Напоминание

Развитие речи дошкольников


Авторы: Клименко Ирина Алексеевна, Сердюк Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников
Дата публикации: 25.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №14

Консультация для родителей

«Речевое развитие детей 4-5 лет»

Ст. Стародеревянковская

2025 г.

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет:

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней,

правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и

сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к

восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение

согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает

замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков,

появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи,

передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию

литературных

произведений,

передавать

своими

словами

личные

впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что

свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8.

Речь

становится

более

связной

и

последовательной;

совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая

структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые

необходимы для развития связной речи.

Нормы

речевого

развития

детей

4

5

лет.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют

нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.

1. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Бурно развивается «словотворчество».

3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

4.

Активно

использует

в

речи

обобщающие

слова,

наречия,

прилагательные,

множественную

форму

существительных,

антонимы,

синонимы.

5. Называет животных и их детенышей, времена года.

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые

сказки с помощью взрослых.

7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.),

союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).

8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки,

иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь.

Отклонения

в

речевом

развитии

ребёнка

4

5

лет

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное

понимание смысла и значения слова.

2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при

произношении.

3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком

быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и

необоснованные паузы, заикание.

4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л»

или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.

5. Неправильное построение предложений.

6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами

маленьких текстов.

Методы развития:

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно

обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить

возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно.

Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается.

Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать,

родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая

слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).

2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть

нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот,

перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).

3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки –

лучший вариант.

4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.

5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите

рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по

картинкам, описание предмета).

6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм

произношения с помощью музыкальных занятий.

7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.

8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать

ребенка.

9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца,

если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои

силы.

11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно

разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с

любовью.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит

свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по

верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не

закрываем. До 10 раз.

2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться

языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.

3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем

поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.

4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на

нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой

позе на 5-10 секунд.

5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок

дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не

закрываем. До 10 раз.

6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы

(изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не

расслабляем. До 10 раз.

7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы

язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.

8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в

стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.

9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы,

затем расслабить. До 10 раз.

10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук

«У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.

11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой

позиции 5-10 секунд.



В раздел образования