Напоминание

Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников


Автор: Гостева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 81 "Мальвина"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: доклад
Тема: Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников
Дата публикации: 25.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 "Мальвина"

:

Доклад на тему

"

Сохранение и развитие традиций

народов ханты и манси в воспитании

"

дошкольников

Подготовила: Гостева Лариса

Николаевна

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине.

Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально- положительное отношение к

тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту

окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые

населяют его.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный

момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения

интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует

расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине

– к краю в котором они живут.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру

народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на

наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения,

включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства

национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Помимо знакомства детей с русским народным бытом и обрядами, мы прививаем

нашим ребятишкам любовь к родному краю через рассматривание открыток,

иллюстраций, посещение городского краеведческого музея, чтение стихов, сказок,

театрализованную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только патриотическое

воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям,

населяющих наш округ.

Особое внимание мы уделяем народным обычаям, в частности обычаям

гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети хантов и

манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились

выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и

обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они

накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о

старших, помогают им. Мы в своем детском саду рассказываем об этом своим

воспитанникам, знакомим с искусством народов ханты и манси, знакомим с

особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.

При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного

отношения ко всему живому, нацеливаем детей наэмоциональную оценку

окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и

выразительными. Используем также и народные приметы, отражающие острую

наблюдательность хантов и манси, например: «В глубоком снегу никогда не

замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются

больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них

наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о

богатствах севера, его животном мире Решая данные задачи, мы в своей работе

используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся

олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространенным

обитателем тайги является северный олень.

Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В играх

народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и

образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками.

Знакомим с национальными сказками, потешками, поговорками, которые очень

нравятся нашим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание,

используя при этом пословицы, поговорки и стихи, мы зарождаем в глубине ребенка

маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру

поведения, как в быту, так и в природе.

Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем

внимание детей на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты, сукна, на

картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и

сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения.

Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в

городской музей.

Знакомясь с культурой народов Севера, все больше понимаешь, на сколько

интересен фольклор и быт этих людей.

У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции,

обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от

участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских

качеств

Мы считаем, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции,

привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и

любовь к Родине.



В раздел образования