Автор: Гостева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 81 "Мальвина"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: доклад
Тема: Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников
Дата публикации: 25.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 81 "Мальвина"
:
Доклад на тему
"
Сохранение и развитие традиций
народов ханты и манси в воспитании
"
дошкольников
Подготовила: Гостева Лариса
Николаевна
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине.
Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально- положительное отношение к
тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые
населяют его.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный
момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения
интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует
расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине
– к краю в котором они живут.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру
народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на
наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения,
включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства
национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.
Помимо знакомства детей с русским народным бытом и обрядами, мы прививаем
нашим ребятишкам любовь к родному краю через рассматривание открыток,
иллюстраций, посещение городского краеведческого музея, чтение стихов, сказок,
театрализованную деятельность.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только патриотическое
воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям,
населяющих наш округ.
Особое внимание мы уделяем народным обычаям, в частности обычаям
гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети хантов и
манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились
выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и
обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они
накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о
старших, помогают им. Мы в своем детском саду рассказываем об этом своим
воспитанникам, знакомим с искусством народов ханты и манси, знакомим с
особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.
При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного
отношения ко всему живому, нацеливаем детей наэмоциональную оценку
окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и
выразительными. Используем также и народные приметы, отражающие острую
наблюдательность хантов и манси, например: «В глубоком снегу никогда не
замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются
больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них
наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о
богатствах севера, его животном мире Решая данные задачи, мы в своей работе
используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся
олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространенным
обитателем тайги является северный олень.
Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В играх
народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и
образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками.
Знакомим с национальными сказками, потешками, поговорками, которые очень
нравятся нашим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание,
используя при этом пословицы, поговорки и стихи, мы зарождаем в глубине ребенка
маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру
поведения, как в быту, так и в природе.
Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем
внимание детей на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты, сукна, на
картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и
сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения.
Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в
городской музей.
Знакомясь с культурой народов Севера, все больше понимаешь, на сколько
интересен фольклор и быт этих людей.
У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции,
обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от
участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских
качеств
Мы считаем, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции,
привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и
любовь к Родине.