Автор: Сафиуллина Миннур Адегамовна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 г.Лениногорска" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ
Населённый пункт: г. Лениногорск Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы "Воспитание через народное творчество”
Дата публикации: 25.11.2025
Раздел: среднее образование
2
Из опыта работы: “Воспитание через народное творчество”
Народная педагогика располагает огромным количеством материала, не
исчерпавших своих воспитательных возможностей. Использование позитивных
народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании
школьников. Народная педагогика - это родник душевной чистоты и разума. В
её основе лежат человечность, справедливость, скромность и милосердие.
Один из моих уроков начинается с эпиграфа:
«һәр чәчәкнең – үз исе,
һәр халыкның – үз төсе».
Татар халык мәкале.
«У каждого цветка - свой запах,
У каждого народа - свой цвет».
Татарская народная пословица.
В конце урока дети сами делают вывод: каждая национальность
несёт свои замечательные особенности, каждая культура дополняет друг друга и
вместе они объединяются в прекрасную поляну культуры. Как поляна прекрасна
разноцветными цветами, также наша жизнь красива разными народами, дружно
живущими на нашей Земле.
Знакомство с фольклором во всём многообразии и
разножанровости позволяет понять, какой огромный вклад внёс тот или иной
народ в развитие мирового искусства и культуры.
В процессе работы с разнообразными произведениями устного
народного
творчества
осуществляется
расширение
словарного
запаса,
содержательнее
и
красочнее
становится
речь
учащегося,
развивается
наблюдательность, сообразительность, гордость за свой народ, развивается
творчество,
самостоятельность,
повышается
познавательный
интерес
к
изучаемым
предметам,
интенсивно
усваивается
учебный
материал,
воспитывается интерес, а также развивается внимание, память, речь.
Воспитание через народное творчество - это воспитание у детей
культурного воображения, возможность увидеть мир по-новому, формирование
активной творческой личности. Ведь в народном творчестве отражается веками
накопившийся жизненный опыт, ум, самые лучшие народные традиции и обычаи.
Они пропитаны чувствами благородства, вечной молодости.
Народное творчество татарского народа учит уважать старших, дать
правильное воспитание своему ребенку, заботиться о своих родителях, помогать
беззащитным и слабым, бедным, соседям, учит жить в согласии и дружбе с
другими народами, любить свою Отчизну, любить и бережно относиться к книге,
природе, гостеприимству, чистоте, воспитывает стремление к знаниям, любовь к
труду и человеку труда, трезвость, гордость и другие общечеловеческие,
нравственные ценности.
Я, являясь учителем татарского языка, исходя из темы и цели урока, в
связи с изучаемыми произведениями, а также во внеклассных мероприятиях
обращаюсь к народному творчеству. Обычно учащиеся изучают их с большой
любовью,
очень
эмоционально
их
воспринимают.
Читаем сказки, загадки, пословицы, поговорки, разучиваем песни, танцы с
песнями (например: «Кәрия-Зәкәрия», «Ак калач», « Күрсәт әле, үскәнем» и др.),
считалки, народные игры, приметы и т.д.
Учащиеся с огромной любовью читают сказки. Ведь сказки созвучны с
психологией детей младшего школьного возраста. Их читают до и после уроков.
В кабинете организовали свою библиотеку. Есть свои библиотекари.
Вначале я учащимся рассказываю, как сочинялись и сочиняются сказки
(также знакомлю с другими видами народного творчества).
Татарская
народная
сказка
«Хитрость
против
хитрости»
-
учит
бескорыстной вежливости, дружбе. Сказка «Старик с лисой» - учит быть
осмотрительным, дорожить тем, что имеешь. («Күктәге торнага ышанып,
кулыңдагы чыпчыкны очырма». Имеется аналогичная пословица и в русском
языке: «Лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе»). «Лесная сказка» -
учит скромности. «Три дочери» - подводит учащихся к мысли, что нужно
заботиться о своих родителях, тогда лишь можешь стать счастливым. Сказка
«Кем
көчле?»
(«Кто
победитель?»)
-
учит
стараться
жить
в
дружбе,
взаимосогласии, уважать друг друга и др.
Наряду со сказками учащиеся знакомятся и с пословицами. Например:
«Булма син төлке, булырсың көлке» («Не будь ты лисой, станешь потехой»),
«Хәйлә
– корсаң,
хәйләсе үзеңә
кайта» («Хитрость хитрого возвращается
самому), «Кунакка барсаң, кунак көт» («Был в гостях, сам жди»), «Яхшы ашка
кыстау кирәкми» («Хорошая пища сама просится в рот») и т.д.
А также знакомятся с загадками:
«Җирлеге ак, орлыгы кара» («Фон белый, семена чёрные») - бумага,
чернила.
«Кул белән чәчәләр, күз белән җыялар» («Руки сеют, глаза собирают) -
письмо, чтение. И другие.
Читаем шутки. Они дают возможность немного отдохнуть, расслабиться.
Например:
-
«Нигә син минем дәфтәр битемне ертып алдың?» («Почему ты вырвал
2
листок с моей тетради?);
-
«Аңа бит «Общая тетрадь» дип язылган?» («Разве она твоя? Там ведь
написано «Общая тетрадь?»).
Учительница говорит: «Ученики, приведите пример на антонимы».
Ученик: «Пятерка - двойка».
Знакомлю с пословицами. «Кешегә чокыр казыма, үзең төшәрсең» («Не
рой яму другому, сам туда попадёшь»), «Кешене үзеңнән түбән дип уйлама»
(«Не думай, что другой хуже тебя»). «Кешенең абруе уз кулыңда» («Авторитет
человека в своих руках».) «Әйткән сүз - аткан ук». («Слово не воробей, вылетит
не поймаешь»).
Книга - источник знаний. Знание - огромное богатство. Кто много
читает, тот много знает. По труду и уважение. В единстве - сила и др.
Следует показать детям, что пословицы, поговорки - это не просто
проявление остроумия (хотя и об этом стоит поговорить). В этих пословицах
народ передавал правила, по которым жили люди, а для младшего поколения
они служили устной школой жизни.
С первого класса, буквально с первых же дней, каждый день, будь это
урок или внеклассные мероприятия, учащиеся учат, знакомятся с детским
фольклором. Чаще всего материалы беру из книги «Детский фольклор»,
составитель Нәкый Исәнбәт. Он собрал для детей собственные сочинения,
которые близки их психологии. Материалами этой же книги пользуюсь и при
обучении русскоязычных детей татарскому языку.
*
Это моя настольная книга. В книге много увлекательных
материалов, которые учат правильному произношению труднопроизносимых для
детей звуков, расширяет их кругозор, через них учащиеся познают мир,
обогащается словарный запас, они развивают в них смекалку, логическое
мышление, играют большую воспитательную роль.
Здесь и песни у колыбели (ведь дети с малых лет, особенно девочки,
играют с куклами, укладывают их спать, умывают, разговаривают с ними и т.д.),
много скороговорок, загадок, пословиц, песен, игр и др. Для начальных классов в
этой книге очень богатый материал. По содержанию они очень просты,
доступны. Также использую материалы книги «Гөлбакча» - составители Юсупов
Ф.Ю., Кашапова З.Ф., Борһанова Р.А., «Татар теле
өйрәнә
нәниләр» -
составители Хисамова Ф.М., Борһанова Р.А., «Кәҗә- мәкәрҗә» - составитель
Ягъфәров; материалы журналов «Сабыйга», «Салават күпере», «Ялкын» и др.
Наряду с изучением татарского народного творчества, также изучаем
русское народное творчество и творчества других народов. Сравниваем их,
сопоставляем и делаем выводы. Это позволяет воочию убедиться, как много
общего в культурах различных народов - при всей их яркой самобытности и
неповторимости. И как интересна и многообразна может быть жизнь в нашем
многонациональном Отечестве, если знаешь и любишь родную культуру,
уважаешь и понимаешь культуру своих соотечественников.
М. Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более
глубоко и радостнее поймём великое значение творимого нами настоящего».
Поэтому необходимо во всех случаях, когда возможно, показывать, что древние
явления находят разнообразные проявления и развития в современной жизни,
это приучает слушать и слышать, а также вдумчиво относиться к обычаям своего
народа.
Я считала и считаю, что мы, учителя, не только воспитываем и
обучаем детей, но и воспитываем и обучаем и их родителей. Приглашаю
родителей на любой урок, внеклассные занятия, внеклассные мероприятия,
национальные праздники «Нәүруз», «Сөмбелә», «Карга боткасы», и просто
праздники: «Әлифба бәйрәме», «Әниләр бәйрәме», «Әтиләр бәйрәме», Гаилә
бәйрәме» и другие. Просто прогулки, уроки - вечера, посвященные жизни
творчеству татарских поэтов и писателей, например таких как: Г. Тукай, М.
Джалиль, А. Алиш, Ш. Галиев, Р. Миңнуллин.
В школу идут все: и старшие, и младшие. Они идут не только как
зрители, но и как участники.
Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы,
песни, игры (в том числе и национальные игры), подарки, сюрпризы, чаепития.
Анкеты показывают, что и дети, и родители остаются довольны таким
сотрудничеством.
Сегодня очевидно, что формирование школы XXI века невозможно без
глубокого
изучения
и
использования
национального
раздела
в
системе
образования и воспитания.
Я считаю, что каждый человек, как представитель определенного народа
должен стать личностью, чтобы сохранять, развивать и передавать его
национальные ценности и традиции.
Возрождение духовных и культурных традиций народов и использование
их в образовании оказывает существенное влияние на формирование личности,
2
позволяет глубже осознать общее и особенное национальной культуры,
нравственные принципы и духовные идеалы каждого народа, выработать
единую этнокультурную политику согласия.