Напоминание

Типы химических реакций


Автор: Зайцева Виктория Феодосьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Среднеколымская улусная гимназия им.И.В.Волкова"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Среднеколымск
Наименование материала: Технологическая карта и план урока по химии
Тема: Типы химических реакций
Дата публикации: 26.01.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по химии «Типы химических реакций»

ФИО учителя Зайцева Виктория Феодосьевна

Предмет: химия

Класс: 8

Учебник: Габриелян О.С.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема

Типы химических реакций

Цель

создать условия для обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Изучить

классификацию

химических

реакций

по

исходным

веществам

и

продуктам реакции

Личностные:

1.Умение управлять своей познавательной деятельностью

2.Развитие умений самооценки

3.Использование химических знаний

Регулятивные:

1.Умение ставить цель

2.Способность в течении урока регулировать свою работу

3.Вносить необходимые коррективы

Познавательные:

1.Самостоятельно находить в учебнике нужную информацию

2.Осуществлять для решения данной проблемы операции анализа, синтеза, сравнения,

классификации

3.Умение делать выводы и обобщения

Коммуникативные:

1.Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные

2.Слушать и отвечать на вопросы других

3.Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Основные понятия

Коэффициент, закон сохранения массы веществ, реакции соединения, разложения, замещения и обмена

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Фронтальная, индивидуальная,

групповая

Учебник химии для 8 класса, проектор, презентация,

инструктивные карточки, реактивы,

Этапы урока

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

Средства

обучения

I.

Мотивационный

этап

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает

благоприятный психологический климат, настраивает на интересную

работу, вселяет уверенность в каждого учащегося.

Добрый день, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к

совместной творческой работе.

Приветствуют учителя,

настраиваются на работу.

презентация

II. Актуализация

опорных знаний

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут

неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Для этого

необходимо научиться, прежде всего, наблюдать.

Задание.

Понаблюдайте и вспомните физические и химические явления.

Если на экране вы видите химическое явление, поднимите красную

карточку, если физическое, зелёную.

Поднимают красные и

зеленые карточки

Физические: таяние снега,

замерзание воды, плавление

воска

Химические:

прокисание

молока,

горение

дров,

позеленение

бронзовой

монеты, поднятие теста,

выжигание по дереву

Цветные карточки

презентация

Отгадайте загадку, которая имеет отношение к опыту:

Определяют тему занятия

загадка

III.

Изучение

нового

материала

«Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла».

В тетради запишите таблицу-памятку

1.

Знакомство со схемой (исходное вещество – продукты реакции).

2.

Чтение определения.

3. Определение типа химической реакции.

4. Запись в тетрадь схемы и названия типа.

Название

хим.реакции

Условная схема

Формула хим.реакции

Соединение

А + В = АВ

4 K + O

2

----

¿

2 K

2

O

Разложение

АВ = А + В

CaCO

3

-----

¿

CaO + СO

2

Замещение

А + ВС = АС + В

Fe + 2 HCl ----

¿

FeCl

2

+ H

2

Обмен

АВ + СД = АД + СВ

FeO + 2HCl -----

¿

FeCl

2

+ H

2

O

- На основании какого закона мы расставляли коэффициенты?

- Кем был сформулирован закон сохранении масс веществ?

Как сказал великий учёный М.В. Ломоносов,

«Химии никоим образом

научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за

химические операции»

- Как вы понимаете это высказывание?

Учитель предлагает разбиться на несколько групп и выполнить

исследовательскую работу. Организует взаимодействие в группах,

напоминает правила работы по ТБ, следит за работой, предлагает

выступить представителям различных групп, подводит к главному выводу и

предлагает сравнить его с правилом учебника и материалом презентации.

Инструктивная карта исследования химических реакций.

Цель: Научиться проводить химические реакции, наблюдать их признаки,

Отвечают на вопрос

Читают определения:

из нескольких исходных веществ

образуется одно сложное

вещество.

приводят к распаду одного

исходного сложного вещества на

несколько продуктов.

реакции между простым и

сложным веществами,

протекающие с образованием

двух новых веществ – простого и

сложного.

взаимодействие между двумя

сложными веществами, при

котором они обмениваются

атомами или группами атомов.

молекулы состоят из атомов

одного вида (атомов одного

элемента) называют….

молекулы состоят из атомов

разного вида (атомов

различных химических

элементов) называют....

Записывают схему памятку

Высказывание

Модель

химических

реакций

Инструктивная

карточка

составлять уравнения и относить их к разным группам

Ход работы

Опыт 1. Реакция соединения

Опыт 2. Реакция разложения (видеоопыт)

Опыт 3. Реакция замещения

Опыт 4. Реакция обмена

Какие признаки химической реакции вы увидели?

При каком условии возникла эта химическая реакция?

Что же такое химическая реакция? Что произошло с веществом?

Запишем химическую реакцию. Расставим коэффициенты.

Полученные результаты занесите в таблицу.

собирают модели

химических реакций

Ученики работают в

группах по плану, соблюдая

правила взаимодействия,

высказывают свои мнения,

ведут записи в тетради,

анализируют работу других

групп, готовят выступление

и определяют

выступающего.

Опыты

Групповая работа

IV. Закрепление

Заполните карточку «Типы химической реакции» (см. приложение 2)

Определяют тип

химических реакций

карточки

V. Рефлексия

Самопроверка заполненных карточек

Обмениваются карточками

и проверяют

VI.

Домашнее

задание

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

(см.приложение 3)

Записывают домашнее

задание

Карточки с

домашним

заданием

Инструктивная карта

Приложение 1

1.Возьмите порошок оксида кальция, внесите небольшое количество в пробирку и растворите его водой. Опишите признаки реакций.

Уравняйте уравнение химической реакции, определите ее тип.

2. На асбестовой сетке насыпано вещество дихромат аммония. Зажгите его. Опишите признаки химической реакции. Уравняйте химическую

реакцию, определите ее тип.

3. В пробирку добавим 1 мл. соляной кислоты, поместим туда гранулу цинка. Опишите признаки химической реакции. Уравняйте

химическую реакцию, определите ее тип.

4. В пробирку добавим 1 мл. сульфата меди (II), в нее же прильем 1 мл. гидроксида натрия. Опишите признаки химической реакции.

Уравняйте химическую реакцию, определите ее тип.

Тип реакции

Химическое уравнение

1

2

3

4

Карточка

Приложение 2

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl

2

+ H

2

______________________________

2Fe(OH)

3

→ Fe

2

O

3

+ 3H

2

O ______________________________

2Ca + O

2

→ 2CaO

_______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H

2

O

______________________________

2HgO → 2Hg + O

2

________________________________

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl

2

+ H

2

______________________________

2Fe(OH)

3

→ Fe

2

O

3

+ 3H

2

O ______________________________

2Ca + O

2

→ 2CaO

_______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H

2

O

______________________________

2HgO → 2Hg + O

2

______________________________

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl

2

+ H

2

______________________________

2Fe(OH)

3

→ Fe

2

O

3

+ 3H

2

O ______________________________

2Ca + O

2

→ 2CaO

_______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H

2

O

______________________________

2HgO → 2Hg + O

2

______________________________

Домашнее задание

Приложение 3

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

1.

P

2

O

5

+ H

2

O =

2.

Fe(OH)

3

=

3.

KClO

3

=

4.

Al + S =

5. Zn + HCl =

6. Cu(НСО

3

)

2

=

7. HgO =

8. CaCO

3

+ HNO

3

=

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

5.

P

2

O

5

+ H

2

O =

6.

Fe(OH)

3

=

7.

KClO

3

=

8.

Al + S =

5. Zn + HCl =

6. Cu(НСО

3

)

2

=

7. HgO =

8. CaCO

3

+ HNO

3

=

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

1.

P

2

O

5

+ H

2

O =

2.

Fe(OH)

3

=

3.

KClO

3

=

4.

Al + S =

5. Zn + HCl =

6. Cu(НСО

3

)

2

=

7. HgO =

8. CaCO

3

+ HNO

3

=

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

5.

P

2

O

5

+ H

2

O =

6.

Fe(OH)

3

=

7.

KClO

3

=

8.

Al + S =

5. Zn + HCl =

6. Cu(НСО

3

)

2

=

7. HgO =

8. CaCO

3

+ HNO

3

=

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

1.

P

2

O

5

+ H

2

O =

2.

Fe(OH)

3

=

3.

KClO

3

=

4.

Al + S =

5. Zn + HCl =

6. Cu(НСО

3

)

2

=

7. HgO =

8. CaCO

3

+ HNO

3

=

Пропишите химические реакции и расставьте коэффициенты

1.

P

2

O

5

+ H

2

O =

2.

Fe(OH)

3

=

3.

KClO

3

=

4.

Al + S =

5. Zn + HCl =

6. Cu(НСО

3

)

2

=

7. HgO =

8. CaCO

3

+ HNO

3

=

из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.

приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов.

реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых

веществ – простого и сложного.

взаимодействие между двумя сложными веществами, при котором они обмениваются

атомами или группами атомов.

молекулы состоят из атомов одного вида (атомов одного элемента) называют….

молекулы состоят из атомов разного вида (атомов различных химических элементов)

называют....

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=



В раздел образования