Авторы: Клименко Ирина Алексеевна, Сердюк Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников
Дата публикации: 25.03.2025
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №14
Консультация для родителей
«Речевое развитие детей 4-5 лет»
Ст. Стародеревянковская
2025 г.
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет:
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней,
правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и
сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к
восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение
согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает
замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков,
появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи,
передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию
литературных
произведений,
передавать
своими
словами
личные
впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что
свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8.
Речь
становится
более
связной
и
последовательной;
совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая
структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые
необходимы для развития связной речи.
Нормы
речевого
развития
детей
4
–
5
лет.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют
нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Бурно развивается «словотворчество».
3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4.
Активно
использует
в
речи
обобщающие
слова,
наречия,
прилагательные,
множественную
форму
существительных,
антонимы,
синонимы.
5. Называет животных и их детенышей, времена года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые
сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.),
союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки,
иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь.
Отклонения
в
речевом
развитии
ребёнка
4
–
5
лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное
понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при
произношении.
3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком
быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и
необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л»
или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами
маленьких текстов.
Методы развития:
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно
обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить
возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно.
Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается.
Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать,
родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая
слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть
нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот,
перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки –
лучший вариант.
4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите
рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по
картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм
произношения с помощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать
ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца,
если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои
силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно
разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с
любовью.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит
свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.
1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по
верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не
закрываем. До 10 раз.
2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться
языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.
3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем
поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.
4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на
нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой
позе на 5-10 секунд.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок
дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не
закрываем. До 10 раз.
6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы
(изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не
расслабляем. До 10 раз.
7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы
язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.
8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в
стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.
9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы,
затем расслабить. До 10 раз.
10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук
«У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.
11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой
позиции 5-10 секунд.