Автор: Карелина Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Звездочка"
Населённый пункт: Березовский городской округ. Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа творческого объединения по познавательному развитию «Юные любители шашек» для детей подготовительной группы (6-7лет)
Дата публикации: 25.12.2024
Раздел: дошкольное образование
1
Принята: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ №1 «Звёздочка»
Протокол № ___________________ Якушенко С.В.
от «___» ____ 20 __ г. приказ №___ от «___» ____20 __ г.
Программа творческого объединения по познавательному
развитию
«Юные любители шашек»
для детей подготовительной группы
(6-7лет)
Березовский ГО 2024-2025
2
Оглавление
1.
Пояснительная записка
3
1.1
Актуальность
3
1.2
Цель и задачи программы
4
1.3
Принципы построения программы
4
1.4
Ожидаемые результаты программы
5
1.5
Форма обучения программы
5
1.6
Периодичность проведения занятий программы
6
1.7
Требование к предметно- развивающей среде программы
6
1.8
Требование к педагогу программы
6
1.9
Условия реализации программы
6
2.
Учебно-тематический план программы
7
2.1
Учебно-тематический план
7
2.2
Календарно-тематический план
8
3.
Критерии показатели результативности освоения программы
12
4.
Информационно-методическое обеспечение программы
14
4.1
Методическая литература по данной программе
14
4.2
Список рекомендуемой литературы родителям по данной программе
14
4.3
Техническое обеспечение по данной программе
15
4.4
Методические рекомендации педагогам
15
4.4.1
Методические рекомендации родителям
18
4.4.3
Приложения
19
3
1.Пояснительная записка
Программа «Юные любители шашек» предназначена для обучения детей
дошкольного возраста и предусматривает изучение материала по теории и
практике, истории возникновения шашек, участие в соревнованиях.
Шашечная борьба – это состязание в выдержке, умении предвидеть развитие
событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Она поможет
воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, память, умение
концентрировать внимание и логически мыслить.
Отличительной особенностью данной программы является большой
акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста,
начинающих с «нуля».
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением
методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия
строятся на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих
детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской
(показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек –
линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Начинается
обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их
количество и последовательно предлагая задания от простого к более
сложному.
В игре происходит сплочение детского коллектива. Игра закладывает
характер ребенка, учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не
отчаиваться и не обижаться на партнера по игре.
1.1 Актуальность программы
Актуальность Программы обусловлена тем, что в наше время шашки
знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре
снизился. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети
готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного
живого общения. Игра в шашки развивает мышление,
тренирует память, воспитывает настойчивость,
смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует
характер ребенка.
4
1.2 Цель и задачи программы
Цель:
Формирование
у
детей
заинтересованности,
умение
играть
в
настольную
игру
шашки.
Раскрытие интеллектуального
и
волевого ,
нравственного потенциала личности детей через игру в шашки.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Обучать умению ориентироваться на плоскости.
2. Обучать технике игры в шашки.
3. Знакомить с теорией шашечной игры.
4.Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, смекалку, наблюдательность, внимание
дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.
2.Развивать стремление детей к самостоятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность, волю.
3.Способствовать умению работать группой.
1.3 Принципы построения программы
- Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне
возрастных
возможностей
дошкольников,
чтобы
они
не
испытывали
интеллектуальных,
физических,
моральных
перегрузок,
отрицательно
сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном
процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов,
карточек, видео, киноматериалов, слайдов, прослушивание и др.
- Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип требует, чтобы каждый элемент материала логически
связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к
усвоению нового.
5
- Принцип индивидуальности, учитывает возрастные и индивидуальные
особенности детей.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание
ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности,
-Принцип сотрудничества Организации с семьей.
1.4 Ожидаемые результаты программы
В результате освоения Программы воспитанники должны уметь:
Правильно расставлять шашки на доске;
Играть шашками и дамками;
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ доски;
Ориентироваться на плоскости шашечной доски.
должны знать:
Расстановку шашек на доске;
Разновидности шашек;
Правила движения шашек и дамок;
1.5 Форма обучения программы
Форма обучения – очная.
Групповая занимаются 22 воспитанника.
6
1.6 Периодичность проведения занятий программы
Работа кружка организуется в подготовительной группе во второй
половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год.
Количество и периодичность 2 раз в месяц, 17 занятия в год. Возраст детей,
участвующих в реализации рабочей программы –подготовительная группа
(6-7 лет). Длительность одного периода в средней группе –30 минут.
Год обучения
Количество занятий
Количество детей
в группе
В месяц
В год
2
17
22
1.7 Требование к предметно- развивающей среде программы
В группе присутствуют комплекты шашек и досок,
песочные часы,
литература книга Мосина М. «Как обыграть папу в шашки».
1.8 Требование к педагогу программы
Программу по творческому объединению реализует воспитатель
Высшей категории: Карелина Т.В.
1.9 Условия реализации программы
- составление конспектов, занятий, бесед;
- организация консультаций, мастер-классов, для родителей,
- методические рекомендации родителям.
- турнир с участием родителей.
- фотоотчет для родителей.
7
2. Учебно-тематический план программы
2.1 Учебно-тематический план подготовительной группы.
№
Темы
Всего
занятий
1
Введение «Знакомство с игрой шашки»
1
2
«Волшебная доска», «Шашечные поля»
1
3
«В гостях у шашки»
1
4
«Как ходят шашки (горизонтальные и вертикальные
дорожки, диагональ)
1
5
Основные правила игры «Ход»)
1
6
Основные правила игры (закрепления)
1
7
«Дамка»
1
8
«Партия»
1
9
«Поддавки»
1
10
«Игра в партию – играют двое»
1
11
Игра между соперниками в «Поддавки»
1
12
Самостоятельное решение задач
1
13
«Уголки»
1
14
Соревнование в игру «Уголки»
1
15
«Подготовка к шашечному турниру
1
16
«Шашечный турнир»
1
17
«Итоговый турнир в группе отдельно среди девочек и
мальчиков»
1
8
2.2 Календарно-тематический план подготовительная группа.
Октябрь
Тема
Программные задачи
1.
Введение «Знакомство с
игрой шашки»
1. Познакомить детей с новой игрой
шашки.
2. Рассказать историю шашек.
Воспитывать терпение и бережное
отношение к новой игре. Воспитывать
коммуникативные навыки, стремление
к преодолению трудностей,
уверенность в себе.
3.Просмотр мультфильма «Как
поросенок в шашки играл»
2.
«Волшебная доска»
1. Познакомить детей с шашечной
доской и шашками. Формировать
представление о шашечной дороге.
2. Познакомить детей с
расположением шашек на игровом
поле. Формировать знание правил
поведения во время игры в шашки у
детей.
4. Пальчиковая гимнастика «Шашки».
1.
Ноябрь
«В гостях у шашки»
1. Продолжать учить различать
белые и черные поля. Формировать
знания детей о расположении шашек
на полях. Воспитывать бережное
отношение с шашками и доской.
2. Закреплять правильное
произношение
слов «шашка», «шашечная доска».
Способствовать развитию и
совершенствованию мыслительных
операций.
3. Дидактические игры и
упражнения (закрепление) «Составь
доску»; «Расположи шашки»
2.
« Как ходят шашки»
(горизонтальные и
вертикальные дорожки)
1. Формировать представления о
понятии – ход. Познакомить с
9
правилами игры с понятиями
горизонталь и вертикаль. Научить
различать эти два понятия.
2. Формировать умение
распределять шашки по горизонтали и
вертикали.
3. Воспитывать терпимость и
усидчивость. Формировать умения
логически рассуждать, обобщать и
систематизировать свои знания;
творчески решать различные
проблемы. д/и «Путешествие по
шашечному полю»
«Диагональ»
1. Формировать новое знание у детей –
диагональ. Научить различать
диагональ от горизонтальных и
вертикальных дорожек. Развивать
умение видеть и показывать диагональ
самостоятельно.
3. Воспитывать усидчивость,
любознательность, развивать
логическое мышление, мелкую
моторику.
1.
Декабрь
Основные правила игры
«Ход»
1. Познакомить детей с правилами
игры в шашки. Продолжать
формировать представления о понятии
– ход.
2. Закреплять правильное умение
ходов шашками в игре.
Способствовать формированию
активной речи, логики у детей.
Формировать умения логически
рассуждать, обобщать и
систематизировать свои знания.
2.
Основные правила игры.
(закрепление)
1. Закреплять знания детей с
правилами игры в шашки.
Формировать знания правил игры
в шашки.
2. Продолжать способствовать
10
формированию дружелюбного
отношения друг к другу во время
игры. Воспитывать коммуникативные
навыки, стремление к преодолению
трудностей, уверенность в себе.
1.
Январь
«Дамка»
1. Познакомить детей с новым
понятием – дамка. Сформировать
значение дамки. Объяснить и показать
в игре что такое – дамка.
2. Способствовать правильному
произношению слова – дамка.
Учить детей пользоваться терминами
при игре.
2.
«Партия»
1. Познакомить детей с новым
понятием – партия.
2.Воспитывать усидчивость,
любознательность, умение побеждать
и быть побежденным.
1.
Февраль
«Поддавки»
1. Показ и объяснение новой игры.
2. Развитие и совершенствование
мыслительных операций.
3. Продолжать
учить детей пользоваться терминами
при игре; воспитывать усидчивость.
.
2.
«Игра в партию – играют
двое»
1. Развивать память, логику,
воображение. Воспитывать аккуратное
отношение к игре, доброжелательное
отношение к сопернику. Формировать
коммуникативные навыки в игре
у детей.
2. Продолжать
учить детей пользоваться терминами
при игре; воспитывать усидчивость.
11
1.
Март
«Игра между
соперниками в
«Поддавки»
1. Воспитывать усидчивость,
любознательность, умение побеждать
и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление,
мелкую моторику.
3. Воспитывать уважительное
отношение к сопернику
2.
Самостоятельное решение
задач
1. Самостоятельное решение задач
из книги «Как обыграть папу
в шашки» М. Мосина 5,6,7,8.
2. Формирование умения логически
рассуждать, обобщать и
систематизировать свои знания.
3. Продолжать
учить детей пользоваться терминами
при игре; воспитывать усидчивость.
1.
Апрель
«Уголки»
1. Показ и обучение новой игре
в шашки «Уголки».
2. Развитие интеллектуальных
способностей у детей.
2.
Соревнование в игру
«Уголки»
1. Воспитывать усидчивость,
любознательность, умение побеждать
и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление,
мелкую моторику
1.
Май
Подготовка к шашечному
турниру
. Закреплять знания о правилах
игры в шашки. Закреплять знания о
горизонтальных, вертикальных
дорожках и диагонали, правил ходов
шашек.
2. Продолжать повторять правила
поведения во время игры в шашки.
Продолжать формировать умения
логически рассуждать, обобщать и
систематизировать свои знания.
12
2.
«Шашечный турнир»
. Подведение итогов знаний,
умений и навыков детей в игре в
шашки. Анализ проделанной работы,
достигнутые результаты, сравнивание
с начальной целью.
2. Способствовать развитию и
совершенствованию мыслительных
операций.
3.
Итоговый турнир в группе
отдельно среди девочек и
мальчиков.
1. Подведение итогов знаний,
умений и навыков детей в игре в
шашки. Анализ проделанной работы,
достигнутые результаты, сравнивание
с начальной целью.
2. Способствовать развитию и
совершенствованию мыслительных
операций.
3. Критерии показатели результативности освоения программы
Уровни развития
Критерии оценки результатов
Высокий уровень
2 балла
ребенок самостоятельно и правильно справился с
заданием;
Средний уровень
1 балл
для правильного выполнения задания ребенку требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка
педагога;
Низкий уровень
0 баллов
ребенок не выполнил задание даже после подсказки
педагога.
Фамилия,
Имя ребенка
Расставл
яет
шашки
на поле
Начало
игры
Ход
шашек
Бой шашек
соперника
Дамка
Доводи
т игру
до
конца
Итог:
13
н
к
н
к н
к н
к н
к н
к
н к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Пояснения к пунктам таблицы:
1.Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов
для дальнейшей игры.
2.Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему?
3.Как определить, кто играет белыми шашками?
4.Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает
ходы.
5 Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой
проходит непосредственно во время игры.
6.Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на
соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как
низкий уровень развития игровой мотивации.
14
4. Информационно-методическое обеспечение программы
Методы и приемы обучения:
Методическое обеспечение программы:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок,
задач, соревнования, работа над ошибками.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение
детей приобретает социальное значение, создаются условие для
познавательного развития личности.
4.1 Методическая литература по данной программе
1. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010
2. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
3.Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. Просвещение, 2009.
4.Как обыграть папу в шашки /Максим Мосин-Москва :Эксмо,2023.
Список рекомендуемой литературы родителям по данной программе
1. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт –
Петербург,«Литера», 1997 г.
2.Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян «Обучение детей игре в шашки»
3.Справочникстаршего воспитателя, №8, 2011 г
4.Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
5.Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
6.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
– 160 с.
7.Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
8.Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.:
Ленинздат, 1969. – 128 с.
15
9.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
– 250 с.
4.3 Техническое обеспечение по данной программе
Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и
правил, установленных СанПиН.
Для успешной реализации программы есть:
Наличие наборов шашек и досок.
Информационное обеспечение
Оформлен уголок «Юный любитель шашек», пособия, литература.
Кадровое обеспечение
Воспитатель.
4.4 Методические рекомендации педагогам
«Учите детей играть в шашки»
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»
В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является
планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы.
Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду
(творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее), я отдаю
предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых
интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Поэтому начну
именно с того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с
собой эта игра.
16
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , поэтому,
прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей,
способствует их логическому мышлению, развивает пространственное
воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.
Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе
очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на
продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у
них такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей
жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность
за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более
того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что
совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение
детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон
в группе.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем
случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда
найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое»,
сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже
начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно.
Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень
доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о
правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте,
заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут
путаться.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как
показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки недостаточно
просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода
трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо
научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые
заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по
принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с
историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску,
фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять
шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на
темные клеточки ( это необходимо для того, чтобы шашки соперников
встретились в игре ) и так далее .Необходимо также четко сформулировать
суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек
вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После
17
того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к
знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный
вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной
игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес.
Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот
интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.
Для этого я рекомендую не затягивать занятия (продолжительность не
должна превышать 30 минут ), чтобы у детей не было переутомления,
результатом которого может стать снижение мозговой активности и
внимания.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать
важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе
игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые
влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них
ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка
относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а
делать выводы, учить анализировать ошибки.
Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она
подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую
психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие
качества, как организованность, ответственность, способность доводить до
конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает
поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг,
который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и
18
на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную
успешность.
4.4.1 Методические рекомендации родителям
«Учите детей играть в шашки».
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Играйте с детьми в шашки!
Одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение
интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых,
конечно же, являются шашки. Шашки для детей – это отличное средство
развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и
логического мышления. Помимо этого, игра шашки для ребенка — это ещё и
интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие
полезные для жизни качества. Самый важный и действенный способ увлечь
ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! Хвалите ребенка за успехи в
игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.
План работы по взаимодействию с родителями
-Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о
начале работы творческого объединения «Умные шашки», с указанием
целей. Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.
-Наглядная информация
Проведение анкетирования на тему «Роль игры в шашки»
Консультация для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашечную
игру». «Роль игры в шашки в развитии детей!»; папки – передвижки.
-Турнир с родителями.
19
4.4.2 Приложения
Приложение№1
Правила поведения во время игры
Правило 1:
Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей
игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки,
благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника
с победой.
Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на
серьезную игру.
Правило 2:
Взялся – ходи!
Правило 3:
Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно
поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.
Правило 4:
Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь
судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания
партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.
Правило 5:
Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями
Приложение№2
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
20