Напоминание

Применение метода деловой игры на уроках в специальной школе


Автор: Николенко Марина Альбертовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая СШИ № 20"
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: Применение метода деловой игры на уроках в специальной школе
Дата публикации: 25.09.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Введение

Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый

ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens»

(«Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни

отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует

огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные

и другие.

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая

игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность.

Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные

способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя

себе позволить

Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в

психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания

предметного и социального содержания профессиональной деятельности,

моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством

моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности,

аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая

игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности)

выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает

противоречия

между

абстрактным

характером

учебного

предмета

и

реальным характером профессиональной деятельности».

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку

«деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный

контексты

будущей

профессиональной

деятельности

и

тем

самым

смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением

условия формирования личности специалиста».

В деловой игре «обучение участников происходит в процессе

совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в

соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не

просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом -

общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе

реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное

обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам

сотрудничества».

Из истории деловых игр

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и

взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.

Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в

17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как

“военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке

“военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание

молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из

прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с.

26].

По

оценкам

экспертов

метод

деловых

игр

применительно

к

производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в

нашей стране [6, с. 7].

В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели,

а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений»

[8, с. 143].

Первая деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким

изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в

Ленинградском инженерно - экономическом институте и была названа ее

автором

Марией

Мироновной

Бирнштейн

организационно-

производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и

руководители предприятий.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для

отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства,

систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций

в аварийных ситуациях» и т.п. [9, с. 65 - 66].

Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х

годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные

причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны,

ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны,

фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов

решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид

деятельности

опасным

и

не

совместимым

с

режимом

тотальной

регламентации» [5, с. 42].

По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России

связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического

кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы,

разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической

работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр

под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание

жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на

личность

каждого

участника

давало

невиданные

результаты:

разрабатывались

варианты

развития

ситуаций

с

высокой

степенью

неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных

межпрофессиональных комплексных проблем».

Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода

активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались

энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].

1970-80

годы

время

всплеска

деловых

игр,

различных

по

методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы

обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге,

деловые игры в педагогике и т.п.

Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры,

«…когда

игры

стали

широко

использоваться

в

различных

отраслях

народного

хозяйства

и

тиражироваться

в

специальной

методической

литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали

развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10,

с. 167].

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование

игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна.

Особенно активно деловые игры используются в практике высшего

образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания

деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов

обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым

играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная

ассоциация по имитационному моделированию и играм [1, с. 39].

Виды деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие

типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из

них.

«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается

в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные,

исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].

Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает»

деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее

возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки,

изучения, управления.

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии

типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время

проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых

игр Л.В. Ежовой:

1. По времени проведения:

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

– игры, проходящие в реальное время;

– игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

– оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила

изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением

неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

– обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление

навыков участников;

– констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их

решения.

5. По методологии проведения:

– ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание,

или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с

заданием.

– групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний

или

приобретением

навыков

групповой

работы.

Участники

имеют

индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.

– имитационные - имеют цель создать у участников представление, как

следовало бы действовать в определенных условиях.

– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не

имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на

решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников

происходит за счет жесткого давления на личность.

– инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное

мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной

системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной

ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.

– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое

мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем

предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества

команд [2, с. 85].

К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается

задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не

удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно

которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти

погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других

типологиях [3, с. 49].

Деловая игра как метод активного обучения

Для типологизации методов активного обучения обычно используют

два основных критерия:

– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой

деятельности;

– наличие ролей.

Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в

рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из

нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод

активного обучения [6, с. 14].

Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод

обучения.

«В

деловых

играх

решения

вырабатываются

коллективно,

коллективное мнение формируется и при защите решений собственной

группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].

Деловая

игра

является

сложно

устроенным

методом

обучения,

поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного

обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных

ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с. 102]

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным

обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода

активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в

следующем:

1)

«В

игре

воссоздаются

основные

закономерности

движения

деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и

разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [3, с.

132].

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к

реальной практической деятельности. Это достигается путем использования

в деловых играх моделей реальных отношений» [7, с. 4].

2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально

организованную деятельность по операционализации теоретических знаний,

переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах

обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и

способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре

приобретает

статус

метод.

Происходит

не

механическое

накопление

информации,

а

деятельностное

распредмечивание

какой-то

сферы

человеческой реальности» [5, с. 63].

Указанные

выше

и

многие

иные

особенности

деловых

игр

обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами

обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр

усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для

формирования

личности

предметный

и

социальный

контекст.

Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления личностного

опыта [4, с. 26].

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать

разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [5, с. 6].

– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего

применения,

не

абстрактно,

а

в

реальном

для

участника

процессе

информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития

сюжета деловой игры [3, с 129].

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт [8, с. 13].

Определение темы и целей деловых учебных игр

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются

также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть

отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав и условия

обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько

принципиальных вопросов:

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры и

цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых

ролей [6, с. 9].

Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости игры

как феномена (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) целеполагание реализуется в

реальном и условном плане. В реальном плане - это дидактические и

воспитательные цели, в условном - игровые. Причем «чисто игровые цели

нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша

ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен

овладеть

учащийся.

Они

нужны

для

создания

мотивации

к

игре,

соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют

служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» [10, с.

145].

Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось

выше, целеобразования самими обучающимися. Таким образом, деловая игра

имеет достаточно сложную целевую систему [1, с. 12].

Психолого-педагогические принципы конструирования деловой

игры

«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются

следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного

моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип

игрового

моделирования

содержания

и

форм

профессиональной

деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического

общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания

имитационной

модели

и

процесса

его

развертывания

в

игровой

деятельности» [3, с. 129].

«Основой разработки деловой игры является создание имитационной и

игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга,

что и определяет структуру ДИ» [3, с. 143].

«Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной

действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом

имитации, задавая предметный контекст учебной деятельности в учебном

процессе.

Игровая

модель

является

фактически

описанием

работы

участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст

деятельности обучающегося» [9, с. 143].

Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и

педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день

такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке

деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого

типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и

не в полном объеме, если вообще решается» [4, с. 20].

«Подавляющее большинство методических разработок по учебным

играм

напоминают

наставления

по

управлению

производством,

строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику

проведения занятия в игровой форме» [7, с. 131].

Структура деловой игры

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на

структурное описание последней.

Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные

элементы при конструировании деловой игры [3, с. 21].

В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд

структурных компонентов:

– цели,

– предмет игры,

– графическая модель взаимодействия участников,

– система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих

компонентах:

– цели,

– комплекс ролей и функций игроков,

– сценарий,

– правил игры.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий

деловой игры является основным документом для её проведения. Создавая

его необходимо разобрать: каждый этап, фрагмент (желательно не более

трех), содержание, эпизоды, четко определить учебную цель, подготовить

инструкцию каждому игроку, определить полный комплект ролей, время

игры, место игры, подготовить вводный материал или лекцию [1, с. 47].

Как правило «в сценарии отображается общая последовательность

игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги». Схема сценария может

быть описана с помощью следующих элементов:

реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта,

обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в

ситуации

«рассогласования

параметров

деятельности,

столкновения

разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений»

и т.п. [2, с. 148].

Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.

«способ

генерирования

события,

определяющий

степень

алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа

алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой

игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий,

когда

процесс

игры

следует

какому-то

обобщенному

алгоритму,

отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему

вероятностный характер событий» [2, с. 149].

Заключение

Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма

обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными

формами

и

методами

обучения

невозможно

достичь

поставленных

образовательных целей.

Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к

необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики

обучения.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучающиеся не имеют

представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что

компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их

подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам

анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной

стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры

и

на

этапе

ее

рефлексивной

оценки.

«Чем

меньше

вмешивается

преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции,

тем выше обучающая ценность игры».

Деловая

игра

требует

изменения

отношения

к

традиционному

представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение

правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения,

(например, самовольный выход из класса) в деловой игре утрачивают

таковой свой статус.

Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2

часа.

Список использованной литературы

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход [Текст]: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991.

- 207 с. - 500 экз. - ISBN.

2. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст]: учеб.

пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Е.А. Хруцкий. - М.:

Высшая школа, 1991. - 320 с. - 300 экз. - ISBN.

3.Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.:

Экономика, 1989. - 175 с. - 200 экз. - ISBN.

4. Габрусевич, С.А. От деловой игры - к профессиональному

творчеству [Текст]: учеб. метод. Пособие / С.А. Габрусевич. - Мн.:

Университетское, 1989. - 125 с. - 100 экз. - ISBN.

5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]: науч. - метод.

пособие. / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с. - 200 экз. - ISBN.

6. Кашель, Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации:

активные методы обучения [Текст] / Н.Н. Кашель. - Мн.: Институт

повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и

специалистов образования, 1994. - 96 с. - 200 экз. - ISBN.

7. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение

[Текст]: учеб. метод. пособие. / В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с. -

350 экз. - ISBN.

8. Коряк, Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых

игр [Текст]: Методология и практика. / Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука,

1987. - 77с . - 100 экз. - ISBN.

9. Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования

и проведения [Текст]: Метод. Пособие. / Р.И. Атаманова. - М.: Высшая

школа, 2008. - 120 с. - 350 экз. - ISBN.

10.Шматков, Е.В. Методика профессионального обучения [Текст]:

метод. Пособие. / Е.В. Шматков. - Харьков, 2002. - 214 с. - 100 экз. - ISBN.

11. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]:

учеб. метод. пособие. / Н.Ф. Талызина. - М.: Высшая школа, 1975. - 239 с. -

250 экз. - ISBN.



В раздел образования