Автор: Кашелюк Яна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №34 городской округ Макеевка"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Макеевка
Наименование материала: Статья
Тема: «Дидактическая игра как средство познавательной деятельности младших школьников»
Дата публикации: 24.12.2024
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Дидактическая игра как средство познавательной деятельности
младших школьников»
Выполнил слушатель группы 3.4.2
«Проектирование учебно-познавательной
деятельности младших школьников»
Кашелюк Я. Н.,учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №34 г. Макеевки»
ОноловаЛ.Ю.,воспитатель группы
продленного дня МБОУ «Школа №1 г.
Ясиноватая»
Динкевич В. А.,учитель физической культуры в
начальных классах. МБОУ «ОШ №64 г.
Макеевки»
Руководитель выпускной работы:
Панкина Виктория Евгеньевна, старший
преподаватель кафедры естественно-
математических дисциплин и методики их
преподавания
Работа допущена/не допущена__________
Донецк, 2022 г.
А
ННОТАЦИЯ
Образование
в
начальной
школе
является
базой,
фундаментом
всего
последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности
универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. В этом и
состоит ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. Сегодня
начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу
формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и
познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В основе Государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее ГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и
основной результат образования».
Цель работы: определить эффективность организации дидактических игр и их
влияние на познавательную деятельность младших школьников.
Задачи:
изучить
и
проанализировать
психолого-педагогическую,
методическую
литературу по проблеме исследования;
выявить особенности познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста;
определить роль игры в активизации познавательной деятельности.
В первом разделе нами проанализирована проблема данной работы с
теоретической точки зрения.
Во втором разделе нами дана характеристика методов, приемов по
организации дидактической игры и её влияния на познавательную деятельность.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....... 4
Раздел
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………..……6
1.1.Понятие познавательной деятельности у младших школьников в
психолого-педагогической литературе ………………………………..................6
1.2.Психические функции и познавательная активность у детей в младшем
школьном возрасте ……………………………………………………………..9
Раздел
2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА …………………..13
2.1. Организация эксперимента по развитию познавательной деятельности...13
2.2.Результаты эксперимента по развитию познавательной деятельности…..18
Выводы ……………………………………………….………………………………….21
Список использованнойлитературы……………………………………………...........23
Приложение 1 ……………………………………………………………………. ….….25
Приложение 2 ……………………………………………………………………. ….….26
3
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но
не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной
деятельности
учащихся.
На
данный
момент,
исходя
из
современной
образовательной
практики,
у
большинства
обучающихся
низкий
уровень
познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным
нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее
эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является
активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Одна из
важнейших проблем дидактики – проблема активизации учебно-познавательной
деятельности – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом
плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего
образовательного
процесса,
деятельность
преподавателя
и
учащегося,
а,
следовательно, и результат обучения в целом[3].
Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации
учебной деятельности учащихся. И одним из эффективных средств развития
интереса к учебному предмету является использование на уроках и на внеклассных
занятиях
дидактических
игр
наглядного
и
занимательного
характера,
что
способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает
положительное
отношение
к
выполняемой
работе,
улучшает
общую
работоспособность,
дает
возможность
один
и
тот
же
материал
повторить
разнообразными способами.
Изучение роли игры и ее соотношения с результатами обучения занимает
большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной
положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно
из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой – активное освоение
учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к
учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается [20].
4
В
соответствии
с
актуальностью
проблема
нашего
исследования
сформулирована следующим образом: активизирует ли игра познавательную
деятельность детей младшего школьного возраста?
Таким образом, педагогическая значимость проблемы активизации учебно-
познавательной
деятельности
младших
школьников,
ее
недостаточная
дидактическая
проработанность
определили
выбор
темы
исследования:
«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности
младших школьников».
Цель работы: определить эффективность организации дидактических игр и их
влияние на познавательную деятельность младших школьников.
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую
литературу по проблеме исследования;
выявить особенности познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста;
определить роль игры в активизации познавательной деятельности.
Объект:процесс обучения младших школьников.
Предмет:организация
дидактической
игры
как
средства
активизации
познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Для
решения
поставленных
задач
использовались
следующие
методы
исследования:
теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и
эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный
математический анализ) методы исследования.
Педагогическая значимость проблемы активизации учебно-познавательной
деятельности
младших
школьников,
ее
недостаточная
дидактическая
проработанность.
5
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Понятие познавательной деятельности у младших школьников в
психолого-педагогической литературе
Педагогическая проблема формирования познавательной активности у
учащихся стояла остро всегда. Даже Я.А. Коменский подчеркивал «всеми
возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию
и учению» [10].Согласно мнению С.Л.Рубинштейна, познавательные способности
у детей могут формироваться только при таких обстоятельствах, когда учащиеся
сами будут активно добывать новые знания [7].
Рассмотрим концепции, в которых отражены главные направления по
формированию познавательной деятельности у учащихся:
1.
Концепция развивающего обучения, заложенная Л.В. Занковым, данная
теории направлена на усиление роли начального познавательного развития на
дальнейшее успешное обучение;
2.
Система
развивающего
обучения,
представленная
Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, данная теория направлена на важность
развития понимания обучения для самих учащихся;
3.
Образовательная
система,
предложенная
И.С.Якиманской
данная
теория обуславливает важность и необходимость таких направлений как развитие
индивидуальных и познавательных способностей учащихся начальной школы [17].
Многие исследователи (С.Т. Шацкий, А.М. Макаренко) уделяли большое
внимание познавательному развитию младших школьников и приводили примеры
методических приемов для развития интереса к учению [18].
Ш.А.
Амонашвили
изучал
проблему
развития
интереса
в
обучении
первоклассников. Согласно его исследованиям, интерес к учению воедино связан
со всей жизнедеятельностью младшего школьника [18].
На современном этапе развития образования главное направление указано в
развитии личности, которая будет не просто пользоваться готовыми знаниями, но
6
также уметь их добывать самостоятельно. Прогресс в обществе требует от
школьников широкого интереса к познаниям, или познавательной активности.
Итак, познавательная активность играет в педагогическом процессе главную
роль. При всем многообразии подходов к понятию «познавательная активность»
можно выделить два наиболее популярных:
1.познавательная активность с точки зрения активной деятельности человека;
2.познавательная активность как определенная черта личностного развития.
Г.И.
Щукина,
так
определяет
познавательную
активность
«свойство
личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а
является устойчивой духовной потребностью школьника» [20].
Е. Н. Лекомцева и А. С. Пикина, подчеркивали, что «познавательная
активность младших школьников является важным фактором улучшения и
одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она
стимулирует
развитие
самостоятельности,
поисково-творческий
подход
к
овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [19].
Э.А. Красновский писал «познавательная активность – это проявление всех
сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость
познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и
готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе
обучения» [12].
Ш.И.
Ганелин
подчеркивал
важность
формирования
познавательной
активности поскольку «познавательная активность – это черта личности, которая
проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли
и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [2].
Т.И. Шамова подчеркивала, что «мы не сводим познавательную активность к
простому
напряжению
интеллектуальных
и
физических
сил
ученика,
а
рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в
отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к
эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное
7
время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-
познавательных целей» [15].
Основными
показателями
сформированной
познавательной
активности
учащихся можно назвать понимание важности обучения, осознанность процесса
обучения, в том числе и самостоятельного, творческие качества личности,
прилежание в процессе обучения, умения самостоятельно решать нестандартные
задания и т.д. Важно отметить, что познавательная активность учащихся процесс
динамичный и постоянно меняющийся, требующий постоянных волевых усилий.
Учащиеся на творческом уровне познавательной активности характеризуются
высоким уровнем познавательной активности, они уже автономные участники
образовательного процесса, которые сами проявляют интерес к познанию, в том
числе и к самостоятельному получению знаний. Ученики такого уровня могут
показывать высокие волевые качества, такие как упорство и настойчивость в
получении результата, у них сформированы широкие и стойкие познавательные
мотивы, они могут самостоятельно планировать свою деятельность.
Таким образом, познавательная активность представляет собой двусторонний
взаимосвязанный процесс. C одной стороны, это форма самоорганизации и сфера,
где учащиеся могут реализовать свои способности. C другой стороны – это
результат особых педагогических усилий учителя в организации познавательной
деятельности младшего школьника. Конечным результатом усилий педагога
является
перевод
специально
организованной
активности
ученика
в
его
собственный
интерес.
Активность
личности
формируется
в
результате
взаимодействия внешних (цели, задачи) и внутренних (мотивы, установки,
способности личности) факторов.
8
1.2.Психические функции и познавательная активность у детей в младшем
школьном возрасте
Психологами доказано, что возрастной период 6-10 лет - наиболее важный в
формировании структур мышления детей. Поэтому задача начального обучения
состоит в обеспечении высокого развивающего эффекта обучения, интенсивного
влияния на умственное развитие детей. Умственное развитие включает в себя ряд
психических процессов. Это – развитие наблюдательности и восприятия, памяти,
мышления и, наконец, воображения. Как следует из специальных психологических
исследований, каждый из этих процессов связан с остальными.
В возрасте от 7 до 10 лет происходят значительные сдвиги в развитии
внимания.
Концентрированность
или
интенсивность
внимания
у
младших
школьников может быть достаточно большой. Погруженный в какую-либо работу
ребенок может «не слышать» указаний или вопроса учителя. Но длится такая
сосредоточенность обычно недолго, устойчивость внимания младшего школьника
невелика. Поэтому важно стремиться к известному разнообразию в учебной работе
– однообразная работа утомляет внимание ребенка, интерес к ней падает.
Ребенок успешнее справляется с достаточно сложным заданием, требующим
применения разнообразных приемов и способов работы, чем с простыми, но
однообразными заданиями. Опытные учителя успешно используют эту особенность,
чередуя работу, требующую умственных действий, с выполнением различных
заданий,
где
надо
что-то
рисовать,
сделать
несложный
макет,
составить
графическую схему и т.п. Развитие памяти на первых этапах обучения достигает
уже
довольно
высокого
уровня.
Надо
не
просто
загрузить
свою
память
беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно
было взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать,
что к чему. Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей.
Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?
Задача запомнить и затем воспроизвести материал становится важной сама по
себе для младшего школьника. Он должен запоминать все, что дает учитель,
независимо от того, интересно ему это или нет. Следовательно, ребенок должен
9
иначе, целенаправленно пользоваться памятью, а для этого ему нужно овладеть
определенными приемами запоминания. Память – это не готовая способность. Как и
любой другой психический процесс, она формируется при жизни.
В учении становится очевидной связь памяти и мышления.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее
сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения)
окружающего мира. Сущность его в отражении:
- общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких
свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
- существенных отношений и закономерных связей между предметами и
явлениями.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных
операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и
различие между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой
понимания [1].
В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.
Сравнивая,
например,
операции
умножения
и
деления,
треугольник
и
прямоугольник, школьник глубже познает особенности данных понятий.
Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут
находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный
предмет, отличный от сравниваемых.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие
его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков
в единое целое.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают
полное и всесторонне знание действительности. Анализ дает знание отдельных
10
элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы,
обеспечивают знание объекта в целом.
В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах,
определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести
обобщение, т.к. далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто
общие, но и существенные общие признаки.
Некоторые психологи, например, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, различают
два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое)
[21].Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда
объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное
(теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении
скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.
Мышление
у
младшего
школьника
играет
особую
роль
в
развитии
познавательной активности. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление – та функция,
интенсивнейшее
развитие
которой
является
одной
из
самых
характерных
особенностей школьного возраста» [6].Задача психологических исследований
мышления и его развития состоит в том, чтобы раскрыть мыслительную
деятельность как процесс и по возможности выявить его закономерность. Благодаря
переходу мышления на новую и более высокую ступень, происходит перестройка
всех остальных психических процессов, например, память становится мыслящей, а
восприятие - думающим.
В
младшем
школьном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
психических функций, способствующих активизации познавательной деятельности:
Развитие мышления.В младшем школьном возрасте происходит интенсивное
развитие психических функций, способствующих активизации познавательной
деятельности.
У
детей
развивается
мышление.
Следует
отметить,
что
познавательная активность является особенностью здоровой психики ребёнка.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и
построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается
установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может
11
дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном
отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти
вопросы.
Развитие внимания.Познавательная активность ребенка, направленная на
обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых
объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок
занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа.
Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности
(рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако,
такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят
ребенок. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать
внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и
организации высокой мотивации.
Развитие воображения.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем
воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в
игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие
виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка
предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным
действиям воображения.
12
РАЗДЕЛ 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
2.1
.Организация эксперимента по развитию познавательной деятельности
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2021-2022 учебном году с
сентября по ноябрь месяц во 2 классе МБОУ «Школа №1 города Ясиноватая».
Опытная работа проводилась в естественных условиях обучения. С целью
получения
информации
об
изучаемой
проблеме
были
использованы
апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос,
наблюдение за детьми.
На первой неделе обучения с классом была проведена анкета на тему «Как вы
относитесь к учебе по разным предметам» (анкета взята из книги «Управление
образовательными системами»).
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы1.
Таблица 1 – «Как вы относитесь к учебе по разным предметам»
№
Отношение
Предметы
Математика
Русский
язык
Чтение
1.
На уроке иногда бывает
интересно.
2.
Учу, потому что надо учиться.
3.
Получаю удовольствие, работая
на уроке, всегда интересно, узнаю
много нового.
4.
С нетерпением жду урока и
стремлюсь узнать больше, чем
требует учитель.
В таблицу внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как
13
изменились результаты после проведения дидактических игр только по математике.
Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке,
которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов
соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
1.
проявляет ситуативный интерес;
2.
учит по необходимости;
3.
интересуется предметом;
4.
проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты
анкетирования
были
занесены
в
сводную
ведомость
и
обработаны. Итоги занесены в таблицу 2 (Приложение 1), высчитан процент от
общего количества учеников (Таблица 3) и показана в виде диаграммы (рисунок
3.1).
Таблица 3 – Уровни сформированности познавательной активности
учащихся до эксперимента(в процентах)
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
1.
Проявляет ситуативный
интерес
4 ученика
19%
4 ученика
19%
5 учеников
23.8%
2.
Учит по необходимости
9 учеников
42.8%
10 учеников
47.6%
9 учеников
42.8%
3.
Интересуется
предметом
5 ученика
23.8%
4 ученика
19%
4 ученика
19%
14
4.
Проявляет
повышенную
познавательную
активность.
3 ученика
14.2%
3 ученика
14.2%
3 ученика
14.2%
Рисунок 3.1 – Результаты проверки уровней сформированности познавательной
активности учащихся до эксперимента(в процентах)
На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Анализ
уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность
проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках.
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в
течение ряда уроков применяли перечисленные дидактические игры.
1. Игра «Задумай число».
Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 15. Сколько
получилось?( например, 8. Ты задумал число 7.) (15-7=8).
2. Задача – шутка.
Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку.
Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?
15
3. Игра «Стук-стук».
На доске изображена таблица с двумя разрядами:
ДЕСЯТКИ
ЕДИНИЦЫ
Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в
разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число
на карточках с цифрами.
Логические упражнения.
4. Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в
первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько
карандашей в третьей коробке?
5. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один
воробей?
6. Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14
рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида
поймал Костя?(11 ершей, 1 пескаря, 2 окуня).
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?»,
«Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовѐт, которой игрушки не
стало?» многие другие используются на занятиях и в свободное время, с целью
развития у детей внимания, памяти, мышления.
Существует
множество
классификаций
видов
дидактических
игр
по
математике. Например, одна из них: дидактические игры по формированию
математических представлений:
1.Игры на логическое мышление.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. Уже в
дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического
мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество дидактических игр и упражнений для начальной школы,
которые влияют на развитие данного типа мышления.
16
Это такие игры, как «Найди нестандартную фигуру» (рисунок 3.2), «Чем
отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при
выполнении действий.
Рисунок 3.2 – Игра «Найди нестандартную фигуру»
С целью развития логического мышления учащихся используются различные
виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение
пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск
недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе
выбора этой фигуры) и другие.
17
2.2. Результаты эксперимента по развитию познавательной деятельности
В параграфе приведены результаты проведённой опытно-экспериментальной
работы.
После
формирующего
эксперимента
было
проведено
повторное
анкетирование. Результаты были занесены в сводную ведомость и обработаны.
Итоги занесены в таблицу 4 (Приложение 2), высчитан процент от общего
количества учеников (Таблица 5), показано в виде диаграммы (рисунок 3.3).
Таблица 5–Результаты анкетирования
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
1.
Проявляет ситуативный
интерес
2 ученика
9.5%
3 ученика
18.75%
3 ученика
18.75%
2.
Учит по необходимости
6 учеников
28,5%
7 учеников
43.75%
4 ученика
25%
3.
Интересуется
предметом
8 учеников
38%
4 ученика
25%
6 учеников
37.5%
4.
Проявляет
повышенную
познавательную
активность
5 учеников
23,8%
2 ученика
12.5%
3 ученика
18.75%
18
Рисунок 3.3 – Результаты проверки уровней сформированности познавательной
активности учащихся после эксперимента (в процентах)
Затем результаты были сравнены и занесены в таблицу 6.
Таблица 6 – Сравнительные результаты анкетирования до и после проведения
экспериментальной работы (в процентах)
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
до
после
до
после
до
после
1.
Проявляет
ситуативный интерес
19%
9.5%
19%
18.75
%
23.8
%
18.75
%
2.
Учит по
необходимости
42,8%
28,5%
47.6%
43.75
%
42.8
%
25%
3.
Интересуется
предметом
23.8%
38%
19%
25%
19%
37.5%
4.
Проявляет
повышенную
познавательную
14,2%
23,8%
14.2
%
13.5%
14.2
%
18.75
%
19
активность
Результаты формирующего эксперимента показали, что проведённая работа
дала
положительные
результаты
по
развитию
уровня
сформированности
познавательной активности. Их качество повысилось с38% до 61,8% , что
прослеживается на диаграмме (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Сравнительные результаты проверки уровней сформированности
познавательной активности учащихся до и после проведения экспериментальной
работы (в процентах).
20
ВЫВОДЫ
Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в
процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-
педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени
зависит эффективность учебного процесса. Изучив психолого-педагогическую
литературу, нами сделан вывод о том, что:
1) проблема активизации познавательной деятельности не имеет однозначного
решения. Процесс формирования познавательной активности младших школьников
происходит в деятельности, структура которой (содержание предмета, методы
обучения, средства, формы и, наконец, личность учителя) составляет объективную
основу развития познавательной активности;
2) одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности к
учебному предмету математика, а также повышения качества знаний учащихся
является дидактическая игра.
3) учитель начальных классов должен умело и методически правильно
использовать
дидактическую
игру,
способствуя
приобщению
интересов
и
стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путѐм
глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
Проанализировав результаты педагогического исследования, проведенного на
базе 2 класса, нами был сделан вывод, что использование дидактических
математических игр необходимо в начальной школе. Нужно разрабатывать целые
комплексы игр по определенным темам, учитывая возрастные особенности младших
школьников, а так же учитывать актуальность сюжета игр, для достижения наиболее
эффективного результата в активизации познавательной деятельности.
По результатам практической части данной работы можно сказать, что
гипотеза о том, что использование дидактических игр на уроках в начальной школе
будет способствовать активизации познавательной деятельности у учащихся, была
подтверждена.
21
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы
для учащихся начальной школы, и использовать их нужно на разных этапах урока,
включать в них различные виды деятельности школьников.
Таким образом, проделанная нами работа, позволяет сделать вывод, что
дидактические игры, используемые в процессе обучения, способствуют активизации
познавательной деятельности младших школьников. Задачи, поставленные в начале
работы, были решены, цель исследования достигнута.
22
Список использованнойлитературы.
1.
Воронов, В.В. Педагогика школы в 2-х томах. – М., 2015. – с.138 – 139.
2.
Гаврилова, Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Ростов н/Д:
Феникс, 2018. –160 c
3.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования
Донецкой Народной Республики, утвержденный Приказами Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №
119- НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой
Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 80-НП);
4.
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: пособие
для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 2017. – 176 с.
5.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»,
утвержденный
Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 19 июня 2015г.; (с изменениями, внесенными Законами от
04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от
18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от
27.03.2020 № 116-IIНС);
6.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2015. – 480 с.
7.
Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения
детей
дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова //
Социальная сеть работников дошкольного образования. 2018. 26 сентября.
8.
Игра и школьник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой
деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. :
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 192 с.
9.
Карпова,
Е.В.
Дидактические
игры
в
начальный
период
обучения
/
Е.В.Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 187 с.
23
10.Карсонов, В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной
деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании, 2017. N5. –
С.
11.Коломенских, Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е.А. Панько. –
Минск, Университетское, 2018, – 223с.
12.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2018.
– 665с.
13.Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках
разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа России…» 2015.
14.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа России.
Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 2017.
15.Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе
обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина// Молодой ученый. —
2017. — № 52 (186). — С. 201 – 204
16.Примерная
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682;
17.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /
сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.:
Просвещение, 2018. 112 с.
18.Семёнова,
Н.А.
Формирование
исследовательских
умений
младших
школьников // Дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2017. – 203 с.
19.Сергеева, Е. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с
окружающим миром. [Электронный ресурс] / Е. Сергеева // МААМ.РУ.
Международный образовательный портал. 2019. 3 августа.
20.Сергушина, О.В. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе./
О.В.Сергушина // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2018. № 4 – С. 56 – 57
21.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2019.
264с.
24
Приложение 1
Таблица 2 - Результаты анкетирования в первую неделю обучения во
2 классе (в начале экспериментальной работы)
Ф.И.
математика
русский язык
чтение
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Бабий КК.
+
+
+
Бондаренко П.А.
+
+
+
Вердиян Д.Г.
+
+
+
Вечный А.А.
+
+
+
Гимон А.Д.
+
+
+
Дубогрызова Ю.С.
+
+
+
Заштанченко М.И.
+
+
+
Зезюков М.А.
+
+
+
Зуб П.А.
+
+
+
Ильина Н.Н.
+
+
+
Коняев С.Ю
+
+
+
Кориков Д.Ю.
+
+
+
Курбатова М.А.
+
+
+
Москаленко Н.К.
+
+
+
Попов Д.Д
+
+
+
Райфэгэрстэ Р.В.
+
+
+
Руденко А.И.
+
+
+
Солохин В.Э.
+
+
+
Суздальцева Д.В.
+
+
+
25
Приложение 2
Таблица 4 – Уровни отношений учащихся после применения различных
дидактических игр
Ф.И.
математика
русский язык
чтение
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Бабий К.К.
+
+
+
Бондаренко П.А
+
+
+
Вердиян Д.Г.
+
+
+
Вечный А.А.
+
+
+
Гимон А.Д.
+
+
+
Дубогрызова Ю.С.
+
+
+
Заштанченко М.И.
+
+
+
Зезюков М.А.
+
+
+
Зуб П.А.
+
+
+
Ильина Н.Н.
+
+
+
Коняев С.Ю.
+
+
+
Кориков Д.В.
+
+
+
Курбатова М.А.
+
+
+
Москаленко Н.К.
+
+
+
Попов Д.Д.
+
+
+
Райфэгэрстэ Р.В.
+
+
Руденко А.И.
+
+
Солохин В.Э.
+
+
Суздальцева Д.В.
+
+
+
26
27