Напоминание

Из опыта работы "Воспитание через народное творчество”


Автор: Сафиуллина Миннур Адегамовна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 г.Лениногорска" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ
Населённый пункт: г. Лениногорск Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы "Воспитание через народное творчество”
Дата публикации: 25.11.2025
Раздел: среднее образование





Назад




2

Из опыта работы: “Воспитание через народное творчество”

Народная педагогика располагает огромным количеством материала, не

исчерпавших своих воспитательных возможностей. Использование позитивных

народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании

школьников. Народная педагогика - это родник душевной чистоты и разума. В

её основе лежат человечность, справедливость, скромность и милосердие.

Один из моих уроков начинается с эпиграфа:

«һәр чәчәкнең – үз исе,

һәр халыкның – үз төсе».

Татар халык мәкале.

«У каждого цветка - свой запах,

У каждого народа - свой цвет».

Татарская народная пословица.

В конце урока дети сами делают вывод: каждая национальность

несёт свои замечательные особенности, каждая культура дополняет друг друга и

вместе они объединяются в прекрасную поляну культуры. Как поляна прекрасна

разноцветными цветами, также наша жизнь красива разными народами, дружно

живущими на нашей Земле.

Знакомство с фольклором во всём многообразии и

разножанровости позволяет понять, какой огромный вклад внёс тот или иной

народ в развитие мирового искусства и культуры.

В процессе работы с разнообразными произведениями устного

народного

творчества

осуществляется

расширение

словарного

запаса,

содержательнее

и

красочнее

становится

речь

учащегося,

развивается

наблюдательность, сообразительность, гордость за свой народ, развивается

творчество,

самостоятельность,

повышается

познавательный

интерес

к

изучаемым

предметам,

интенсивно

усваивается

учебный

материал,

воспитывается интерес, а также развивается внимание, память, речь.

Воспитание через народное творчество - это воспитание у детей

культурного воображения, возможность увидеть мир по-новому, формирование

активной творческой личности. Ведь в народном творчестве отражается веками

накопившийся жизненный опыт, ум, самые лучшие народные традиции и обычаи.

Они пропитаны чувствами благородства, вечной молодости.

Народное творчество татарского народа учит уважать старших, дать

правильное воспитание своему ребенку, заботиться о своих родителях, помогать

беззащитным и слабым, бедным, соседям, учит жить в согласии и дружбе с

другими народами, любить свою Отчизну, любить и бережно относиться к книге,

природе, гостеприимству, чистоте, воспитывает стремление к знаниям, любовь к

труду и человеку труда, трезвость, гордость и другие общечеловеческие,

нравственные ценности.

Я, являясь учителем татарского языка, исходя из темы и цели урока, в

связи с изучаемыми произведениями, а также во внеклассных мероприятиях

обращаюсь к народному творчеству. Обычно учащиеся изучают их с большой

любовью,

очень

эмоционально

их

воспринимают.

Читаем сказки, загадки, пословицы, поговорки, разучиваем песни, танцы с

песнями (например: «Кәрия-Зәкәрия», «Ак калач», « Күрсәт әле, үскәнем» и др.),

считалки, народные игры, приметы и т.д.

Учащиеся с огромной любовью читают сказки. Ведь сказки созвучны с

психологией детей младшего школьного возраста. Их читают до и после уроков.

В кабинете организовали свою библиотеку. Есть свои библиотекари.

Вначале я учащимся рассказываю, как сочинялись и сочиняются сказки

(также знакомлю с другими видами народного творчества).

Татарская

народная

сказка

«Хитрость

против

хитрости»

-

учит

бескорыстной вежливости, дружбе. Сказка «Старик с лисой» - учит быть

осмотрительным, дорожить тем, что имеешь. («Күктәге торнага ышанып,

кулыңдагы чыпчыкны очырма». Имеется аналогичная пословица и в русском

языке: «Лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе»). «Лесная сказка» -

учит скромности. «Три дочери» - подводит учащихся к мысли, что нужно

заботиться о своих родителях, тогда лишь можешь стать счастливым. Сказка

«Кем

көчле?»

(«Кто

победитель?»)

-

учит

стараться

жить

в

дружбе,

взаимосогласии, уважать друг друга и др.

Наряду со сказками учащиеся знакомятся и с пословицами. Например:

«Булма син төлке, булырсың көлке» («Не будь ты лисой, станешь потехой»),

«Хәйлә

– корсаң,

хәйләсе үзеңә

кайта» («Хитрость хитрого возвращается

самому), «Кунакка барсаң, кунак көт» («Был в гостях, сам жди»), «Яхшы ашка

кыстау кирәкми» («Хорошая пища сама просится в рот») и т.д.

А также знакомятся с загадками:

«Җирлеге ак, орлыгы кара» («Фон белый, семена чёрные») - бумага,

чернила.

«Кул белән чәчәләр, күз белән җыялар» («Руки сеют, глаза собирают) -

письмо, чтение. И другие.

Читаем шутки. Они дают возможность немного отдохнуть, расслабиться.

Например:

-

«Нигә син минем дәфтәр битемне ертып алдың?» («Почему ты вырвал

2

листок с моей тетради?);

-

«Аңа бит «Общая тетрадь» дип язылган?» («Разве она твоя? Там ведь

написано «Общая тетрадь?»).

Учительница говорит: «Ученики, приведите пример на антонимы».

Ученик: «Пятерка - двойка».

Знакомлю с пословицами. «Кешегә чокыр казыма, үзең төшәрсең» («Не

рой яму другому, сам туда попадёшь»), «Кешене үзеңнән түбән дип уйлама»

(«Не думай, что другой хуже тебя»). «Кешенең абруе уз кулыңда» («Авторитет

человека в своих руках».) «Әйткән сүз - аткан ук». («Слово не воробей, вылетит

не поймаешь»).

Книга - источник знаний. Знание - огромное богатство. Кто много

читает, тот много знает. По труду и уважение. В единстве - сила и др.

Следует показать детям, что пословицы, поговорки - это не просто

проявление остроумия (хотя и об этом стоит поговорить). В этих пословицах

народ передавал правила, по которым жили люди, а для младшего поколения

они служили устной школой жизни.

С первого класса, буквально с первых же дней, каждый день, будь это

урок или внеклассные мероприятия, учащиеся учат, знакомятся с детским

фольклором. Чаще всего материалы беру из книги «Детский фольклор»,

составитель Нәкый Исәнбәт. Он собрал для детей собственные сочинения,

которые близки их психологии. Материалами этой же книги пользуюсь и при

обучении русскоязычных детей татарскому языку.

*

Это моя настольная книга. В книге много увлекательных

материалов, которые учат правильному произношению труднопроизносимых для

детей звуков, расширяет их кругозор, через них учащиеся познают мир,

обогащается словарный запас, они развивают в них смекалку, логическое

мышление, играют большую воспитательную роль.

Здесь и песни у колыбели (ведь дети с малых лет, особенно девочки,

играют с куклами, укладывают их спать, умывают, разговаривают с ними и т.д.),

много скороговорок, загадок, пословиц, песен, игр и др. Для начальных классов в

этой книге очень богатый материал. По содержанию они очень просты,

доступны. Также использую материалы книги «Гөлбакча» - составители Юсупов

Ф.Ю., Кашапова З.Ф., Борһанова Р.А., «Татар теле

өйрәнә

нәниләр» -

составители Хисамова Ф.М., Борһанова Р.А., «Кәҗә- мәкәрҗә» - составитель

Ягъфәров; материалы журналов «Сабыйга», «Салават күпере», «Ялкын» и др.

Наряду с изучением татарского народного творчества, также изучаем

русское народное творчество и творчества других народов. Сравниваем их,

сопоставляем и делаем выводы. Это позволяет воочию убедиться, как много

общего в культурах различных народов - при всей их яркой самобытности и

неповторимости. И как интересна и многообразна может быть жизнь в нашем

многонациональном Отечестве, если знаешь и любишь родную культуру,

уважаешь и понимаешь культуру своих соотечественников.

М. Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более

глубоко и радостнее поймём великое значение творимого нами настоящего».

Поэтому необходимо во всех случаях, когда возможно, показывать, что древние

явления находят разнообразные проявления и развития в современной жизни,

это приучает слушать и слышать, а также вдумчиво относиться к обычаям своего

народа.

Я считала и считаю, что мы, учителя, не только воспитываем и

обучаем детей, но и воспитываем и обучаем и их родителей. Приглашаю

родителей на любой урок, внеклассные занятия, внеклассные мероприятия,

национальные праздники «Нәүруз», «Сөмбелә», «Карга боткасы», и просто

праздники: «Әлифба бәйрәме», «Әниләр бәйрәме», «Әтиләр бәйрәме», Гаилә

бәйрәме» и другие. Просто прогулки, уроки - вечера, посвященные жизни

творчеству татарских поэтов и писателей, например таких как: Г. Тукай, М.

Джалиль, А. Алиш, Ш. Галиев, Р. Миңнуллин.

В школу идут все: и старшие, и младшие. Они идут не только как

зрители, но и как участники.

Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы,

песни, игры (в том числе и национальные игры), подарки, сюрпризы, чаепития.

Анкеты показывают, что и дети, и родители остаются довольны таким

сотрудничеством.

Сегодня очевидно, что формирование школы XXI века невозможно без

глубокого

изучения

и

использования

национального

раздела

в

системе

образования и воспитания.

Я считаю, что каждый человек, как представитель определенного народа

должен стать личностью, чтобы сохранять, развивать и передавать его

национальные ценности и традиции.

Возрождение духовных и культурных традиций народов и использование

их в образовании оказывает существенное влияние на формирование личности,

2

позволяет глубже осознать общее и особенное национальной культуры,

нравственные принципы и духовные идеалы каждого народа, выработать

единую этнокультурную политику согласия.



В раздел образования