Автор: Залюбовский Александр Анатольевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Титовский филиал МКОУ "Защитенская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Басово
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Дата публикации: 25.10.2025
Раздел: среднее образование
Статья
«Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания»
Подготовил: учитель истории и обществознания
Залюбовский Александр Анатольевич
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой
образования
новую
задачу
подготовить
компетентных,
высокообразованных
профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене.
Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических
задачах развития РФ на период до 2024 года»
1
, в котором обозначил Правительству РФ
направления в разработке национального проекта в сфере образования.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является
формирование функциональной грамотности.
Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися
системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять
усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых
коротких
текстов
и
осуществлению
элементарных
арифметических
действий,
функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и
навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с
четырьмя
основополагающими
сферами
общества
(экономической,
социальной,
политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе
обучения
обеспечивает
построение
личностно-ориентированного
образования
в
современной школе.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено
Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем
функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства,
нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит
цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять
профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и
могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать
возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных
специалистов.
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования
становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные
затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности ,
так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию
этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде,
в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ.
Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования
и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного
исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не
столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в
нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в
действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью
работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у
педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических
материалов.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории и обществознания
складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс
овладения
исторической
грамотностью:
учащиеся
определяют
временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте
территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному
аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения - усвоение знаний происходит поэтапно, «от простого к
сложному», например, в истории - от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к
темам 9 класса (история XIX вв.), в обществознании от знакомства с предметом,
моральными и нравственными ценностями к экономике, политической власти РФ. На
протяжении всего процесса обучения использую интерактивные методы: «мозговой
штурм», работа в малых группах, творческие задания, финансовые бои и др.
3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической
культуры,
знакомы
с
историческими,
моральными
ценностями
и
стандартами
современной цивилизации.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно
представить в виде плана работы:
Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в
парах, групповая работа.
Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из
эффективных способов обучения учащихся.
Использование самооценивания и взаимооценивания.
Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Организация работы с детьми с ОВЗ
Кроме того следует выделить следующие функции уроков истории и
обществознания, Кроме того следует выделить следующие функции уроков истории
и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной
грамотности учащихся:
Компьютерная
грамотность: искать
информацию
в
сети
Интернет;
пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с
электронными таблицами, работать в формате гугл форм (презентации, тексты,
тесты).
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из
книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; схемы, графики;
использовать информацию из СМИ; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других
людей.
Грамотность при решении бытовых проблем: пользуясь справочником,
картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных
службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития
такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ).
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и
интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства;
объяснять
различия
между
уголовным,
административным
и
дисциплинарным
нарушением; анализировать и
Проведя анализ учебников, я пришла к выводу о необходимости включения в
работу
на
уроках
дополнительных
заданий,
нацеленных
на
формирование
функциональной понятийной грамотности, на отработку умений работать с понятиями,
основываясь не только на текстах учебников. В процессе анализа было определено, что
УМК по истории соответствует всем требованиям ФГОС и дает учителю возможность
активно и в различных формах работать с понятийным аппаратом. А вот анализ учебников
по обществознанию для 10-11 классов, показал, что требуются дополнительные формы
работы для усвоения огромного объёма понятий.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и
обществознания:
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении
применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения
(выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся
возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или
иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить
их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную
среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки
сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой
зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей
коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что
позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на
этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться
от
однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и
авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны
примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли
оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических
опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с
родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми
знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен
обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках
функциональную
грамотность
учащихся,
развивать
основные
умения
и
навыки,
воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При
формировании
функциональной
грамотности
учитель
выступает
больше
в
роли
организатора
самостоятельной
активной
познавательной
деятельности
учащихся,
компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой
предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные
знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной
адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию
функциональной грамотности школьников.
Нельзя не забывать и о воспитательных аспектах урока. Ученик должен примерить
на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить»
события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую
эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей. Через воспитательные аспекты
урока решается социально-адаптационная функция уроков истории и обществознания,
обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему
становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также
гармонизировать
свои
отношения
с
обществом,
группой,
отдельными
людьми
Современный урок истории и обществознания невозможен без проведения аналогий для
анализа современной ситуации. Жизнь постоянно ставит ученика перед вызовами,
которые ему необходимо решать. Эти вызовы невозможно осознать без освоения
учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных
ценностей, которые можно усвоить лишь в системе личностно - значимой деятельности на
уроках
истории
и
обществознания
и
во
внеурочной
деятельности.
Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким
образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее
терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом
доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших
классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже
пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.
Свои знания школьники показывают на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Так, например, задание №1 в 9 классе ОГЭ требует умения соотносить указанные
понятия с определенной сферой жизни общества и давать определения одному из них.
В №25 ЕГЭ требуется объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в то или
иное понятие, и составлять два предложения по указанным далее конкретным вопросам.
Другие задания ГИА также предполагают владение терминологией на глубоком
уровне.
Далее я предлагаю остановиться на следующих ключевых вопросах:
1.
Когда и как мы вводим термины и понятия?
Это возможно делать по-разному. Как в начале изучения темы, так и в ходе урока.
Так, например, при изучении темы «Принадлежность двум мирам», где речь идет о
человеке целесообразно ввести понятие «человек как биосоциальное существо» сразу и
далее с ним работать.
Бывает и наоборот, когда мы о чем-либо ведем речь, объясняем материал, а затем
резюмируем.
(Например,
«в
ХХ
веке
усилились
процессы
взаимовлияния
и
взаимодействия во всем мире. Такой процесс назвали в науке глобализацией.»)
1.
Как работать с терминами и понятиями?
Надо использовать разнообразный арсенал дидактических приемов и методов,
чтобы уроки не были скучными, однообразными. Следует к конкретному возрасту и теме
выбирать наиболее подходящие способы. Приведу примеры из опыта работы.
Пример 1. 8 класс. Тема «Личность». Повторение.
Предлагаю заполнить пробелы в таблице по типу, как мы делали уже в начале
мастер-класса (получают карточку. См. приложение 2)
Пример 2. 9 класс. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность».
Заполняем схему вместе с ребятами. На доске пишу термин «правонарушение»,
ставлю стрелочки, прошу ребят называть то, что раскрывает суть. Замечу, что такое
задание целесообразно давать в тех случаях, когда у ребят уже есть определенные знания
и/или тема связана тесно с жизнью. Соответственно, если термин не знаком детям, то и не
стоит просить их и тратить время на уроке на это. Лучше учителю сразу ввести понятие.
Например, «объективная истина».
Пример 3. Терминологический диктант.
Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в
тетрадях «ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой
главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает
правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они
выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая
работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята
выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.
Пример 4. 7 класс. Тема «Почему важно соблюдать законы?»
Речь идет о большом и сложном для ребят термине «закон». Записываем и
анализируем определение «по частям». Выделяем смысловые части в предложении,
ставим знак «/», задаем к каждой части вопросы: «Какой характер имеют эти акты?» «Кто
принимает законы?» «Для чего принимают законы?» «Какой юридической силой они
обладают?». А потом как бы заново «собираем» определение. Следует несколько раз
тренировать, чтобы дети привыкли к таким словам, научились их выговаривать, могли
давать с пониманием развернутые ответы.
Общественно-экономическая формация –стадия
общественной
эволюции,
характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и
соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных
отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Применение банка заданий по функциональной грамотности позволили развивать у
учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить
роль знаний и увидеть их применение на практике. Значительно повысился интерес
учащихся к изучению истории, обществознания и права.
В
дальнейшем
предполагается
продолжить
работу
по
по
формированию
функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права, накапливать
материал для проведения уроков.
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают
широчайшими
возможностями
для
использования
их
в
целях
формирования
функциональной грамотности учащихся.
В
настоящее
время
функциональная
грамотность
является
необъемлемым
компонентом не только международной оценки качества образования, но и Российской.
Формирование функциональной грамотности носит системный характер и должно
формироваться не только в стенах общеобразовательного учреждения, не только в рамках
одного предмета, но и дома, на улице, в общественной жизни. Функционально грамотный
обучающийся – это ребенок, способный жить в современном обществе и задача
общеобразовательного учреждения, это в первую очередь адаптация обучающихся к
современной действительности, которую мы стараемся выполнять.