Автор: Николенко Марина Альбертовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая СШИ № 20"
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: Применение метода деловой игры на уроках в специальной школе
Дата публикации: 25.09.2024
Раздел: среднее образование
Введение
Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый
ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens»
(«Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни
отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует
огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные
и другие.
Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая
игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность.
Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные
способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя
себе позволить
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в
психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания
предметного и социального содержания профессиональной деятельности,
моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством
моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности,
аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая
игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности)
выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает
противоречия
между
абстрактным
характером
учебного
предмета
и
реальным характером профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку
«деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный
контексты
будущей
профессиональной
деятельности
и
тем
самым
смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением
условия формирования личности специалиста».
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе
совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в
соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не
просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом -
общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе
реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное
обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам
сотрудничества».
Из истории деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и
взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в
17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как
“военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке
“военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание
молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из
прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с.
26].
По
оценкам
экспертов
метод
деловых
игр
применительно
к
производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в
нашей стране [6, с. 7].
В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели,
а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений»
[8, с. 143].
Первая деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким
изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в
Ленинградском инженерно - экономическом институте и была названа ее
автором
Марией
Мироновной
Бирнштейн
организационно-
производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и
руководители предприятий.
Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для
отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства,
систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций
в аварийных ситуациях» и т.п. [9, с. 65 - 66].
Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х
годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные
причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны,
ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны,
фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов
решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид
деятельности
опасным
и
не
совместимым
с
режимом
тотальной
регламентации» [5, с. 42].
По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России
связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического
кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы,
разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической
работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр
под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание
жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на
личность
каждого
участника
давало
невиданные
результаты:
разрабатывались
варианты
развития
ситуаций
с
высокой
степенью
неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных
межпрофессиональных комплексных проблем».
Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода
активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались
энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].
1970-80
годы
—
время
всплеска
деловых
игр,
различных
по
методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы
обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге,
деловые игры в педагогике и т.п.
Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры,
«…когда
игры
стали
широко
использоваться
в
различных
отраслях
народного
хозяйства
и
тиражироваться
в
специальной
методической
литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали
развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10,
с. 167].
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование
игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.
На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна.
Особенно активно деловые игры используются в практике высшего
образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания
деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов
обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым
играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная
ассоциация по имитационному моделированию и играм [1, с. 39].
Виды деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие
типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из
них.
«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается
в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные,
исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает»
деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее
возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки,
изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии
типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время
проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых
игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила
изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением
неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление
навыков участников;
– констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
– поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их
решения.
5. По методологии проведения:
– ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание,
или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с
заданием.
– групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний
или
приобретением
навыков
групповой
работы.
Участники
имеют
индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.
– имитационные - имеют цель создать у участников представление, как
следовало бы действовать в определенных условиях.
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не
имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на
решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников
происходит за счет жесткого давления на личность.
– инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное
мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной
системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной
ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое
мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем
предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества
команд [2, с. 85].
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается
задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не
удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно
которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти
погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других
типологиях [3, с. 49].
Деловая игра как метод активного обучения
Для типологизации методов активного обучения обычно используют
два основных критерия:
– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой
деятельности;
– наличие ролей.
Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в
рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из
нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод
активного обучения [6, с. 14].
Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод
обучения.
«В
деловых
играх
решения
вырабатываются
коллективно,
коллективное мнение формируется и при защите решений собственной
группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].
Деловая
игра
является
сложно
устроенным
методом
обучения,
поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного
обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных
ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с. 102]
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным
обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода
активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в
следующем:
1)
«В
игре
воссоздаются
основные
закономерности
движения
деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и
разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [3, с.
132].
Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к
реальной практической деятельности. Это достигается путем использования
в деловых играх моделей реальных отношений» [7, с. 4].
2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально
организованную деятельность по операционализации теоретических знаний,
переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах
обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и
способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре
приобретает
статус
метод.
Происходит
не
механическое
накопление
информации,
а
деятельностное
распредмечивание
какой-то
сферы
человеческой реальности» [5, с. 63].
Указанные
выше
и
многие
иные
особенности
деловых
игр
обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами
обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр
усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для
формирования
личности
предметный
и
социальный
контекст.
Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
– Игра позволяет радикально сократить время накопления личностного
опыта [4, с. 26].
– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать
разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [5, с. 6].
– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего
применения,
не
абстрактно,
а
в
реальном
для
участника
процессе
информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития
сюжета деловой игры [3, с 129].
– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт [8, с. 13].
Определение темы и целей деловых учебных игр
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются
также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть
отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав и условия
обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько
принципиальных вопросов:
Для чего проводится данная деловая игра?
Для какой категории обучаемых?
Чему именно следует их обучать?
Какие результаты должны быть достигнуты
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры и
цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых
ролей [6, с. 9].
Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости игры
как феномена (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) целеполагание реализуется в
реальном и условном плане. В реальном плане - это дидактические и
воспитательные цели, в условном - игровые. Причем «чисто игровые цели
нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша
ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен
овладеть
учащийся.
Они
нужны
для
создания
мотивации
к
игре,
соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют
служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» [10, с.
145].
Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось
выше, целеобразования самими обучающимися. Таким образом, деловая игра
имеет достаточно сложную целевую систему [1, с. 12].
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой
игры
«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются
следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного
моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип
игрового
моделирования
содержания
и
форм
профессиональной
деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического
общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания
имитационной
модели
и
процесса
его
развертывания
в
игровой
деятельности» [3, с. 129].
«Основой разработки деловой игры является создание имитационной и
игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга,
что и определяет структуру ДИ» [3, с. 143].
«Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной
действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом
имитации, задавая предметный контекст учебной деятельности в учебном
процессе.
Игровая
модель
является
фактически
описанием
работы
участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст
деятельности обучающегося» [9, с. 143].
Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и
педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день
такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке
деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого
типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и
не в полном объеме, если вообще решается» [4, с. 20].
«Подавляющее большинство методических разработок по учебным
играм
напоминают
наставления
по
управлению
производством,
строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику
проведения занятия в игровой форме» [7, с. 131].
Структура деловой игры
При конструировании деловой игры разработчик может опираться на
структурное описание последней.
Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные
элементы при конструировании деловой игры [3, с. 21].
В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд
структурных компонентов:
– цели,
– предмет игры,
– графическая модель взаимодействия участников,
– система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих
компонентах:
– цели,
– комплекс ролей и функций игроков,
– сценарий,
– правил игры.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий
деловой игры является основным документом для её проведения. Создавая
его необходимо разобрать: каждый этап, фрагмент (желательно не более
трех), содержание, эпизоды, четко определить учебную цель, подготовить
инструкцию каждому игроку, определить полный комплект ролей, время
игры, место игры, подготовить вводный материал или лекцию [1, с. 47].
Как правило «в сценарии отображается общая последовательность
игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги». Схема сценария может
быть описана с помощью следующих элементов:
реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта,
обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в
ситуации
«рассогласования
параметров
деятельности,
столкновения
разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений»
и т.п. [2, с. 148].
Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.
«способ
генерирования
события,
определяющий
степень
алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа
алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой
игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий,
когда
процесс
игры
следует
какому-то
обобщенному
алгоритму,
отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему
вероятностный характер событий» [2, с. 149].
Заключение
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма
обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными
формами
и
методами
обучения
невозможно
достичь
поставленных
образовательных целей.
Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к
необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики
обучения.
В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучающиеся не имеют
представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что
компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их
подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам
анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной
стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.
Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры
и
на
этапе
ее
рефлексивной
оценки.
«Чем
меньше
вмешивается
преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции,
тем выше обучающая ценность игры».
Деловая
игра
требует
изменения
отношения
к
традиционному
представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение
правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения,
(например, самовольный выход из класса) в деловой игре утрачивают
таковой свой статус.
Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2
часа.
Список использованной литературы
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход [Текст]: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991.
- 207 с. - 500 экз. - ISBN.
2. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст]: учеб.
пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Е.А. Хруцкий. - М.:
Высшая школа, 1991. - 320 с. - 300 экз. - ISBN.
3.Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.:
Экономика, 1989. - 175 с. - 200 экз. - ISBN.
4. Габрусевич, С.А. От деловой игры - к профессиональному
творчеству [Текст]: учеб. метод. Пособие / С.А. Габрусевич. - Мн.:
Университетское, 1989. - 125 с. - 100 экз. - ISBN.
5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]: науч. - метод.
пособие. / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с. - 200 экз. - ISBN.
6. Кашель, Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации:
активные методы обучения [Текст] / Н.Н. Кашель. - Мн.: Институт
повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и
специалистов образования, 1994. - 96 с. - 200 экз. - ISBN.
7. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение
[Текст]: учеб. метод. пособие. / В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с. -
350 экз. - ISBN.
8. Коряк, Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых
игр [Текст]: Методология и практика. / Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука,
1987. - 77с . - 100 экз. - ISBN.
9. Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования
и проведения [Текст]: Метод. Пособие. / Р.И. Атаманова. - М.: Высшая
школа, 2008. - 120 с. - 350 экз. - ISBN.
10.Шматков, Е.В. Методика профессионального обучения [Текст]:
метод. Пособие. / Е.В. Шматков. - Харьков, 2002. - 214 с. - 100 экз. - ISBN.
11. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]:
учеб. метод. пособие. / Н.Ф. Талызина. - М.: Высшая школа, 1975. - 239 с. -
250 экз. - ISBN.