблица 2 - Результаты анкетирования в первую неделю обучения во

2 классе (в начале экспериментальной работы)

Ф.И.

математика

русский язык

чтение

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Бабий КК.

+

+

+

Бондаренко П.А.

+

+

+

Вердиян Д.Г.

+

+

+

Вечный А.А.

+

+

+

Гимон А.Д.

+

+

+

Дубогрызова Ю.С.

+

+

+

Заштанченко М.И.

+

+

+

Зезюков М.А.

+

+

+

Зуб П.А.

+

+

+

Ильина Н.Н.

+

+

+

Коняев С.Ю

+

+

+

Кориков Д.Ю.

+

+

+

Курбатова М.А.

+

+

+

Москаленко Н.К.

+

+

+

Попов Д.Д

+

+

+

Райфэгэрстэ Р.В.

+

+

+

Руденко А.И.

+

+

+

Солохин В.Э.

+

+

+

Суздальцева Д.В.

+

+

+

25

Приложение 2

Таблица 4 – Уровни отношений учащихся после применения различных

дидактических игр

Ф.И.

математика

русский язык

чтение

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Бабий К.К.

+

+

+

Бондаренко П.А

+

+

+

Вердиян Д.Г.

+

+

+

Вечный А.А.

+

+

+

Гимон А.Д.

+

+

+

Дубогрызова Ю.С.

+

+

+

Заштанченко М.И.

+

+

+

Зезюков М.А.

+

+

+

Зуб П.А.

+

+

+

Ильина Н.Н.

+

+

+

Коняев С.Ю.

+

+

+

Кориков Д.В.

+

+

+

Курбатова М.А.

+

+

+

Москаленко Н.К.

+

+

+

Попов Д.Д.

+

+

+

Райфэгэрстэ Р.В.

+

+

Руденко А.И.

+

+

Солохин В.Э.

+

+

Суздальцева Д.В.

+

+

+

26

27



В раздел образования