Напоминание

"Расчет биоритмов человека"


Автор: Черевченко Марина Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат № 53"
Населённый пункт: г Новоуральск, Свердловская обл.
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Расчет биоритмов человека"
Дата публикации: 25.12.2024
Раздел: среднее образование





Назад




УЧИТЕЛЬ

Цель: способствовать формированию аналитической деятельности учащихся в процессе моделирования

процессов, привлечь внимание к проблемам собственного здоровья и состояния физического,

интеллектуального и эмоционального самочувствия.

Ход урока.

Цель:

Составить модель биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на

месяц вперед с целью дальнейшее анализа модели. На основе анализа индивидуальных биоритмов

вывести

рекомендации для самоконтроля в

неблагоприятные дни, выбрать благоприятные дни для разного рода

деятельности.

Решим данную задачу поэтапно. Сформулируем задачи для каждого этапа.

Задачи:

1)

I этап: познакомиться с понятием «биоритм», с гипотезой ученых о воздействии биоритмов на

состояние человека; выделить объекты моделирования.

2)

II этап - информационная модель: выполнить описание объектов;

3)

III этап - математическая модель: познакомиться с математическими формулами;

4)

IV этап – компьютерная модель: рассчитать, используя электронные таблицы, три биоритма:

физический, эмоциональный, интеллектуальный; построить по расчётам графики биоритмов.

5)

V этап: проанализировать по графикам своё состояние на заданный период времени; сделать

выводы и начать контролировать себя в этот период.

Задача 1: Познакомиться с понятием «биоритм», с гипотезой ученых о воздействии биоритмов на

состояние человека; выделить объекты моделирования

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОРИТМОВ

Расчет биоритмов человека

I этап. Постановка задачи. Описание задачи

Существует теория, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым

биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и

интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Многие полагают, что

«взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные

дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, являются критическими, т. е. неблагоприятными. Не все

считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах в критические дни,

когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий (летчикам,

каскадерам и т. п.) предоставляется выходной.

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Очевидно, что момент появления на

свет очень труден для человека, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения

биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду на воздушную.

Происходит глобальная перестройка всего организма.

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т. е. его физическое состояние.

Периодичность ритма составляет 23 дня.

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его возбудимость, способность

эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность

его — 33 дня.

Анализ объектов: Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек, для которого известна

дата его рождения, а также группа людей.

Задача 2: II этап - информационная модель:

выполнить описание объектов;

Объект

Параметры

Действия

неуправляемые

(константы)

управляемые

Человек

Период физического

цикла: 23 дня. Период

эмоционального

цикла: 28 дней.

Период интеллекту-

ального цикла: 33 дня

Дата рождения. День

отсчета. Длительность

прогноза

Расчет и анализ

биоритмов

Задача 3: III этап - Математическая модель:

познакомиться с математическими формулами.

Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная

х

соответствует

возрасту человека в днях:

физический цикл

эмоциональный цикл

интеллектуальный цикл

Задача 4: IV этап - Компьютерная модель:

рассчитать, используя электронные таблицы, три биоритма:

физический, эмоциональный, интеллектуальный; построить по расчётам графики биоритмов.

Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая

модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

• исходные данные — константы и управляемые параметры;

• расчетные данные (результаты).

Формат ячеек D5, D6, A10-A40 -

формат Дата

(<Формат>=><Ячейка>=><Чис

ло>)

Х – возраст человека в днях –

разница между порядковым

днём и днём рождения

Формулы в ячейках:

В10:

=sin(2*пи()*(a10-$d$5)/$b$5)

C10:

=sin(2*пи()*(a10-$d$5)/$b$6)

D10:

=sin(2*пи()*(a10-$d$5)/$b$7)

Все формулы этих ячеек

копируются на 30 ячеек вниз.

23

28

33

06.03.84

01.04.098

30

=d6

=a10+1

Заполнить

вниз

График строим с помощью Мастера диаграмм.

1)

V этап: проанализировать по графикам своё состояние на заданный период времени; сделать

выводы и начать контролировать себя в этот период.

Проанализировав диаграмму:

1.Выберите неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре………………………………………

2. Выберите день для похода в цирк……………………………………..

3. Выберите дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными…………………………….

4.Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по нему что-либо

определить?…………………………………….

5. Какие действия необходимо предпринять, чтобы сберечь своё здоровье, эмоциональное и интеллектуальное

состояния в неблагоприятные дни………………………………………………………………

Задание для самостоятельной работы:

Постройте модель физической, эмоциональной и

интеллектуальной совместимости двух друзей.

Сопровождение урока:

- Для учащихся для заполнения раздаются технологические карты;

- для расчёта биоритмов используется прикладная программа Microsoft Excel,2003;

УЧЕНИК

Фамилия Имя____________________________________

О

ТЧЕТ

Тема:

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОРИТМОВ

Расчет биоритмов человека

I этап. Постановка задачи

Описание задачи

Прочитайте описание задачи.

Цель моделирования

Составить модель биоритмов для ………………. от указанной текущей ……………. (дня отсчета) на месяц

вперед с целью дальнейшее анализа модели. На основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать

неблагоприятные дни, выбрать благоприятные дни для разного рода деятельности.

Анализ объекта

Объектом моделирования в этой задаче может быть…………………, для которого известна ………………………,

а также ……………….

II этап. Разработка модели Информационная модель

Начальные данные:

Объект ....................................................................

..............................................................................................................................................................................................

..............................................................................................................................................................................................

Конечный результат: ........................................................................................................................................

Математическая модель

Указанные циклы можно описать формулами,

физический цикл

................................................................................

эмоциональный цикл .......................................................................................

интеллектуальный цикл .............................................................................................

в которых переменная

х

- это ......................................................................................................

Компьютерная модель

Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая

модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

• исходные данные — константы и управляемые параметры;

• расчетные данные (результаты).

Формат ячеек D5, D6, A10-A40 - формат Дата

(Лента Главная<Ячейки> => <Формат> => <Формат Ячейкb>=><Число>)

Выпишите из таблицы на языке EXCEL:

формулы для своих биоритмов

.............................................................................................................................................................................................

.............................................................................................................................................................................................

III этап. Компьютерный эксперимент . План моделирования

1. Проверить правильность ввода формул.

2. Произвести расчеты.

3. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов (постройте по таблице

ТОЧЕЧНУЮ диаграмму).

4. Оформить результаты моделирования в текстовом процессоре.

Тест:

Порядковый день Физические

Эмоциональные Интеллектуальные

01.04.98

0,40

-0,22

-0,99

02.04.98

0,14

-0,43

-1,00

03.04.98

-0,14

-0,62

-0,97

04.04.98

Интеллектуальное

IV этап. Анализ результатов моделирования

Проанализировав диаграмму:

1.Выпишите неблагоприятные дни для сдачи участия в соревнованиях................……………………

2. Выпишите удачный день для похода в цирк……………………………………..

3. Выпишите дни, когда ответы на уроках будут: наиболее удачными…………………………….

наименее удачными…………………………….

4.Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по нему что-либо

определить?…………………………………….

Задание для самостоятельной работы

Постройте модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.



В раздел образования