Автор: Крюкова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Населённый пункт: город Верхняя Салда, Свердловская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
Дата публикации: 25.12.2024
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Педагогический проект экологического направления
«Юные друзья природы»
Автор-составитель:
Крюкова Л.В.
учитель начальных классов
г. Верхняя Салда
2024год
1
Паспорт проекта
Название
проекта
«Юные друзья природы»
Основания
для
разработки
проекта
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение»,
3. Программа воспитания образовательного учреждения.
4. Целевая комплексная программа развития воспитания.
Возраст
участников
проекта
Проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 1-2 классов
Направление
проекта
Экологическое воспитание школьников
Участники
Классный коллектив: классный руководитель, учащиеся, родители.
Цель проекта
Создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся
Задачи проекта
- участие в охране окружающей среды
- изучение и преумножение природных богатств города
- повышение уровня знаний о природе
- ведение исследовательской, проектной работы по изучению природы и экологии Родного края
Сроки
реализации
проекта
Сентябрь – май 2024-2025 учебный год
Ожидаемые
результаты
Участие в выявлении экологических проблем Родного края.
Расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития экологической
культуры воспитанников.
Умение применять теоретические знания в решении практических задач.
Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству
природы, ответственных за ее сохранение.
Развитие физических качеств, выработка у воспитанников потребности в здоровом образе жизни;
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Интерес к экологической проблематике обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также
поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто
внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической
культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры
личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной
природоохранной деятельности своего района, своей республики.
Экологическое образование по данному проекту предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а
также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния
окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и
воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Содержание проекта «Юные друзья природы» включает следующие направления воспитательной деятельности:
- экология природы
3
- экология и здоровье
- творческая деятельность
Данный проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 1-2 классов.
Также проект позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации внеурочной работы со школьниками. А именно:
- вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
- общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
- повышение роли самих детей, органов самоуправления;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
- развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
- проводить профессиональную ориентацию.
В условиях города экологические проблемы проявляются в своих конкретных многообразиях, позволяя школьнику не только осознать, но и
почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Внеклассные мероприятия,
позволяющие реализовать данный проект, способствуют отдыху учащихся от напряжённой работы в классе.
2.Участники проекта:
Классный руководитель: 1«А» кл. – Крюкова Л.В.
Учащиеся 1А класса
Родительский комитет: …………………………..,
3.Место реализации проекта:
МБОУ СОШ №6
4. Сроки осуществления проекта:
Сентябрь - июнь 2024-2025 учебный год
5. Основные этапы проекта:
Подготовительный этап: сентябрь 2024.
Предусматривает:
создание программы экологического воспитания младших школьников МБОУ СОШ №6
4
подготовка ресурсов.
Основной этап: с 02.09.2023 по 30.05.2024.
Предусматривает реализацию проекта экологического воспитания школьников
Заключительный этап: июнь 2024.
Предусматривает:
анализ проделанной работы.
6. План реализации педагогического проекта:
Сроки
Мероприятия
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Ожидаемый результат
Сентябрь
Заочная
экскурсия
«Люби
и
знай свой край».
Постановка исследовательской
задачи
«Экологические
проблемы родного края».
Используя
имеющиеся
опорные знания, включаются
в
учебно-познавательную
деятельность.
Проводит работу по
актуализации опорных
знаний по теме
«Экология»
Знание основ экологической
культуры.
Развитие
познавательного
интереса
обучающихся,
их
творческих способностей.
Октябрь
Выставка
творческих
работ
«Подарки щедрой осени»
Представление
творческих
работ
Организует
и
направляет творческую
деятельность учащихся
Развитие
творческих
способностей
учащихся.
Знакомство с трудом взрослых.
Ноябрь
4
октября
–
День
защиты
животных.
Акция
«Помоги
птицам», постройка кормушек и
кормление птиц
-
«Птичья
столовая»
Совместно
с
родителями
изучают материал и готовят
кормушки
Организует
и
направляет творческую
деятельность учащихся
и
подводит
итоги
с
краеведческим музеем
Воспитание
бережного
отношения и любви к природе.
Развитие
творческих
способностей учащихся.
Декабрь
Операция «Нарядим ёлку на
тропе Здоровья»
Новогодняя
экологическая
сказка.
Работают
в
«Мастер-
классах»
(изготовление
ёлочных
игрушек
из
бросового материала)
Планирует совместную
работу с родителями.
Воспитание
бережного
отношения и любви к природе.
Развитие
творческих
способностей учащихся.
Январь
Конкурсы рисунков и плакатов
«Каким ты видишь наш Урал?»
«Поможем
птицам
в
холода»(подкармливание птиц)
Готовят творческие работы
Организует
и
направляет творческую
деятельность учащихся
совместно
с
детской
Привлечение
школьников
к
чтению
литературы
о
жизни
животных. Развитие творческих
способностей учащихся.
5
библиотекой
Февраль
Конкурс поделок из бытовых
отходов
«Вторая
жизнь
пластиковой бутылки»,
КТД «Чистая планета»
Изучают
литературу
по
проблеме и включаются в
практическую работу
Организует
и
направляет творческую
деятельность учащихся
и подводит итоги
Развитие
творческих
способностей
учащихся.
Расширение и углубление знания
предметного
материала
об
экологических
проблемах
родного края.
Март
Участие в городском конкуре
«Украсим наш город цветами»
Творческий
проект
«Экологическая МОДА»
Совместно
с
родителями
изучают материал и садим
рассаду.
Готовят творческие модели.
Организует
и
направляет творческую
деятельность учащихся.
Привлечение
школьников
к
труду(ухаживать
за
рассадой).
Развитие
творческих
способностей учащихся.
Апрель
Проект «Чистый город»
КТД
«Нам
этот
край
завещано беречь!»
Совместно
с
родителями
изучают материал и готовят
презентации
Организует
и
направляет творческую
деятельность учащихся
Расширение и углубление знания
предметного
материала
об
экологических
проблемах
родного края.
Май
Трудовой
десант
«Чистота
спасет
мир:
Чистая
улица.
Чистый двор»
Конкурс
исследовательских
работ «Люби и знай свой край».
Анализируют экологическое
состояние улиц города
Представление
исследовательских работ
Организует
трудовой
десант.
Работу
по
актуализации
опорных знаний по теме
Формирование
ценностных
ориентаций обучающихся.
Развитие
познавательного
интереса
обучающихся,
их
творческих способностей
Формы и методы, используемые в работе:
В структуру программы входят: исследовательская работа, экскурсии, встречи, практические работы,
выступление агитбригад, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции.
Основным направлением деятельности
является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие
осознанного, ответственного личностного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической
природоохранной деятельности.
7.Ожидаемые результаты:
Формирование понимания, что человек – это часть природы, его назначение.
умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими
законами;
6
понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
понимание сущности происходящих экологических катаклизм;
понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого
человека в отдельности;
понимание необходимости принятия личного участия в решении экологических проблем.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
8. Используемыеые ресурсы:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие
для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для детей:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
7
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.
8