Напоминание

Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста


Автор: Гудовских Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ "Газпром школа Санкт-Петербург"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
Дата публикации: 25.04.2025
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Коммуникативные

навыки

играют

ключевую

роль

в

развитии

ребенка, особенно в младшем школьном возрасте (6–10 лет). В этот

период дети активно социализируются, учатся взаимодействовать со

сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли и понимать других.

Формирование

коммуникативных

умений

способствует

не

только

успешной адаптации в школе, но и дальнейшему личностному росту.

Что такое коммуникативные навыки?

Коммуникативные

навыки

-

это

способность

эффективно

общаться, включая в себя:

Умение слушать и понимать собеседника

Четкое и логичное выражение мыслей

Владение невербальными средствами общения (жесты, мимика,

интонация)

Способность вести диалог, задавать вопросы и аргументировать

свою позицию

Умение разрешать конфликты и работать в команде

У

детей

младшего

школьного

возраста

эти

навыки

только

формируются, поэтому важно создавать условия для их развития.

Факторы, влияющие на развитие коммуникативных навыков

Семейное воспитание – стиль общения родителей, атмосфера в

семье.

Школьная

среда

взаимодействие

с

учителями

и

одноклассниками.

Игровая деятельность – ролевые игры, групповые задания.

Чтение и речь – обсуждение прочитанного, пересказ, составление

рассказов.

Эмоциональный интеллект – понимание своих и чужих эмоций.

Методы развития коммуникативных навыков

1. Игровые технологии

Игры - естественный способ обучения для детей. Эффективны:

Ролевые игры (например, "Магазин", "Школа")

Командные игры и конкурсы (викторины, квесты)

Коммуникативные

упражнения

("Расскажи

о

своем

друге",

"Закончи историю")

2. Групповая работа на уроках

Работа в парах и мини-группах учит детей:

Договариваться

Распределять роли

Высказывать мнение и учитывать чужое

3. Развитие речи через творчество

Сочинение рассказов и сказок

Инсценировки и театральные постановки

Обсуждение книг и фильмов

4. Обучение эмпатии и разрешению конфликтов

Важно объяснять детям, как:

Слушать друг друга без прерываний

Выражать несогласие вежливо

Находить компромиссы

Роль учителя и родителей

Учитель

должен

поощрять

дискуссии,

создавать

доброжелательную атмосферу в классе.

Родителям стоит чаще разговаривать с ребенком, интересоваться

его

школьной

жизнью, организовывать совместные мероприятия

с

другими детьми.

Заключение

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников

- важный этап их социализации. Через игры, обсуждения, творчество и

совместную

деятельность

дети

учатся

эффективно

общаться,

что

помогает им в учебе и будущей жизни. Главное - поддерживать их

инициативу и создавать условия для практики общения.

Развивайте

коммуникативные

навыки

-

и

ваш

ребенок

вырастет уверенным и успешным!



В раздел образования