Авторы: Мальнева Инна Вадимовна, Пожидаева Светлана Александровна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №44"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у учащихся культуры межэтнического общения в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край»
Дата публикации: 24.12.2024
Раздел: среднее образование
Мальнева И.В., Пожидаева С.А.
МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк
Формирование у учащихся культуры межэтнического общения в
ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край»
Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя
жителем
конкретного
региона,
с
его
историческими
и
культурными
особенностями. В рамках регионального менталитета складываются такие
представления, как «наш край», «родная природа», а понятия «малая родина»,
«мой народ» наполняются конкретным содержанием. История родного края
становится важнейшим фактором нравственного, эстетического, трудового,
личностного развития подростка.
История Кузбасса и связанные с ней краеведческие материалы органично
интегрируются
с
программой
воспитания
и
социализации
учащихся,
реализуется в рамках комплексной программы внеурочной деятельности
МБНОУ «Гимназия №44».
Основной целью программы внеурочной деятельности «Мой край»
является формирование у учащихся чувства патриотизма через изучение
основных этапов исторического развития Кузнецкого края и деятельности
жителей Кузбасса в прошлом и настоящем, приобщение к ценностям
национальной культуры, уважение традиций всех народов региона. Одна из
главных задач: формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с
этно-национальными
традициями
народов
родного
края,
формирование
культуры межэтнического общения, толерантности.
Формы реализации программы различны: ситуационно-ролевые игры,
краеведческие викторины, социально-значимые и исследовательские проекты,
но, пожалуй, самые запоминающиеся учащимся – экскурсии (реальные и
виртуальные). Место проведения экскурсий определено – музей гимназии,
городской краеведческий музей, музей им. Бардина, Достоевского, музей
искусств, музей «Кузнецкая крепость», геологический. Это улицы и памятные
места города Новокузнецка, музеи и достопримечательные места городов
Кемеровской области, музеи-заповедники.
Осваивая программу,
учащиеся не только приобретут определенные
знания по краеведению, но духовно обогатятся, проникнутся гордостью к
людям своей малой Родины, приобретут навыки бережного отношения к
наследию
прошлого;
приобщатся
к
национальной
культуре
народов
Кемеровской области; научатся самостоятельно оценивать вклад кузбассовцев
в
значимые
события
страны;
научатся
использовать
с
целью
поиска
информации различные источники: не только литературные, но и виртуальные;
научатся самостоятельно проводить исследования на основе применения
методов наблюдения, опроса, интервьюирования.
Именно в ходе экскурсий выполняется основная задача педагога при
организации
исследовательской
деятельности
-
вооружать
учащихся
средствами
самостоятельного
исследовательского
поведения.
Огромное
значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к
исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к
предмету, познаваемому в ходе экскурсий, его эмоциональным восприятием.
Тематика краеведческих экскурсий обширна: «Красная горка», «Таштагольская
одиссея», «Заповедный край Томуса», «Телеутская землица», «Томская
писаница» и другие. Экскурсии для классного руководителя – это большой
труд и большая ответственность; это наблюдение за учащимися вне стен
гимназии, дающее подчас информации больше, чем тестирование, а экскурсии
для учащихся - это общение в неформальной обстановке, это радость познания
нового. Это понимание того, что все народы самобытны, уникальны, но у всех
нас одна страна, одни законы, одна большая Родина.
Литература:
1.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор.
Москва: «Просвещение», 2010.