Напоминание

«Занимательная математика» на курс 1- 4 класса.


Автор: Халиуллина Лилия Рашидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 161
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: программа
Тема: «Занимательная математика» на курс 1- 4 класса.
Дата публикации: 25.11.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки РТ

МБОУ «Школа № 161 Советского района г. Казани»

Программа кружка «Занимательная

математика»

на курс 1- 4 класса.

Программу составил:

Учитель начальных классов Халиуллина Л.Р.

Казань, 2024

Программа кружка

«Занимательная математика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» в

начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной

образовательной программой начального общего образования

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны

иметь

мотивацию

к

обучению

математики,

стремиться

развивать

свои

интеллектуальные возможности.

Данная

программа

позволяет

обучающимся

ознакомиться

со

многими

интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки

школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Решение

математических

задач,

связанных

с

логическим

мышлением

закрепит

интерес

детей

к

познавательной

деятельности,

будет

способствовать

развитию

мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не

менее

важным

фактором

реализации

данной

программы

является

стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать

творческие

задачи,

а

также

совершенствовать

навыки

аргументации

собственной

позиции по определенному вопросу.

Содержание

программы

соответствует

познавательным

возможностям

младших

школьников

и

предоставляет

им

возможность

работать

на

уровне

повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной

математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных

вопросов

базового

предмета

математика.

Занятия

математического

курса

содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,

умелому

использованию символики,

правильному

применению математической

терминологии и т.д.

Творческие

работы,

проектная

деятельность

и

другие

технологии,

используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей,

которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно

овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более

сложный

уровень

знаний

по

предмету,

достойно

выступать

на

олимпиадах

и

участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для

эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с

последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа рассчитана на 56 часов в год в 1-4 классе с проведением занятий

2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Цель программы: формирование логического мышления посредством

освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

-

Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные

упражнения;

-

Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной

математики;

-

Развивать

коммуникативные

умения

младших

школьников

с

применением

коллективных

форм

организации

занятий

и

использованием

современных

средств обучения;

-

Способствовать формированию познавательных универсальных учебных

действий, обучить методике выполнения логический заданий;

-

Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;

-

Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности,

мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные

выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

-

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,

стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,

видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)

к общим (решение математических задач).

Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на

освоение математической

терминологии,

которая

пригодится

в

дальнейшей

работе,

на

решение

занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в

школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке

физико-математического

направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление

на олимпиадах , конкурсах по математике.

Курс ориентационный

Он

осуществляет

учебно-практическое

знакомство

со

многими

разделами

математики,

удовлетворяет

познавательный

интерес

школьников

к

проблемам

данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания .

Отличительные

особенности программы дополнительного образования

«Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий

на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

В

структуру

программы

входит

теоретический

блок

материалов,

который

подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у

детей

творческих

способностей,

логического

мышления,

памяти,

математической

речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать

ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Предполагаемые результаты:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных

заданий проблемного и эвристического характера;

развитие

внимательности,

настойчивости,

целеустремленности,

умения

преодолевать

трудности

качеств

весьма

важных

в

практической

деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

овладение способами исследовательской деятельности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из

них верные;

умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий

с

использованием

учебной

литературы,

энциклопедий,

справочников

(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том

числе контролируемом пространстве Интернета;

умение использовать знаково-символические средства;

умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных

чисел и соответствующие случаи деления;

правильно выполнять арифметические действия;

умение рассуждать логически грамотно;

знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их

последовательность;

умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и

вопрос, данные и искомые числа(величины);

умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на

рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач;

оформление математических газет;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная и исследовательская деятельность

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья

сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,

«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,

«Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони

мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в

пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики»,

«Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек

на

верхних гранях выпавших кубиков.

Числа

от

1

до

100.

Решение

и

составление

ребусов,

содержащих

числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел

и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе

получилось

заданное

число

и

др.

Поиск

нескольких

решений.

Восстановление

примеров:

поиск

цифры,

которая

скрыта.

Последовательность

выполнения

арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-

великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, котороечитается

одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного

коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья

сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,

«Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи

ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в

пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской

бой» и др.

Универсальные учебные действия

Сравнивать

разные

приемы действий,

выбирать

удобные

способы для

выполнения конкретного задания.

Моделировать

в

процессе

совместного

обсуждения

алгоритм

решения

числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками.

Анализировать

правила

игры.

Действовать

в

соответствии

с

заданными

правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять

пробное

учебное

действие,

фиксировать

индивидуальное

затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,

некорректными

данными,

с

избыточным составом условия.

Последовательность

«шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка

в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в

таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление

аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ

и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной

записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных

действий.

Решение

олимпиадных

задач

международного

конкурса

«Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов

решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и

вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи

,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них

верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать

предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в

учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения

задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз».

Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка

1

1

,указывающие

направление

движения.

Проведение

линии

по

заданному

маршруту(алгоритму):

путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка)

и его описание.

Геометрические

узоры.

Закономерности

в

узорах.

Симметрия.

Фигуры,

имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,уголки,

спички).

Части

фигуры.

Место

заданной

фигуры

в

конструкции.

Расположение

деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск

нескольких

возможных

вариантов

решения.

Составление

и

зарисовка

фигур

по

собственному замыслу.

Разрезание

и

составление

фигур.

Деление

заданной

фигуры

на

равные

по

площади части.

Поиск

заданных

фигур

в

фигурах

сложной

конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание

(нахождение)

окружности

на

орнаменте.

Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по

собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из

проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная,

призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору

учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

«Сложи

квадрат»

(Никитин

Б.П.

Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989).

«Спичечный» Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм»,

«Спички»,

«Полимино»,

«Кубики»,

«Паркеты и

мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия

«Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1

1

и др.,

указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в

исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в

конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданному

словии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока,

пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. –

Волгоград: Учитель, 2007.

2.

Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты

и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..

3.

Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т.

А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.

4.

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст].

- М. : Панорама, 2006.

5.

Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными

игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. :

Просвещение, 2004.

6.

Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В.

Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.

7.

Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2

класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.

8.

Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3

класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.

9.

Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4

класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.

10.Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера,

1994.- с.174

Календарно-тематическое планирование

«Занимательная математика»

1 класс

56 часов (2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол-

Дата

Дата

п/п

во

по плану

по факту

часов

1.

Вводное занятие «Математика – царица

1

наук».

2.

Решение занимательных задач в стихах.

1

3.

Из истории математики «Как люди научились

1

считать».

4.

Весёлые задачи

1

5.

Интересные приемы устного счёта.

1

6.

Немного истории «О».

1

7.

Учимся отгадывать ребусы.

1

8.

Наука нумерологии.

1

9.

Решение занимательных задач Г.Остера

1

10 Магия чисел -1, 2,3, 4

1

11 Занимательные задачи

1

12 Магия чисел 5, 6, 7.

1

13 Семь чудес света.

1

14 Счет. Сравнение. Число7.

1

15 Загадки- смекалки.

1

16 Практикум «Подумай и реши».

1

17 Магия чисел – 8, 9

1

18

Дидактическая игра «Поймай золотую

1

рыбку». Сложение и вычитание в пределах

10.

19

Математика вокруг нас. Числа в загадках,

1

пословицах и поговорках.

20

Подготовка к проекту «Моя любимая цифра»

1

(сбор материала)

21

Задачи с неполными данными, лишними,

1

нереальными данными

22

Игра“Муха» (“муха” перемещается по

1

командам”вверх”вниз”,”влево”,”вправо”на

игровом поле 3x3клетки).

23 Учёные-математики

1

24 Игра «Работа над ошибками».

1

25 Задачи с изменением вопроса.

1

26

Математическое

соревнование

1

(математическая карусель).

27 Игра «Знай свой разряд».

1

28 Решение логических задач.

1

29 Как зарождалась геометрия.

1

30 Точка. Кривая линия.

1

31 Прямая линия. Отрезок. Луч.

1

32 Графические диктанты.

1

33 Ломаная линия. Многоугольник

1

34 Путешествие в страну геометрических фигур

1

35

Конструктор из геометрических фигур.

1

Треугольник.

36 Знакомство с игрой «ТАНГРАМ»

1

37 Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.

1

38 Узоры и орнаменты

.

1

39

Логические задачи на сравнение по форме,

1

цвету, размеру.

40 Фигуры, которые нас окружают.

1

41

Рисование орнаментов, используя известные

1

фигуры.

42 Старинные меры измерения – длина, масса.

1

43 Математические игры с числами.

1

44 «Кто где живет?»

1

45 Математическая беседа, работа с таблицей.

1

46 Устный счёт.

1

47 Работа с таблицами ( работа в парах)

1

48 Задачи-загадки.

1

49 Как зарождался календарь?

1

50 Единицы измерения времени.

1

51

Часы. История часов

.

Игра «Который час?»

1

52 Изготовление бумажных часов.

1

53 Ученые математики.

1

54 Загадки- смекалки.

1

55-56

Проектная деятельность «Газета

любознательных». Круглый стол. Подведение

итогов.

2

Календарно-тематическое планирование «Занимательная

математика» 2 класс 56 часов (2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол-во

Дата

Дата

п/п

часов

по плану

по факту

1.

Как люди научились считать . Как люди

1

научились записывать числа?

2.

Интересные приёмы устного счёта

1

3.

В царстве смекалки. Сбор информации

1

4.

Выпуск математической газеты (работа в

1

группах).

5.

Геометрический калейдоскоп

1

6.

Сюжетно-ролевая игра «Определи маршрут

1

корабля»

7.

Решение логических цепочек

1

8.

Игра на развитие внимания « Расставь числа

1

в порядке возрастания и убывания»

9.

Спичечный конструктор. Построение

1

конструкции по заданному образцу.

10.

Решение занимательных задач в стихах.

1

11.

Зарядка для ума. Решение круговых

1

примеров.

12.

Упражнения с двузначными числами.

1

13.

Математическое путешествие. Построение

1

«математической» пирамиды: «Сложение и

вычитание в пределах 100»

14.

Подвижные игры с математическими

1

заданиями

15.

Старинные задачи.

1

16.

Игра «Расставь знаки по образцу»

1

17.

Проектная деятельность «Газета для

1

любознательных». Сбор материала для

газеты (работа в группах).

18.

Изготовление математической газеты.

1

19.

Игра «Вычислительная машина». Задачи на

1

взвешивание.

20.

Магические квадраты .Составление

1

магических квадратов (работа в группах)

21.

Игра на развитие восприятия «Скопируй

1

рисунок»

22.

Спичечный конструктор «Убери или

1

переставь спичку».

23.

Крестики-нолики

1

24.

Решение олимпиадных задач.

1

25. Числовые головоломки

1

26.

Математические

игры.

Математические

1

головоломки.

27. Игра-соревнование «Веселый счёт»

1

28.

Игра на развитие восприятия «Залатай

1

коврик»

29. Задачи на переливания.

1

30.

Решение задач международной игры

1

«Кенгуру»

31. Удивительная снежинка.

1

32. Задачи с многовариантными решениями.

1

33.

Игра на развитие внимания « Нарисуй по

1

памяти в таком же расположении»

34. Геометрия вокруг нас.

1

35. Игра «Танграм». Обратные задачи.

1

36. Практикум «Подумай и реши».

1

37.

Путешествие в страну геометрических

1

фигур

38.

Путешествие в страну геометрических

1

фигур

39. Плоскость и пространство

1

40.

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая

1

поверхности.

41. Замкнутые и незамкнутые кривые линии

1

42. Работа на нелинованной бумаге.

1

43.

Точка, лежащая на прямой и вне прямой.

1

Кривая линия. Луч.

44. Задания на построение.

1

45.

Угол. Вершина угла. Его стороны.

1

Обозначение углов.

46. Построение луча из вершины угла.

1

47. Виды углов. Прямой угол (построение)

1

48.

Построение прямого и острого углов через

1

две точки.

49.

«Умею думать». Составление рисунка из

1

геометрических фигур.

50.

Многоугольники. Условия их построения.

1

Имя многоугольников.

51.

Многоугольники с прямыми углами.

1

Занятие-проект.

52.

Треугольник. Имя треугольника. Условия

1

его построения.

53. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

54.

Игры «Задумай число», «Отгадай

1

задуманное число».

55.

Задачи с неполными данными, лишними,

1

нереальными данными.

56.

Математический праздник. Подведение

итогов.

1

Календарно-тематическое планирование «Занимательная

математика» 3 класс 56 часов (2 часа в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по план

Дата

по факту

1.

Интеллектуальная разминка.

1

2.

Математика-наш друг.

1

3.

«Числовой конструктор». Решай, отгадывай,

считай.

1

4.

Волшебные переливания. Задачи на

переливание.

1

5.

Математические

лабиринты

«Найди

соответствие».

1

6.

Задачи на классификацию. Распределение

различных объектов по группам.

1

7.

Числовые головоломки.

1

8.

Задачи на разрезание фигур по линии сетки

на 3 равные части

1

9.

Логически-поисковые задания.

1

10.

Математическая игра «Угадай задуманное

число».

1

11.

Решение ребусов и логических задач.

1

12.

«Спичечный» конструктор.

1

13.

Круги Эйлера. Множества. Подмножества.

1

14.

В царстве смекалки.Логические задачи на

нахождение множеств и подмножеств.

1

15.

«Числовой конструктор». Решай, отгадывай,

считай.

1

16.

Японские задачи «Судоку».

1

17.

Конструирование многоугольников из

одинаковых треугольников.

1

18.

Решение занимательных задач в стихах.

1

19.

Игры со спичками.

1

20.

Площади фигур. Нахождение площадей

различных помещений.

1

21.

Числовые головоломки. Решение

нестандартных задач.

1

22.

«Спичечный» конструктор.

1

23.

Это было в старину.

1

24.

Построение

конструкции

по

заданному

образцу.

1

25.

Игра «Придумай задачку». Составление

задач с лишними и недостающими данными.

1

26.

Шаг в будущее. Математические игры.

1

27. Японские задачи «Судоку».

1

28. Электронные математические игры.

1

29. Решай, отгадывай, считай.

1

30. Комбинаторные задачи « Передвижение».

1

31.

Конструирование многоугольников из

1

одинаковых треугольников.

32. В царстве смекалки.

1

33. Оригами. Изучение свойств квадрата.

1

34. Комбинаторные задачи «Перемещение».

1

35.

Математические фокусы «Циклическое

1

число».

36. Задачи с многовариантными решениями.

1

37. Игры со спичками.

1

38. Решение нестандартных задач.

1

39. Магические квадраты 3х3.

1

40. Вычисления в пределах 100.

1

41. Числовые головоломки.

1

42.

Составление различных задач, используя

1

данные о возрасте своих родственников.

43.

Найди закономерность. Продолжи

1

числовой ряд. Придумай свой числовой ряд.

44. Решение занимательных задач в стихах.

1

45. Неоднозначные фигуры.

1

46. Интеллектуальная разминка.

1

47. Геометрические задачи.

1

48. Электронные математические игры.

1

49. Решение олимпиадных задач.

1

50. Шаг в будущее. Математические игры.

1

51. Анаграммы.

1

52. Игра «Собери фигуру».

1

53. Объёмные фигуры.

1

54. Задачи с многовариантными решениями.

1

55. Конкурс «Шагай. Соображай».

1

56. Математический турнир «Самый

смекалистый». Подведение итогов.

1

Календарно-тематическое планирование «Занимательная

математика» 4 класс 56 часов (2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол-во

Дата

Дата

п/п

часов

по плану

по факту

1.

Любителям математики. Турнир

1

смекалистых

2.

Решение задач на развитие смекалки и

1

сообразительности.

3.

Волшебный круг. Правила сравнения.

1

4.

Сравнение дробей.

1

5.

Игры с числами.

1

6.

Решение задач на нахождение части числа,

1

числа по его части.

7.

Модель машины времени. Решение задач с

1

именованными числами.

8.

Решение задач на сообразительность.

1

9.

Закономерности в числах и фигурах.

1

10.

Многозначные числа.

1

11.

Магические квадраты

1

12.

Нахождение площади фигур.

1

13.

Нахождение объёма фигур

1

14.

Игры на развитие наблюдательности.

1

15.

Прикидка суммы и разности при работе с

1

многозначными числами.

16.

Поиск альтернативных способов действий.

1

17.

Арифметические действия с круглыми

1

числами.

18.

Проектная деятельность ”Газета эрудитов”

1

19.

Задачи – тесты.

1

20.

Блиц - турнир.

1

21.

Математические головоломки.

1

22.

Придумывание по аналогии. Решение задач

1

и составление обратных задач к данным.

23.

Из истории чисел. Применение различных

1

цифр и чисел в современной жизни.

24.

Составление задач на нахождение среднего

1

арифметического числа

25.

Проектная деятельность ”Волшебный круг”

1

26.

Игра «морской бой». Координаты точек на

1

плоскости.

27.

«Город кругов». Окружность. Круг.

1

Циркуль-помощник.

28.

Окружность и круг. Практические задания.

1

Аппликация из кругов.

29.

Круг. Окружность, диаметр, радиус

1

окружности. Практические задания. Узоры

из окружностей.

30.

Касательная. Узоры из геометрических

1

фигур.

31.

Радиус и диаметр окружности. Графический

1

диктант.

32.

«Дороги на улице прямоугольников».

1

Параллельные прямые.

33.

«Жители города четырёхугольников». Виды

1

четырехугольников.

34.

Алгоритм построения параллелограмма.

1

Геометрический диктант.

35.

Алгоритм построения фигуры на

1

нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из

частей».

36.

Построение прямоугольника и квадрата на

1

нелинованной бумаге.

37.

Практические задания на развитие умения

1

чертить на нелинованной бумаге. Игра

«Одним росчерком».

38.

Диагонали многоугольника. Свойства

1

диагоналей прямоугольника.

39. Практическая работа. Оригами «Кошка».

1

40. Диагонали квадрата.

1

41. Игра «Паутинка».

1

42.

Зрительный диктант. Игра «Не пройди

1

дважды».

43. Куб.

1

44. Игра «Кубики для всех».

1

45.

Прямоугольный параллелепипед. Куб.

1

Развертка параллелепипеда.

46.

Практическая работа. Развёртка куба.

1

Моделирование куба.

47. Куб. Площадь полной поверхности куба.

1

48.

Равносторонний и равнобедренный

1

треугольники.

49. Графический диктант «Пирамида».

1

50. Измерение углов. Транспортир.

1

51.

Градусная мера угла. Задания на нахождение

1

градусной меры угла. Решение задач.

52. Осевая симметрия.

1

53. Игра «Выполни симметрично»..

1

54. Игра «Выложи из спичек».

1

55. Прямоугольный параллелепипед.

1

56.

Круглый стол.

Подведение итогов обучения.

Смотр знаний.

1



В раздел образования