Автор: Елизарова Наталья Фёдоровна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Покурская ОСШ
Населённый пункт: с Покур, Нижневартовский район, АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы над расширением лексического запаса у старшеклассников на уроках английского языка
Дата публикации: 25.10.2025
Раздел: полное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-
Югры
Управление образования и молодежной политики Администрации Нижневартовского района
МБОУ Покурская ОСШ
Специфика работы
над расширением лексического запаса
у старшеклассников
на уроках английского языка
(выступление на заседании РМО учителей иностранного языка)
Елизарова Н.Ф.,
учитель МБОУ
«Покурская общеобразовательная средняя школа»
31.10.2025
Подготовка к экзамену по иностранному языку требует систематической работы в
течении долгого времени.
Английский методист Эндрю Уокли сказал: “Without grammar you can say little, without
vocabulary you can say nothing”. C этим высказыванием нельзя не согласиться. Не отрицая
важность изучения грамматики, мы понимаем, что намного больше смысловой нагрузки
содержится в словах, а не в грамматических конструкциях.
Обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача учителя иностранного
языка, так как это позволит успешно справиться не только с заданиями лексического блока, но
и с заданиями всех остальных разделов. Для того чтобы учащийся успешно справился с
заданиями ЕГЭ, ему необходимо обладать достаточно обширным словарным запасом, умением
догадываться
о
значении
слов
по контексту
или
составу
слова,
знать о сочетаемости
некоторых лексических единиц и т. д.
Лексическая компетенция выступает одной из языковых основ формирования
коммуникативной компетенции, а в совокупности с ней формирует динамическое единство,
предполагая, что обучение говорению на иностранном языке и расширение словаря
реализуются в неразрывной взаимосвязи.
Именно поэтому первоосновой и конечным результатом овладения иностранным языком
выступает все же лексическая компетенция, поскольку «основной материал языка»– это
лексика, слова. Как не построить
дом без кирпичей, так и не овладеть языком, не усвоив
необходимого количества слов.
За курс обучения в школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических
единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.
е. овладеть навыками лексического оформления, порождаемого теста при говорении и письме
и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении. При осуществлении
говорения и письма необходимы
следующие навыки, умения
и знания:
1 ) продуктивные;
2) рецептивные;
3) социокультурные;
4) лингвистические знания в области лексики
Все перечисленные навыки и
умения необходимы для успешной сдачи единого
государственного экзамена по
английскому языку, поэтому важно учитывать это при
подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Существующая
нормативно-правовая
документация,
регламентирующая
образовательный процесс, детально характеризует требования к уровню сформированности
лексической компетенции старшеклассников.
В Программе для 10-11 классов прописаны необходимые для овладения в старших классах
аспекты для овладения ИЯ, в том числе лексическая сторона речи.
10 класс
Лексическая сторона речи
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в
том числе многозначных, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств
логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания
речи 10 класса, с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической
сочетаемости.
Объём – 1300 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1200
лексических единиц, изученных ранее) и 1400 лексических единиц для рецептивного усвоения
(включая 1300 лексических единиц продуктивного минимума).
Основные способы словообразования:
аффиксация:
образование глаголов при помощи префиксов dis-, mis-, re-, over-, under- и суффикса -ise/-
ize;
образование имён существительных при помощи префиксов un-, in-/im- и суффиксов -
ance/-ence, -er/-or, -ing, -ist, -ity, -ment, -ness, -sion/-tion, -ship;
образование имён прилагательных при помощи префиксов un-, in-/im-, inter-, non- и
суффиксов -able/-ible, -al, -ed, -ese, -ful, -ian/-an, -ing, -ish, -ive, -less, -ly, -ous, -y;
образование наречий при помощи префиксов un-, in-/im- и суффикса -ly;
образование числительных при помощи суффиксов -teen, -ty, -th;
словосложение:
образование сложных существительных путём соединения основ существительных
(football);
образование сложных существительных путём соединения основы прилагательного с
основой существительного (blackboard);
образование сложных существительных путём соединения основ существительных с
предлогом (father-in-law);
образование
сложных
прилагательных
путём
соединения
основы
прилагательного/числительного с основой существительного с добавлением суффикса -ed (blue-
eyed, eight-legged);
образование сложных прилагательных путём соединения наречия с основой причасти
я II (well-behaved);
образование сложных прилагательных путём соединения основы прилагательного с
основой причастия I (nice-looking);
конверсия:
образование имён существительных от неопределённой формы глаголов (to run – a run);
образование имён существительных от имён прилагательных (rich people – the rich);
образование глаголов от имён существительных (a hand – to hand);
образование глаголов от имён прилагательных (cool – to cool).
Имена прилагательные на -ed и -ing (excited – exciting).
Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова.
Наиболее частотные фразовые глаголы. Сокращения и аббревиатуры.
Различные
средства
связи
для
обеспечения
целостности
и
логичности
устного/письменного высказывания.
11 класс
Лексическая сторона речи
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в
том числе многозначных, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств
логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания
речи, с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической сочетаемости.
Объём – 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1300
лексических единиц, изученных ранее) и 1500 лексических единиц для рецептивного усвоения
(включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума).
Основные способы словообразования:
аффиксация:
образование глаголов при помощи префиксов dis-, mis-, re-, over-, under- и суффиксов -
ise/-ize, -en;
образование имён существительных при помощи префиксов un-, in-/im-, il-/ir- и
суффиксов -ance/-ence, -er/-or, -ing, -ist, -ity, -ment, -ness, -sion/-tion, -ship;
образование имён прилагательных при помощи префиксов un-, in-/im-, il-/ir-, inter-, non-,
post-, pre- и суффиксов -able/-ible, -al, -ed, -ese, -ful, -ian/-an, -ical, -ing, -ish, -ive, -less, -ly, -ous, -
y;
образование наречий при помощи префиксов un-, in-/im-, il-/ir- и суффикса -ly;
образование числительных при помощи суффиксов -teen, -ty, -th;
словосложение:
образование сложных существительных путём соединения основ существительных
(football);
образование сложных существительных путём соединения основы прилагательного с
основой существительного (blue-bell);
образование сложных существительных путём соединения основ существительных с
предлогом (father-in-law);
образование
сложных
прилагательных
путём
соединения
основы
прилагательного/числительного с основой существительного с добавлением суффикса -ed (blue-
eyed, eight-legged);
образование сложных прилагательных путём соединения наречия с основой причастия II
(well-behaved);
образование сложных прилагательных путём соединения основы прилагательного с
основой причастия I (nice-looking);
конверсия:
образование образование имён существительных от неопределённой формы глаголов (to
run – a run);
образование имён существительных от прилагательных (rich people – the rich);
образование глаголов от имён существительных (a hand – to hand);
образование глаголов от имён прилагательных (cool – to cool).
Имена прилагательные на -ed и -ing (excited – exciting).
Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова.
Наиболее частотные фразовые глаголы. Сокращения и аббревиатуры.
Различные
средства
связи
для
обеспечения
целостности
и
логичности
устного/письменного высказывания.
Исходя из этих требований, ведётся вся работа по освоению необходимого лексического
навыка учащихся, т.е. автоматизированного действия по выбору лексической единицы,
адекватной намерению, и правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи, а
также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи. И
работа эта начинается не в старших классах, непосредственно в период активной подготовки к
ГИА, а на протяжении всех лет обучения закладывается лексический запас ученика.
Непосредственно формат упражнений, связанных с ЕГЭ, начинает появляться уже на
средней ступени обучения. Начинается активная работа от простого к сложному с фразовыми
глаголами, зависимыми предлогами, словообразованием, дефинициями, постановка правильной
формы слова в тексте и другие.
Вот некоторые виды упражнений.
Упражнения
на
уровне
слова.
1.Выразить то же самое с помощью одного слова. В данном задании можно давать
различные дефиниции одних и тех же слов. Иногда целью данного упражнения является
не называние слова учащимися, а понимание собственно дефиниции.
Подобрать синонимы/антонимы к данному слову.
При работе над синонимами важно обращать внимание на различные коннотативные
значения, а также на особенности управления, если таковые имеются.
3
.Выбирать слова с наиболее общим значением.
Такие упражнения, помимо установления синонимических связей слова, учат
обобщать, генерализировать понятия.
4.Расположить слова по определенному принципу или признаку. Например, по
степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления): to love, to hate, to like, to
respect, etc.
5.Определить слово, которое не подходит к данной группе. Например, missile, gun,
cannon, knife. Лишнее слово будет knife. В данном упражнении можно попросить
учеников объяснить их выбор.
6.Образовать как можно больше однокоренных слов и другие упражнения.
Упражнения
на
уровне
словосочетания
.
1.Составить/ подобрать словосочетания к предложенным словам.
Предлагая такое задание, обязательно используем возможность еще раз обратить внимание
учащихся на особенности коллокации и управления близких по значению слов.
Например,
to be
hooked
obsessed
addicted
with
to on
fast food
drugs
a man/
woman
a book
2.Добавить/подобрать к существительным 3-4 определения (к глаголам – 3-4
наречия) и т.д.
3.Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические
выражения, пословицы, поговорки и т.д.
Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.
Упражнения
на
уровне
предложения
и
сверхфразового
единства.
- Ответить на вопросы.
- Поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые
могут быть данные слова или выражения.
- Закончить следующие предложения.
-Соединить разрозненные части предложений в связный текст.
-Подобрать или придумать заголовок к картинке.
-Дать свою дефиницию слова.
-Прокомментировать пословицу.
-Составить рассказ с данными словами.
-Описать картинку.
Формирование лексического и грамматического навыков и их совершенствование
неразрывно связано, мы не можем совершенствовать лексический
навык
в
отрыве
от
грамматического,
т.к.
любое
высказывание,
в котором употребляются новые лексические
единицы, мы правильно оформляем грамматически.
Конечно, все лексические упражнения идут в
неразрывной связи с отработкой грамматических структур, необходимых для усвоения. Собственно, ещё
раз напомню, что раздел в КИМ так и называется «Лексика и грамматика»
В связи с этим, хотелось бы отметить, что подготовку к ЕГЭ по английскому языку
лучше выстраивать на трудностях, испытываемых учениками при выполнении того или иного
задания. Также учителю стоит учитывать типичные ошибки, допущенные другими учащимися
при выполнении заданий ЕГЭ по английскому языку, так как избавление от них могут
направить его дальнейшую деятельность по улучшению уровня сформированности лексико-
грамматического навыка
.
10 класс начинает старший этап обучения ИЯ. К этому времени у учащихся складывается
основное умение по всем видам речевой деятельности, которые в дальнейшем углубляются и
совершенствуются. От прочности и глубины знаний, от уровня умений и навыков учащихся,
достигнутых
на
среднем
этапе,
начинается
успешное
продвижение
на
следующем,
завершающем этапе. Но этого невозможно достичь без формирования лексических навыков.
По законам памяти человеку свойственно забывать примерно 50% полученной
информации после ее первого предъявления, а в целом забывание сильнее в первые дни
после сообщения нового, затем кривая забывания падает.
Учитывая эти данные психологии, учитель должен построить первый этап работы над
новым словом так, чтобы использовать по возможности большее количество упражнений в
момент первого предъявления лексического материала, чтобы обеспечить максимальное
количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и
воспроизведения его учащимися в речи. Опыт работы показывает, что если слабый и даже
средний ученик не проговорил новую лексическую единицу несколько раз в течение одного
урока, не прослушивает ее воспроизведение учителей и товарищей, нет уверенности в том,
что она не «уйдет» из его памяти сразу же после окончания занятий. Такой подход требует
от учителя предельного внимания к выбору упражнений, предназначенных для первичной
отработки лексики, и организации работы с ней.
Да, многим ученикам трудно изучать язык, потому что трудно учить слова. У всех людей
разные типы памяти (слуховая, зрительная, кинестическая; у кого-то она долговременная, у
других, а к ним относится большинство современных школьников, кратковременная)
Среди круга вопросов, составляющих содержание методики обучения иностранным языкам,
проблеме
лексического
отбора
принадлежит
одно
из
ведущих
мест.
Правильно
составленный учебный словарь является необходимым пособием для учителя, так как
ориентирует его на строго ограниченный круг лексики, подлежащей усвоению. Лексический
минимум представляет собой базу для создания научно обоснованных, преемственно связанных
школьных учебников.
Сущность лексического отбора состоит в том, что из необозримого множества слов и
фразеологических словосочетаний иностранного языка отбираются только те, усвоение
которых в первую очередь необходимо для достижения поставленных целей обучения.
Количественное отношение школьного словаря-минимума к общему словарному составу в
массовой средней школе, при существующей сетке часов, оказывается возможным изучить
около 1500 словарных единиц.
Объем языкового материала, включенного в учебные
комплексы, по которым в настоящее время осуществляется обучение ИЯ в школе, является
вполне достаточным, чтобы заложить основы владения по каждому виду речевой деятельности.
Если учащиеся усвоят 1500 лексических единиц и воспользуются ими на основе знания
словообразовательных
элементов
и
способов
образования
новых
слов,
узнавания
интернациональной лексики, то будут обладать определенным потенциальным словарем, если
также они усвоят звуковую, графическую и грамматическую стороны изучаемого языка в
объеме, предусмотренном и отраженном в учебных комплексах, и это обеспечит им
возможность пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях.
Принципы отбора лексического минимума.
Как известно, существуют определенные принципы отбора лексического минимума:
тематический отбор, частотность, прогнозирование ошибок по языковой интерференции,
семантический отбор, принцип сочетаемости, принцип стилистической неограниченности, а
также принцип словообразовательной ценности.
Тематический отбор. Под ним понимается отбор довольно ограниченного количества
специальных слов и выражений, без которых невозможно общение по той или иной теме.
Семантический отбор. Отбираемые слова должны выражать наиболее важные понятия,
соответствующие изучаемой тематике устной и письменной речи.
Принцип сочетаемости. Ценность лексики определяется в зависимости от ее способности
сочетаться с другими словами. Чем выше сочетаемость слова, те оно более коммуникативно
ценно.
Принцип стилистической неограниченности
-
принцип принадлежности слова
нейтральному, литературному, разговорному, книжно – письменному языку. Согласно этому
принципу процент лексики повышается с курсом: чем младше курс, тем нейтральнее по
стилю лексика.
Принцип словообразовательной ценности – это принцип способности слов образовывать
новые слова с помощью префиксов, аффиксов.
Упражнения, используемые при обучении лексике.
Одним из наиболее эффективных средств развития лексической компетенции учащихся
старших классов школ может быть названа работа с тематическими лексическими
модулями
Для
каждого
тематического
лексического
модуля
можно
составить
список
слов,
включающих в себя:
существительные;
прилагательные;
глаголы;
фразовые глаголы;
коллокации.
Примеры можно увидеть в Приложении
Технология работы с лексическими модулями для подготовки
старшеклассников к сдаче ЕГЭ
Шаги технологии:
- введение лексики;
- первичное закрепление лексики;
- тренировка употребления лексики в формате упражнений ЕГЭ;
- введение лексики в устную речь;
- введение лексики в письменную речь.
Формируя и совершенствуя лексические навыки учащихся, мы не должны забывать
о
развитии
у них
таких
мыслительных
операций,
как
анализ
слова с точки зрения его
лингвистических особенностей, сопоставление, сравнение внутри
изучаемого
английского
языка
и не только,
умозаключение,
опора на прошлый опыт, ассоциативное мышление и
память.
И,
как
результат
всей
проделанной
мыслительной
работы
(назовем
это
«лингвистическим исследованием»), возможность догадки о значении слова. Догадка – это
способ понимания, а не случайное озарение на пустом месте.
Ученик сегодня рассматривается как субъект поисково исследовательской деятельности.
Помимо этого, очень важна установка учителя, нацеливающая ученика на конечный результат
и
показывающая
пути
его
достижения,
в
данном
случае
при
формировании
и
совершенствовании лексических навыков.
Исходя из вышесказанного логичен следующий порядок работы:
-
Лингвистический
анализ
лексических
единиц
,
подлежащих
усвоению
в
данном
конкретном цикле и уроке цикла самим учителем по параметрам:
а) интернациональная лексика;
б) сложные слова;
в) слова с суффиксами и префиксами;
д) синонимы и антонимы;
е) возможные трудности для овладения в произношении, написании, применении,
сочетаемости лексики.
-
Продумывание и формулирование установки для обеспечения мотивации
учащихся к
дальнейшему лингвистическому исследованию. С первого момента ознакомления с новыми
словами учащиеся должны четко понимать цель работы и выработать вместе с учителем пути ее
достижения.
-
Определение проблемной задачи, которую должны будут решить учащиеся в ходе
лингвистического исследования на уроке.
- Организация
лингвистического
исследования
на уроке.
а)
актуализация прежних знаний.
Учитель
формулирует
проблему
и
просит учащихся
изучить список новых слов в уроке УМК или выведенный на мультимедийную доску (можно
использовать и Smart Board, что значительно повысит мотивацию учащихся, их познавательный
интерес и желание участвовать в исследовании). Задача учащихся – определить, какие слова
они могут понять и перевести без обращения к словарям и помощи учителя;
б)
возникновение интеллектуального затруднения.
Работая
в
малых группах, то
есть в
сотрудничестве, опираясь на свой прошлый опыт, возникшие ассоциации, догадку, учащиеся
должны определить, какие лингвистические особенности
изучаемых
лексических
единиц
помогли действительно понять их без обращения к словарю и помощи учителя;
в)
осознание
проблемы,
а
именно,
того,
что
затрудняет
овладение данными словами:
произношение (что конкретно), написание или что-то другое;
г) словесное оформление
проблемы и свободное ее обсуждение:
сначала в малых группах,
затем
вместе
в
классе,
а
также поиск путей
решения проблемы. Приветствуется любая
инициатива и
идея каждого ученика. Цель – найти пути, помогающие лучше запомнить
графический и фонетический образы слов, что будет необходимо учащимся при выполнении
заданий ЕГЭ на аудирование, чтение и письмо, а также собственно лексический блок;
д) проверка
гипотез
при
помощи
составления
соответствующих
таблиц и подтверждения
истины;
е)
применение полученных знаний на
практике, т. е. тренировка, включающая
все
традиционные
этапы:
имитацию,
подстановку,
ответы
на вопросы, подбор синонимов и
антонимов и т. д., но с обязательным обсуждением с учащимися цели всех их действий и
путей достижения результатов. В
основе всех заданий и
приемов должен лежать
коммуникативно когнитивный принцип;
ж) применение изученной лексики в ситуациях, аналогичных содержанию контрольно-
измерительных
материалов
ЕГЭ с обязательной рефлексией учащихся: «почему я не понял
на слух», «что помешало мне понять в тексте»., «что я должен сделать, чтобы решить
возникшие проблемы», «чем мне может помочь учитель».
Прием лингвистического анализа текста может оказать существенную помощь в подготовке
к сдаче ЕГЭ. Использование данного приема на занятиях позволит учащимся не только
совершенствовать лексический навык и
подготовиться к
разделу ЕГЭ «Лексика и
грамматика»,
но и обрести
умение
догадываться
о значении
слов по контексту
или
составу
слова,
анализировать
закономерности
использования
слов,
учиться
самостоятельно
проводить
их
лингвистический
анализ
и
лингвистическое
исследование, что способствует развитию ассоциативного мышления учащихся, автономии в
решении учебных задач, развитию таких мыслительных операций, как анализ, сопоставление,
сравнение, умозаключение.
В УМК Spotlight большой объем лексического материала для возможностей наших
обучающихся, но для более эффективной подготовки недостаточно использования одних
материалов из учебно-методического комплекса. Большую роль имеет разнообразие форм
работ, материалов, предоставленных как электронными ресурсами, так и разработанными
преподавателями лично. Прослушивание аудиокниг и песен подойдут детям, которые освоили
хотя бы базу английского языка. Для современных школьников может быть более важной и
интересным работа с короткими видео на английском языке,
чем работа с печатным текстом.
Все способы хороши, если они способствуют прочному усвоению лексического материала.
Спасибо за внимание. Творческих успехов!
Приложения:
Лексический модуль по теме «Семья»
Nouns
Adjectives
Verbs
Phrasal Verbs
Collocations
hоusеhоld
(семья,
воспитание)
mutual
(общий, взаимный)
tо sharе
(делить,
разделять)
tоrеlyоn
(полагаться на
кого-либо)
еxtеndеd
family(большая семья)
fоlks
(домочадцы)
оbеdiеnt
(послушный)
tо punish(наказы
вать)
tо gеt annоyеd with
(злитьсянакого-
либо)
thе hеad оf
hоusеhоld
(главасемьи)
rеlativеs(родстве
нники)
disоbеdiеnt(непослу
шный)
tо quarrеl(ссорит
ься)
tо bring up
(воспитывать)
gеnеratiоngap
(непонимание
между
представителям
и разных
поколений)
gеnеratiоn(покол
ение)
caring(заботливый)
tо lеcturе(читать
нотации)
tо lеt sоmеbоdy dоwn
(подводить)
singlе
mоthеr(мать-
одиночка)
backgrоund(восп
итание, опыт)
sеcurе (безопасный)
tо rеspеct(уважат ь)
tо takе carе
оf(заботиться)
fairsharе(справе
дливое
распределение
обязанностей)
carе
(забота)
trustful
(доверительный)
tо spоil
(баловать)
tо bе clоsе
with(бытьблизкимск
ем-либо)
spоilt
child(избалован
ный ребенок)
childcarе(забота о
детях)
jеalоus(завистлив
ы й ревнивый)
tо оbеy(слушать
ся,
подчиняться)
tоfееlcоmfоrtablеwit
h
(чувствоватьсебяспо
койным)
fоstеr
parеnts(приемн ые
родители)
dutiеs
(домашние
обязанности)
clоsе
(дружный,
сплоченны
й)
tо trеat(обращат
ься, обходиться)
tо gеt alоng with
(ладитьскем-либо)
tоgеtоnwеll with
(хорошоладить
скем-либо)
hоusеwifе(домох
озяйка)
tеnsе(напряженный)
tоmarry(женит ься,
выходить замуж)
tоlооkaftеr(присматр
ивать, заботиться)
tо havе a lоt in
cоmmоn
(иметьмногооб щего)
sibling (родной
брат или сестра)
undеrstanding(пон
и мающий)
tо divоrcе(развод
иться)
tо stand up
fоr(стоятьзачто-
либо)
family tiеs
(семейные узы)
Словообразовательные
модели,
применимые для
присутствующей
в
модуле
лексики
Noun
Verb
Adjective
Adverb
trust
trust
trustful
trustfully
Лексический модуль по теме Spоrt
Nouns
Adjectives
Verbs
Phrasal Verbs
Collocations
audiеncе
(зрители)
cоmpеtitivе
(соревновательн
ый)
tоеxеrcisе
(заниматься
физическими
упражнения ми)
tо gо in fоr
(заниматься чем-
либо)
hеalthylifеstylе
(здоровый образ жизни)
cup
(кубок)
intеnsе
(напряженный)
tо cоmpеtе
(соревновать ся)
tоshоutfоr
(болетьзакоманд у)
tо bе in a gооd shapе
(бытьвхорошейфизической
ф орме)
amatеur
(любител ь)
tеam-оriеntеd
(командный)
tо participatе
(участвовать)
tо win against
(выигрывать)
mоrning еxеrcisеs
(утренняя зарядка)
fitnеss (физическ
ая
подготовк а)
еxhilarating
(воодушевляющ
ий)
tо injurе
(повредить)
tо bе awardеd
with (быть
награжденным)
tо sеt a rеcоrd
(установить рекорд)
draw
(ничья)
athlеtic
(атлетический)
tо strеtch
(тянуться)
tо pеrfоrm
at(выступитьна)
tоbеfit
(быть в хорошей форме)
оppоnеnt
(соперник
)
pеrsistеnt
(настойчивый)
tо dribblе
(вести мяч)
tо takе part in
(приниматьучаст ие)
tоkееpfit
(поддерживать форму)
cоach
(тренер)
innоvativе
(новаторский)
tоtacklе
(брать в
захват)
tо wоrk оut
(тренироваться)
natiоnal tеam
(сборная)
rеfеrее
(судья)
mоtivatеd
(замотивированн
ый)
tо miss
(пропускать,
промахивать
ся)
tо takе up
(заняться)
will tо win
(воля к победе)
participan t
(участник
)
dynamic
(динамичный)
tо оvеrtakе
(обгонять)
tо givе up
(бросить)
prеsеntatiоn party
(церемония награждения)
injury
(травма)
rеsiliеnt
(неунывающий)
tо practicе
(тренировать ся)
tо bе kееn оn
(увлекаться,
интересоваться)
fighting spirit
(спортивная злость)
security
secure
secure
securely
extension
extend
extended
extensively
care
care
caring,careful
carefully
share
share
sharing
–
respect
respect
respectful
respectfully
(mis)understanding
(mis)understand
(mis)understanding
(mis)understandably
household
–
household
–
quarrel
quarrel
–
–
Словообразовательные модели, применимые для присутствующей в модуле лексики
Noun
Verb
Adjective
Adverb
opponent
–
opponent
–
coach
coach
–
–
participant
participate
–
–
injury
injure
–
–
competition
compete
competitive
–
exhilaration
exhilarate
exhilarating
exhilaratingly
athlete
–
athletic
–
–
persist
persistent
persistently
innovation
innovate
innovative
–
motivation
motivate
motivated
–
exercise
exercise
–
–
competition
compete
competitive
–
practice
practice
practical
–
winner
win
winning
–
award
award
–
–
performance
perform
–
–
Методы предоставления информации для различных видов памяти
Визуалы:
Метод алфавита
Ассоциативный метод
Разбор слова по составу
Картиночный метод
Общение с носителем языка
Аудиалы:
Ассоциативный метод
Разбор слова по составу
Прослушивание англоязычных песен
Просмотр обучающих видео и клипов
Прослушивание аудиокниг
Метод алфавита
Общение с носителем языка
Кинестетики:
Ассоциативный метод
Картиночный метод
Совершение действий
Разбор слова по составу
Метод алфавита
Общение с носителем языка.
Памятка для запоминания новых английских слов
•
Поставьте перед собой цель: зачем мне нужно учить слова.
•
Внимательно прочитайте слово несколько раз.
•
Выделите правила чтения, которые присутствуют в этом слове. Повторите их.
•
Каждый день читайте слова в словаре.
•
Выделяйте новые слова в тексте. Запоминайте их.
•
Записывайте слова в черновик для повторения.
•
Мысленно представляйте перед собой предметы или действия, которые обозначают эти слов.
•
Вспоминайте место, где в последний раз видел слово (в тетради, в учебнике, на доске)
•
Начинайте запоминать слова с глаголов, мысленно вспоминая их спряжение
•
Выписывайте интернациональные слова.
•
Выделяйте слова, вошедшие в нашу повседневную жизнь, звучание которых уже запомнилось
(например, bush, smash), добавляя к ним знание перевода.