Напоминание

Формирование у учащихся культуры межэтнического общения в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край»


Авторы: Мальнева Инна Вадимовна, Пожидаева Светлана Александровна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №44"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у учащихся культуры межэтнического общения в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край»
Дата публикации: 24.12.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Мальнева И.В., Пожидаева С.А.

МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк

Формирование у учащихся культуры межэтнического общения в

ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край»

Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя

жителем

конкретного

региона,

с

его

историческими

и

культурными

особенностями. В рамках регионального менталитета складываются такие

представления, как «наш край», «родная природа», а понятия «малая родина»,

«мой народ» наполняются конкретным содержанием. История родного края

становится важнейшим фактором нравственного, эстетического, трудового,

личностного развития подростка.

История Кузбасса и связанные с ней краеведческие материалы органично

интегрируются

с

программой

воспитания

и

социализации

учащихся,

реализуется в рамках комплексной программы внеурочной деятельности

МБНОУ «Гимназия №44».

Основной целью программы внеурочной деятельности «Мой край»

является формирование у учащихся чувства патриотизма через изучение

основных этапов исторического развития Кузнецкого края и деятельности

жителей Кузбасса в прошлом и настоящем, приобщение к ценностям

национальной культуры, уважение традиций всех народов региона. Одна из

главных задач: формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с

этно-национальными

традициями

народов

родного

края,

формирование

культуры межэтнического общения, толерантности.

Формы реализации программы различны: ситуационно-ролевые игры,

краеведческие викторины, социально-значимые и исследовательские проекты,

но, пожалуй, самые запоминающиеся учащимся – экскурсии (реальные и

виртуальные). Место проведения экскурсий определено – музей гимназии,

городской краеведческий музей, музей им. Бардина, Достоевского, музей

искусств, музей «Кузнецкая крепость», геологический. Это улицы и памятные

места города Новокузнецка, музеи и достопримечательные места городов

Кемеровской области, музеи-заповедники.

Осваивая программу,

учащиеся не только приобретут определенные

знания по краеведению, но духовно обогатятся, проникнутся гордостью к

людям своей малой Родины, приобретут навыки бережного отношения к

наследию

прошлого;

приобщатся

к

национальной

культуре

народов

Кемеровской области; научатся самостоятельно оценивать вклад кузбассовцев

в

значимые

события

страны;

научатся

использовать

с

целью

поиска

информации различные источники: не только литературные, но и виртуальные;

научатся самостоятельно проводить исследования на основе применения

методов наблюдения, опроса, интервьюирования.

Именно в ходе экскурсий выполняется основная задача педагога при

организации

исследовательской

деятельности

-

вооружать

учащихся

средствами

самостоятельного

исследовательского

поведения.

Огромное

значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к

исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к

предмету, познаваемому в ходе экскурсий, его эмоциональным восприятием.

Тематика краеведческих экскурсий обширна: «Красная горка», «Таштагольская

одиссея», «Заповедный край Томуса», «Телеутская землица», «Томская

писаница» и другие. Экскурсии для классного руководителя – это большой

труд и большая ответственность; это наблюдение за учащимися вне стен

гимназии, дающее подчас информации больше, чем тестирование, а экскурсии

для учащихся - это общение в неформальной обстановке, это радость познания

нового. Это понимание того, что все народы самобытны, уникальны, но у всех

нас одна страна, одни законы, одна большая Родина.

Литература:

1.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:

Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор.

Москва: «Просвещение», 2010.



В раздел образования