Автор: Плиева Эльвира Павловна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж
Населённый пункт: РСО - АЛАНИЯ, г.АРДОН
Наименование материала: Доклад
Тема: «Инновационные технологии в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов»
Дата публикации: 25.12.2024
Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»
Доклад
по теме: «Инновационные технологии в
обучении химии как средство повышения
качества подготовки специалистов».
Подготовила преподаватель
химии СКАТК Плиева Э.П.
1
«Инновационные технологии в обучении химии как средство повышения
качества подготовки специалистов»
В настоящее время обсуждаются основные направления развития
образования. Формируется новая система образования. Главной характеристикой
этой системы является формирование творческих компетентностей студентов.
Результативность образовательного процесса определяют педагогические
технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых,
более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих
способностей студентов.
В образовательных технологиях заложен огромный потенциал для
повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые
общество ставит перед системой образования:
- подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и
профессиональной деятельности;
-воспитать обучающихся как граждан, обладающих высокой степенью
личностной зрелости;
- ориентировать обучающихся на гуманистические ценности в решении любых
проблем;
-развить способности к критической оценке и презентации свои достижений.
Технология (от греческого слова techne – искусство, мастерство и логия -
наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки материалов.
Образовательные технологии – это набор операций по конструированию,
формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в
соответствии с поставленными целями.
Материал программы по химии не развивает творческую мыслительную
деятельность. Перед учителем химии встаёт проблема, как развивать творческие
способности студентов и формировать творческие компетентности?
В основе преподавания предмета химии применяю систему сочетания
инновационных технологий. Среди них: технология проблемного обучения,
технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, проектные
технологии, технологии интегративного обучения, технология контроля знаний,
образовательная рефлексия обучающихся.
Как учитель я поставила цель: развивать творческое мышление студента.
Задачи:
Использование современных образовательных и воспитательных технологий в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями.
Конструирование среды для самореализации и самоактуализации личности.
Соуправление и самоуправление в достижении цели каждого урока.
Для решения поставленных задач использую личностно-ориентированный
подход и систему сочетания технологий.
В процессе применения педагогических технологий
руководствуюсь принципом создания успеха в обучении.
У. Глассер отмечает, «что человек никогда не преуспеет в жизни если
однажды не познает успеха в чем-то для него важном».
2
В колледж приходят обучающиеся из разных школ, у которых не всегда
успешно складывалось изучение предмета химия. Перечеркнув прошлые
неудачи обучающихся в изучении химии, предлагаю им испытать свои
возможности в настоящее время. В работе с такими обучающимися
сосредотачиваю внимание на их достижениях на каждом уроке, поощряю их
стремление добиться успеха. Создание ситуации успеха стимулирует
обучающегося к достижению все больших и больших успехов.
Технология проблемного обучения.
Цели обучения: - активизация мышления обучающихся;
- формирование интереса к изучаемому предмету.
Одним из распространенных методов активизации деятельности
обучающихся является постановка проблемы во время лекции. Это можно
сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, рисунков, фотографий.
Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и
происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е.
обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его
мыслительную деятельность на решение проблемы. Существуют различные
варианты постановки и решения проблемы. Педагог ставит проблему и сам
решает её, излагая лекционный материал, при этом обучающие внешне кажутся
пассивными, но внутри каждого могут интенсивно протекать процессы
понимания, принятия, запоминания. Во время лекции-беседы педагог ставит
проблему и предлагает решить ее совместно с обучающимися, путём
структурирования, систематизирования ответов и высказываний обучающихся,
подводит их к общим правильным выводам. Так же, при хорошей подготовке
обучающихся, проблемные вопросы можно решать в группах малого состава.
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок может
стать проблемным. Учитель ставит проблему и подводит обучающихся к её
решению.
Так, например, при изучении строения органических веществ, предлагаю
обучающимся самостоятельно решить проблему – как влияет присутствие
одинарных, кратных связей, функциональных групп на химические свойства
органических веществ? Обучающимся предлагается спрогнозировать химические
свойства этих органических веществ и по возможности записать уравнения
реакций.
Изучения темы «Глюкоза» начинаю с формулы глюкозы. Обучающиеся
выясняют, какие функциональные группы имеются в ее строении? В молекуле
глюкозы есть альдегидная группа. Обучающиеся решают проблему, если она
есть, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой? В растворе
глюкозы имеются молекулы не только с открытой цепью атомов углерода, но и
циклические. Молекул с открытой цепью атомов углерода оказывается не
достаточно для того, чтобы они проявили себя в реакции фуксинсернистой
кислотой.
Постановка вопроса не всегда приводит к проблемной ситуации,
Проблемные ситуации не возникают, если они не интересны для обучающихся,
или обучающийся имеет низкий уровень знаний, или наоборот, он быстро
находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.
3
Технология разноуровневого обучения.
Цели обучения: - активизация мышления обучающихся с разным уровнем
подготовки;
- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;
- воспитание.
Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой
дифференциации. Уровень низкой подготовки обучающихся необходимо
приблизить к уровню общеобразовательной подготовки. Уровень
общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня
повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Изучение
каждого предмета в колледже – не цель, а средство развития студента. Для оценки
успехов обучающихся определяется, как усвоено содержание: на уровне
воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне
(уровне мыслительных операций). Пример проверочной работы по теме:
«Химические реакции».
Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
1.
Zn + O
2
→ Zn O; 3) Fe + Cl
2
→ Fe Cl
3
2.
Ag + S → Ag
2
S; 4) Na + Cl
2
→ Na Cl
Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности
обучающихся).
Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:
1. Mg + ?
→ Mg O; 3) ? + Cl
2
→ Al Cl
3
2. ? +
?→ Al
2
S
3
; 4) ? + O
2
→ Na
2
O
Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности
обучающихся).
Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно
получить: 1) FeCl
2
; 2) ZnCl
2
; 3) P
2
O
5
; 4) Al
2
S
3
Технология игрового обучения.
Цели обучения: - инсценировка игры учит обучающихся анализировать и
оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на
производстве, в профессии, в повседневной жизни,
- выработать правила сотрудничества;
- пробуждает интерес к предмету.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса
обучающихся к различным видам учебной деятельности и познавательной
активности. Желание каждого педагога - привить интерес и любовь к
предмету. Поток информации, химических терминов, определений,
формул создает перегрузку обучающихся. Снять усталость, эмоционально
настроить обучающихся на дальнейшее восприятие учебного материала
помогают ролевые игры. Внимание обучающихся направляется в первую
очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незаметно
выполняет обучающую задачу. Психологи отмечают, что усвоение
материала во время игры не требует произвольного запоминания и это
4
повышает эмоциональные восприятие, позволяет избежать перегрузки
обучающихся. Ролевые игры можно проводить на уроках повторения,
обобщения и контроля знаний. Они могут длиться весь урок или носить
фрагментарных характер 15-20 минут.
В своей практике использую игровые технологии, провожу уроки – игры по
темам: «Жиры», «Суд над углекислым газом», а так же уроки - аукционы
знаний по темам: «Сложные эфиры, жиры», «Углеводороды», «Спирты,
карбоновые кислоты».
Среди инновационных педагогических средств и методов профильного
обучения, особое место занимают технологии метода проектов.
Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает
условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает
обучаемому стать талантливым студентом.
В своей практике использую информационные проекты, в реализации
которых обучающиеся изучают способы получения информации, методы её
обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,
аргументированные выводы) и презентации: «Спирты: за или против», «Курить –
здоровью вредить!».
Метод проектов ориентирован на достижение целей обучающихся. Он
формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Средством использования всех выше перечисленных педагогических
технологий является интеграция.
Цели обучения:
Интеграция: - помогает обучающемуся усвоить факты и явления, общую
картину мира;
- устраняет разобщённость учебных предметов;
- повышает интерес обучающихся к учению;
Давно замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие
отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на
одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других
уроках, не связывают воедино и разрозненные факты, полученные в рамках
одного предмета. Интеграцию провожу следующим образом:
1. На уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией и
физикой. Это придает изучаемому материалу особую привлекательность,
развивает интерес, логическое мышление обучающихся, а так же способствует их
эвристической деятельности на уроке.
2. На уроках осуществляется связь химии со специальными
дисциплинами: товароведением продовольственных товаров, кулинарией.
Интеграция успешно связывает темы «Сложные эфиры» и «Безалкогольные
напитки». На уроках химии обучающиеся усваивают, что сложные эфиры – это
органические вещества, обладающие приятным ароматом, которые могут
повторять запахи цветов и фруктов. Их используют для приготовления
безалкогольных напитков, которые газируют углекислым газом. Интеграция
помогает обучающимся лучше усвоить программу курса кулинарии. На уроках
химии подобно изучив свойства карбоновых кислот, обучающиеся
самостоятельно могут перечислить области применения уксусной кислоты в
5
кулинарии как приправа к мясным и овощным блюдам, как средство для
консервирования продуктов, для гашения питьевой соды в кондитерском деле.
Или жиры, масла, маргарины используются при тепловой обработке продуктов,
для равномерного нагревания всей поверхности продукта при обжаривании.
3.
Самая эффективная форма интеграции - интегрированные уроки.
Интегрированному процессу присущи признаки взаимопроникновения
одного учебного предмета в другой, логико-содержательная основа и
педагогическая целенаправленность, относительная самостоятельность.
Методика интегрированного урока отличается от методики
традиционного урока тем, что преподаватели одновременно ведут урок по
какой-либо теме. Необходимо, чтобы в структуре интегрированного урока
органически сочетались личности преподавателей и учеников, их
взаимодействия друг с другом, чтобы данный урок представлял целостную
психолого-педагогическую систему.
Совместно с преподавателями спецдисциплин можно проводить
интегрированные уроки по темам: «Химические волокна вчера, сегодня, завтра»,
« Виды стекла», «Жиры», на которых осуществлялась бы интеграция химии и
товароведения продовольственных товаров.
Организуя мыслительную деятельность обучающихся, большое внимание
уделяю контролю знаний.
Цели обучения: - проверка знаний, умений, навыков, овладение системой
химических знаний;
-предоставление возможности каждому обучающемуся сообщить о своих
успехах сверстникам;
- формирование научной картины мира.
Для оценки деятельности обучающихся использую различные формы и
методы контроля: индивидуальный опрос, фронтальная контролирующая
беседа, семинары, зачёты, терминологические и цифровые диктанты,
тестирование, контрольные работы и т.д. Систематическая проверка
воспитывает у обучающихся ответственное отношение к учёбе, позволяет
выявить индивидуальные особенности учеников и применять
дифференцированный подход в обучении. Привлекаю обучающихся самим
участвовать в оценке своей деятельности. При проведении зачётов с
использованием групповых и коллективных форм работы использую
самоконтроль, взаимопроверку знаний, взаимопомощь.
Такие методы оценки деятельности обучающихся повышают мотивацию
к учебе, помогают создать благоприятный психологический климат,
обстановку сотрудничества.
Контроль знаний должен обладать стимулирующими функциями,
должен стимулировать желание обучающего изучать данный предмет.
Обучающимся необходимо объяснить подход педагога к выставлению оценок;
какие критерии оценок будут использоваться при оценки знаний; из чего будет
складываться итоговая отметка. Принцип открытых перспектив открывает
обучающимся дорогу к успеху. Каждый обучающийся должен быть уверен,
что в любое время может исправить оценку.
6
Таким образом, применение инновационных технологий повышает
компетентность обучающихся, развивает творческую мыслительную
деятельность, активизирует способности, повышает эффективность обучения
предмету.
Инновационные ресурсы.
1 А.К. Колченко Энциклопедия педагогических технологий.
Издательство КАРО Санкт-Петербург 2012
2 Н.В. Бордовская Современные образовательные технологии.
Издательство КНОРУС Москва 2010
7