Автор: Халиуллина Лилия Рашидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 161
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: программа
Тема: «Занимательная математика» на курс 1- 4 класса.
Дата публикации: 25.11.2024
Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки РТ
МБОУ «Школа № 161 Советского района г. Казани»
Программа кружка «Занимательная
математика»
на курс 1- 4 класса.
Программу составил:
Учитель начальных классов Халиуллина Л.Р.
Казань, 2024
Программа кружка
«Занимательная математика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» в
начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной
образовательной программой начального общего образования
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь
мотивацию
к
обучению
математики,
стремиться
развивать
свои
интеллектуальные возможности.
Данная
программа
позволяет
обучающимся
ознакомиться
со
многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение
математических
задач,
связанных
с
логическим
мышлением
закрепит
интерес
детей
к
познавательной
деятельности,
будет
способствовать
развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не
менее
важным
фактором
реализации
данной
программы
является
стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие
задачи,
а
также
совершенствовать
навыки
аргументации
собственной
позиции по определенному вопросу.
Содержание
программы
соответствует
познавательным
возможностям
младших
школьников
и
предоставляет
им
возможность
работать
на
уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов
базового
предмета
–
математика.
Занятия
математического
курса
содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому
использованию символики,
правильному
применению математической
терминологии и т.д.
Творческие
работы,
проектная
деятельность
и
другие
технологии,
используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей,
которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный
уровень
знаний
по
предмету,
достойно
выступать
на
олимпиадах
и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для
эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с
последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на 56 часов в год в 1-4 классе с проведением занятий
2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Цель программы: формирование логического мышления посредством
освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
-
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные
упражнения;
-
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной
математики;
-
Развивать
коммуникативные
умения
младших
школьников
с
применением
коллективных
форм
организации
занятий
и
использованием
современных
средств обучения;
-
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных
действий, обучить методике выполнения логический заданий;
-
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
-
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности,
мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные
выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
-
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)
к общим (решение математических задач).
Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической
терминологии,
которая
пригодится
в
дальнейшей
работе,
на
решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в
школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке
физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление
на олимпиадах , конкурсах по математике.
Курс ориентационный
Он
осуществляет
учебно-практическое
знакомство
со
многими
разделами
математики,
удовлетворяет
познавательный
интерес
школьников
к
проблемам
данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания .
Отличительные
особенности программы дополнительного образования
«Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий
на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.
В
структуру
программы
входит
теоретический
блок
материалов,
который
подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у
детей
творческих
способностей,
логического
мышления,
памяти,
математической
речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать
ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать
трудности
–
качеств
весьма
важных
в
практической
деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их
последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа(величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная и исследовательская деятельность
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони
мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики»,
«Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек
на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа
от
1
до
100.
Решение
и
составление
ребусов,
содержащих
числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел
и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе
получилось
заданное
число
и
др.
Поиск
нескольких
решений.
Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Последовательность
выполнения
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-
великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, котороечитается
одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного
коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи
ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской
бой» и др.
Универсальные учебные действия
Сравнивать
разные
приемы действий,
выбирать
удобные
способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать
в
процессе
совместного
обсуждения
алгоритм
решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать
правила
игры.
Действовать
в
соответствии
с
заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное
затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными
данными,
с
избыточным составом условия.
Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка
в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ
и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных
действий.
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи
,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать
предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в
учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка
1
→
1
↓
,указывающие
направление
движения.
Проведение
линии
по
заданному
маршруту(алгоритму):
путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка)
и его описание.
Геометрические
узоры.
Закономерности
в
узорах.
Симметрия.
Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,уголки,
спички).
Части
фигуры.
Место
заданной
фигуры
в
конструкции.
Расположение
деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких
возможных
вариантов
решения.
Составление
и
зарисовка
фигур
по
собственному замыслу.
Разрезание
и
составление
фигур.
Деление
заданной
фигуры
на
равные
по
площади части.
Поиск
заданных
фигур
в
фигурах
сложной
конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору
учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
«Сложи
квадрат»
(Никитин
Б.П.
Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989).
«Спичечный» Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм»,
«Спички»,
«Полимино»,
«Кубики»,
«Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1
→
1
↓
и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданному
словии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. –
Волгоград: Учитель, 2007.
2.
Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты
и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
3.
Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т.
А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
4.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст].
- М. : Панорама, 2006.
5.
Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными
игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. :
Просвещение, 2004.
6.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В.
Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.
7.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2
класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
8.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3
класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
9.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4
класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
10.Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера,
1994.- с.174
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная математика»
1 класс
56 часов (2 часа в неделю)
№
Тема занятия
Кол-
Дата
Дата
п/п
во
по плану
по факту
часов
1.
Вводное занятие «Математика – царица
1
наук».
2.
Решение занимательных задач в стихах.
1
3.
Из истории математики «Как люди научились
1
считать».
4.
Весёлые задачи
1
5.
Интересные приемы устного счёта.
1
6.
Немного истории «О».
1
7.
Учимся отгадывать ребусы.
1
8.
Наука нумерологии.
1
9.
Решение занимательных задач Г.Остера
1
10 Магия чисел -1, 2,3, 4
1
11 Занимательные задачи
1
12 Магия чисел 5, 6, 7.
1
13 Семь чудес света.
1
14 Счет. Сравнение. Число7.
1
15 Загадки- смекалки.
1
16 Практикум «Подумай и реши».
1
17 Магия чисел – 8, 9
1
18
Дидактическая игра «Поймай золотую
1
рыбку». Сложение и вычитание в пределах
10.
19
Математика вокруг нас. Числа в загадках,
1
пословицах и поговорках.
20
Подготовка к проекту «Моя любимая цифра»
1
(сбор материала)
21
Задачи с неполными данными, лишними,
1
нереальными данными
22
Игра“Муха» (“муха” перемещается по
1
командам”вверх”вниз”,”влево”,”вправо”на
игровом поле 3x3клетки).
23 Учёные-математики
1
24 Игра «Работа над ошибками».
1
25 Задачи с изменением вопроса.
1
26
Математическое
соревнование
1
(математическая карусель).
27 Игра «Знай свой разряд».
1
28 Решение логических задач.
1
29 Как зарождалась геометрия.
1
30 Точка. Кривая линия.
1
31 Прямая линия. Отрезок. Луч.
1
32 Графические диктанты.
1
33 Ломаная линия. Многоугольник
1
34 Путешествие в страну геометрических фигур
1
35
Конструктор из геометрических фигур.
1
Треугольник.
36 Знакомство с игрой «ТАНГРАМ»
1
37 Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.
1
38 Узоры и орнаменты
.
1
39
Логические задачи на сравнение по форме,
1
цвету, размеру.
40 Фигуры, которые нас окружают.
1
41
Рисование орнаментов, используя известные
1
фигуры.
42 Старинные меры измерения – длина, масса.
1
43 Математические игры с числами.
1
44 «Кто где живет?»
1
45 Математическая беседа, работа с таблицей.
1
46 Устный счёт.
1
47 Работа с таблицами ( работа в парах)
1
48 Задачи-загадки.
1
49 Как зарождался календарь?
1
50 Единицы измерения времени.
1
51
Часы. История часов
.
Игра «Который час?»
1
52 Изготовление бумажных часов.
1
53 Ученые математики.
1
54 Загадки- смекалки.
1
55-56
Проектная деятельность «Газета
любознательных». Круглый стол. Подведение
итогов.
2
Календарно-тематическое планирование «Занимательная
математика» 2 класс 56 часов (2 часа в неделю)
№
Тема занятия
Кол-во
Дата
Дата
п/п
часов
по плану
по факту
1.
Как люди научились считать . Как люди
1
научились записывать числа?
2.
Интересные приёмы устного счёта
1
3.
В царстве смекалки. Сбор информации
1
4.
Выпуск математической газеты (работа в
1
группах).
5.
Геометрический калейдоскоп
1
6.
Сюжетно-ролевая игра «Определи маршрут
1
корабля»
7.
Решение логических цепочек
1
8.
Игра на развитие внимания « Расставь числа
1
в порядке возрастания и убывания»
9.
Спичечный конструктор. Построение
1
конструкции по заданному образцу.
10.
Решение занимательных задач в стихах.
1
11.
Зарядка для ума. Решение круговых
1
примеров.
12.
Упражнения с двузначными числами.
1
13.
Математическое путешествие. Построение
1
«математической» пирамиды: «Сложение и
вычитание в пределах 100»
14.
Подвижные игры с математическими
1
заданиями
15.
Старинные задачи.
1
16.
Игра «Расставь знаки по образцу»
1
17.
Проектная деятельность «Газета для
1
любознательных». Сбор материала для
газеты (работа в группах).
18.
Изготовление математической газеты.
1
19.
Игра «Вычислительная машина». Задачи на
1
взвешивание.
20.
Магические квадраты .Составление
1
магических квадратов (работа в группах)
21.
Игра на развитие восприятия «Скопируй
1
рисунок»
22.
Спичечный конструктор «Убери или
1
переставь спичку».
23.
Крестики-нолики
1
24.
Решение олимпиадных задач.
1
25. Числовые головоломки
1
26.
Математические
игры.
Математические
1
головоломки.
27. Игра-соревнование «Веселый счёт»
1
28.
Игра на развитие восприятия «Залатай
1
коврик»
29. Задачи на переливания.
1
30.
Решение задач международной игры
1
«Кенгуру»
31. Удивительная снежинка.
1
32. Задачи с многовариантными решениями.
1
33.
Игра на развитие внимания « Нарисуй по
1
памяти в таком же расположении»
34. Геометрия вокруг нас.
1
35. Игра «Танграм». Обратные задачи.
1
36. Практикум «Подумай и реши».
1
37.
Путешествие в страну геометрических
1
фигур
38.
Путешествие в страну геометрических
1
фигур
39. Плоскость и пространство
1
40.
Внешняя и внутренняя, плоская и кривая
1
поверхности.
41. Замкнутые и незамкнутые кривые линии
1
42. Работа на нелинованной бумаге.
1
43.
Точка, лежащая на прямой и вне прямой.
1
Кривая линия. Луч.
44. Задания на построение.
1
45.
Угол. Вершина угла. Его стороны.
1
Обозначение углов.
46. Построение луча из вершины угла.
1
47. Виды углов. Прямой угол (построение)
1
48.
Построение прямого и острого углов через
1
две точки.
49.
«Умею думать». Составление рисунка из
1
геометрических фигур.
50.
Многоугольники. Условия их построения.
1
Имя многоугольников.
51.
Многоугольники с прямыми углами.
1
Занятие-проект.
52.
Треугольник. Имя треугольника. Условия
1
его построения.
53. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
54.
Игры «Задумай число», «Отгадай
1
задуманное число».
55.
Задачи с неполными данными, лишними,
1
нереальными данными.
56.
Математический праздник. Подведение
итогов.
1
Календарно-тематическое планирование «Занимательная
математика» 3 класс 56 часов (2 часа в неделю)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
по план
Дата
по факту
1.
Интеллектуальная разминка.
1
2.
Математика-наш друг.
1
3.
«Числовой конструктор». Решай, отгадывай,
считай.
1
4.
Волшебные переливания. Задачи на
переливание.
1
5.
Математические
лабиринты
«Найди
соответствие».
1
6.
Задачи на классификацию. Распределение
различных объектов по группам.
1
7.
Числовые головоломки.
1
8.
Задачи на разрезание фигур по линии сетки
на 3 равные части
1
9.
Логически-поисковые задания.
1
10.
Математическая игра «Угадай задуманное
число».
1
11.
Решение ребусов и логических задач.
1
12.
«Спичечный» конструктор.
1
13.
Круги Эйлера. Множества. Подмножества.
1
14.
В царстве смекалки.Логические задачи на
нахождение множеств и подмножеств.
1
15.
«Числовой конструктор». Решай, отгадывай,
считай.
1
16.
Японские задачи «Судоку».
1
17.
Конструирование многоугольников из
одинаковых треугольников.
1
18.
Решение занимательных задач в стихах.
1
19.
Игры со спичками.
1
20.
Площади фигур. Нахождение площадей
различных помещений.
1
21.
Числовые головоломки. Решение
нестандартных задач.
1
22.
«Спичечный» конструктор.
1
23.
Это было в старину.
1
24.
Построение
конструкции
по
заданному
образцу.
1
25.
Игра «Придумай задачку». Составление
задач с лишними и недостающими данными.
1
26.
Шаг в будущее. Математические игры.
1
27. Японские задачи «Судоку».
1
28. Электронные математические игры.
1
29. Решай, отгадывай, считай.
1
30. Комбинаторные задачи « Передвижение».
1
31.
Конструирование многоугольников из
1
одинаковых треугольников.
32. В царстве смекалки.
1
33. Оригами. Изучение свойств квадрата.
1
34. Комбинаторные задачи «Перемещение».
1
35.
Математические фокусы «Циклическое
1
число».
36. Задачи с многовариантными решениями.
1
37. Игры со спичками.
1
38. Решение нестандартных задач.
1
39. Магические квадраты 3х3.
1
40. Вычисления в пределах 100.
1
41. Числовые головоломки.
1
42.
Составление различных задач, используя
1
данные о возрасте своих родственников.
43.
Найди закономерность. Продолжи
1
числовой ряд. Придумай свой числовой ряд.
44. Решение занимательных задач в стихах.
1
45. Неоднозначные фигуры.
1
46. Интеллектуальная разминка.
1
47. Геометрические задачи.
1
48. Электронные математические игры.
1
49. Решение олимпиадных задач.
1
50. Шаг в будущее. Математические игры.
1
51. Анаграммы.
1
52. Игра «Собери фигуру».
1
53. Объёмные фигуры.
1
54. Задачи с многовариантными решениями.
1
55. Конкурс «Шагай. Соображай».
1
56. Математический турнир «Самый
смекалистый». Подведение итогов.
1
Календарно-тематическое планирование «Занимательная
математика» 4 класс 56 часов (2 часа в неделю)
№
Тема занятия
Кол-во
Дата
Дата
п/п
часов
по плану
по факту
1.
Любителям математики. Турнир
1
смекалистых
2.
Решение задач на развитие смекалки и
1
сообразительности.
3.
Волшебный круг. Правила сравнения.
1
4.
Сравнение дробей.
1
5.
Игры с числами.
1
6.
Решение задач на нахождение части числа,
1
числа по его части.
7.
Модель машины времени. Решение задач с
1
именованными числами.
8.
Решение задач на сообразительность.
1
9.
Закономерности в числах и фигурах.
1
10.
Многозначные числа.
1
11.
Магические квадраты
1
12.
Нахождение площади фигур.
1
13.
Нахождение объёма фигур
1
14.
Игры на развитие наблюдательности.
1
15.
Прикидка суммы и разности при работе с
1
многозначными числами.
16.
Поиск альтернативных способов действий.
1
17.
Арифметические действия с круглыми
1
числами.
18.
Проектная деятельность ”Газета эрудитов”
1
19.
Задачи – тесты.
1
20.
Блиц - турнир.
1
21.
Математические головоломки.
1
22.
Придумывание по аналогии. Решение задач
1
и составление обратных задач к данным.
23.
Из истории чисел. Применение различных
1
цифр и чисел в современной жизни.
24.
Составление задач на нахождение среднего
1
арифметического числа
25.
Проектная деятельность ”Волшебный круг”
1
26.
Игра «морской бой». Координаты точек на
1
плоскости.
27.
«Город кругов». Окружность. Круг.
1
Циркуль-помощник.
28.
Окружность и круг. Практические задания.
1
Аппликация из кругов.
29.
Круг. Окружность, диаметр, радиус
1
окружности. Практические задания. Узоры
из окружностей.
30.
Касательная. Узоры из геометрических
1
фигур.
31.
Радиус и диаметр окружности. Графический
1
диктант.
32.
«Дороги на улице прямоугольников».
1
Параллельные прямые.
33.
«Жители города четырёхугольников». Виды
1
четырехугольников.
34.
Алгоритм построения параллелограмма.
1
Геометрический диктант.
35.
Алгоритм построения фигуры на
1
нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из
частей».
36.
Построение прямоугольника и квадрата на
1
нелинованной бумаге.
37.
Практические задания на развитие умения
1
чертить на нелинованной бумаге. Игра
«Одним росчерком».
38.
Диагонали многоугольника. Свойства
1
диагоналей прямоугольника.
39. Практическая работа. Оригами «Кошка».
1
40. Диагонали квадрата.
1
41. Игра «Паутинка».
1
42.
Зрительный диктант. Игра «Не пройди
1
дважды».
43. Куб.
1
44. Игра «Кубики для всех».
1
45.
Прямоугольный параллелепипед. Куб.
1
Развертка параллелепипеда.
46.
Практическая работа. Развёртка куба.
1
Моделирование куба.
47. Куб. Площадь полной поверхности куба.
1
48.
Равносторонний и равнобедренный
1
треугольники.
49. Графический диктант «Пирамида».
1
50. Измерение углов. Транспортир.
1
51.
Градусная мера угла. Задания на нахождение
1
градусной меры угла. Решение задач.
52. Осевая симметрия.
1
53. Игра «Выполни симметрично»..
1
54. Игра «Выложи из спичек».
1
55. Прямоугольный параллелепипед.
1
56.
Круглый стол.
Подведение итогов обучения.
Смотр знаний.
1